Н.Н. Мельников* ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - Закон № 246-ФЗ) отношения, связанные с возведением искусственных земельных участков, регламентируются этим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами РФ. Положения указанного Закона также распространяются на создание и эксплуатацию искусственных земельных участков, а также их комплексное освоение в целях строительства.
Нормы, регулирующие правовой режим искусственных земельных участков, можно разделить на регламентирующие создание и эксплуатацию соответствующих участков. Порядок использования и охраны уже созданного искусственного земельного участка урегулирован существующим отраслевым законодательством, чего нельзя сказать об отношениях, связанных с созданием искусственных земельных участков, эффективная регламентация которых невозможна без совокупного взаимодействия норм земельного, гражданского, водного, градостроительного и экологического законодательства. Такое взаимодействие осуществляется на основе межотраслевых взаимосвязей посредством соединения в специальном законе норм, позволяющих достичь желаемой цели правового регулирования. Таковым выступает Закон № 246-ФЗ, который может быть охарактеризован как правовой комплекс - совокупность норм, системно регулирующих соответствующий круг общественных отношений2. Характерным признаком правового комплекса является, на наш взгляд, объединение в нем норм,
* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук.
1 СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4594.
2 См.: Хохлов В.А. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 27.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2015
относящихся к отдельным ветвям права, и положений, отражающих специфику определенной сферы общественных отношений.
В свете настоящего исследования актуальным представляется обозначить для дальнейшей дискуссии вопрос о том, возможно ли межотраслевое правовое регулирование вне правовых комплексов. По нашему мнению, правовой комплекс представляет собой результат межотраслевых связей и взаимодействия соответствующих норм, объединяемых на основе принципа целеполагания, соответственно вне правового комплекса межотраслевые связи существовать не могут. Вместе с тем следует признать, что данное положение нуждается в дополнительном теоретическом обосновании, которые выходит за пределы предмета нашего исследования.
Научная дискуссия относительно возможности и целесообразности выделения в праве комплексных (межотраслевых) норм и отраслей широко известна. С.В. Поленина, в частности, отмечает, что природа права как категории социальной действительности исключает возможность существования комплексных правовых институтов и отраслей права3. Данная точка зрения основывается на заключении, согласно которому реальное содержание соответствующего правоотношения может быть частноправовым или публично-правовым4.
По нашему мнению, правовая доктрина не может не учитывать того, что одним из последствий усложнения общественных отношений является непрерывное формирование и обособление различных групп отношений, которые нуждается в специальном урегулировании. Комплексные нормы и отрасли права и законодательства возникают в результате соответствующих практических потребностей для того, чтобы право могло осуществлять свою (регулятивную) функцию.
Закон № 246-ФЗ играет роль специального комплексного (межотраслевого) нормативного акта со своим предметом правового регулирования. Согласно ст. 111, II2 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) условия и порядок возведения искусственного земельного участка регулируются Законом № 246-ФЗ. Статья 4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) также определяет, что законодательство о градостроительной деятельности применяется к отношениям, связан-
3 См.: Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999. № 9. С. 5-12.
4 См.: Гражданское право. Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. В 4 т. Т. 1. М., 2008 // СПС «Гарант».
ным с созданием искусственных земельных участков, с учетом особенностей, установленных Законом № 246-ФЗ.
На практике может возникнуть коллизия между положениями данного Закона и постановления Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 44 «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федера-
5
ции» , которое регулирует деятельность по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ. При этом Закон № 246-ФЗ не предусматривает возможность регулирования порядка возведения искусственных земельных участков постановлением Правительства РФ.
Действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на создание искусственных земельных участков. Согласно ст. 16 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»7 возведение искусственных земельных участков запрещается на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. В соответствии со ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ создание искусственных земельных участков не допускается, если это влечет нарушение требований безопасности судоходства8. Аналогичные положения предусмотрены в ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»9. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 44 также устанавливается запрет на создание искусственных островов, сооружений и установок
5 СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 396.
6 Данные объекты представляют собой гидротехнические сооружения -устройства, предназначенные для защиты от негативного влияния вод. Вместе с тем согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 44 искусственные острова и иные сооружения могут создаваться в целях, не противоречащих законодательству РФ, в связи с чем возникает вопрос о разграничении понятий «искусственный земельный участок» и «искусственный остров».
7 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
8 Подробнее о безопасности судоходства см. гл. VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
9 СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.
в границах особо охраняемых природных территорий и рыбохозяй-ственных заповедных зон внутренних морских вод и территориального моря РФ, а п. 12 указанного постановления предусматривается, что в выдаче разрешения на создание искусственного острова может быть отказано, если его возведение создает угрозу безопасности РФ и несовместимо с требованиями защиты окружающей среды и природных ресурсов.
Следует отметить пробельность норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих рассматриваемые отношения, поскольку в них отсутствует определение понятия «искусственный земельный участок»10. В.П. Мозолин указывает, что развитие науки и техники влечет расширение перечня объектов гражданских прав11, характеристики которых подпадают под общие положения гл. 6 ГК РФ. С этих позиций искусственный земельный участок как объект гражданских прав относится к недвижимым вещам. Однако в соответствии со ст. 3 Закона № 246-ФЗ искусственный земельный участок представляет собой сооружение, признаваемое после его ввода в эксплуатацию земельным участком, который, несмотря на ввод его в эксплуатацию, не утрачивает статус сооружения. Искусственный земельный участок может относиться к объектам частных прав, но вместе с тем понятие такого участка шире понятия объекта капитального строительства; на данный участок распространяются положения земельного законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель. Искусственный земельный участок, как и участок, являющийся природным объектом, выполняет территориальную функцию и служит базисом, на котором располагаются различные объекты жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость установления пределов прав собственника такого участка и требований к его безопасности.
Процедура сооружения искусственного земельного участка начинается с получения разрешения, представляющего собой правоустанавливающий документ, который является основанием для проведения всех последующих мероприятий по созданию участка. Согласно ст. 5 Закона № 246-ФЗ разрешение не требуется, если создание искус-
10 Искусственный земельный участок характеризуется рядом существенных отличий от иных объектов гражданских прав, что свидетельствует о необходимости определения понятия искусственного земельного участка в ЗК РФ и ГК РФ.
11 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2011.
ственного земельного участка предусмотрено решением о строительстве или о расширении морского порта, которое в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принимается Правительством РФ.
Субъектами отношений по созданию искусственных земельных участков являются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические лица и юридические лица. Согласно ст. 4 Закона № 246-ФЗ указанные субъекты могут выступать инициаторами возведения искусственного земельного участка, осуществляющими подготовку проекта разрешения, на основании которого выдается разрешение на создание участка. Проект разрешения должен отвечать требованиям, предусмотренным ст. 4 Закона № 246-ФЗ, в том числе предусматривать планируемое местоположение и схему размещения искусственного земельного участка, его предполагаемое целевое назначение и использование. Проект подлежит согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны природопользования и водного транспорта, органами исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка.
Нельзя согласиться с тем, что ст. 4 Закона № 246-ФЗ не содержит требований о необходимости указания в проекте сведений о предполагаемом влиянии создаваемого искусственного земельного участка на природную среду. Статья 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»12 предусматривает презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Исходя из данных норм, оценка воздействия искусственного земельного участка на окружающую природную среду должна прилагаться к проекту разрешения на создание участка и исследоваться уполномоченными органами при проведении согласований проекта и выдаче разрешения на возведение участка. Соответствующие положения рекомендуется внести в ст. 4 и 5 Закона № 246-ФЗ.
12 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
Порядок выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка регулируется ст. 5 Закона № 246-ФЗ, определяющей, что согласованный проект разрешения направляется инициатором в уполномоченный на выдачу разрешения орган. Таким органом в зависимости от целей создания участка и местонахождения водного объекта, где создается участок, может быть Правительство РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которые в течение 30 дней с момента получения заявления с необходимыми документами выдают или отказывают в выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка.
Уполномоченный орган может отказать в выдаче разрешения, если в проекте разрешения не предусмотрены сведения, установленные ст. 4 Закона № 246-ФЗ, или к заявлению на выдачу разрешения не приложены определенные ст. 5 Закона документы. Отсутствие согласований или неустранение замечаний на проект также является основанием для отказа в выдаче разрешения, однако в этом случае Правительство РФ вправе выдать разрешение, если искусственный земельный участок создается в целях обеспечения обороны страны и безопасности РФ.
Разрешение на создание искусственного земельного участка или решение о строительстве или расширении морского порта являются правоустанавливающими документами для совершения ряда юридически значимых действий, а именно: 1) принятия уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка; 2) проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании участка в случае его возведения за счет средств физических лиц или юридических лиц; 3) принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, если создание участка планируется за счет бюджетных средств; 4) заключения договора о создании искусственного земельного участка.
В ст. 6 Закона № 246-ФЗ предусматривается необходимость получения разрешения на строительство и содержится перечень обязательных мероприятий, проведение которых необходимо для создания искусственного земельного участка, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации и документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка. Порядок проведения этих работ зависит от
источника финансирования: при создании участка за счет бюджета следует руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»13. Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Если создание искусственного земельного участка финансируется юридическими или физическими лицами, работы по его созданию проводятся на основании договора, заключаемого на открытом аукционе, в порядке, предусмотренном ст. 7 и 8 Закона № 246-ФЗ, за исключением случаев, когда договор заключается без аукциона на основании распоряжения Президента или Правительства РФ либо решения о строительстве или расширении морского порта. Уполномоченный орган также вправе принять решение о заключении договора без аукциона с собственником или арендатором земельного участка, расположенного в границах речного или морского порта, при условии, что существующий и создаваемый участок будут иметь общую границу и на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке.
В случае если создание искусственного земельного участка предусмотрено решением о строительстве или расширении морского порта, искусственный земельный участок может создаваться на основании концессионного соглашения в порядке, определенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных со-
14
глашениях» .
Подготовительный этап создания искусственного земельного участка, включающий разработку проекта разрешения и его согласование и являющийся достаточно ресурсоемким и юридически значимым для последующих мероприятий по возведению искусственного земельного участка, осуществляется инициатором создания участка, которому по смыслу норм ст. 5 Закона № 246-ФЗ выдается разрешение
13 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
14 СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 2). Ст. 3126.
на его создание. При этом работы по возведению участка проводятся на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, победителем которого признается участник, предложивший наибольшую цену права на заключение договора, т.е. победителем аукциона может быть третье лицо, несмотря на все усилия, предпринятые инициатором создания участка. Такой подход оправдан, когда инициатором выступают органы государственной власти или местного самоуправления, но с ним нельзя согласиться, если инициатором является физическое или юридическое лицо, поскольку в этом случае подрывается предпринимательский интерес частного инвестора. Возможно, решать данную проблему следует путем проведения аукциона на заключение договора о создании искусственного земельного участка до рассмотрения вопроса о выдаче разрешения. В частности, предлагается внести в Закон № 246-ФЗ изменения, согласно которым проект разрешения направляется уполномоченному органу, осуществляющему проведение аукциона. По результатам аукциона заключается предварительный договор на создание искусственного земельного участка. Победитель аукциона представляет проект разрешения в соответствующие органы на согласование, после чего он передается в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на создание участка, затем одновременно с выдачей разрешения заключается договор о создании искусственного земельного участка.
Неотъемлемой составляющей процедуры создания искусственного земельного участка является подготовка документации по планировке территории в планируемых границах возводимого участка, которая согласно ст. 5 и 9 Закона № 246-ФЗ осуществляется до создания участка в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Статья 5 данного Закона предусматривает, что разработка указанной документации осуществляется на основании решения уполномоченного органа в соответствии с разрешением на возведение искусственного земельного участка. Однако в соответствии со ст. 6 и 7 Закона № 246-ФЗ документацию по планировке территории подготавливает лицо, с которым заключен договор о создании участка. Такой подход не противоречит положениям ГрК РФ, согласно ст. 45 которого подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального или местного значения, может осуществляться уполномоченным органом самостоятельно или на основании государственного или муниципального контракта либо физическими или юридическими лица-
ми за счет их средств с последующим утверждением документации уполномоченным органом. Но при любом из указанных вариантов требуется решение уполномоченного органа.
Такое решение само по себе не может возлагать на частных субъектов обязанности по разработке документации, поэтому следует исходить из того, что если искусственный земельный участок создается за счет средств физических или юридических лиц, то подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании решения уполномоченного органа и договора о создании участка. При бюджетном финансировании работ по возведению участка документация по планировке территории разрабатывается уполномоченным органом самостоятельно или лицом, с которым заключен государственный или муниципальный контракт. Указанная документация подлежит утверждению уполномоченным органом после ее согласования с органами местного самоуправления поселения, применительно к территории которого такая документация готовилась.
Согласно п. 10 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории разрабатывается на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки15. Однако Закон № 246-ФЗ не содержит положений, предусматривающих необходимость осуществления работ по территориальному планированию при возведении искусственных земельных участков, в связи с чем на практике может возникнуть коллизия между его нормами и ст. 45 ГрК РФ, что затруднит подготовку и утверждение документации по планировке территории. В литературе справедливо отмечается, что ГрК РФ определяет территориальное планирование как основу градостроительной деятельности по развитию городов и иных поселений16. Согласно ст. 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования. Исходя из изложенного, предлагается дополнить ст. 5 Закона № 246-ФЗ положениями
15 По смыслу норм ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются в отношении существующих земельных участков, и законодатель не предусматривает возможности разработки правил для вновь образуемой территории. Поэтому применительно к искусственному земельному участку о правилах землепользования и застройки можно говорить после ввода такого участка в эксплуатацию.
16 См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2009.
о том, что принятие решения о создании искусственного земельного участка является основанием для внесения изменений в документы территориального планирования в части указания планируемого размещения искусственного земельного участка.
В качестве недостатка Закона № 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка17 и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 5 Водного кодекса РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона № 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон № 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК РФ и Водным кодексом РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
Можно предложить два варианта решения рассматриваемой проблемы . Первый вариант - предоставление лицу, создающему участок, права без аукциона приобрести в аренду прибрежный земельный участок (включающий часть береговой полосы), в размере, установленном проектной документацией искусственного земельного участка. Для реализации этого предложения необходимо внести соответству-
17 Под прибрежным земельным участком в настоящей статье понимается земельный участок, примыкающий к береговой полосе.
18 Имеется в виду ситуация, когда прибрежный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. В противном случае необходим выкуп прибрежного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, однако цели создания искусственного земельного участка должны соответствовать перечню государственных или муниципальных нужд, предусмотренных ЗК РФ в качестве оснований изъятия земельных участков.
ющие изменения в ст. 30 ЗК РФ и ст. 6 Закона № 246-ФЗ. Второй вариант - предусмотреть в ст. 11 Закона № 246-ФЗ норму, согласно которой одновременно с выдачей разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка уполномоченным органом устанавливается публичный сервитут в отношении прибрежного земельного участка и части береговой полосы, в размере, необходимом для проведения строительных работ (установленном проектной документацией).
Возведение искусственного земельного участка осуществляется на основании договора о создании участка, порядок заключения и существенные условия которого предусматриваются ст. 7 Закона № 246-ФЗ. При возведении участка за счет бюджетных средств заключается государственный или муниципальный контракт, при этом данный Закон не регулирует требования к содержанию такого контракта, с чем нельзя согласиться. На наш взгляд, положения ст. 7, определяющие существенные условия договора о создании искусственного земельного участка, должны распространяться и на государственный или муниципальный контракт, поскольку характер работ по возведению участка не зависит от источника их финансирования.
Строительные работы проводятся в соответствии с разрешени-
19
ем и проектной документацией искусственного земельного участка, подлежащей согласно ст. 10 Закона № 246-ФЗ государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе20. Разрешением на создание участка может быть предусмотрено возведение на нем объекта капитального строительства. В этом случае одновременно с разработкой проектной документации искусственного земельного участка осуществляется подготовка проектной документации объекта капитального строительства. Необходимость проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы указанной проектной документации объекта капитального строитель-
19 Наряду с разрешением на создание искусственного земельного участка для осуществления строительства необходимо получить разрешение на проведение работ по созданию участка и возводимого на нем объекта капитального строительства, которое выдается в порядке, установленном ГрК РФ для выдачи разрешения на строительство, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 11 Закона № 246-ФЗ.
20 Рассматриваемые положения ст. 10 корреспондируют нормам ст. 49 ГрК РФ и ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556).
ства определяется на основании ст. 49 ГрК РФ в зависимости от характеристик возводимого объекта.
Работы по созданию искусственного земельного участка завершаются подписанием документов, подтверждающих соответствие участка требованиям проектной документации и технических регламентов, и акта приемки участка, которые необходимы для получения разрешения на его ввод в эксплуатацию. Согласно ст. 14 Закона № 246-ФЗ разрешение на ввод является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий21 и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка. При отнесении участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
Постановка искусственного земельного участка на кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»22. Особенности государственной регистрации права собственности на участок регулируются ст. 223 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
23 тэ
недвижимое имущество и сделок с ним» . В зависимости от источника финансирования работ по созданию искусственного земельного участка право собственности на участок возникает у Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования или частного лица, кроме случаев создания участка на основании концессионного соглашения.
В заключение необходимо отметить, что законодательство, регулирующие правовой режим искусственного земельного участка, нуждается в дальнейшей разработке, которую целесообразно направить на усиление роли Закона № 246-ФЗ как специального и межотраслевого нормативного акта, регламентирующего рассматриваемые отношения.
21 Аналогичное положение предусмотрено ст. 12 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5276.
22 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
23 СЗ РФ. 1997. № 30.Ст. 3594. 154