Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Ильевна, Винникова Марина Николаевна

В статье обосновываются актуальность и особенности развития творческого мышления у студентов гуманитарного профиля на занятиях по английскому языку. Анализируется понятие «конкурентоспособный специалист» и его критерии (целеустремленность, труд, творчество, профессиональное саморазвитие, способность к самоуправлению, стрессоустойчивость, компенсаторские механизмы личности). Рассматриваются пути развития творческого потенциала специалиста и методы, направленные на развитие творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING IN HUMANITARIAN STUDENTS

The article studies the relevance and features of the development of creative thinking in humanitarian students at the English classes. The concept of «competitive specialist» and its criteria (determination, work, creativity, professional self-development, ability to self-management and self-organization, stress-resistance, compensatory mechanisms of personality) are analyzed. The ways of developing a specialist’s creative potential and methods aimed at developing creative thinking are considered.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

16. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 1996. - 481 с.

17. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 533 с.

18. Сковородников А.П. Языковая игра // Культура русской речи: Энцикл. словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева [и др.]. М., 2003. 837 с.

19. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М, 1996. - 288 с.

20. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус Covid-19. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ. Материалы XXV Международного симпозиума, Москва 15-16 апреля 2020. М.: Психологический институт РАО, 2020. С. 34-47.

21. Федоров А.И. Развитие русской фразеологии в конце XVIII - начале XIX в. М.: Наука, 1973. 215 с.

22. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. 336 с.

23. Mieder, W. Twisted Wisdom. Modern Anti-Proverbs. Vermont. Burlington, 1998. - 159 p.

24. Torocsik M., Szucs K.,Kehl D. How Generations Think: Researh on Generation Z // Global Journal of Business Researh. 2008. Vol. 2. № 2.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Ильевна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье обосновываются актуальность и особенности развития творческого мышления у студентов гуманитарного профиля на занятиях по английскому языку. Анализируется понятие «конкурентоспособный специалист» и его критерии (целеустремленность, труд, творчество, профессиональное саморазвитие, способность к самоуправлению, стрессоустойчивость, компенсаторские механизмы личности). Рассматриваются пути развития творческого потенциала специалиста и методы, направленные на развитие творческого мышления.

Ключевые слова: образование, иностранный язык, творчество, творческое мышление, конкурентоспособный специалист.

Annotation. The article studies the relevance and features of the development of creative thinking in humanitarian students at the English classes. The concept of «competitive specialist» and its criteria (determination, work, creativity, professional self-development, ability to self-management and self-organization, stress-resistance, compensatory mechanisms of personality) are analyzed. The ways of developing a specialist's creative potential and methods aimed at developing creative thinking are considered.

Keywords: education, foreign language, creativity, creative thinking, competitive specialist.

Воображение важнее знания.

Альберт Эйнштейн

Введение. Вхождение России и Татарстана в мировое образовательное пространство выдвигает необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере туризма, сервиса и гостеприимства. Необходимость владения иностранными языками диктует концептуальные и качественные изменения в отечественной системе образования и процессе изучения иностранных языков.

Опыт работы в системе профессионального образования показал, что, к счастью, сейчас уже никого не приходится убеждать в необходимости изучать иностранные языки. Молодые люди стремятся получить как можно лучшее и как можно более универсальное образование. Многие из нынешних студентов грызут гранит науки сразу в нескольких учебных заведениях и вступают в самостоятельную трудовую жизнь, имея два, а то и три диплома. К сожалению, наше образование не успевает за желаниями и стремлениями наших студентов.

Цель исследования - теоретическое обоснование особенностей и разработка технологии формирования творческого мышления на занятиях по иностранному языку у студентов гуманитарного профиля.

В качестве основных методов исследования для решения поставленной цели применялись следующие: теоретико-методологический анализ литературных источников; изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса высшей школы; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что важной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Изучение эволюции «социального заказа» (таблица 1) свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики путь к профессиональной деятельности связан с конкурсным отбором или своеобразным фильтром - выбором специалистов, который осуществляется по многим критериям. Это состояние древние греки называли «агон», то есть стремление показать себя, выделиться, утвердить свое превосходство, «стать первым среди равных» [2].

Таблица 1

Эволюция социального заказа

Понимание социального заказа раньше Понимание социального заказа сегодня

Воспитание достойного человека: скромность, застенчивость, честность, человек слова. Воспитание лидера, преуспевающего человека: уверенность, умение заявить о себе, Многозадачность.

Что представляет собой «конкурентоспособный специалист»?

Какие критерии являются определяющими для успешной профессиональной деятельности, служебного роста, карьеры, должностного продвижения и, в конечном счете, финансового благополучия и процветания?

Изложение основного материала статьи. Доктор педагогических наук, профессор В.А. Андреев (Казанский федеральный университет) называет следующие личностные и профессиональные качества, составляющие критерии конкурентоспособного специалиста, которыми определяется успех в любой сфере деятельности. К их числу относятся целеустремленность, труд, творчество, профессиональное саморазвитие, способность к самоуправлению, стрессоустойчивость, компенсаторские механизмы личности и др.

Основной целью профессионального образования является наиболее быстрое реагирование на «вызовы» современного времени, адаптация к потребностям общества.

При этом возникает злободневный вопрос: каковы пути развития творческого потенциала специалиста гуманитарного профиля? Насколько общество стимулирует творческую активность и заинтересовано в ней?

Духовный кризис современной цивилизации связан с появлением «одномерного человека» (Г. Маркузе), лишенного целостности, индивидуальности, самостоятельности мышления и творчества. Стандартизация производства и потребления в массовом масштабе приводят к тому, что социализация включает конформизм и ригидность [2].

При всех тенденциях в современном образовании (личностно-ориентированный подход, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, коммуникативное обучение, дистанционное обучение, интерактивное обучение и др.) обучающий процесс не всегда раскрывает творческий потенциал и развивает креативные умения. А некоторые образовательные системы даже подавляют творческие способности студентов, учат их мыслить шаблонами и стереотипами, а не делать это самостоятельно. Очень часто творческий подход вообще отвергается, потому что он не вписывается в образовательную систему, противоречит ее основным задачам. Ибо он в основном организован так, чтобы подготовить студента к экзамену. Студент должен ответить на вопросы так, как этого требует экзаменатор [1]. Кроме того, учебно - образовательные программы и малое количество часов, отводимое на изучение дисциплины «Иностранный язык» (2-4 часа в неделю на 1-2 курсах), убивает творчество самих преподавателей.

Преподаватели высшей школы очень часто отождествляют знания и способности, умения и навыки студентов. Этому в значительной степени способствуют современные учебники, тематические планы и программы, в которых акцент сделан на формирование знаний и практически не уделено должного внимания развитию творческого потенциала студентов. Как заметил еще Демокрит: «Многознание уму не научает».

Таким образом, выполнение образовательных программ так или иначе подавляет творческие импульсы и формирует конформизм мышления. Именно этот «диагноз» можно поставить большинству выпускников вузов.

Рынок труда диктует свои правила, в которых, кроме безупречного знания своего дела и умения быстро ориентироваться в массиве полученной информации в процессе образования, прослеживаются и такие требования к специалисту гуманитарного профиля, как коммуникабельность и готовность осуществлять свою профессиональную деятельность на уровне творчества. Это обусловлено тем, что сегодняшняя информационная действительность многовариантна и склонна к изменению быстрыми темпами, а, следовательно, наличие у специалиста гуманитарного профиля творческой активности - необходимая часть его конкурентоспособности на рынке труда. В подготовке такого специалиста решающая роль отводится методике преподавания, направленной на развитие творческого мышления.

Творческая активность и развитие творческого мышления студентов могут быть только результатом планомерной организации педагогического процесса. Для повышения эффективности процесса развития творческого мышления необходимо в полной мере использовать потенциал практических занятий. В школе и в ВУЗе, к сожалению, уделяют недостаточное внимание методам и приемам, направленным на развитие творческого мышления. Приведем примеры таких методов и приемов:

Таблица 2

Методы обучения, направленные на развитие творческого мышления студентов гуманитарного

профиля

Неимитационные методы Имитационные методы

> Проблемные лекции и занятия > Круглый стол > Пресс-конференция > Ковер идей > Выездные занятия с дискуссией > Воображаемая встреча с героем, автором > Метод дихотомии в игре «Да -нет» > Взаимопроверка домашнего задания Игровые технологии > Игровое проектирование > Разыгрывание ролей > Театральное представление > Деловая игра Неигровые технологии > Анализ конкретных ситуаций > Решение ситуативных и профессиона-льных задач > Синквейны

Теперь приведем примеры некоторых заданий и приемов, использование которых повышает эффективность процесса развития творческого мышления студентов гуманитарного профиля:

> «проживание» каких-либо событий (например, исторических, современных, связанных со спортивными и туристическими мероприятиями);

> создание словесного продукта в различных жанрах: составление словарей, сочинение современных видов текста (job interview, advertisement, business communication, cross-cultural communication, fairy tales, sayings, poems, myths), составление рассказа по кругу;

> составление студентами кроссвордов, игр, своих собственных заданий для других студентов;

> составление и проведение показательного выступления, спектакля, викторины (quiz "Olympic Games", "Famous British People", "USA", "About Tatarstan", "Smart Academy", "Combat of linguists");

> написание самооценок или рецензий;

> домысливание пропущенного эпизода, диалога героев [3].

На кафедре иностранных языков и языкознания Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма постоянно проводится мероприятия по развитию творческого потенциала студентов. Они регулярно выступают с докладами на конференциях, конгрессах и фестивалях. В ПГАФКСиТ каждый год организуются и проводятся: всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма»; всероссийский ежегодный конкурс НИР «Студент - исследователь»; видеовстречи студентов и преподавателей ПГАФКСиТ со студентами и преподавателями университета Хаджеттепе, Анкара, Турция; интеллектуальный конкурс «Битва титанов»; внутривузовский конкурс «Мое семейное древо»; внутривузовский конкурс видеороликов на французском языке «Казань-туристический город»; внутривузовский конкурс-викторина «Вокруг света»; праздничный вечер "Хеллоуин; открытый региональный конкурс по английскому языку «Learn to win!» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных, спортивных школ и средних специальных учебных заведений, а также студентов ВУЗов; праздник Навруз, в рамках которого проводился конкурс видеороликов и презентаций.

Студенты ПГАФКСиТ каждый год участвуют в Республиканском открытом конкурсе научных работ среди обучающихся на соискание премии имени Н.И. Лобачевского, в казанском студенческом фестивале национального творчества «Ягымлы яз», в конкурсах грантов в рамках VII Республиканского молодежного форума «Наш Татарстан», «50 лучших инновационных идей РТ».

Кроме того, студенты активно занимаются в научных кружках при кафедре «Основы научного доклада на конференции» (научный руководитель - В.И. Волчкова), «Английские заимствования и их роль в развитии языка» (научный руководитель - Л.В. Ахметшина), «Языковые особенности текстов англоязычной блогосферы» (научный руководитель - А.Ф. Ибраева).

Выводы. Однако следует учитывать, что процесс эффективности развития творческого мышления студентов гуманитарного профиля возможен только в условиях их заинтересованности в получении знаний, так как учение - это не просто передача знаний одним человеком другим людям, а творческий процесс их отбора в потоке информации, оценки и переосмысления. Главной задачей преподавателя в этом процессе является пробуждение у студентов заинтересованности в той информации, которую они должны получить в результате занятия. Еще древнегреческий философ и писатель Плутарх говорил, что голова обучаемого - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Поэтому учитывая все вышесказанное, мы сформулируем следующие выводы. Для развития творческого потенциала студентов гуманитарного профиля необходимы:

1. Демократический стиль взаимоотношения преподавателя со студентами, поощрения стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора и методов достижения своих целей;

2. Индивидуализированное применение учебно-образовательной программы в зависимости от способностей студентов;

3. Создание творческого климата, творческих ситуаций и условий для воплощения конкретных идей на занятиях по иностранному языку;

4. Позитивный пример преподавателя творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции и энтузиазма.

Таким образом, содержание и внутренняя структура конкурентоспособности неотделимы от творческого начала, чем и определяется ценность специалиста, его уникальность, индивидуальная неповторимость, самобытность в профессиональной деятельности, так как творчество - это желание и умение проявлять свою личность в том пространстве, где вы обитаете. Если хотите, творчество - это само желание жить. Реализация творческого потенциала, проявление своих возможностей всегда способствует укреплению и приумножению жизненных сил индивида. Только реализуя свои творческие замыслы, человек способен обретать гармоничное психическое состояние.

Литература:

1. Будайли Г.Р. Практическая психология в музыкальном искусстве и образовании: сенсорные репрезентативные системы музыканта: учебно-методическое пособие / Г.Р. Будайли: М - во культуры Рос. Федерации, Казан. гос. консерватория (акад.) им. Н.Г. Жиганова. - Казань: Казанская гос. Консерватория, 2012.

2. Серегина Н.М. Соотношение ценностного и технологического подходов в моделях образования // Культурно-образовательное пространство Татарстана: стратегии и практики. - Казань, 2012. - С. 75-79.

3. Павицкая З.И. Формы, методы и средства активизации учебной и познавательной деятельности студентов. - Казань: КВВКУ, 2015. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.