Научная статья на тему 'Пути развития образовательного процесса в военном вузе'

Пути развития образовательного процесса в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / MILITARY EXPERTS / CREATIVE THINKING / NATURAL SCIENTIFIC WORLDVIEW / ENVIRONMENTAL CONCERNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпилёва Е. В.

В статье рассмотрены некоторые направления развития образовательного процесса в военном ВУЗе по совершенствованию творческого и естественнонаучного подхода к обучению, как инструмента решения многих технических и, очень остро стоящих сейчас, экологических проблем. Рассмотрены пути формирования у военных специалистов креативного подхода в решении проблем изучаемых дисциплин, формирования естественнонаучного мировоззрения для повышения эффективности военного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY HIGH SCHOOL

The article deals with some directions of development of the educational process in military high school to improve the creative and natural science approach to learning as a tool for solving many technical and very serious challenges now, environmental issues. The ways of formation of the military experts creative approach in solving the problems of disciplines, the formation of natural-science outlook to improve the effectiveness of military professional education.

Текст научной работы на тему «Пути развития образовательного процесса в военном вузе»

Литература

1. Туревский, И.М. Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 7-12.

2. Фролов, А.Ю. Диагностическая деятельность студентов факультета физической культуры как фактор профессиональной подготовки специалистов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 4. - С. 53-56

References

1. Turevsky, I.M. Psychomotor Structure of Adolescents in Respect to Correlation and Factor Analyses // Theory and Practice of Physical Culture. - 2013. - № 8. - P. 7-12.

2. Frolov, A.Yu. Diagnostic work of students of the department of physical education as a factor of effective professional training // Physical culture and health. - 2009. - № 4. - P. 53-56

Шпилёва Е.В.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые направления развития образовательного процесса в военном ВУЗе по совершенствованию творческого и естественнонаучного подхода к обучению, как инструмента решения многих технических и, очень остро стоящих сейчас, экологических проблем. Рассмотрены пути формирования у военных специалистов креативного подхода в решении проблем изучаемых дисциплин, формирования естественнонаучного мировоззрения для повышения эффективности военного профессионального образования.

Ключевые слова и фразы: военные специалисты; креативное мышление; естественнонаучное мировоззрение; экологические проблемы.

Shpileva E.V.

Military educational-scientific center of «Air force academy» in Voronezh, Russian Federation WAYS OF EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY HIGH SCHOOL

Abstract

The article deals with some directions of development of the educational process in military high school to improve the creative and natural science approach to learning as a tool for solving many technical and very serious challenges now, environmental issues. The ways of formation of the military experts creative approach in solving the problems of disciplines, the formation of natural-science outlook to improve the effectiveness of military professional education.

Keywords: military experts; creative thinking; natural scientific worldview; environmental concerns.

В условиях современной жизни стали предъявляется особые требования к специалистам, которым часто приходится решать нестандартные задачи для обеспечения практического внедрения новых идей. Это в полной мере относится к военным специалистам, которых должны отличать любознательность, энергичность, способность к риску, восприимчивость к новым идеям, оригинальность мышления. Для воспитания всех этих качеств и повышения эффективности учебного процесса в целом необходимо: 1) развивать в будущем специалисте креативность; 2) добиваться мотивации учебного процесса, формируя естественнонаучное мировоззрение. Сегодняшний выпускник средней школы, а значит и абитуриент, плохо представляет себе единую картину мира, взаимосвязь и взаимопроникновение наук, как инструмент решения многих технических и, очень остро стоящих сейчас, экологических проблем. Курсант, изучая ту или иную науку, часто не представляет себе ее практического значения, ее мировоззренческую роль, а уж о связи наук не задумывается вообще. Сейчас уже очевидно, что только обладая естественнонаучным мировоззрением можно оптимально организовать деятельность человека при ограниченных природных ресурсах. Поэтому привитие естественнонаучного мировоззрения позволит будущим военным специалистам более правильно решать не только узкоспециальные, но и постоянно возникающие серьезнейшие экологические проблемы, которые особенно остро стоят в армейской среде, где считается, что любая боевая задача должна быть выполнена любыми средствами и только в последнее время начал ставиться вопрос об их адекватности и степени ущерба, наносимого окружающей среде.

Особое место в жизни и деятельности Вооруженных Сил занимает педагогическая наука, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

Военная педагогика имеет ряд особенностей. Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений к успешным действиям в условиях воинской деятельности. Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи.

Решение задач военной педагогики связано, прежде всего, с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил Российской Федерации. Формирования у командиров современного педагогического, творческого, естественнонаучного мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных и учебных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины.

Креативность [1] в решении проблем естественнонаучных дисциплин это то направление, которое позволяет повысить эффективность военного профессионального образования. Креативное мышление - сложный процесс, включающий несколько стадий: 1) подготовка, 2) фрустрация, 3) инкубационный период, 4) озарение, 5) разработка. Все эти стадии можно отрабатывать на любом виде занятий, так как их всегда приходится проходить, когда решается поставленная проблема. Таким образом, даётся алгоритм для дальнейшего самостоятельного научного исследования по любым направлениям деятельности молодого военного специалиста.

1. Подготовка. Это стадия планирования, когда прорабатывается теоретический материал, собираются необходимые данные, чётко формулируется проблема и делаются предположения о результатах исследования. На этом этапе происходит постановка целей и определение результатов. Выбирается правильное направление исследования, проверяется наличие необходимой аппаратуры, продумывается стратегия эксперимента.

2. Фрустрация. На этом этапе будущий военный специалист может почувствовать разочарование, неуверенность в своих силах. Если преподаватель не покажет пути преодоления препятствия, не внушит уверенности в своих силах, то на этой стадии, порой творчество и заканчивается и начинается механическое выполнение определённых операций.

3. Инкубационный период. Натолкнувшись на какую-нибудь трудность в решении проблемы, нужно на время отложить её решение, переключить внимание обучаемого на другие вопросы. Нерешённый вопрос уходит вглубь подсознания.

110

4. Озарение. Это переходный момент идеи из подсознания в сознание, связь между левым и правым полушариями головного мозга. На этом этапе может помочь интуиция. Именно интуитивные решения являются, в основном, не только эффективными, но и творческими. Интуицию обязательно нужно развивать, и в этом помочь может только преподаватель.

5. Разработка. На завершающей стадии надо проверить свои предположения, придать им приемлемую форму, провести исследование и проанализировать его результаты. Здесь важен строго научный, рациональный, даже прагматичный подход, чтобы быть уверенным в достижении своих целей.

В настоящее время обостряются противоречия между растущими материальными потребностями общества и возможностями их удовлетворения при сохранении экологического равновесия. Чтобы снять эти противоречия, необходимо модернизировать или полностью заменить старые традиционные технологии, которые обеспечивают общество необходимой продукцией, но, в то же время, наносят все более ощутимый вред среде обитания человека. Комплекс экологических, природоохранительных проблем должен базироваться на фундаментальной взаимосвязи наук, общим идеалом которых является сохранение гармоничных взаимоотношений человека и природы. Такой идеал, в силу его универсальности, объединяет и связывает в единую систему не только естественные, но и социальные, общественные разделы научного знания.

Переоценить значение роли преподавателя в процессе современного обучения невозможно [2]. Только в сотрудничестве курсантов и преподавателя, их творческом взаимодействии, заключается успех подготовки современного специалиста, его способности справляться со всеми возникающими научными и техническими задачами самостоятельно.

Литература

1. Педагогическая психология: учеб. пособие // Под ред. Регуш Л. А., Орловой А. В. СПб.: Питер, 2010. 416 с

2. Шпилёва Е. В., Шпилёв А. В. Воспитательная составляющая образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М: Центр стратегических исследований, 2013. № 3. С. 271-273.

References

1. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie // Pod red. Regush L. A., Orlovoj A. V. SPb.: Piter, 2010. 416 s

2. Shpiljova E. V., Shpiljov A. V. Vospitatel'naja sostavljajushhaja obrazova-tel'nogo processa // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. M: Centr strategicheskih issledovanij, 2013. № 3. S. 271-273.

Яковлева А.Л.1, Галавова Г.В.2

'Студентка, Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма; 2Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранного языка и языкознания ПГАФКСиТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК ЯЗЫК СЕРВИСА

Аннотация

В данной статье рассмотрена история татарского языка, его универсальность.

Ключевые слова: татарский язык, сервис.

Yakovlev A.L.1, Galabova G.V.2

1Student of the Volga region state Academy of physical culture, sport and tourism; 2Candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer

of the Department of foreign languages and linguistics Patchset TATAR LANGUAGE AS THE LANGUAGE OF SERVICE

Abstract

This article discusses the history of the Tatar language, its versatility.

Keywords: Tatar language service.

В моей жизни начался новый этап - поступление в вуз. И мне посчастливилось поступить в третью столицу России - Казань. Город с 1009 историей, необыкновенный по своей красоте и природе, сочетающий в себе разные религии. Для меня было полной неожиданностью, когда в расписании я увидела дисциплину, носящую название Татарский язык. Для меня он был не столь чужд, так как я живу на границе с республикой Татарстан и периодически слышу татарскую речь, но обычно я ничего не понимала, поэтому не уделяла этому языку должного внимания. Но начав изучать данный язык, я поняла, какой же он гармоничный и мелодичный. И поэтому поставила перед собой несколько задач.

Задачи:

• Изучить историю возникновения татарского языка;

• Выявить особенность данного языка;

• Исследовать перспективу использования данного языка, как языка сервиса.

Поняв, все преимущества данного языка поставила перед собой цель: изучить перспективу использования татарского языка в сфере услуг.

Татарский язык один из индоевропейских языков, который принадлежит семье тюркских языков, включающую в себя: турецкий, азейрбанджский, башкирский, узбекский, киргизский, кумырский, тувинский и т.д. Государственный язык Республики Татарстан и второй по распространённости и по количеству говорящих национальный язык в Российской Федерации. [4] Относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. В настоящее время на татарском языке говорит более 7 млн. чел. Из них в Татарстане проживают около 2 млн., остальные - в 80 регионах бывшего СССР и за рубежом - Финляндии, Турции, Австралии, Китае.

Народно-разговорный татарский язык развивался на основе 3 диалектов:

• западный (мишарский) диалект, имеющий большую связь с огузо-кыпчакским языком;

• казанский (средний) диалект (имеет гипотетические элементы булгарского языка);

• восточный (сибирско-татарский) диалект, формировавшийся как самостоятельный язык, но по причине политических связей и переселения казанских татар в Сибирь сблизившийся со средним диалектом.

Современный татарский язык сформировался из смешения древне-булгарского с кыпчакскими и чагатайскими диалектами тюркских языков. Татарский язык формировался в районах Поволжья и Приуралья. Испытал определённое воздействие финноугорских (древневенгерского, марийского, мордовских, удмуртского), арабского, персидского, русского языков. [3]

Татары издавна были приобщены к письменности, которая имеет долгую историю:

• точка отсчета - памятники рунического письма;

• с начала 10 века вместе с исламом Волжской Булгарии был принят арабский алфавит;

• в конце 20-х годов 20 века этот алфавит был изменен на латинский;

• через 10 лет произошел переход на кириллицу с добавлением 6 букв (Э э, 0 е, Y Y, Ж ж; Н ц, h h).

Рукописные книги писались камышиными и гусиными перьями. Чернила изготовлялись из различных растений и их корней, древесной коры, сажи. Если основной текст писался темными чернилами, то названия глав и отдельные высказывания выполнялись красными чернилами, иногда зелеными, синими и желтыми. Переплеты книг делались из тонких досок и картона, которые затем обтягивались кожей. Кожа применялась также для изготовления корешка, обрамления книги и ее уголков. [2] Коран и другие дорогие книги дополнительно обтягивались тканью с вышивками серебряными или золотыми нитками. На кожаные 111

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.