Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / "ПОГОВОРКИ - ЗЕРКАЛО НАСТРОЕНИЯ" / РАБОТА С ЗАГОЛОВКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И.Г., Мухартова Н.Е., Щендрыгина О.М.

В данной статье рассматривается познавательная активность и некоторые приемы развития этой деятельности на уроках обществоведческих дисциплин.This article discusses some of the cognitive activity and the development of techniques of this activity on the social science disciplines lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.022

Ломакина И.Г. учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Мухартова Н.Е. учитель истории МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

Щендрыгина О.М. учитель экономики и обществознания МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается познавательная активность и некоторые приемы развития этой деятельности на уроках обществоведческих дисциплин.

Annotation: This article discusses some of the cognitive activity and the development of techniques of this activity on the social science disciplines lessons.

Ключевые слова: познавательная активность, «поговорки - зеркало настроения», работа с заголовками, драмогерменевтика.

Key-words: cognitive activity, «proverb - mirror the mood», to work with headers, dramogermenevtika.

Глобальные изменения социально-экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Современному специалисту любой отрасли нужно иметь не только отлично развитые познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание), но и умение использовать знания в разных жизненных ситуациях.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности в обучении». познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. Формирование ее возможно лишь через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.2

Критериями познавательной активности являются:

1. количество и качество изучаемого материала,

2. познавательный интерес,

3. сформированность приемов умственной деятельности.

1 Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М., 1989, С. 560

2 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. - М., 2011, С. 14

Обучающиеся включаются в процесс учебной деятельности с разной

степенью активности. Шамова Т.И. выделяет следующие уровни активности учащихся:

• Воспроизводящий (характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу).

• Интерпретирующий (предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания, овладеть способами выполнения действий по образцу).

• Творческий (предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем).3

Познавательная активность характеризует всю жизнедеятельность учащегося, от нее зависит его благополучие, успех, статус.

Сегодня одна из важных задач школы - создание комфортных условий для обучения, позволяющих развить познавательную активность как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности. Это обеспечит не только качественное усвоение обучающимся сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, социальное и гражданское развитие.

Все мы хотим, чтобы наши ученики были любознательными, рассудительными, смышлеными, сообразительными - просто говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. А что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам. Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии.

Исходной позицией для развития познавательной активности является учебный процесс.

Педагогами и психологами доказано, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если у учащихся достаточно высокий уровень познавательной активности.

Несмотря на уже существующие и подробно изученные в педагогической практике способы развития познавательной активности, реализовать их в полной мере нет возможности. Причина тому, что многие приемы и методы по развитию познавательной активности у обучающихся ориентированы на традиционную систему обучения. Поэтому при практической реализации существующих способов активизации познавательной деятельности у учителей возникают трудности.

3 Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2005, С. 4_

Какие же эффективные приемы развития познавательной активности обучающихся существуют на сегодняшний день?

Условия повышения познавательной активности, связанные с содержанием учебного материала:

- использование эффекта «удивительного» в содержании учебного материала;

- соблюдение принципа научности;

- доступное и понятное содержание учебного материала, соответствующее возрасту и уровню учащихся.

Мы хотели бы остановиться на некоторых методических приемах развития познавательной активности, которые мы используем на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, педсоветы и т.д.).

«Поговорки - зеркало настроения». Этот прием используется на стадии вызова. Цель стадии вовлечь обучающихся в разговор и вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме.

Часто на своих уроках мы используем следующий прием - работа с заголовками. В современных учебниках распространены простые и неинтересные заголовки. Они содержат в себе готовые оценки и характеристики. Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения новой темы. При его анализе обучающиеся с помощью учителя, а потом и самостоятельно выделяют ключевые слова, определяют порядок направленность познавательной работы. Проанализировав название, ученики отмечают, на какие вопросы нужно получить ответы, таким образом, формулируют цель и задачи урока по содержанию темы, а также формулируют проблемный вопрос урока. Данный прием позволяет трансформировать обучение в самообучение; сопоставлять, оценивать; находить связи и структурировать полученную информацию; активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

Прием драмогерменевтика помогает в усвоении значения незнакомых слов. Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» называется ещё «пребыванием в содержании». В такой создаваемой учителем педагогической ситуации термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. Этот прием учит обучающихся анализировать, делать выводы, видеть причинно-следственные связи.

Условия повышения познавательной активности, связанные с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения:

- сочетание различных форм организации учебно-познавательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная;

- применение различных технологий обучения, направленных на развитие и повышение познавательной активности;

- использование методов и приёмов обучения, наиболее эффективно активизирующих познавательную активность;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- соблюдение принципа сознательности и прочности усвоения знаний реализуется только в процессе активного учения;

- применение системы проблемно-творческих заданий;

- соблюдение принципа наглядности;

- подбор домашнего задания по принципу самостоятельности и связи с жизнью.

Итак, перечисленные условия, соблюдение которых способствует развитию и повышению познавательной активности школьников, помогут:

1. правильно определить объем и содержание учебного материала;

2. подобрать нужные методы, средства обучения;

3. выбрать пути индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся в современных условиях обучения.

Использованные источники:

1.Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М., 1989

2.Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005

3.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., М., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.