Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Г.Ю., Капинос Н.В.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности младших школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова Г.Ю., Капинос Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS UNDER CONDITIONS UPDATED EDUCATION CONTENT

The key problem in solving the problem of improving the efficiency and quality of the educational process is the activation of the cognitive activity of younger students. Its special significance lies in the fact that learning, being a reflective-transforming activity, is aimed not only at the perception of educational material, but also at the formation of the student's attitude to the cognitive activity itself.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 1

Ахметова Г.Ю.

КГУ «Гимназия №45» (г. Караганда, Казахстан)

Капинос Н.В.

КГУ «Гимназия №45» (г. Караганда, Казахстан)

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности младших школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, обучение, образовательная технология, образовательная технология.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой. Одним из наиболее важных качеств современного

12

человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты [1]. Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения. Через цели организации активной учебной деятельности школьников влияет на все остальные компоненты методической системы и их взаимосвязи.

Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский [2]. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса. Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе.

Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.

Следовательно, задача учителя - постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.

Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий. «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений. Из инновационных направлений выделяем педагогические технологии (образовательные технологии).

Образовательная технология- это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Преимущества педагогических технологий

В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;

Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету;

Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;

Обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг

другу;

Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

Это чёткая организация на развитие творческой деятельности;

Это мониторинг (своевременный промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся)

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, педагогику сотрудничества, интерактивного обучения, проектного обучения, технологии проблемного обучения, игровых технологий и при помощи здоровьесберегающего подхода.

Суть активизации учения школьника посредствам проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, М., ИКЦ "МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ".

Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М., Педагогика, 1982. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. - М., Большая Российская энциклопедия, 2003.

Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. - ИСАР - Дальний Восток, 1999.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.

Журналы "Начальная школа": № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, № 4/2001.

Akhmetova G.Y.

KSU "Gymnasium No. 45" (Karaganda, Kazakhstan)

Kapinos N.V.

KSU "Gymnasium No. 45" (Karaganda, Kazakhstan)

ACTIVATION OF THE COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS UNDER CONDITIONS UPDATED EDUCATION CONTENT

Abstract: the key problem in solving the problem of improving the efficiency and quality of the educational process is the activation of the cognitive activity of younger students. Its special significance lies in the fact that learning, being a reflective-transforming activity, is aimed not only at the perception of educational material, but also at the formation of the student's attitude to the cognitive activity itself.

Keywords: cognitive activity, training, educational technology, educational technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.