ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
л
>>
УДК 342.55
В.Ю. Мазуров, С.С. Бекасов
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАРАНТИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматриваются предложения по изменению проекта Закона «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», конструктивность которых уже нашла должное понимание со стороны большинства глав муниципальных образований, у депутатов ЗС Красноярского края. Принятие данного закона ожидается в текущем году.
Главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления занимают ведущую роль во властной вертикали местного уровня и в современных условиях выполняют достаточно широкий спектр политических, экономических, социальных задач и функций на подведомственных территориях. В силу своего организационно-правового статуса, данные лица сталкиваются с огромным числом проблем населения муниципального образования, более того, зачастую, в зоне «риска» находятся их жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловая репутация, личная неприкосновенность, трудовые и иные социальные права. В связи с этим эффективность и дееспособность выборных должностных лиц местного самоуправления зависит от уровня их правовой защищенности, а также наличия организационных условий их деятельности, адекватных характеру полномочий. Отсутствие надежного организационно-правового механизма гарантий деятельности выборных лиц местного самоуправления может привести к появлению у властных рычагов местного самоуправления людей двух полярных позиций: безынициативных, безвольных и равнодушных к местным проблемам либо авантюрных, воинствующих дилетантов со стремлением к псевдореформаторству.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборных должностных лиц местного самоуправления) устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Тем самым органы местного самоуправления при установлении системы соответствующих гарантий в уставах муниципальных образований ограничены рамками федерального и регионального законодательства, что, безусловно, нельзя признать приемлемым в аспекте провозглашения местного самоуправления независимым от государственной власти. Более того, ситуацию усугубляет тот факт, что федеральный законодатель достаточно скупо закрепил конкретные виды гарантий для выборных должностных лиц местного самоуправления, оставив большой простор для работы в данном направлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако в Красноярском крае до настоящего времени такой элемент правового статуса выборных должностных лиц, как гарантии осуществления их деятельности, остается в правовом вакууме, что в отдельных случаях негативным образом сказывалось на стабильности и социальной защищенности конкретных выборных должностных лиц местного самоуправления, а в особенности прекративших исполнение своих полномочий.
20.03.2008 года Законодательным собранием Красноярского края в первом чтении был принят проект Закона Красноярского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае». Проектом закона предлагается определить гарантии выборных должностных лиц местного самоуправления,
Вестник,КрасТАУ- 2008. №6
которые после закрепления их в уставе муниципального образования будут предоставлены им за счет средств местного бюджета.
По существу проект закона края содержит следующие виды гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления:
1. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии.
2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, который не может превышать 20 календарных дней.
3. Денежное поощрение до устройства на новое место работы (не более четырех месяцев после прекращения полномочий).
4. Доплата к денежному вознаграждению на новом месте работы до размеров денежного вознаграждения и денежного поощрения, назначенных на момент освобождения от должности.
5. Предоставление служебного помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой, средствами связи, а также транспортное обслуживание.
Безусловно, все вышеуказанные гарантии актуальны и требуют законодательного закрепления, однако по существу их недостаточно, так как предложенный перечень не затрагивает ряд важнейших аспектов деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления, в связи с чем считаем необходимым внести следующие предложения по совершенствованию данного законопроекта:
- пункт 2 статьи 1 проекта закона дополнить абзацем следующего содержания:
«Положения настоящей статьи не распространяются на депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, замещавших должность на постоянной основе, полномочия которых были досрочно прекращены в случаях, установленных в подпунктах 3, 4, 5 пункта 1 статьи 3.
В отношении указанных лиц период осуществления полномочий округляется до полного срока полномочий в соответствующей должности»;
- дополнить статью 2 проекта закона пунктом 1 следующего содержания:
«1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, замещавшему должность на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней»;
- дополнить проект закона статьей 4 следующего содержания:
«Статья 4
1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, замещавший должность на постоянной основе, подлежит:
1) обязательному социальному страхованию за счет средств местного бюджета на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения соответствующей должности, наступивших в связи с исполнением им полномочий;
2) обязательному страхованию за счет средств местного бюджета на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий.
2. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, замещавшему должность на постоянной основе, которому в связи с исполнением полномочий причинено увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности, ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением выборного должностного лица на момент выплаты компенсации и назначенной пенсии без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию».
3. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, а также членам его семьи, Уставом муниципального образования может устанавливаться медицинское обслуживание»;
- дополнить проект закона статьей 5 следующего содержания:
«Статья 5
Депутат представительного органа местного самоуправления, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на время участия в официальных мероприятиях, проводимых представительным органом местного самоуправления с сохранением среднего заработка»;
- пункт 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в газете «Краевой вестник» - приложении к газете «Вечерний Красноярск». Действие настоящего закона рас-
пространяется на депутатов, членов выборных орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих или осуществлявших свои полномочия на постоянной основе в период с 01.09.1995 года».
Предложенные гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления в совокупности с теми гарантиями, которые нашли свое место в существующем законопроекте, позволят в максимальной степени установить весь спектр юридических, организационных, информационных и социальных условий осуществления властных полномочий, которые присущи для любого вышестоящего уровня публичной власти в Российской Федерации. Более того, большинство из предложенных гарантий носят общий и рамочный характер, что позволит в дальнейшем на местном уровне конкретизировать их в уставах муниципальных образований исходя из потребностей и возможностей тех или иных территорий.
Безусловно, при установлении гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления необходимо учитывать финансовые возможности муниципальных образований, большинство из которых на сегодняшний день остаются дотационными. В связи с чем считаем возможным установить в законе края предельные размеры денежного содержания и иных выплат выборным должностным лицам местного самоуправления.
Предложения по совершенствованию проекта Закона «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», представленные в настоящей работе, были обсуждены на заседании Ассоциации глав муниципальных образований Красноярского края группы центральных районов, где нашли поддержку со стороны большинства глав муниципальных образований. Кроме того, соответствующие предложения направлены в комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Законодательного собрания Красноярского края. Надеемся на то, что они найдут должное понимание со стороны краевых парламентариев и свое место в законе края.
---------♦'----------
УДК 347 Н.П. Асланян, М.А. Григорьева
К ВОПРОСУ О СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
В статье анализируется использование понятий «система», «системное исследование», «системный подход», «правовая система» в современной науке гражданского права. Делается вывод, что современные исследования не дают сведений о сущности указанных понятий, принципах понятий, для обозначения которых используются термины «система», «системный», их значения для науки гражданского права. Предлагая критику использования «системных» понятий современными отечественными правоведами, авторы присоединяются к мнению В.Н. Протасова, проводившего системное исследование правоотношений и пришедшего к выводу о принципиальной открытости системного подхода, позволяющего вбирать в себя новые идеи и методы исследовательской деятельности.
В отечественном правоведении возможность применения системного подхода к исследованию различных правовых явлений широко признана. Очень часто термин «система» выносится в название работ1. В то же время в большинстве случаев указанные работы либо не дают заявленного системного представления об объекте, либо применяют системный подход таким образом, что, во-первых, искажают системные положения, во-вторых, не получают каких-либо значимых в научном смысле результатов.
Так, Ю.Б. Батурина, обозначив термин «система» в названии своей работы, в тексте понятию системы внимания не уделила2.
А.С. Категов, решивший провести теоретико-методологический анализ правовой системы современной России и заявивший о применении в исследовании системного подхода, выносит на защиту определе-