Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
караулы / служебная нагрузка / служебные наряды / подразделения охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / guards / service load / service outfits / security units of the penal enforcement system of the Russian Federation / employees of the penal enforcement system of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Алексей Дмитриевич, Гилязетдинов Марат Рамилевич

На основе результатов проведенного исследования (эмпирическую базу исследования составили результаты статистического исследования, проведенного по итогам обобщения и анализа статистических показателей итоговых данных по форме, предусмотренной указаниями ФСИН России от 15.07.2021 № исх-08-47622, от 30.09.2021 № исх-08-66745, по итогам 2022 года, анкетирования сотрудников подразделений охраны, проходящих службу в 82 территориальном органе ФСИН России, а также интервьюирования в ходе выезда в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) в представленной статье проанализированы причины роста служебной нагрузки на сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также предложены меры по ее снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисов Алексей Дмитриевич, Гилязетдинов Марат Рамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROPOSALS TO REDUCE THE WORKLOAD OF CERTAIN CATEGORIES OF EMPLOYEES OF INSTITUTIONS THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the results of the conducted research (the empirical base of the study was the results of a statistical study conducted based on the results of generalization and analysis of statistical indicators of the final data in the form provided for by the instructions of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 07/15/2021 No. ex-08-47622, dated 30.09.2021 No. ex-08-66745, based on the results of 2022, questionnaires of employees of security units serving in the 82nd territorial body of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as interviewing during a trip to the Federal Penitentiary Service of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region) the article analyzes the reasons for the increase in the workload of employees of the security units of the penal system of the Russian Federation, and also suggests measures to reduce it.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_334

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SOME PROPOSALS TO REDUCE THE WORKLOAD OF CERTAIN CATEGORIES

OF EMPLOYEES OF INSTITUTIONS THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

ГИЛЯЗЕТДИНОВ Марат Рамилевич,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». Россия, г. Пермь ул. Карпинского, 125. E-mail: giliazetdinovmarat@ya.ru;

DENISOV Alexey Dmitrievich,

senior researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law. Moscow, Narvskaya str., 15 «a», p. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

GILYAZETDINOV Marat Ramilevich,

Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines

of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation.

125 Karpinsky str., Perm.

E-mail: giliazetdinovmarat@ya.ru

Краткая аннотация: на основе результатов проведенного исследования (эмпирическую базу исследования составили результаты статистического исследования, проведенного по итогам обобщения и анализа статистических показателей итоговых данных по форме, предусмотренной указаниями ФСИН России от 15.07.2021 № исх-08-47622, от 30.09.2021 № исх-08-66745, по итогам 2022 года, анкетирования сотрудников подразделений охраны, проходящих службу в 82 территориальном органе ФСИН России, а также интервьюирования в ходе выезда в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) в представленной статье проанализированы причины роста служебной нагрузки на сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также предложены меры по ее снижению.

Abstract. Based on the results of the conducted research (the empirical base of the study was the results of a statistical study conducted based on the results of generalization and analysis of statistical indicators of the final data in the form provided for by the instructions of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 07/15/2021 No. ex-08-47622, dated 30.09.2021 No. ex-08-66745, based on the results of 2022, questionnaires of employees of security units serving in the 82nd territorial body of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as interviewing during a trip to the Federal Penitentiary Service of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region) the article analyzes the reasons for the increase in the workload of employees of the security units of the penal system of the Russian Federation, and also suggests measures to reduce it.

Ключевые слова: караулы, служебная нагрузка, служебные наряды, подразделения охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Keywords: guards, service load, service outfits, security units of the penal enforcement system of the Russian Federation, employees of the penal enforcement system of the Russian Federation.

Для цитирования: Денисов А.Д., Гилязетдинов М.Р. Некоторые предложения по снижению служебной нагрузки отдельных категорий сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 334-336. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_334.

For citation: Denisov A.D., Gilyazetdinov M.R. Some proposals to reduce the workload of certain categories of employees of institutions of the penal system of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 334-336. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_334.

Статья поступила в редакцию: 31.08.2023

В соответствии с требованиями руководящих документов основными задачами подразделений охраны являются:

1) охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов УИС, психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением (далее - ПБСТИН), обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрану лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

2) конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из исправительных учреждений, следственных изоляторов на обменные пункты, производственные объекты и обратно, в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение их охраны и др.

Кроме этого, подразделениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) осуществляется охрана объектов Минздрава России [1].

По состоянию на 1 января 2023 г под охраной находилось: 35 исправительных колоний особого режима для осужденных при особо

Уголовно-правовые науки

опасном рецидиве преступлений, 6 исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, 251 исправительная колония строгого режима, 164 исправительные колонии общего режима для осужденных мужчин и осужденных женщин, 51 лечебное исправительное учреждение, 23 лечебно-профилактических учреждения, 7 тюрем, 13 воспитательных колоний, 210 следственных изоляторов, в которых содержалось более 430 000 человек [2].

В результате анализа форм статистической отчетности было установлено, что в отдельных территориальных органах ФСИН Росси коэффициент служебной нагрузки на сотрудников данных подразделений превысил нормативы, установленные указаниями ФСИН России. Так, рост служебной нагрузки был зафиксирован в ГУФСИН (УФСИН, ОФСИН) России по Алтайскому краю - 4,74, Ставропольскому краю - 5,45, Хабаровскому краю - 5,10, Республике Ингушетия - 3,02, Республике Карелия - 4,79, Республике Крым и г. Севастополь - 5,35, Республике Татарстан - 5,17, Республике Тыва - 5,41, Республике Хакасия - 5,58, Архангельской области - 4,55, Брянской области - 5,34, Волгоградской области - 5,07, Вологодской области - 5,03, Воронежской области - 5,23, Иркутской области - 5,28, Калужской области - 4,02, Кемеровской области -5,35, Костромской области - 5,47, Курганской области - 5,49, Московской области - 5,38, Нижегородской области - 4,55, Оренбургской области -5,14, Псковской области - 5,0, Пензенской области - 4,46, Рязанской области - 4,35, Саратовской области - 5,05, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 4,85, Сахалинской области - 4,70, Смоленской области - 5,37, Тамбовской области - 5,09, Тюменской области - 4,98, Еврейской автономной области - 4,44.

По мнению респондентов данный рост обусловлен рядом причин, среди которых:

I. Некомплект личного состава;

II. Большое количество временных караулов (служебных нарядов);

III. Длительное назначение на должность;

IV. Привлечение сотрудников отделов охраны к несвойственным им функциям;

V. Иные проблемы.

I. Переходя к рассмотрению проблемы некомплекта личного состава, следует отметить, что по состоянию на 01.01.2023 на должности сотрудников УИС было принято 22273 чел., на 4669 чел. больше, чем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ-17604 чел.). Вместе с тем, за аналогичный период было уволено 25716 чел., или 11,98 % от штатной численности.

Из них: по соглашению сторон, инициативе сотрудника - 9594 чел; по отрицательным основаниям - 806 чел; в связи с нарушением условий контракта - 360 чел; в связи с сокращением должности в УИС, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения, либо отказе сотрудника от перемещения по службе - 309 чел; 5,97 % сотрудников уволены на первом году службы (АППГ- 5,60 %), в том числе 147 чел (9,57 %) от уволенных в связи с признанием сотрудника, проходящего испытание, не выдержавшим испытание [3].

Необходимо отметить, что основная доля некомплекта, в том числе в подразделениях конвоирования, приходится на должности младшего начальствующего состава, соотношение вакантных должностей младшего начальствующего состава и среднего, старшего начальствующего состава составляет 67,7 % и 32,3 % соответственно.

Таким образом, разница между принятыми и уволенными со службы сотрудниками составила - 13,39 %. При этом основная доля некомплекта приходится на должности младшего начальствующего состава (67,7 %). Основной причиной оттока кадров из УИС явилось расторжение контракта по соглашению сторон, (инициативе сотрудника). Следует отметить, что выявленная негативная динамика негативным образом сказывается на состоянии служебной нагрузки и в целом выполнении служебных задач.

Для повышения уровня укомплектованности личным составом подразделений по конвоированию считаем необходимым совершенствовать взаимодействие с государственными органами по привлечению населения на службу в УИС. В первую очередь, данная работа должна проводиться с центрами занятости населения, военными комиссариатами. В высших учебных заведениях целесообразно распространять агитационную информацию (о положительных аспектах службы в УИС) среди студентов выпускных курсов. Принимая во внимание положительный опыт отдельных территориальных органов УИС, целесообразно размещать объявления о имеющихся вакансиях на интернет ресурсах (например, m.Avito.ru, hh.ru, trudvsem.ru, SuperJob.ru и др.), форумах сотрудников правоохранительных органов (например, fsin-russia.ru), фасадах зданий учреждений и органов УИС (по аналогии с СИЗО-5 УФСИН по г. Москве), а также агитационных материалов на площадках других интернет ресурсов (например, RUTUB,YouTube, VK и др.) (по аналогии с УФСИН России по Вологодской области).

Иными словами данная работа должна принять логическую, актуальную, последовательную и единообразную форму построения во всех субъектах Российской Федерации, чтобы любой потенциальный кандидат мог легко получить интересующую его информацию. Кроме этого считаем желательным ежемесячно информировать управление охраны и конвоирования ФСИН России о проводимых в территориальных органах ФСИН России мероприятиях, посвященных данному вопросу (с приложением копий подтверждающих документов, а также фотографий).

Более того, по мнению значительной части опрошенных (35,6 %), в настоящее время имеется необходимость повышения престижа службы. По нашему мнению этого можно достичь, в том числе за счет увеличение денежного довольствия, ведение льготных ипотечных программ (по аналогии с «военной ипотекой»), дополнительных социальных гарантий (например, бесплатный проезд в общественном транспорте Сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Москве, сотрудники Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Москве, обеспечивающие безопасность населения, могут получить специальные электронные карты (карты москвича) дающей право ее обладателю на бесплатный проезд на общественном транспорте Москвы), оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно),

пересмотра размера компенсации поднайма жилых помещений (с учетом фактически понесенных сотрудником затрат).

II. Что касается большого количества временных караулов (служебных нарядов), следует заметить, что в результате анализа форм статистической отчетности территориальных органов ФСИН России, была выявлена устойчивая тенденция увеличения числа назначенных служебных нарядов от учреждений территориальных органов ФСИН России по конвоированию и охране подозреваемых, обвиняемых и осужденных в медицинских организациях (2020 - 48417, 2021-58971, 2022 - 67975) (+ 13,15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Очевидно, что данные показатели по своей сути является объективным, однако сказанное совершенно не означает, что на сложившуюся ситуацию нельзя оказать влияние. По нашему мнению, одним из решений данной проблемы может стать проработка вопроса с руководством ФКУЗ МСЧ ФСИН России по приглашению узких специалистов в учреждение с целью проведения осмотров и консультаций осужденных. Полагаем, что расходы, связанные с доставкой специалиста в учреждение, гораздо меньше расходов, связанных с конвоированием.

III. Относительно вопроса длительного назначения на должность отметим следующее.В соответствии с требованиями ведомственных нормативных-правовых актов запрещается назначать в караулы по охране учреждений (объектов) УИС осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников не усвоивших программу первоначальной подготовки и недопущенных к самостоятельному выполнению задач по охране.

Рассматриваемый этап кадрового комплектования считается законченным только после успешного прохождения лицом испытательного срока и достижения им высоких показателей при взаимодействии с закрепленным за ним наставником. Вместе с тем, проведенное исследование показало, что от момента назначения сотрудника на должность до момента направления на специальное первоначальное обучение проходит в среднем 5,5 месяцев. В соответствии со статьей 41 приказа Минюста России от 27 августа 2012 года № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» запрещается привлекать сотрудников, не прошедших специального первоначального обучения и не имеющих допуска к самостоятельному несению службы, к проведению оперативно-служебных мероприятий.

Численность сотрудников, прошедших первоначальную подготовку, составила 778 чел. (в 2021 году- 787 чел.). При этом соотношение сотрудников, прошедших первоначальную подготовку, к фактической численности сотрудников составило 84,1% (в 2021 году- 86,3%). Численность сотрудников, допущенных к самостоятельному несению службы, составила 645 чел. (в 2021 году - 649 чел.) или 69,7% от фактической численности сотрудников (в 2021 году - 71,2%).

В этой связи считаем необходимым предусмотреть дополнительные мероприятия по сокращению сроков направления сотрудников на специализированное первоначальное обучение. Следует отметить, что указанная проблема требует проведения дополнительного исследования.

IV. Говоря о выполнении сотрудниками рассматриваемых подразделений несвойственных функций, нельзя не заметить, что периодическое привлечение сотрудников отдела охраны для оказания помощи другим учреждениям (откомандирование в другие отделы и службы для оказания практической помощи, стажировки и т.п.) не только оказывает существенную нагрузку на личный состав, но и способствует формированию напряженного морально-психологического климата в коллективе. По нашему мнению решение данной проблемы заключается в установлении запрета на привлечение к несвойственным функциям сотрудников отдела охраны, а также проведения стажировки без откомандирований и отрыва от службы в личное время сотрудников (выходные). Считаем, что руководителям других отделов и служб учреждения следует проводить самостоятельную работу по комплектованию вверенных им подразделений.

V. Иные проблемы.

По мнению опрошенных сотрудников к иным проблемам, влияющим на увеличение служебной нагрузки, следует отнести:

а) временные потери при проведении занятий на городках подготовки к службе (по мнению 5,4 % опрошенных при следовании к данным объектам сотрудникам приходится затрачивать дополнительное время, поскольку в ряде случаев они находится на значительном удалении от зданий администрации учреждений УИС) ;

б) временные потери при проведении строевых смотров, тактико-специальных учений, занятий по служебной, физической подготовке;

в) временные потери при проведении работ по содержанию объектов УИС (обработке контрольно-следовой полосы, уборке территории городков для подготовки к службе, ремонту элементов материальной базы т.д.).

Результаты анализа хронографических карт показали, что все вышеобозначенные проблемы имеют место в служебной деятельности подразделений охраны УИС. Вместе с тем, они не оказывают существенного влияния на коэффициент служебной нагрузки сотрудников подразделений охраны учреждений УИС и, следовательно, не требуют детального рассмотрения. Вместе с тем они могут быть изучены в рамках дополнительной научно-исследовательской работы.

Полагаем, что предложенные рекомендации позволят оптимизировать служебную нагрузку на сотрудников подразделений охраны учреждений УИС.

Библиография:

1. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1 314.

2. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// fsin.su/ struc-ture/inspector/iao/statistika (дата обращения 30.08.2023).

3. Форма статистической отчетности ФСИН-7 (кадры) Раздел 1.1. Сведения об укомплектованности государственными гражданскими служащими и работниками учреждений и органов ФСИН России, изменении их численности и образовательном уровне.

References:

1. Regulations on the Federal Penitentiary Service, approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated 13.10.2004 No. 1314.

2. Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia [Electronic resource]. Access mode: URL: http:// fsin.su / structure/inspector/iao/statistika (accessed

30.08.2023).

3. Form of statistical reporting of the Federal Penitentiary Service-7 (personnel) Section 1.1. Information on staffing of state civil servants and employees of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, changes in their number and educational level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.