УДК 343.8 ББК 67.73
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10140
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОХРАНЫ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Игорь Семенович ЦАПЛИН, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций ФСИН России в подразделениях охраны учреждений уголовно-исполнительной системы.
Приведены результаты социального исследования трех категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы: молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций ФСИН России, их наставников и руководителей подразделений охраны, в которых выпускники проходят службу.
Раскрываются субъективные показатели адаптации молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций, основанные на мнениях самих выпускников, а также мнениях руководителей и наставников выпускников образовательных организаций ФСИН России.
Выявлены проблемы профессиональной адаптации выпускников в подразделениях охраны учреждений уголовно-исполнительной системы, влияющие на качество выполнения служебных задач; определены направления совершенствования работы с молодыми офицерами.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, ФСИН России, адаптация, выпускник, сотрудник, учебные заведения, подразделения охраны.
■ Допросы профессионального становления и I ^закрепления на службе выпускников .^Ъ^^учебных заведений всегда были актуальны для уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), в том числе для подразделений охраны УИС.
Специальные подразделения охраны УИС предназначены для охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов1. Охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний яв-
Annotation. The article deals with topical issues of professional adaptation of graduates of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia in the security departments of institutions of the penal system.
The results of a social study of three categories of employees of the penal system: young employees-graduates of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, their mentors and heads of security units in which graduates serve. Subjective indicators of adaptation of young employees — graduates of educational organizations, based on the opinions of the graduates themselves, as well as the opinions of managers and mentors of graduates of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, are revealed.
The problems of professional adaptation of graduates in the security departments of Federal penitentiary service of Russia institutions that affect the quality of performance of official tasks are identified, and the directions for improving work with young officers are identified.
Keywords: penal system, Federal penitentiary service of Russia, adaptation, graduate, employee, educational institutions, security units.
ляется одной из основных задач ФСИН России2, важным и сложным направлением деятельности УИС.
Успехи и неудачи функционирования подразделений охраны во многом зависят от их кадрового потенциала, профессионального уровня сотрудников, в том числе молодых специалистов — выпускников высших учебных заведений ФСИН России (далее — учебные заведения).
В том, что большинство молодых сотрудников грамотно выполняют свои служебные обязанности, немалая заслуга руководителей под-
№ 3/2020
разделений охраны, кадровых и воспитательных аппаратов, наставников, которые помогают осваивать азы профессии.
Сегодня от личного состава подразделений охраны учреждений УИС требуется высокая организованность, дисциплина, профессиональные знания, понимание стоящих пред ними задач. Однако следует отметить, что в целом процесс профессионального становления молодых сотрудников, пришедших на работу в подразделения охраны УИС после окончания учебных заведений ФСИН России, проходит не просто.
С целью выявления актуальных вопросов профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций в подразделениях охраны учреждений УИС приведем результаты социального исследования НИИ ФСИН России трех категорий сотрудников УИС:
■ молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций 2019 г. выпуска,
■ их наставников и
■ руководителей подразделений охраны, в которых выпускники проходят службу.
Кроме того, отметим проблемы профессиональной адаптации выпускников в подразделениях охраны, влияющие на качество выполнения служебных задач, и сформулируем направления совершенствования работы с молодыми офицерами.
По результатам исследования субъективных показателей адаптации молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций, основанных на мнениях самих выпускников, установлено, что для адаптации на новом месте работы более 70% респондентов потребовалось до трех месяцев.
От полугода до года потребовалось для адаптации 10,2% выпускников, что можно связать с индивидуально-психологическими особенностями конкретных молодых сотрудников. У 2,5% выпускников адаптация еще не закончилась, и это свидетельствует о том, что данные сотрудники на службе чувствуют себя некомфортно и могут отреагировать на такое положение дел увольнением со службы.
Наиболее сложным в течение периода адаптации у 43,9% опрошенных стало выполнение профессиональных обязанностей.
Для 31,2% это были условия труда; для 23,6% — вхождение в коллектив.
У 1,4% обучение в образовательной организации проходило совсем по другой специальности.
Для 1,4% сложным оказалось отсутствие бытовых условий; для 2,8% — отсутствие прак-
тических навыков; для 2,8% — несоответствие теории практике.
Только 1,4% респондентов из числа опрошенных указали, что не испытывали никаких проблем в период адаптации.
37,5% респондентов отметили, что отношение к профессии, которую они получили, изменилось в лучшую сторону; у 7,5% не изменилось; а у 37,5% изменилось в худшую сторону. При этом 75% от общего количества опрошенных удовлетворены выбором своей профессии.
Большую роль в процессе адаптации молодого сотрудника играет удовлетворенность от прохождения службы, складывающаяся из многих факторов: содержание труда, соответствие характера работы способностям и склонностям, занимаемая должность, соответствие работы специальности, наличие перспективы должностного продвижения и т.д.
Самый высокий процент неудовлетворенности относится к следующим факторам: содержание труда 7,15%; режим работы 7,34%; наличие высокой степени ответственности за результат труда 7,39%.
Неудовлетворенность режимом работы объясняется недостаточностью информированности и подготовленности выпускников образовательных организаций к дальнейшему несению службы в подразделениях охраны. Что касается фактора соответствия работы специальности, то здесь необходимо обратить внимание на невостребованность специалистов в связи с отсутствием на них социального заказа.
Однако эта невостребованность носит локальный характер. Один регион, в котором непосредственно находится образовательная организация, перенасыщен теми специалистами, которых она готовит, и принять всех выпускников на должности в соответствии с их специализацией территориальный орган не может.
В то же время в регион, который испытывает потребность в такого рода специалистах, выпускники ехать не хотят. Отсюда вытекает и следующий фактор неудовлетворенности — неудовлетворенность перспективами должностного продвижения (7,82% опрошенных).
Неудовлетворенность отсутствием перспектив должностного продвижения, во-первых, связана с расхождением между ожиданием в отношении службы и реальным положением дел, во-вторых, с постоянством личного состава и отсутствием вакантных должностей, соответствующих запросам конкретного сотрудника.
Удовлетворенность выпускников связана с отношениями в коллективе (8,2%); с отноше-
№ 3/2020
ниями с непосредственным руководителем (8,16%); с помощью и поддержкой руководителя (7,68%). Также следует отметить, что высокий процент опрашиваемых удовлетворены занимаемой должностью (7,92%).
По мнению выпускников, помочь в период адаптации могут: эмоциональная поддержка коллег, контроль наставника (15,42%); увеличение времени прохождения практики в учреждении (11,9%); грамотное распределение нагрузки начальником (4,36%); увеличение информированности сотрудников (2,4%).
Для овладения профессиональными навыками менее чем половине проанкетированных выпускников (27%) потребовалось от шести месяцев до одного года, а 18,9% выпускников на момент проведения анкетирования профессиональными навыками еще не овладели.
В то же время необходимо отметить, что в целом в любой организации и на любом предприятии время, в течение которого новый работник должен овладеть необходимыми профессиональными навыками, устанавливается испытательным сроком (в среднем три месяца). За это время примерно 54% выпускников, проходящих службу в подразделениях охраны, успевают овладеть профессиональными навыками.
Результаты изучения показали, что 65,6% молодых сотрудников в помощи наставника нуждались первые три месяца; 21% выпускников в помощи наставника нуждались полгода; 2,6% выпускников в помощи наставника нуждались в течение года; 10,5% выпускников такая помощь еще нужна.
Немного иная ситуация с помощью коллег: 70,8% выпускников нуждались в помощи коллег первые три месяца; 7,8% выпускников нуждались в помощи коллег полгода; 5,2% выпускников нуждались в помощи коллег в течение года; 15,7% выпускников до сих пор нуждаются в помощи коллег.
Следует отметить, что в течение первого времени, в начале своей трудовой деятельности, выпускники большее предпочтение отдают помощи наставника (до шести месяцев), в дальнейшем же помощь наставника им требуется в меньшей степени, а в помощи коллег они продолжают нуждаться.
У большинства молодых специалистов конфликтных ситуаций на службе ни с руководителем, ни с коллегами не возникает. У 35% выпускников все же возникают конфликты с коллегами, у 25% — с руководителем, но они бывают крайне редко.
Чуть более 2,5% утверждают, что конфликтные ситуации происходят время от времени,
что, скорее всего, связано с личными чертами характера этих выпускников.
При этом необходимо отметить, что интерес у молодых сотрудников-выпускников к дальнейшему прохождению службы во многом зависит от определенных ценностных ориентаций и мотиваций, таких, как: наличие профессионального роста (64,1%); материальное благополучие для себя и своей семьи (56,4%); уверенность в завтрашнем дне (71,7%); престиж данной профессии (10,2%); возможность самореализации (28,2%); интересная творческая работа и повышение социального статуса (по 7,6%).
Проблемы закрепления выпускников образовательных организаций, которые выделили сами выпускники, выглядят следующим образом:
■ проблема закрепления выпускников не по месту прописки;
■ проблема недостаточной подготовки выпускников ведомственных учебных заведений к службе в подразделениях охраны учреждений УИС;
■ отсутствие у выпускников достаточных для несения службы практических навыков;
■ назначение на должность не по специальности.
По результатам исследования субъективных показателей адаптации молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций ФСИН России, основанных на результатах опроса наставников и руководителей отделов (отделений) службы охраны, установлено, что большинство руководителей и наставников ждут от выпускников наличия практического опыта.
Безусловно, это одна из основных трудностей при адаптации, с которой сталкивается молодой сотрудник, придя из учебного заведения на место дальнейшего прохождения службы в подразделение охраны.
В общем, по всем показателям, более 70% наставников и руководителей оценили знания и способности выпускников образовательных организаций на оценки «хорошо» и «отлично».
При этом можно сделать вывод о том, что наставники несколько лояльнее относятся к своим наставляемым, а руководители, в свою очередь, более требовательны к новым сотрудникам при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Только 6,35% наставников и 4,11% руководителей не удовлетворены выполнением должностных обязанностей выпускниками образовательных организаций. В среднем 73% руководителей и 78% наставников довольны исполнительской дисциплиной своих подчиненных и оценивают ее на оценку «отлично» и «хорошо».
№ 3/2020
Говоря о целях, которые преследуют выпускники образовательных организаций, руководители и наставники на первое место ставят карьерный рост (66,6% и 72% ответивших), на второе — материальное благополучие (63,4% и 58,8%), на третье — профессиональный рост (61,9% и 52,9%).
Однако необходимо обратить внимание на то, что из всего списка мотиваторов последнее место занимает «польза обществу». Несомненно, что у каждого человека могут быть свои специфические цели и планирование своих профессиональных перспектив и приоритетов. Это личное дело сотрудника, но, обучаясь в образовательных организациях и получая специальное звание, сотрудник должен быть ориентирован на использование своих склонностей и способностей в профессиональной деятельности с наибольшей пользой не только для себя, но и для общества в целом. И на это необходимо обратить внимание руководителям подразделений охраны при формировании профессиональных навыков у подчиненных.
По вопросу об основных достоинствах и преимуществах профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций 49,9% руководителей и 52,3% наставников едины в своем мнении и выделили среди положительных моментов профессиональной подготовки высокий уровень служебной дисциплины, владение коммуникативными навыками, желание служить.
Способности выпускников использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения в служебной деятельности руководители и наставники в большинстве случаев оценили на «отлично» и «хорошо».
Таким образом, следует отметить следующее.
1. Руководители дали высокую оценку компетенций выпускников, таких, как: знание русского языка; знание информационных технологий; готовность к обучению; общекультурная компетенция; соответствие квалификации профессиональным требованиям; способность налаживать контакты в коллективе; способность применять полученные знания на практике.
2. Руководители высоко оценили такие положительные черты выпускников, как: способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи и решать их; способность и готовность участвовать в составлении и оформлении служебной документации, отчетов в соответствии с нормативными документами.
3. Руководители дали высокую оценку в аспекте соблюдения внутреннего распорядка дня, а наставники — в части выполнения должностных обязанностей.
4. Низкий процент выпускников, испытывавших сложности при выполнении своих служебных обязанностей.
5. Сложности при адаптации у выпускников вызвали новые условия труда.
Проведенный анализ мнений молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций, их наставников и руководителей, проходящих службу в подразделениях охраны, позволили сделать следующие выводы.
Более 70% выпускникам образовательных организаций для того, чтобы адаптироваться на новом месте службы, в среднем требуется три месяца. Однако есть выпускники, у которых возникают проблемы в период адаптации к новому месту службы, на службе они чувствуют себя некомфортно, вследствие чего могут уволиться со службы.
В 50% случаев у выпускников возникают сложности в адаптации именно в части выполнения ими своих профессиональных обязанностей, в меньшей степени проблемы возникают при вхождении в новый рабочий коллектив и в аспекте привыкания к новым условиям труда.
Несмотря на все сложности, около 94,8% молодых сотрудников удовлетворены выбором своей профессии, а около 97,4% выпускников удовлетворены занимаемой должностью.
Процент неудовлетворенности у выпускников связан с режимом работы, соответствием работы специальности, наличием перспектив должностного продвижения.
Особенно трудно молодым людям, которые нуждаются во всесторонней помощи при освоении новой для них профессии, но не всегда получают ее от коллег. Такая ситуация зачастую складывается из-за бесконтрольности за процессом их становления со стороны руководителей. В результате молодые сотрудники приступают к самостоятельной работе, не овладев необходимыми навыками, не изучив особенности службы, и, как следствие, допускают серьезные просчеты.
Установлено, что в период адаптации к новым условиям выпускникам могли бы помочь эмоциональная поддержка коллег, четкий контроль со стороны наставника, увеличение времени прохождения производственной практики в учреждении, грамотное распределение нагрузки начальником, дополнительное материальное стимулирование.
Следует отметить, что в период адаптации, в самом начале своей трудовой деятельности, в подразделении охраны выпускники большее предпочтение отдают помощи наставника (около шести месяцев), в дальнейшем же помощь
№ 3/2020
наставника им требуется в меньшей степени, а в помощи коллег они продолжают нуждаться.
В числе проблем, с которыми сталкиваются выпускники при закреплении на службе, необходимо отметить проблему закрепления их не по месту прописки, проблему недостаточной подготовки выпускников образовательных организаций к службе в подразделениях охраны, отсутствие у выпускников достаточных для несения службы практических навыков, назначение на должность не по специальности.
Проведенный анализ мнений молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций, их наставников и руководителей позволил выявить ряд факторов, которые влияют на процесс адаптации молодого специалиста на службе:
во-первых, слабая подготовка к условиям службы, отсутствие практических навыков и недостаток производственной практики во время обучения;
во-вторых, отсутствие действенных программ по адаптации молодых специалистов;
в-третьих, низкий уровень психофизиологической адаптации молодых сотрудников.
Как отмечает Е.А. Дроздова, адаптация курсантов-выпускников во многом зависит от готовности молодых офицеров к службе, которая обеспечит им успешное освоение профессиональных компетенций и формируется еще во время учебы в образовательных организациях3.
Большинство руководителей и наставников ждут от выпускников наличие практических навыков. Безусловно, это одна из основных трудностей при адаптации, с которой сталкивается молодой сотрудник, придя из высшего учебного заведения на место дальнейшего прохождения службы. На большой недостаток практических навыков указывают и сами молодые сотрудники.
С учетом того, что многие молодые сотрудники-выпускники проходили преддипломную практику, являющуюся элементом формирования профессиональных компетенций, по одной специализации, а в учреждении назначаются на несоответствующую ей должность, то решению данной проблемы, на наш взгляд, могла бы способствовать организация производственной практики (на последнем курсе обучения) в том подразделении, куда потенциально будет в дальнейшем распределен выпускник. При таком подходе решается следующая проблема — соответствие полученной в высшем учебном заведении специализации замещаемой по окончании его должности на новом месте службы.
Решение проблемы разрыва между теоретической подготовкой молодых специалистов и практическими требованиями к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи видится посредством увеличения практических занятий.
Полагаем также необходимым согласиться с предложением А.В. Аксеновой и Е.В. Павловой о необходимости включения в учебный процесс учебных заведений курса «Адаптация выпускников образовательных организаций ФСИН России», способствующего адаптации выпускников в учреждениях и органах УИС и формированию навыков построения карьеры4.
По мнению Д. Журавлева, основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют кадровая и психологическая службы, которые совместно могут разработать комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию молодых сотрудников.
Кадровой и психологической службам следует увеличить количество бесед с личным составом по вопросу внимательного отношения к молодым сотрудникам не только со стороны коллег, но и со стороны руководства. Необходимо задействовать в полную силу и институт наставничества5.
Результаты исследования свидетельствуют, что назрела необходимость внесения в организацию работы с молодыми выпускниками учебных заведений серьезных коррективов с учетом положительного опыта, имеющегося в подразделениях охраны учреждений УИС и в высших учебных заведениях.
1 Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
2 Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
3 Дроздова ЕЛ. Проблемы закрепления выпускников образовательных организаций ФСИН России на службе в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 3 (202). С. 10—13.
4 Лксенова Л.В., Павлова Е.В. Профессиональная адаптация выпускников образовательных учреждений ФСИН России на службе в УИС / Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: Матер. Межрегиональной науч.-практ. конф. / Под общ. ред. В.А. Уткина. 2017. С. 200—203.
5 Журавлев Д. Молодому пополнению — должное внимание // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 1. С. 6—7.
№ 3/2020