Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ КАРАУЛЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОХРАНЫ УИС / СОТРУДНИКИ / СЛУЖЕБНЫЕ НАРЯДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цаплин И.С.

В представленной статье проведен анализ состояния служебной нагрузки на сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). На его основе выработаны меры по ее снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цаплин И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS TO REDUCE THE WORKLOAD OF EMPLOYEES OF THE SECURITY UNITS OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the presented article, the analysis of the state of the official load on the employees of the security units of the penal enforcement system of the Russian Federation (hereinafter referred to as the UIS) is carried out. On its basis, measures have been developed to reduce it.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_332

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SUGGESTIONS FOR REDUCING THE WORKLOAD ON EMPLOYEES OF SECURITY UNITS THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В представленной статье проведен анализ состояния служебной нагрузки на сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). На его основе выработаны меры по ее снижению.

Abstract. In the presented article, the analysis of the state of the official load on the employees of the security units of the penal enforcement system of the Russian Federation (hereinafter referred to as the UIS) is carried out. On its basis, measures have been developed to reduce it.

Ключевые слова: временные караулы, осужденные, подразделения охраны УИС, сотрудники, служебные наряды.

Keywords: temporary guards, convicts, UIS security units, employees, service outfits.

Для цитирования: Цаплин И.С. Предложения по снижению служебной нагрузки на сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 332-335. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_332.

For citation: Tsaplin I. S. Suggestions for reducing the workload of employees of the security units the penal enforcement system of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 332-335. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_332.

Статья поступила в редакцию: 31.04.2023

В соответствии с требованиями руководящих документов одними из основных задач подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) являются:

1) охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов учреждений УИС, психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением (далее - ПБСТИН), обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрану лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

2) конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из исправительных учреждений, следственных изоляторов на обменные пункты, производственные объекты и обратно, в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение их охраны и др.

По состоянию на 1 января 2023 г под охраной находилось: 35 исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, 6 исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, 251 исправительная колония строгого режима, 164 исправительные колонии общего режима для осужденных мужчин, исправительные колонии общего режима для осужденных женщин, 94 колонии-поселения, 51 лечебное исправительное учреждение, 23 лечебно-профилактических учреждения, 7 тюрем, 13 воспитательных колоний, 210 следственных изоляторов, в которых содержалось более 430 000 человек. [1].

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, подразделениями УИС осуществляется охрана 9 объектов Минздрава России, включая ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России и 8 ПБСТИН, а также 19 судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций, в которых в содержаться 3807 лиц, находящихся на принудительном (стационарном) лечении (+ 0,3 %: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) [2].

В рамках выполнения задач по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, отделами охраны учреждений УИС в 2022 году назначено 17 795 (в 2021 г. - 20 075) караулов по встречному и сквозному конвоированию, обеспечивших перемещение 129 219 (в 2021 г. -103 106) конвоируемых лиц (+ 13,77%;) [3].

В результате анализа форм статистической отчетности территориальных органов ФСИН России, была выявлена устойчивая тенденция увеличения числа назначенных служебных нарядов от учреждений территориальных органов ФСИН России по конвоированию и охране подозреваемых, обвиняемых и осужденных в медицинских организациях (2020 - 48417, 2021-58971, 2022 - 67975) (+ 13,15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Следует отметить, что ежегодно возрастающий объем служебных задач привел существенному увеличению нагрузки на сотрудников подразделений охраны.

В результате проведенного анализа было установлено, что в отдельных территориальных органах ФСИН Росси коэффициент служебной нагрузки на сотрудников данных подразделений превысил уровень, установленный указаниями ФСИН России (письма ФСИН России от 16.04.2013 исх-02-13172, исх-08-44424 от 04.08.2016).

Так, рост служебной нагрузки был зафиксирован в 42 территориальных органах ФСИН России (Таблица 1).

№ п/п Наименование территориального органа ФСИН России Коэффициент служебной нагрузки

1 Республика Коми 6,13

2 Мурманская область 7,12

3 Белгородская область 6,70

4 Ивановская область 6,02

5 Курская область 5,72

6 Липецкая область 5,97

7 Москва 6,02

8 Орловская область 6,91

9 Тверская область 5,68

10 Тульская область 7,59

11 Ярославская область 6,13

12 Республика Адыгея (Адыгея) 6,23

13 Республика Калмыкия 7,10

14 Астраханская область 6,28

15 Ростовская область 5,93

16 Республика Дагестан 6,27

17 Кабардино-Балкарская Республика 6,04

18 Карачаево-Черкесская Республика 5,75

19 Республика Северная Осетия - Алания 6,27

20 Республика Башкортостан 6,12

21 Республика Марий Эл 5,78

22 Республика Мордовия 5,79

23 Удмуртская Республика 6,29

24 Чувашская Республика - Чувашия 5,62

25 Пермский край 5,65

26 Кировская область 6,05

27 Самарская область 6,16

28 Ульяновская область 5,62

29 Свердловская область 9,56

30 ХМАО 5,71

31 ЯНАО 7,68

32 Республика Алтай 5,68

33 Красноярский край 6,68

34 Новосибирская область 5,98

35 Омская область 5,74

36 Томская область 5,66

37 Республика Бурятия 7,03

38 Республика Саха (Якутия) 5,84

39 Камчатский край 6,90

40 Приморский край 6,30

41 Амурская область 6,98

42 Магаданская область 6,0

Таблица 1. Коэффициент служебной нагрузки на сотрудников подразделений охраны в территориальных органах ФСИН России.

В результате проведенного опроса (в опросе приняли участие 75 сотрудников, замещающих должности заместителей начальников учреждений - начальников отделов охраны, а также 85 сотрудников, заступающих на службу в составе караулов по охране постоянных объектов (начальники караулов, младшие инспектора отделов охраны), временных караулов (служебных нарядов) по конвоированию и охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, служебных нарядов по охране судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций) были выявлены проблемные вопросы, влияющие на увеличение служебной нагрузки на личный состав подразделений охраны УИС, которые целесообразно разделить на два блока:

1) некомплект личного состава;

2) отпуска (декретный, учебный отпуска, отпуск за ненормированный служебный день).

По мнению опрошенных сотрудников, указанные проблемы обуславливают увеличение коэффициента служебной нагрузки в подразделениях охраны учреждений УИС.

В целях снижения служебной нагрузки на личный состав данных подразделений считаем целесообразным:

1) для повышения уровня укомплектованности личным составом подразделений охраны УИС необходимо совершенствовать взаимодействие с государственными органами по привлечению населения на службу в УИС. В первую очередь, данная работа должна проводиться с центрами занятости населения, военными комиссариатами. В высших учебных заведениях целесообразно распространять агитационную информацию (о положительных аспектах службы в УИС) среди студентов выпускных курсов. Принимая во внимание положительный опыт отдельных территориальных органов УИС, целесообразно размещать объявления о имеющихся вакансиях на интернет ресурсах (например, rn.Avito.nj, hh.ru, trudvsem.ru, SuperJob.ru), форумах сотрудников правоохранительных органов (например, fsin-russia.ru), фасадах зданий учреждений и органов УИС (по аналогии с СИЗО-5 УФСИН по г. Москве), а также агитационных материалов на площадках других интернет ресурсов (например, КитиВ, YouTube) (по аналогии с УФСИН России по Вологодской области).

Иными словами данная работа должна принять логическую, актуальную, последовательную и единообразную форму построения во всех регионах, чтобы любой потенциальный кандидат мог легко получить интересующую его информацию (о расположении информации о вакантных должностях на сайтах территориальных органах ФСИН России население целесообразно информировать через телевидение и радио).

2) относительно декретных отпусков отметим, что в настоящее время в подразделениях охраны учреждений и органов УИС трудоустроено значительное количество женщин. Процент их привлечения к службе в качестве младших инспекторов в территориальных органах УИС может составлять 20 % и более.

Законодательство Российской Федерации предусматривает норму, согласно которой работнику предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью в среднем до 6 месяцев, а иногда и более, в связи с чем нагрузка на продолжающих заступать на службы сотрудников существенно увеличивается. В целях оптимизации коэффициента служебной нагрузки, полагаем целесообразным принимать на службу в подразделения охраны УИС преимущественно лиц мужского пола.

3) что касается учебных отпусков, здесь законодательство обязывает работодателя предоставлять работникам, совмещающим работу с получением образования, дополнительный отпуск для прохождения промежуточной аттестации (на первом и втором курсах - 30 календарных дней, на последующих курс - по 40 календарных дней, а также для прохождения государственной итоговой аттестации - сроком до 60 дней). Считаем, что прием на работу лиц, имеющих высшее образование, позволит снизить коэффициент служебной нагрузки.

4) говоря об отпуске за ненормированный служебный день отметим, что отнесение всего личного состава отделов охраны учреждений УИС к категории сотрудников, которой установлен ненормированный служебный день, в отдельных территориальных органах ФСИН России может иметь противоречивый результат (например, УФСИН России по Мурманской области). Сказанное, главным образом связанно с тем, что сотрудники, проходящих службу в данном территориальном органе, имеют ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (в соответствии со ст. 321 ТК РФ).

Кроме этого, значительной части сотрудников предоставлено право на дополнительные отпуска за выслугу лет. Иными словами, 10-ти дневный отпуск за ненормированный служебный день в данном регионе может оказывать дополнительную служебную нагрузку на весь личный состав подразделений охраны.

Как отдельную следует отметить проблему правового регулирования, связанную с предоставлением денежной компенсации за работу

в выходные и праздничные дни. Так, при назначении инспекторов отделов охраны учреждений УИС в составы временных караулов данной категории сотрудников не производится денежная компенсация за привлечение на службу в выходные и праздничные дни, так как вышеуказанным сотрудникам установлена пятидневная рабочая неделя [4], несмотря на то, что фактически они несут службу по сменному графику.

С учетом выявленной нами динамики возрастающего количества временных караулов, а также большого числа служебных нарядов к концу года у вышеуказанных сотрудников накапливается большое количество часов переработки за выходные и праздничные дни.

Казалось бы, проблему можно было бы решить путем предоставления отгулов. Однако, руководители подразделений охраны учреждений УИС не в состоянии регулярно предоставлять инспекторскому составу дополнительные дни отдыха, поскольку имеется ежедневная потребность в назначении дежурного сотрудника отдела охраны.

Указанное обстоятельство, на наш взгляд, обуславливает необходимость внесения соответствующих изменений в Приказ Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», в совокупности с проработкой вопроса возможности замены отпуска ненормированный служебный день денежной компенсацией.

Полагаем, что предложенные меры помогут оптимизировать служебную нагрузку на сотрудников подразделений охраны учреждений

УИС.

Библиогра фия:

1. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// fsin.su/ struc-ture/inspector/iao/statistika (дата обращения 31.04.2023).

2. Письмо ФСИН России от 07.03.2023 «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением и судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций в 2022 году».

3. Письмо ФСИН России от 17.02.2023 исх-08-12974 «О состоянии надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в 2022 году и мерах по ее совершенствованию».

4. Приложение № 11 к приказу Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). СПС Гарант. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://base.garant.ru (дата обращения 20.04.2023).

References:

1. Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia [Electronic resource]. Access mode: URL: http:// fsin.su / structure/inspector/iao/statistika (accessed

31.04.2023).

2. Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 07.03.2023 "On ensuring the protection of specialized psychiatric hospitals (inpatient units) with intensive care and forensic psychiatric expert medical organizations in 2022".

3. Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 02/17/2023 ex-08-12974 "On the state of security reliability of correctional institutions and pre-trial detention facilities in 2022 and measures to improve it".

4. Appendix No. 11 to the Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 132 dated August 5, 2021 "On the organization of service in the Penal enforcement system of the Russian Federation" (with amendments and additions). SPS Garant. Official website. [electronic resource]. Access mode: URL:https://base.garant.ru (accessed 20.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.