Научная статья на тему 'Некоторые предложения по организации транспорта горных территорий'

Некоторые предложения по организации транспорта горных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текиев Марат Владимирович

Для успешного устойчивого развития горных территорий необходимо обеспечить четко работающий транспорт и надежные коммуникации. Однако, труднодоступность и дороговизна транспортного обслуживания является серьезным препятствием для успешного освоения гор. Транспортная система для горных территорий должна соответствовать инновационным решениям, таким, как использование: электроавтомобилей, экранопланов, систем струнного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые предложения по организации транспорта горных территорий»

Гассиева О.И., Москаленко И.В., Кумаритов А.М. Оптимизация управления потреблением энергоресурсов на промышленном предприятии Изд-во «МАВР», Владикавказ, 2006.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТА ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

М.В. ТЕКИЕВ

декан факультета экономики и управления, доцент кафедры СКГМИ (ГТУ), к.э.н., доцент, г. Владикавказ

M.V. TEKIEV

Dean of the Economics and management department, associate professor of NCIMM (STU) chair, candidate of economic sciences, Vladikavkaz

Для успешного устойчивого развития горных территорий необходимо обеспечить четко работающий транспорт и надежные коммуникации. Однако, труднодоступность и дороговизна транспортного обслуживания в является серьезным препятствием для успешного освоения гор. Транспортная система для горных территорий должна соответствовать инновационным решениям, таким, как использование: электроавтомобилей, экранопланов, систем струнного транспорта.

Для успешного устойчивого развития горных территорий необходимо обеспечить четко работающий транспорт и надежные коммуникации. Однако, труднодоступность и дороговизна транспортного обслуживания в является серьезным препятствием для успешного освоения гор. Так, протяженность автомобильных дорог на единицу площади территории в несколько раз ниже , чем на плоскости. Имеющиеся автомобильные дороги в горах находятся, как правило, в неудовлетворительном состоянии. Железнодорожное сообщение и авиаперевозки, как правило, отсутствуют, из-за их дороговизны. Более половины дорог в горах требуют усиления дорожного покрытия для пропуска современных большегрузных автомобилей. Многие участки местных дорог не рассчитаны для движения машин с осевой нагрузкой более 6 тонн, хотя современные грузовики имеют нагрузку 10 тонн на ось. В этой связи практически вся дорожная сеть нуждается в коренной реконструкции с приведением параметров дорог к современным требованиям дорожного строительства. Это позволит увеличить среднюю скорость движения и

пропускную способность. Большое количество инженерных сооружений (мосты, туннели, эстакады и т.д.) нуждаются в ремонте и модернизации (например Транскам). Строительство дорог чрезвычайно дорогостоящий процесс. Если учесть реалии российской экономики, то стоимость км современной дороги в России в несколько раз выше, чем в Европе и на порядки больше, чем в Китае. Транспортная система для горных территорий должна удовлетворять следующим требованиям:

• малая площадь занимаемой земли и низкие эксплуатационные затраты;

• минимальное влияние на окружающую среду

• экономичность и безопасность;

• пригодность для всех видов транспортных средств.

Этим требованиям в горной зоне соответствуют инновационные решения, такие, как использование: электроавтомобилей, экранопланов и применение системы струнного транспорта.

Электроавтомобиль

В качестве примера модернизации экономик стран экономического сотрудничества и развития является развитие электравтомобилестроения. Не смотря на финансовый кризис и спад в автомобильной промышленности, автомобилизация России не прекратилась. Население продолжает покупать автомобили, а пробки на дорогах и ДТП стали постоянными темами новостей. Руководство страны выделяет миллиарды рублей из бюджета на поддержку существующих автозаводов, которые выпускают устаревшие модели автомобилей. Ярким примером может служить ГАЗ с Волгой сайбер, которая представляет из себя слегка переделанную, снятую с производства в США в 2005 году модель обанкротившейся фирмы Крайслер. Вызывает удивление, что вместо того чтобы сделать ставку на разите производства автомобилей с электрическим приводом они продолжают разработку устаревших моделей с ДВС. Нет даже гибридных автомобилей. Хотя даже в Киеве, как сообщает Тарас ТКАЧУК ("ФАКТЫ" http://www.facts.kiev.ua/archive/2009-04-18/96044/) киевский мастер Сергей Чернявский изготовил гибридный электромобиль, который едет сначала на запасе энергии, полученном из розетки, затем заводится генератор, и батареи начинают "самозаряжаться". При этом машина потребляет не больше полутора литров бензина на сто километров пути.

Известные зарубежные фирмы при поддержке правительства в России продолжают открывать отверточные производства, на которых собирают не

самые новые модели с бензиновыми двигателями. Создавая в России устаревшее отверточное автомобильное производство, эти фирмы у себя выпускают гибридные машины и активно ведут работы по началу серийного производства автомобилей с электрическим приводом. Сейчас нет за рубежом ни одной автостроительной компании, которая не работала бы над электроавтомобилями. Важной частью этой работы является энергообеспечение. Для уменьшения зависимости от ископаемого углеводородного топлива и снижения эмиссии тепличных газов в атмосферу Земли электроэнергия для электроавтомобилей должна производиться с помощью возобновляемых источников энергии. Приводимый в движение электрической энергией автомобиль не будет истинным транспортным средством с нулевой эмиссии тепличных газов, если зарядка батареи не будет производиться от возобновляемых источников, таких как солнечные батареи. Например, проект «электроавтомобиль» в Израиле предусматривает строительство в пустыне Негев солнечных фотоэлектрических станций мощностью более 500 мВт. Как заявил президент Шимон Перес, такой комплексный подход к проблеме транспорта позволит Израилю прекратить экспорт жидкого топлива для автомобильного транспорта до 2015 года. Кроме этого ускоренное развитие получит промышленность, связанная с кремнием и современными системами управления. Это силовая и микроэлектроника, IT и нано технологии, производство солнечных электростанций, твердотельная светотехника и т.д. Замена автомобилей с ДВС на электромобили будет сопровождаться изменениями в потреблении промышленных металлов и металлов платиновой группы, к чему надо подготовиться. В особенности это касается кремния и лития. Переход на электромобили так же вызовет геополитические изменения, резко понизив роль стран экспортеров нефти в мировой экономике и, следовательно, в международной политике.

В настоящее время проблемы, которые возникли в автомобильной промышленности в странах с развитой экономикой в результате кризиса, работы по переводу автомобильного транспорта не приостановили. (http://motopapa.ru/puteshestviya/avtomobilnyj-mir-razvorachivaetsya-chast-2.html). Так, затратив на инфраструктуру миллиард долларов, в Калифорнии намерены построить 250 тысяч электрозарядок, 200 станций обмена аккумуляторов с центром управления к 2012 году. В 2004 году в США эксплуатировалось 55852 электромобиля. Ford Ranger потребляет 0,25 кВт-ч на один километр пути,

Toyota Rav-4 — 0,19 кВт-ч на километр. Средний годовой пробег автомобиля в США составляет 19 200 км (т. е. 52 км в день). При стоимости электроэнергии в США от 5 до 20 центов за кВт-ч, стоимость годового пробега Ford Ranger составляет от $240 до $1050, RAV-4 — от $180 до $970. Project Better Place и Renault-Nissan решили построить первую в мире крупномасштабную сеть электрозаправок именно в Израиле, так как более 90% местных автовладельцев проезжает за день менее 70 км, а все основные населённые пункты отстоят друг от друга не более чем на 150 км. Дания в марте 2008 года присоединилась к проекту Project Better Place. Дания планирует построить 500 тысяч станций для зарядки электромобилей и 150 станций для замены аккумуляторов .Между Project Better Place(PBP) и Renault-Nissan заключен стратегический альянс по строительству инфраструктуры и выпуску электроавтомобилей. Португалия планирует к концу 2011 года строить 1300 пунктов для зарядки электромобилей В августе 2006 Министр Экономики, Торговли и Промышленности Японии утвердил план развития электромобилей, гибридных автомобилей и аккумуляторов для них. В Китае планируется начать испытания до 2012 года в 11 городах страны 60 тысяч автомобилей, включая электромобили, гибриды и автомобили на водородных топливных элементах. Китайская компания разработала сверхэкономичный прототип автомобиля, способного проехать на одном полном заряде аккумулятора до 400 километров. На китайском языке новый автомобиль именуется Чжонг Тай, что означает безопасный автомобиль для людей. Компания производитель New Power сообщает, что новый электромобиль базируется на ранее показанной модели Daihatsu Terios, однако в отличие от последней, работающей на гибридном двигателе, новинка в чистом виде электромобиль. Аккумуляторная система Чжонг Тай весит свыше 300 кг, но заряжается всего за пару часов и стоит не слишком дорого. Разработчик сообщает, что расстояние одного пробега напрямую зависит от скорости движения, так при скорости движения 100 км/час, электромобиль способен проехать 270 км, при скорости 80 км/час - уже 350 км, для того, чтобы электромобиль проехал заявленные 400 км, ехать надо довольно медленно. От 0 до 100 км/час китайский электромобиль разгоняется за 12 секунд, поэтому водители, севшие за руль электромобиля с обыкновенного авто, большого различия в стилях вождения не ощутят. Массовое производство электромобилей стартует в начале 2010 года, сообщает cybersecurity.ru. Продаваться машины будут в Китае, США и Великобритании.

В зависимости от комплектации, цена машины колеблется от 18 600 евро до 23 400 евро. (http://www.free-energy source.ru/index.php)

Правительство Германии поставило перед автопромом задачу выпустить на дороги страны один миллион электроавтомобилей до 2020 года и пять миллионов до 2030 года. Иначе говоря, речь идет о серийном производстве. Чтобы понять грандиозность задачи, говорит в интервью Deutsche Welle Тони Энгель (Toni Engel), эксперт по альтернативным источникам энергии, надо знать, что за предыдущие десять лет было выпущено чуть более тысячи машин.( www.dw-world.de). В мире идет гонка за первенство в создании автомобилей, работающих на электротяге. Без малого 1 млрд евро бюджетных средств готова выделить в ближайшие пять лет Германия на развитие электромобилестроения. Незадолго до этого на такую же программу президент США Барак Обама выделил 2,5 млрд долларов (1,8 млрд евро). Эти цифры, словно заклинание, повторяли в Бонне участники первой конференции специалистов новой отрасли - электромобилестроения, пишет Deutsche Welle (http://www.energyland.info/news-show-27128).

В Англии начались испытания электромобилей. Всего в испытаниях участвуют более 340 автомобилей с электроприводом, в том числе -электрическая версия Mitsubishi MiEV и MiniE. Они будут ездить по дорогам восьми городов страны и могут бесплатно парковаться в центре Лондона. Правительство Соединенного Королевства вкладывает 25 млн фунтов стерлингов (41 млн долларов) в этот проект, организованный компанией Technology Strategy Board. Цель проекта, по словам организаторов, -демонстрация технологий, которые появятся в продаже через год-полтора, сообщает Би-би-си. По словам директора проекта Дэвида Ботта, эра электроавтомобилей наконец настала. "О электромобилях теперь можно говорить серьезно, - считает Ботт. - Теперь они могут проехать без подзарядки 240 км и развивать хорошую скорость. Мы будем проверять несколько разных машин, чтобы посмотреть, как они будут работать. Это нам не только покажет, что работает, а что не работает, но также как к ним отнесется публика". К концу 2009 года в Великобритании будут установлены около 1000 пунктов для зарядки электромобилей, из них около 200 в Лондоне.

В Израиле проведут небывалый технический эксперимент над автомобилем(http://www.autonews.ru). В Иерусалиме между альянсом Renault-Nissan и компанией Project Better Place было подписано соглашение о начале масштабного запуска на израильском рынке электрической модели

автомобиля. Проект интересен не столько самим электрическим автомобилем, разработки такой техники ведутся повсеместно, сколько созданием в рамках одного государства полного комплекса, обеспечивающего комфортную эксплуатацию электрических автомобилей. Израильское правительство, со своей стороны, окажет поддержку своим гражданам, приобретающим экологически чистый транспорт, путем снижения налогов. Renault-Nissan предоставит электромобили, а израильская Project Better Place подготовит сеть станций по подзарядке аккумуляторов, которая охватит всю территорию страны. Израильтянам, купившим электрокар, снизят налоги autonews.ru. Соглашение предусматривает начать в 2011 году массового производства электроавтомобилей и запуск альтернативных источников энергии. Использование электроавтомобилей значительно снизит выбросы СО2 и твердых частиц в атмосферу, но главное - это уменьшение зависимости страны от нефтяных энергоресурсов, которыми владеет "враждебный" арабский мир. Израильское правительство выступило с обращением, призвавшим автопроизводителей и поставщиков оборудования адаптировать транспортную инфраструктуру страны для использования возобновляемых источников энергии в виде солнечных электростанций. Первые объекты инфраструктуры войдут в строй в 2010 году. Со временем, общее число станций подзарядки будет доведено примерно до 500 000, что позволит решить проблему ограниченного запаса хода электромобилей. Машины будут оборудованы информационной системой, благодаря которой водитель сможет определить, сколько у него осталось электроэнергии, а также узнать местонахождение ближайшей «заправочной» станции. Прогнозируется, что стоимость эксплуатации электроавтомобиля в течение всего жизненного цикла, будет ниже по сравнению с обычным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. До 2011 года в Израиле должно быть создано 150 тысяч аккумуляторных станций. Именно сменная батарея — ключевое ноу-хау разработки Project Better Place. И, правда, вовсе не обязательно оставлять автомобиль заряжаться каждую ночь, если всегда можно просто сменить батарею! Но в таком случае ключевым элементом проекта становится создание всей необходимой инфраструктуры. В Израиле, где расстояние между городами не более 75 миль, электричество может стать реальной альтернативой бензину.

Renault и Nissan - производители автомобилей, и в одиночку не смогли бы потянуть такой глобальный эксперимент. Их партнером в Израиле выступила Project Better Place - компания с венчурным капиталом, которая стремится

снизить зависимость международной экономики от нефти путем создания транспортных инфраструктур для электромобилей. Цель компании состоит в том, чтобы предложить потребителям альтернативное, экологически более чистое транспортное средство, соответствующее задачам перспективного развития. В 2007 году глава одного из подразделений софтверного гиганта SAP Шай Агасси оставил компанию, чтобы основать собственный бизнес Project Better Place. Шай Агасси меньше всех боится, что нефть на земле скоро закончится. При поддержке правительства Израиля он собирается пересадить всю страну на электроавтомобили. Его проект изменит мировую автомобильную индустрию. Следующая после Израиля цель — Дания. А затем, если первые опыты окажутся успешными, предприниматель предложит подключиться к проекту властям крупных мегаполисов мира, задыхающихся в бензиновых испарениях, Лондона, Нью-Йорка, Сингапура, Парижа и других. Агасси надеется, что в 2009 году в Израиле будет уже несколько тысяч электромобилей, а к концу 2010-го 100 тысяч. Представители Renault-Nissan обещают для начала продавать новые авто (модификации обычных моделей Renault) по цене, не намного отличающейся от бензиновых аналогов. Но, по утверждению Агасси, если спрос будет устойчивым и правительство обеспечит обещанные льготы до 2015 года, цена снизится практически вдвое. Емкости одной батареи хватит на 7 тысяч подзарядок, то есть на 150 тысяч миль, что вполне сравнимо с ресурсом бензинового мотора. К 2011 году электроавтомобили собираются купить 20 израильских фирм, чьи сотрудники много ездят по городу. Если проект окажется успешным, его расширят и на другие страны и регионы. О своем интересе уже сообщили Дания, Гавайи, Калифорния, Австралия. Будущее начинается сегодня. Естественно, на этих стоянках

Better Place может подзаряжать ваш аккумулятор и без замены батареи - вы подсоединяете машину к электроколонке. Правда, пока фирма имеет в своем распоряжении только машины Renault, но в

будущем к этому проекту присоединится Mercedes, надеются в Better Place.-Я убедил нашего

премьера и все правительство, что это великолепная возможность, — говорит

президент Израиля Шимон Перес, хорошо знавший отца Агасси. — Израиль

никогда не станет крупной промышленной страной, но способен быть

колыбелью новых идей — таких, как электрический автомобиль. Перес хорошо

понимает: если Project Better Place преуспеет, Израиль станет первой страной,

решившей проблему, с которой в XXI веке неизбежно столкнутся все

государства мира, — проблему дефицита жидкого топлива и резкого

ухудшения экологической обстановки. Естественно, такой проект не может обойтись без поддержки государства, хотя бы в части сокращения налогов. Без этого невозможно решить задачу

увеличения парка электромобилей в тысячу раз за 10 лет. (www.dw-world.de). Перспектива

развития электромобилей сегодня ни у кто не вызывает сомневается. КПД электрического привода достигает 90%, вся его энергия в основном используется для движения, в машинах же с ДВС КПД составляет величину около 25%, а большая часть энергии уходит в тепло. К тому же

электрический двигатель не выделяет выхлопных газов. Имеются программы производства электромобилей 25 фирм США, Великобритании, Китая, Норвегии, Франции, Японии, Италии, Германии, Индии, которые начнут выпускать автомобили с электрическим приводом .

(http://rusanalit.livejournal.com/643358.html). В результате массового применения электропривода на автомобилях к 2020 году в мире может резко сократиться потребление жидкого топлива. Это принесет существенные потери Российскому бюджету, который напрямую зависит от цен на нефть и, если в России не произойдет диверсификация экономики и она останется сырьевой, то к 2020 году ей придется столкнуться столкнется со следующими угрозами:

1. Сокращение спроса на нефть, что приведет к минимизации цен на нее и связанных с ними цен на природный газ. В результате произойдет снижение доходов бюджета, то, что имеет место сегодня.

2. Сокращение запасов нефти в лучшем случае до уровня внутреннего потребления.

В этой связи Правительство России должно пересмотреть политику в сфере автомобилестроения и изменить приоритеты автомобилизации страны, а также принять срочные меры по развитию возобновляемой энергетики с учетом современных тенденций. Это должно стать одним из приоритетных национальных проектов. Пилотные проекты развития не загрязняющих окружающую среду возобновляемых источников энергии и применения электроавтомобилей могут быть реализованы в компактных регионах, таких как г. Сочи, Северная Осетия и т.п. В настоящее время Правительство РФ приняло решение о строительстве в дальневосточном регионе автомобильного завода, а также принято решение о строительстве в России сборочного производства фирмы Nissan. Появился реальный шанс организовать в России выпуск автомобилей с электрическим приводом. Только такое решение позволит адекватно ответить на вызовы 21 века в сфере автомобильного транспорта. Иначе автомобильная промышленность России останется технологически отсталой с моделями прошлого века, тогда как другие изменят всю систему автомобильного транспорта на инновационную. Только приняв адекватные меры по развитию современных отраслей транспорта, возобновляемой энергетики, силовой и микроэлектроники, IT и нанотехнологий, производства кремния и лития, Россия может стать одной из ведущих промышленно развитых стран мира. В противном случае страна окажется вне современных глобальных инновационных изменений и останется сырьевым придатком развивающегося мира, пока в ее недрах будут оставаться быстро истощающиеся запасы нефти и природного газа. А что потом?

Экраноплан.

Еще в 1960-е годы в СССР русский изобретатель Ростислав Алексеев создал уникальное транспортное средство - экраноплан. Эта машина похожа на самолет, но летает низко над водой или землей без постоянного контакта с ними, а в воздухе держится за счет "эффекта экрана" - аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыльях или других частях. Эффект экрана похож на воздушную подушку наоборот - воздух не нагнетается искусственно, а используется набегающий поток. Крыло экраноплана создает подъемную силу за счёт повышения давления под нижней плоскостью (а не разреженного давления над верхней как у самолетов), создать которое возможно только на очень небольших высотах, до пары метров.

По сравнению с самолетом, экраноплан обладает массой преимуществ. Если самый тяжелый самолет "Руслан" принимает на борт не больше 120 тонн, то экранопланы свободно легко берут 200, а большегрузный экраноплан несет несколько тысяч тонн .Экранопланы экономичнее и выгоднее обычных самолетов. Экраноплан по сути является безаэродромным самолетом - для взлёта и посадки ему нужна не специальная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. Для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана - они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем, им не нужна наземная транспортная инфраструктура вроде мостов и шоссейных дорог. Уже после развала СССР нашими учеными был создан экраноплан второго поколения - наземно-воздушная амфибия. НВА не страшны вообще никакие препятствия, у нее гораздо выше маневренность, а поднимается она на воздушной подушке. Новый экранолет предназначен для пассажирских и грузовых перевозок в трёх режимах - как самолёт, экраноплан и судно на воздушной подушке с максимальной грузоподъемностью больше 10 тонн, диапазон высот полёта - от полуметра до 4 километров, дальность -свыше 3000 км.

Струнный транспорт

Струнный транспорт Юницкого представляет собой предварительно напряжённые рельсы-струны, поднятые на анкерных опорах на высоту 5-25 метров. По двум струнам движутся четырёхколёсные транспортные модули -юнибусы. Скорость - до 350 км/ч, а в перспективе - 500. Пропускная способность - до 100 тысяч пассажиров и 50 тысяч тонн грузов в сутки. Срок службы магистрали составляет 100 лет.

Юнибус представляет собой разновидность автомобиля, установленного на стальных двухребордных колесах. Может иметь привод от любого вида двигателя, а также комбинированный. Сам двигатель может работать на любом известном источнике энергии. Кроме того, СТЮ может быть электрифицирован с использованием источника энергии как внешнего (по типу троллейбуса, трамвая или метро), так и автономного (бортовых аккумуляторов,

конденсаторных накопителей, топливных батарей и др.). СТЮ - это транспорт будущего. Юнибусы «всеядны» - они работают на любом виде топлива при малом его расходе. СТЮ абсолютно безопасен, экологически чист и не "уродует" природу в районе трасс, работает в любую погоду. Навесным трассам не страшны никакие естественные преграды - струнам не требуются насыпи и мосты, что позволяет строить недорогие магистрали в болотистой местности, на вечной мерзлоте и в других сложных природно-климатических условиях горных территорий.

В таблице1 приводятся стоимости работ по строительству дорог с твердым покрытием и струнного транспорта.

Таблица 1

Наземная трассе Надземная трасса

с 51 5 й i о. 5 1) 3§ Дорожное полотно £ ч Балочные пролеты (сталь) Струн н ые пролеты

Ресурс асфдльто бетонное полотно железобетонное полотно а я г> S Z £ ill Для колесного транспорта магнитная [ноздушиая) подушка

i полотно (эстакада) монорельс

1, Осуждав мая земля [с инфраструктурой) (200 тыс. и50/гэ) млн, га млрд. USD 50 10.000 50 10.000 50 10.000 30 6.000 5 1.000 5 1.000 2 400

2. Земляные работы 15 иЗО/куб. м) млрд. куб, м млрд. tJSD 200 1.000 200 1.000 200 1.000 20 100 10 50 10 50 5 25

3. Железобетонные конструкции (500 и$№уб. м) млрд. куб. м млрд. USD 2 1.000 50 25000 ю 5000 100 50.000 5 2 500 Ю 5000 2 1.000

4. Стальные конструкции (2000 иЗО/т) млрд. т млрд. USD 0,1 200 4 8.000 5 10.000 20 40.000 20 40.000 40 80.000 3 6.000

Щебеночная подушка {20 иЭО/куб и) млрд. куб. м млрд. USD SO 1.000 10 200 30 soo - -

6. Песчаная подушка (10 из^хуб. И) млрд. куб. м млрд. USD 50 500 50 500 20 200 • -

7. Асфальтобетонное покрытие |100 и ЭР/т) млрд. т млрд. USD 100 10.000 • - 3 300 -

Всего [длр сети дорог) трлн. USD 23,7 44,7' 26,8 96,4 43,6 86,1 7,4

Всего [для 1 км трассы) млн, U5DJKM 2 .4 4.5 2,7 9,6 i.A 8,6 0,7

Средняя скорость движения км/час 120 120 200 150 150 350 350

Крайне низки как себестоимость проезда пассажиров и провоза грузов, так и цена постройки трасс. Стоимость струнных магистралей составляет 600-800 тысяч долларов за 1 километр, а с инфраструктурой и подвижным составом -чуть больше миллиона. Струны имеют низкую материалоемкость (на уровне расхода стали на железнодорожный рельс), делая трассы СТЮ на порядок дешевле традиционной эстакады, равной по прочности. При одинаковом объеме перевозок СТЮ дешевле традиционной железной и автомобильной дороги в несколько раз, а эстакадных дорог - на порядок и более. Для сравнения - на острове Тайвань в январе 2007 года введена в строй железнодорожная

эстакада, построенная по японским технологиям. При длине 345 км и расчетной скорости движения до 320 км/час, она обошлась заказчику в 15 миллиардов долларов. Сравните с одним миллионом на километр затрат на СТЮ. Средний срок окупаемости составляет 6 лет.

Струнный транспорт действительно может "перевернуть мир", но для этого необходим координатор и заказчик с инвестициями. Учитывая, что минтранс бездействует, функцию заказчиков необходимо брать на себя конкретным регионам. А возможно и частным компаниям местного значения. Постиндустриальная экономика требует инновационных систем перемещения людей, ресурсов и продуктов потребления. И еще она требует, чтобы решения принимали люди с "живым" воображением и реформаторским, модернизационным складом ума.

Литература

1.http://unitsky.ru/info/anal_ru.htm

2.Википедия-свободная энциклопедия

3. Радиф Назыров, Сургут, В Югре появится альтернатива железной дороге ,

«Российская газета - Запдная Сибирь», №4536 от 6 декабря 2007г.

4.Коммерсантъ(Екатеринбург) № 163 (3980) от 11.09.2008 Югорские власти

натянут струну

5. WWW.ECOLIFE.RU/JORNAL/EREG/2002-1-2.SHTML

6.http://www.rosbaltru/2007/Ш30/436071.html 2007-11-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.