Научная статья на тему 'Некоторые предложения по решению транспортных проблем на Северном Кавказе как "пояса развития"'

Некоторые предложения по решению транспортных проблем на Северном Кавказе как "пояса развития" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
145
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЯС РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛЬ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / СТРУННЫЙ ТРАНСПОРТ / TIME OF DEVELOPMENT / INDUSTRIAL CLUSTER / ELECTRIC VEHICLES / RENEWABLE ENERGY / TRANSPORT STRING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хузмиев И.К., Анисимов С.П.

Устойчивому развитию Северного Кавказа будут способствовать четко работающий транспорт и надежные коммуникации в соответствии с «Транспортной стратегией России «поясом развития». Основой такого развития могут стать промышленные кластеры, такие как производство и использование электроавтомобилей, возобновляемых источников энергии, системы струнного транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SUGGESTIONS TO SOLVE TRAFFIC PROBLEMS IN THE NORTH CAUCASUS AS "DEVELOPMENT BELT"

Sustainable Development of the North Caucasus will promote well-functioning transport and reliable communication in accordance with the «Transport Strategy of Russia «belt development». The basis of this development could be industrial clusters, such as the production and use of electric vehicles, renewable energy systems, transport string.

Текст научной работы на тему «Некоторые предложения по решению транспортных проблем на Северном Кавказе как "пояса развития"»

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК «ПОЯСА РАЗВИТИЯ»

SOME SUGGESTIONS TO SOLVE TRAFFIC PROBLEMS IN THE NORTH CAUCASUS AS «DEVELOPMENT BELT»

И.К. ХУЗМИЕВ,

заведующий кафедрой «Организация промышленности и управления производством» Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ), д.т.н, профессор

С.П. АНИСИМОВ,

исполнительный директор «Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий», к.э.н.

I.K. HUZMIYEV,

head of the department of «Industry and production management organization» North Caucasian mining and metallurgical institute (GTU), Doctor of Engineering, Professor

S.P. ANISIMOV,

executive director of «Interregional association of the regional power commissions», Candidate of Economics

Аннотация

Устойчивому развитию Северного Кавказа будут способствовать четко работающий транспорт и надежные коммуникации в соответствии с «Транспортной стратегией России - «поясом развития». Основой такого развития могут стать промышленные кластеры, такие как производство и использование электроавтомобилей, возобновляемых источников энергии, системы струнного транспорта.

Abstract

Sustainable Development of the North Caucasus will promote well-functioning transport and reliable communication in accordance with the «Transport Strategy of Russia - «belt development». The basis of this development could be industrial clusters, such as the production and use of electric vehicles, renewable energy systems, transport string.

Ключевые слова

Пояс развития, промышленный кластер, электроавтомобиль, возобновляемые источники энергии, струнный транспорт.

Keywords

Time of development, industrial cluster, electric vehicles, renewable energy, transport string.

Сегодня мир находится в процессе цивилизационного перехода к новой парадигме жизнеустройства, основанной на концепции устойчивого развития. Отметим, что в отличие от природной экосистемы населенные территории представляют из себя искусственную конструкцию, встроенную в природную среду. Их можно рассматривать, как «целевые экосистемы». При их анализе необходимо ответить на вопросы: как естественная и искусственная окружающая среда влияет на процессы, как человек управляет ее функционированием, какие цели решаются и как они могут меняться? Управление любой созидательной деятельностью является необходимым фактором достижения заданных целей и задач.

Цель - конечный результат, к достижению которого стремится данная организованная структура. Задачи - конкретные проблемы, которые необходимо решать для достижения поставленной цели посредством выполнения определенной работы с помощью реальных технологий.

Фактически решение задач - это процесс создания нововведений от исследований и проектирования до конструирования и использования. Нововведения представляют из себя не только материальные новшества, товары и услуги, но и новые духовные ценности: различные теории, произведения искусства, методы и новые

идеи познания природы, общества, производства, взаимоотношений между людьми, приемов менеджмента. Любое нововведение связано с природой, обществом и экономикой и осуществляется для удовлетворения потребностей общества - коллектива людей, которое определяет политические, социально-экономические и этические нормы. Человек не может жить вне природной среды, так как он есть изначально неразрывная составляющая ее биоценоза. Нужно понимать, что он не покоритель природы, а ее часть, встроенная в природные циклы, как элемент, который должен не разрушать и не расхищать ресурсы, данные Создателем, а пользоваться ими, как товарным кредитом, который необходимо возвращать. Это нужно осознать и строить экономику в соответствии с этим принципом.

Интенсивное развитие мировой экономики в последнее столетие создало колоссальную нагрузку на природную среду. К сожалению, мир движется к ресурсному кризису, если существующая идеология и технологии затратного жизнеустройства не будут пересмотрены. Нужна новая парадигма развития, которая основана на следующем:

• невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;

• невозможно удовлетворять бесконечно растущие потребности в условиях ограниченности ресурсов;

• все на Земле взаимосвязано.

Поэтому, по нашему мнению, определить суть термина устойчивое развитие можно так: Устойчивое развитие - это удовлетворение потребностей нынешних и будущих поколений людей на Земле нормированным количеством жизнеобеспечивающих ресурсов для всех категорий потребителей вне зависимости от социального положения и душевого дохода, достаточных для поддержания здорового образа жизни и работоспособности при снижении рисков деградации окружающей среды, как основы поддержания экологической, социально-экономической и политической стабильности в мировом сообществе (И. Хузмиев).

В этой связи рост экономики необходимо обеспечить при помощи малообъемных, ресурсо- и энергосберегающих технологий шестого технологического уклада с высокой добавленной стоимо-

стью. Нужно стремиться к получению максимальных результатов, повышающих качество жизни населения в виде коммерческих идей и продуктов, при минимизации затрат всех ресурсов и рисков их воздействия на окружающую среду. Важной составляющей этого процесса являются современные транспортные системы. Отметим, что транспортная система для горных территорий должна удовлетворять следующим требованиям:

• малая площадь занимаемой земли и низкие эксплуатационные затраты;

• минимальное влияние на окружающую среду;

• экономичность и безопасность.

Обратимся в этой связи к Северному Кавказу, который необходимо рассматривать как части России в виде единой территории хозяйственного и социального развития с охранными природными зонами. Мощным фактором решения многих серьезных конфликтов в регионе является развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры регионального значения во взаимосвязи с федеральной. Создание единых производственных кластеров на территории всех субъектов СКФО или их части с разделением труда и кооперацией (общее дело) с единым центром управления невозможно без отлично работающей системы различных видов транспорта. Поэтому устойчивому развитию территории будут способствовать четко работающий транспорт и надежные коммуникации в соответствии с «Транспортной стратегией России -«поясом развития».

Однако труднодоступность и дороговизна транспортного обслуживания в горах Северного Кавказа является серьезным препятствием для их успешного освоения. Так, протяженность автомобильных дорог на единицу площади территории в несколько раз ниже, чем на плоскости. Имеющиеся автомобильные дороги в горах находятся, как правило, в неудовлетворительном состоянии. Основным транспортом является автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающим на углеводородном топливе и экологически опасными выхлопными газами.

Это несет большую опасность для особо хрупких экологических систем горной зоны. В этой связи использование экологически чистого транспорта с нулевым выхлопом в виде автомобилей

с электрическими двигателями и системами зарядки их аккумуляторов от возобновляемых источников энергии и применение системы струнного транспорта является важным нововведением в инновационное устойчивое развитие региона и сохранения окружающей среды.

К вопросу об электроавтомобилизации

Несмотря на финансовый кризис и спад в автомобильной промышленности, автомобилизация России не прекратилась. Население продолжает покупать автомобили, а пробки на дорогах и ДТП стали постоянными темами новостей. Руководство страны выделяет миллиарды рублей из бюджета на поддержку существующих автозаводов, которые выпускают устаревшие модели автомобилей. Ярким примером может служить ГАЗ с Волгой Сай-бер, которая представляла из себя слегка переделанную, снятую с производства в США в 2005 г. модель обанкротившейся фирмы «Крайслер».

Известные зарубежные фирмы при поддержке правительства в России продолжают открывать отверточные производства, на которых собирают не самые новые модели с бензиновыми двигателями. Создавая в России устаревшее отверточное автомобильное производство, эти фирмы у себя выпускают гибридные машины и активно ведут работы по началу серийного производства автомобилей с электрическим приводом.

Сейчас за рубежом нет ни одной автостроительной компании, которая не работала бы над электроавтомобилями. Важной частью этой работы является энергообеспечение. Для уменьшения зависимости от ископаемого углеводородного топлива и снижения эмиссии тепличных газов в атмосферу Земли электроэнергия для электроавтомобилей должна производиться с помощью возобновляемых источников энергии.

Приводимый в движение электрической энергией автомобиль не будет истинным транспортным средством с нулевой эмиссей тепличных газов, если зарядка батареи не будет производиться от возобновляемых источников, таких как малые ГЭС или солнечные батареи, для работы которых на Северном Кавказе имеются все необходимые условия.

Строительство электроавтомобилей и их применение вызовет бурный рост возобновляемой энергетики, силовой и микроэлектроники, 1Т и нанотехнологий, производства кремния и лития. При этом улучшится экологическая обстановка в регионе и снизится потребление жидкого топлива.Этот проект может стать экономическим чудом для всего северокавказского региона, наполненного заповедниками.

Отметим, что в результате массового применения электропривода на автомобилях к 2020 г. в мире может резко сократиться потребление нефтепродуктов. Это принесет существенные потери российскому бюджету, который напрямую зависит от цен на нефть и, если в России не произойдет диверсификация экономики и она останется сырьевой, то к 2020 г. ей придется столкнуться со следующими угрозами:

1. Сокращение спроса на нефть, что приведет к минимизации цен на нее и связанных с ними цен на природный газ. В результате произойдет снижение доходов бюджета, то, что имеет место сегодня.

2. Сокращение запасов нефти в лучшем случае до уровня внутреннего потребления.

Поэтому Правительство России должно пересмотреть политику в сфере автомобилестроения и изменить приоритеты автомобилизации страны, а также принять срочные меры по развитию возобновляемой энергетики с учетом современных тенденций. Это должно стать одним из приоритетных национальных проектов.

Пилотные проекты, разработки производства технических средств и развития не загрязняющих окружающую среду возобновляемых источников энергии и применения электроавтомобилей могут быть реализованы в северокавказских республиках, как совместные проекты инновационного развития науки и промышленности. Появился реальный шанс организовать на Северном Кавказе выпуск автомобилей с электрическим приводом и возобновляемых источников энергии, как совместный проект - «пояс развития» с привлечением существующей во всех субъектах СКФО научно-производственной базы.

Такое решение позволит адекватно ответить на вызовы XXI в. в сфере автомобильного транспорта. Иначе автомобильная про-

мышленность России останется технологически отсталой с моделями прошлого века, тогда как другие изменят всю систему автомобильного транспорта на инновационную.

Струнный транспорт

Струнный транспорт Юницкого (СТЮ) представляет собой предварительно напряженные рельсы-струны, поднятые на анкерных опорах на высоту от 5 до 25 метров, по которым движутся колесные транспортные модули со скоростью до 350 км/ч, а в перспективе до 500. Пропускная способность такой дороги - до 100 тысяч пассажиров и 50 тысяч тонн грузов в сутки. Срок службы магистрали составляет 100 лет.

Транспортный модуль представляет собой своеобразный экипаж, установленный на стальных двухребордных колесах. Он может иметь привод от любого вида двигателя, который может работать на любом источнике энергии. СТЮ можно электрифицировать с помощь внешнего источника питания энергии как электричку, троллейбус или метро, или же с помощью бортовых аккумуляторов различного типа или топливных батарей. СТЮ не загрязняет окружающую среду и не зависит от погодных условий. Навесной струнный путепровод относительно прост по сравнению с другими транспортными системами - струнам не требуются насыпи и мосты, что позволяет строить недорогие магистрали в сложных природно-климатических условиях.

Себестоимость проезда пассажиров и провоза грузов, цена постройки трасс относительно дешевы по сравнению с другими транспортными системами. Так, стоимость строительства струнных магистралей составляет 600-800 тысяч долларов за один километр, а с инфраструктурой и подвижным составом - около миллиона. Струны имеют низкую материалоемкость на уровне расхода стали на железнодорожный рельс, делая трассы струнного транспорта на порядок дешевле традиционной эстакады. При одинаковом объеме перевозок дешевле традиционной железной и автомобильной дороги в несколько раз, а эстакадных дорог - на порядок и более.

В таблице 1 приводятся стоимости работ по строительству дорог с твердым покрытием и струнного транспорта.

Таблица 1

Сравнительная стоимость работ строительства дорог с твердым покрытием и струнных магистралей

Ресурс 51 5 ib i а s ® ц Наземная трасса Надземная трасса

Дорожите полотно í в £ к с. II £ 5 Балочные пролеты (сталь) Струнный пролеты

асфальта Бетонное ПОЛОТНО железобетонное полотно Для юэлесносо транспарта магнитная

полотно [эстакада) монорельс подушка

1. Осуждаемая земля (с инфраструктурой) (200 тыс. USD/ra) млн. гв млрд. USD 60 10.000 SO 10,000 50 10.000 30 шо 5 loco 5 1.000 2 400

2, Земляные работы (5 USD/куб. м) млрд. куб, м млрд. USD 200 1.000 200 1.000 200 1.000 20 100 10 50 10 50 5 25

3, Жапезобетонные конструкции (500 USD/куб, м) млрд. куб, м млрд. USD г 1.000 50 25000 10 5 000 100 50 ООО 5 2,500 10 5.000 2 1,000

4, Стальные конструкции (2000 U SD/r) млрд. т млрд. USD 0.1 200 4 8.000 5 10.000 20 40 000 Й) 40.000 40 аоооо 3 6.000

5, Щебеночная подушка (20 USD/куб, м) млрд. куб. м млрд. USD 50 1.000 10 200 зо 500

6. Песчаная подушка (10 USD/куб. м) млрд. куб. м млрд. USD 50 500 50 500 20 zoo

7, Асфальтобетонное покрытие (100 USD/T) млрд т млрд. USD 100 10.000 - 3 300

бсего (для сети дорог) трлн. USD 23,7 44,7 26.8 96.4 43,5 85.1 7,4

Всего (для 1 км трассы) млн. USD/™ 2А 4,5 2,7 0.6 4.4 8,6 0,7

Средняя скорость движения км'нас 120 120 200 150 150 350 350

Так, на острове Тайвань в январе 2007 г. была построена железная дорога на эстакаде стоимостью 15 млрд долларов длиной 345 км, с расчетной скоростью до 320 км/час, система струнного транспорта с подобными параметрами обошлась бы 350 млн долларов со сроком окупаемости 6 лет.

Систему струнного транспорта можно возвести вдоль главного кавказского хребта от Махачкалы и далее вдоль побережья Черного моря до Севастополя. Это значительно может сократить расходы на создание транспортной инфраструктуры северокавказского региона и Крыма, снизить стоимость и ускорить доставку людей и грузов, стать еще одним поясом развития на Северном Кавказе.

Только приняв адекватные меры по устойчивому развитию современных отраслей, инновационного транспорта, возобновляемой энергетики, силовой и микроэлектроники, 1Т и нанотехноло-

гий, производства кремния и лития, Россия может стать одной из ведущих промышленно развитых стран мира. Опираясь на промышленные кластеры, как поясов развития, в том числе на Северном Кавказе, необходимо организовать производство электроавтомобилей, возобновляемых источников энергии, систем струнного транспорта.

В противном случае наша страна окажется вне современных глобальных инновационных изменений. Она будет оставаться сырьевым придатком развивающегося мира, пока в ее недрах будут оставаться истощающиеся запасы нефти и природного газа. А что потом?

Библиографический список

1. URL: http://unitsky.ru/info/anal_ru.htm

2. Назыров Р. В Югре появится альтернатива железной дороге // Российская газета - Западная Сибирь. - 2007. - № 4536. - 6 дек.

3. Югорские власти натянут струну // Коммерсантъ (Екатеринбург). - 2008. - №163 (3980). - 11 сент.

4. Хузмиев И.К. Электроавтомобилизация - реальный шанс модернизации экономики России // Вестник гражданских инженеров. - 2009. - №4. - С. 107-111.

5. Хузмиев И.К. Устойчивое развитие // Труды ВЭО России. Т. 177. - М., 2013. - С. 15-37.

Bibliographical list

1. URL: http://unitsky.ru/info/anal_ru.htm

2. Nazyrov R. Ugra will be an alternative to rail // Rossiyskaya Gazeta - Western Siberia. - 2007. - №4536. - Dec. 6.

3. Yugorskiye power taut string // Kommersant (Ekaterinburg). -2008. - № 163 (3980). - Sep 11.

4. Huzmiev I.K. Elektroavtomobilizatsiya - a real chance to modernize the Russian economy // Bulletin of Civil Engineers. - 2009. - №4. - S. 107-111.

5. Huzmiev I.K. Sustainable development, Proceedings of the VEO of Russia, V. 177. - M., 2013. - S. 15-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.