Научная статья на тему 'Анализ развития рынка электромобильного транспорта в ЕС'

Анализ развития рынка электромобильного транспорта в ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ / ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ЭЛЕКТРОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ИНИЦИАТИВА ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ / ЛИТИЙ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КИТАЙ / США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халова Г.О., Йорданов С.Г., Полаева Г.Б.

Производство электрических автомобилей драйвер развития как мировой, так и европейской автомобильной промышленности. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается рынок электомобилей на нынешнем этапе научно-технологического развития. Анализ развития рынка электромобилей в Европейском союзе показывает, что в странах ЕС электромобильный транспорт наиболее выгодно использовать для кратких расстояний в городской среде, где бесспорно существуют экологические преимущества. Вместе с тем, административное навязывание производства электромобилей в ЕС ведет к искривлению рынка и мешает естественному пути развития транспортного сектора. Очевидно, электромобильный транспорт нужно рассматривать как дополнительный технологический мост трансформации в энергетике от ископаемого топлива к новым энергетическим технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития рынка электромобильного транспорта в ЕС»

Анализ развития рынка электромобильного тран

Халова Гюльнар Османовна

д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и энергетической политики РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Йорданов Симеон Георгиев

аспирант факультета «Международный энергетический бизнес» РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Полаева Гозель Байгельдыевна

к.э.н., доцент факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Производство электрических автомобилей -драйвер развития как мировой, так и европейской автомобильной промышленности. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается рынок электомобилей на нынешнем этапе научно-технологического развития. Анализ развития рынка электромобилей в Европейском союзе показывает, что в странах ЕС электромобильный транспорт наиболее выгодно использовать для кратких расстояний в городской среде, где бесспорно существуют экологические преимущества. Вместе с тем, административное навязывание производства электромобилей в ЕС ведет к искривлению рынка и мешает естественному пути развития транспортного сектора. Очевидно, электромобильный транспорт нужно рассматривать как дополнительный технологический мост трансформации в энергетике от ископаемого топлива к новым энергетическим технологиям.

Ключевые слова: электромобили, электромобильный рынок, электромобилестроение, Инициатива по электрическим транспортным средствам, литий, Европейский Союз, Китай, США.

Современный автомобильный транспорт связывает людей, города, государства и экономики, поощряет рост занятости, напрямую влияет на благосостояние населения. Изменения рынка автомобильного транспорта в ЕС за последние 10 лет, произошедшие в результате развития новых технологий, стимулируют экономический рост в ряде государств ЕС.

Производство электрических автомобилей - драйвер развития всей мировой автомобильной промышленности. По данным Международного энергетического агентства крупнейшие региональные рынки электромобилей - это китайский, европейский и американский.1 В 2016 г. количество электрических транспортных средств во всем мире превышало 2 млн., что составляло 0,2% от общей доли мирового легкового пассажирского транспорта. На первом месте по количеству электромобилей в странах мира находились Китай, на втором - ЕС, а на третьем - США (см рис. 1). Суммарно эти государства располагают 91% мирового электромобильного парка.

Рынок электромобилей в Европейских странах сейчас существенно отстает от китайского, вопреки этому он демонстрирует достаточно высокие темпы роста на 215 тысяч продаж электрических автомобилей в 2016г. по сравнению с 80 тысячей в 2014г. или увеличение в 2,7 раз.

Этот процесс обусловлен активной политикой Европейской Комиссии по поощрению устойчивости транспортной системы, в том числе для автомобильного транспорта.

Рынок электрических автомобилей Европы сосредаточен в ограниченном количестве государств, большинство электрических автомобилей, проданных в 2016 г., зарегистрировано только в шести странах: Норвегии, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах и Швеции. Отметим, что из 763 тысяч электромобилей, проданных на планете в 2017 году, 95% продаж электрических автомобилей приходилось всего на 10 стран: Китай, Соединенные штаты, Японию, Канаду и шесть ведущих европейских государств. Для развития электрмобилестроения в мире в 2009 г. была создана Инициатива по электрическим транспортным средствам (EVI) в качестве правительственного политического форума, направленного на ускорение развертывания производства электромобилей в мировом масштабе.2 К 2017 г. в Инициативу EVI входили десять государств: Канада, Китай, Франция, Германия, Япония, Голландия, Норвегия, Швеция, Великобритания и Соединенные штаты. Китай и США совместно руководят форум, а МАЕ является координатором инициативы. Коллективно, члены EVI контролируют большую часть мирового рынка энергии и производят 95% электрических автомобилей в мире. Основные потребители и производители электоромобилей являются и самыми крупными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов.3

Однако заявленные рядом экспертов цели по росту европейского рынка электромобилей без структур или перестройки отрасли будет сложно выполнить, даже с учетом политических и экономических преференций группы стран EVI.

На нынешнем этапе научно-технологического развития, для роста рынка электо-мобилей существуют серьезные проблемы

• более высокая цена базовых моделей электромобилей (на 30%) по сравнению с транспортными средствами с двигателями внутреннего горения при однаковых технических показателях.

• дорогое обслуживание электромобилей, высокие цены (до 3-х раз) (гарантия для батарей для большинства электромобилей составляет 8 лет / 160 000 км. Новая батерия для Nissan LEAF стоит около "5000).10

• низкая емкость батерии, ведущая к более короткому пробегу после одного заряда, С новыми свинцивыми батареями он составляет около 80км, со старыми -около 50км, с новыи литиевыми - около 120-130км. В связи с чем, электромобили рекомендуются для движения в основном в городе и развивают относительно низкую скорость.

• медленная перезарядка - несколько часов.

• неразвитая инфраструктура для зарядки и ремонта электромобилей.

• технологические проблемы для литиево-ионных батарей в различных продуктовых категориях (мобильные телефоны, компьютеры).

О

3

ю

S

ff

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Для электромобилей, работающих на литиево-ионных батареях, „критичным" элементом является литий (см. Рис. 2). Наиболее крупные мировые производители лития - Австралия, Чили, Аргентина, Китай и Зимбабве. Из-за повышенного спроса в последние годы, литий называют „белой нефтью". Годовая добыча лития за последние 10 лет увеличилась в 2,3 раза до 35 тыс.тонн/за год. Согласно Геологической службе США к 2017 г. общие мировые доказанные запасы лития приблизительно оцениваются в 14 млн.тонн, причем 76% запасов сосредоточены в Чили и Китае (см. Рис. 3).11

Олигопольное положение на рынке лития и увеличивающийся спрос со стороны автопроизводителей ведут к повышению цен на металл. Это отражается и на ценах электромобилей. Цена на литий на международных рынках выросла с 3530 USD/тонна в 2007 до 9100 USD/ тонна в 2017 г. или в 2,6 раз, только за период 2015-2016 гг. цена на металл увеличилась на треть. (см. Рис.4)

Согласно прогнозам при развитии рынка электромобилей производство в 75 млн. автомобилей в год после 2030 г., запасы лития могут исчерпаться за 10-15 лет. То есть существует риск будущего ресурсного обеспечения производства электромобилей.

Другой критический элемент производства электромобилей это производство электромоторов. Такие элементы, как кобальт, диспрозий, лантан и неодим, используемые в производстве электромоторов, добываются в сложных условиях, их добыча ухудшает экологию, и загрязняет окружающую среду.

Бум на электромобили прогнозируется к 2025 г. и после этого будет генерировано большое количество батарий для рециклирования. Литиево-ионные, как и NiMH батареи, могут быть рециклированы на територии ЕС, где существуют несколько компаний, в основном базирующихся в странах Западной Европы, которые способны рециклировать батареи.

В соответствие с докладом консультантской компании „Рикардо" при производстве электромобилей выделяется около 8,8 т. СО2, при чем 46% из них является следствием производства аку-муляторных батарей. Производство одного конвенционального автомобиля генерирует около 5 т. СО2, 13 что примерно в два раза меньше чем при производстве электромобиля. Учитывая, что самые крупные производители батарей для эле?тромобилей за 2016г. расположены в Азии (японс?ая Ра^ошс 4 552

Рис. 1. Объем легковых электромобилей в мире, бр., 2016 г.

Источник: Jeff СоЬЬ. The ШМ Just ВоидЬг Its Тт-МШюпН Plug-in Car.16.01.2017. http:// тт.11уЬг1с1сак.сот

100%

8 №

60-й

4<М

2&А

0%

73%

14%

11%

2%

I алюминии

Г кобальт ■ никель

Рис. 2. Материальные компоненты литий - инной батареи Источник: В1оотЬегд new energy finance.

Рис. 3. Мировые запасы лития, 2016г., млн. т. Источник: Bamberg new energy finance.

мeгaвaттa, ?итайс?ая BYD с 1,652 мeгaвaттa и южнo?opeйская LG СИет с 1 432 мeгaвaттa), остается открытым вопрос об эффектах квотирования на вредные эмиссии. Этот процесс известен как делокализация парниковых эмиссий.

Транспортный сектор является крупнейшим драйвером спроса на нефть, в ЕС - две трети конечного спроса на нефть поступает от транспорта.14 (См. Рис. 5).

При чем он является причиной более 20 % общих эмиссий ЕС.

Следует отметить, что основными потребителями нефти и нефтепродуктов в Европейском союзе являются Германия,

Франция, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды и Бельгия (6 стран из 28 стран членов), общая доля которых составляет 72,5 % от общего потребления нефти в союзе.

Те же 6 стран являются и основными генераторами вредных эмиссий - 2994 эквивалентов С02 млн. т. от общего для ЕС 4309,6 С02 эквивалента С02 млн. т. или около 70%. По выбросам парниковых газов в Европе лидируют Германия (21%) и Великобритания (12%), на долю которых приходилась почти одна треть от общего объема выбросов ЕС-28 в 2015 году.

Рис. 4. Цена лития на мировом рынке USD/тонну. Источник: https://www. metalary. com/lithium-price/

Рис. 5. Импорт нефти в ЕС, 2010-2016 г., млн.т.

Источник:ExtraEUJmports_of_energy_products,_20102016,_tradeJn_net_mass_(million_tonnes).png

Рис. 6. Доля рынка электромобилей ЕС-28, %

Источник: http://www.acea.be/statistics/article/interactive-map-correlation-between-uptake-of-electric-cars-and-gdp-in-EU

В качестве части пакета мер в области климата и возобновляемой энергии в 2009 г., ЕС поставил задачи достижения доли возобновляемой энергии 10 % от крайнего потребления энергии в транспорте до 2020 г. Поставщики топлива постепенно должны уменьшить коэффициент эмиссий парниковых газов в секторе автомобильного транспорта, причем коэффициента парниковых га-

зов 6% необходимо достичь до 2020 г. Общие условия для государств членов ЕС по достижению 10 % от крайнего потребления энергии на транспорте является спорной, так как основными генераторами парниковых эмиссий являются названные выше 6 государств членов. Таким образом, ответственность распределяется неравномерно между государствами.

Характерным для рынка электромобилей в ЕС является высокая степень их административного навязывания и регуляций . На уровне союза введен ряд стимулов для потребителей электромобилей с целью компенсировать их высокую цену. Стимулы для покупки электрических автомобилей в Европе весьма разнообразны и представляют комбинацию фискальных и административных инструментов и активный экологический маркетинг для популяризации электрических транспортных средств. 15

В 5 странах членах ЕС- Хорватии, Эстонии, Латвии, Мальте и Польше стимулов на покупку электромобилей не существует.

Статистика иллюстрирует общую долю рынка гибридных и аккумуляторных электромобилей в Европейском союзе, ежегодно с 2011 по 2016 год. Доля рынка аккумуляторных батарей электромобилей увеличилась от практически отсутствующей до чуть более половины процентов от общего рынка автомобилей в Европе - всего на 800%. В течение этого периода рыночная доля гибридных электроприборов выросла в 2015 году до 0,65 процента и лишь незначительно снизилась с тех пор до примерно на 0,5 процента в 2016 году. (См Рис.6)

Наиболее значительный прогресс в увеличении рыночнох доли электромобилей на местном уровне наблюдается в Норвегии, Голландии, Швеции, Дании, Франции и Великобритании.

В ЕС можно купить электрические автомобили произведенные в США - Tesla, китайскуе BYD, японские Nissan и Mitsubishi, южнокорейские Kia, немецкие BMW, Mercedes, Audi, Porsche, Volkswagen, французские Renault, шведские Volvo. Всего в 2016 г. в ЕС продавалось 34 модели электромобилей. Лидером продаж электрических транспортных средств в ЕС за 2016г. является французская компания Renault Zoe с размером 21,240 тыс. электромобиля, второе место занимает модель японского Nissan LEAF -18210, а третье - американская Tesla Model S с 11 564 электромобиля. 50% продаж за 2016 г. приадлежит европейским компаниям из ЕС - Франции и Германии. (См Рис. 7)

ЕС не разполагат мощностями для производства аккумуляторов, а сооружения для рециклирования аккумуляторов в ЕС недостаточны и в несколько раз меньше существующих в Азии -Китае, Японии, Кореи и Индии.

Это означает, что европейская автомобильная промышленность, которая

О

3

ю i

ff

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

стремительно увеличивает производство электромобилей, не будет производить их самые главные и догогостоящие элементы, а будет их закупать от поставщиков своих конкурентов и откажется от наиболее важного звена в цепи создания добавленной стоимости, то есть попадет в зависимость от импорта.

Замена автопарка ЕС, требует около 2,5 триллиона евро (по ценам на электромобилей 2016г.), что превышает более чем в 15 раз годовой бюджет Европейского Союза до 2020г. т.е. до 2030 г. европейский бюджет должен расходоваться только за субсидирование электромобилей.

Анализ развития рынка электромобилей в ЕС показывает, что электромобильный транспорт наиболее выгодно использовать для кратких расстояний в городской среде в странах ЕС, где бесспорно существуют экологические преимущества. Вместе с тем, административное навязывание электромобилей ЕС ведет к искривлению рынка и мешает естественному пути развития транспортного сектора. Очевидно электромобильный транспорт нужно рассматривать как дополнительный технологический мост трансформации в энергетике от ископаемого топлива к новым энергетическим технологиям.

Литература

1. Анализ на международния опит, добри практики и сценарии на автори-тетни външни институции за развитие и навлизане на електрически ПС (ЕПС) в автомобилния транспорт - по години до 2020 г., както и общо за периода до 2025 и 2030 г., Българската асоциация за елек-трически превозни средства 2016 г. г.София, стр. 5-27

2. Юлиян Арнаудов. Колко евтин/скъп е електромобилът. в. Капитал. 23. 10. 2015г.

3. A Report to intorm the debate by identifying the viability of assessing a vehide''s life cycle CO2e footprint - prepared for LowCVP by Ricardo. 30.6.2011- http:// www.lowcvp.org.uk

4. A Study оп Oil DepenCency in the EU. A report for Transport and Environment July 2016, Cambridge Econometrics Covent Garden Cambridge CB1 2HT UK, р. 4

5. Bloomberg new energy finance.

6. BP Statistical Review of World Energy June 2017. p. 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Daniel Workman. Crude Oil Imports by Country. The World Factbook, Field Listing: Imports - Commodities, Central Intelligence Agency. Accessed on May 11, 2017

Рис. 7. Оамые продаваемые электрические автомобили на рынке ЕС , 2016г. Источник: https://evobsession. com/15-europe-electric-car-charts/

8. Energy Outlook 2017 (WEO-2017),

p. 5

9. Energy Technology Perspectives 2017, OECD/IEA, 2017 International Energy Agency, p.8-13

10. Energy Union: Commission takes action to reinforce EU's global leadership in clean vehicles RSS European Commission -Press release. Brussels, 8 November 2017, IP/17/4242

11. ExtraEU_imports_of_en ergy_products, _20102016,_tra de_in_net_mass_(million_tonnes).png

12. Friends of the Earth Europe. Conference: Responsible or irresponsible: Europe's resource use and its impacts. 1 1.11.2011 , http:// www.foeeurope.org/sites/default/files/ publications/13_factsheet-lithium-gb.pdf

13. Global Car sales up by 5.6% in 2016 due to soaring demand in China, India and Europe. PRESS RELEASE. 09.02.2017r. JATO Dynamics. London, UK

14. Global EV p.outlook 2017, OECD/ IEA 2017, p. 18

15. http://Www.acea.be/statistics/article/ interactive-map-correlation-between-uptake-of-electric-cars-and-gdp-in-EU

16. http:// www.cleanenergyministerial.org/Our-Work/ Initiatives/Electric-Vehicles

17. https://evobsession.com/15-europe-electric-car-charts/

18. https://www.metalary.com/lithium-price/

19. Jeff Cobb. The World Just Bought Its Two-Millionth Plug-in Car.16.01.2017. http://www.hybridcars.com

20. Jessica Shankleman. OPEC Sees Oil Use Peak in Late 2030s If Electric Cars Boom.07.11.2017

21. Kshitiz Goliya, Alexandria Sage.Tesla puts pedal to the metal, 500,000 cars planned in 2018. Reuters.04.05.2016r. https:// www.reuters.com

22. Overview of incentives for buying electric vehicles. Overview on tax incentives

for electric vehicles in the EU. 01. 05.2017. ACEA. Brussels. Belgium

23. Sustainability Compendium: MS Views on Sustainability Topics August 2017. Morgan Stanley Research. Global Morgan Stanley & Co. International plc, p.8

24. "Transformation of the Automotive Industry", Keynote, HR Convention 2016, Faurecia, Augsburg, November 28, 2016

25. U.S. Geological Survey, Mineral Commodity Summaries, January 2017

Ссылки:

1 Regulation (EU) No 333/2014 of the European Parliament and of the Council of 11 March 2014 amending Regulation (EC) No 443/2009 to define the modalities for reaching the 2020 target to reduce CO 2 emissions from new passenger cars, Regulation (EC) No 443/2009 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 setting emission performance standards for new passenger cars as part of the Community's integrated approach to reduce CO2 emissions from light-duty vehicles (OJ L 140, 5.6.2009, p. 1), Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/ EC and 2003/30/EC (Text with EEA relevance).

Analysis of the development of the market of electromobile transport in the EU Khalova G.O., Yordanov S.G., Polayeva G.B.

Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin

The production of electric cars is the driver of the development of both the world and European automotive industry. The article deals with the problems faced by the market of electric vehicles at the current stage of scientific and technological development. Analysis of the development of the market of electric vehicles in the European Union shows that in the EU countries electric transport is most advantageous for short distances in the urban environment, where there are undoubtedly ecological advantages. At the same time, the

administrative imposition of the production of electric vehicles in the EU leads to a distortion of the market and prevents the natural development of the transport sector. Obviously, electromobile transport should be considered as an additional technological bridge of transformation in energy from fossil fuels to new energy technologies. Key words: electric vehicles, electromobiles, EVI,

lithium, European Union, China, USA. References

1. Analysis of the international experience, good

practices and scenarios on the authority of the institution for development and on the electric power (ENP) in motor transport - in the year before 2020, as well as in general until 2025 and 2030, the Bulgarian association for electrically extricate funds 2016, Sofia, pp. 5-27

2. Yulian Arnaudov. Kolko euthin / skie eelectromobil. at. Capital. 23. 10 . 2015.

3. A Report to inform the debate by identifying the

viability of assessing a vehicle's life cycle. CO2e footprint - prepared for LowCVP by Ricardo. 30.6.2011- http://www.lowcvp.org.uk

4. A Study on Oil Dependency in the EU. A report

for the Transport and Environment July 2016, Cambridge Econometrics Covent Garden Cambridge CB1 2HT UK, p. 4

5. Bloomberg new energy finance.

6. BP Statistical Review of World Energy June 2017.

p. 25

7. Daniel Workman. Crude Oil Imports by Country.

The World Factbook, Field Listing: Imports -Commodities, Central Intelligence Agency. Accessed on May 11, 2017

8. Energy Outlook 2017 (WEO-2017), p. 5

9. Energy Technology Perspectives 2017, OECD /

IEA, 2017 International Energy Agency, p.8-13

10. Energy Union: Commission takes action to reinforce EU's global leadership in clean vehicles RSS European Commission - Press release. Brussels, 8 November 2017, IP / 17/ 4242

11. ExtraEU_imports_of_energy_products, _20102016, _trade_in_net_mass_ (million_tonnes) .png

12. Friends of the Earth Europe. Conference: Responsible or irresponsible: Europe's resource use and its impacts.11.11.2011, http: //www.foeeurope.org/sites/default/files/ publications/13_factsheet-lithium-gb.pdf

13. Global Car sales up by 5.6% in 2016 due to soaring demand in China, India and Europe. PRESS RELEASE. 09.02.2017. JATO Dynamics. London, UK

14. Global EV p.outlook 2017, OECD / IEA 2017, p.

18

15. http://www.acea.be/statistics/article/interactive-map-correlation-between-uptake-of-electric-cars-and-gdp-in-EU

16. http://www.cleanenergyministerial.org/Our-Work/Initiatives/Electric-Vehicles

17. https://evobsession.com/15-europe-electric-car-charts/

18. https://www.metalary.com/lithium-price/

19. Jeff Cobb. The World Just Bought Its Two-Millionth Plug-in Car.16.01.2017. http:// www.hybridcars.com

20. Jessica Shankleman. OPEC Sees Oil Use Peak in Late 2030s If Electric Cars Boom.07.11.2017

21. Kshitiz Goliya, Alexandria Sage.Tesla puts pedal to the metal, 500,000 cars are planned in 2018. Reuters.04.05.2016. https:// www.reuters.com

22. Overview of incentives for buying electric vehicles. Overview on tax incentives for electric vehicles in the EU. 01. 05.2017. ACEA. Brussels. Belgium

23. Sustainability Compendium: MS Views on Sustainability Topics August 2017. Morgan Stanley Research. Global Morgan Stanley & Co. International plc, p.8

24. «Transformation of the Automotive Industry», Keynote, HR Convention 2016, Faurecia, Augsburg, November 28, 2016

25. U.S. Geological Survey, Mineral Commodity Summaries, January 2017

О À

es

S

г

2 a

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.