Научная статья на тему 'Экологическая логистика: электромобиль, мировой опыт и перспективы использования в России'

Экологическая логистика: электромобиль, мировой опыт и перспективы использования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2317
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / АВТОТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / АВТОМОБИЛЬ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / MOTOR TRANSPORT / ELICTRIC VEHICLES / CA ON ELECTRIC TRACTION / ECOLOGICAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полищук Н.В.

В статье анализируются роль, преимущества и недостатки, перспективы развития электромобилей в мире и в России. Место электромобилей в экологической логистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL LOGISTICS:ELECTRIC CAR, WORLD EXPERIENCE AND PROSPECTS IN RUSSIA

The article analyzes the role, advantages and disadvantages, prospects for the development of electric car in the world and in Russia. Place of electric car in ecological logistics.

Текст научной работы на тему «Экологическая логистика: электромобиль, мировой опыт и перспективы использования в России»

УДК 65

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА: ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ, МИРОВОЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Полищук Н.В., к.э.н., доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУВО «Московский авиационный

институт», e-mail: polishchuknat@gmail.com

В статье анализируются роль, преимущества и недостатки, перспективы развития электромобилей в мире и в России. Место электромобилей в экологической логистике.

Ключевые слова: логистика, автотранспорт, электромобиль, автомобиль на электрической тяге, экологическая логистика.

ECOLOGICAL LOGISTICS:ELECTRIC CAR, WORLD EXPERIENCE AND

PROSPECTS IN RUSSIA

Polishchuk N., Ph.D., associate professor at the Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEIHE «Moscow Aviation Institute»,

e-mail: polishchuknat@gmail.com

The article analyzes the role, advantages and disadvantages, prospects for the development of electric car in the world and in Russia. Place of electric car in ecological logistics.

Keywords: logistics, motor transport, elictric vehicles, ca on electric traction, ecological logistics.

Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [4] на национальном и международном уровне имеет основную структурную составляющую логистику транспорта, включающую разные виды транспорта, транспортных средств, коммуникаций со своими специфическими особенностями, условиями функционирования и эксплуатации [4]. В последние десятилетия международные природоохранные организации отмечают, что производственная и хозяйственная деятельность человека наносит существенный вред окружающей среде, экологии и назрела острая необходимость не только взимать налоги с предпринимателей и бизнесменов за наносимый вред, но и использовать экологически чистые технологии, в том числе и на автомобильном транспорте [3]. Во второй половине прошлого века стала формироваться и развиваться экологическая логистика.

Одним из наиболее популярным и удобным средством передвижения многие годы остается автотранспорт. Несмотря на множество преимуществ автомобиль наносит огромный ущерб окружающей среде. По данным ГИБДД в Российской Федерации насчитывается 56 миллионов автомобилей, 44 миллиона из которых являются легковыми. На каждую 1000 человек приходится 317 транспортных средств, это 52 место в мировом рейтинге по уровню автомобилизации [1]. По статистике всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от загрязнения воздуха умирает около 5,5 миллионов человек. В России специалисты оценивают смертность из-за экологии около 105 тысяч человек в год [1].

Увеличение автомобилей в мире пагубно влияет на экологию. Большинство автомобилей использует продукты нефтепереработки. Научно доказано, что при выделении выхлопных газов создается парниковых эффект. Это будет способствовать повышению температуры нашей планеты, следовательно, к таянию ледников и уничтожению суши. Именно поэтому ученые некоторых стран активно разрабатывают новые технологии, которые позволяют выбрасывать в атмосферу меньшее количество вредных веществ. В конце двадцатого века проектировщики и разработчики представили автомобили нового поколения - экологически чистые электромобили.В данной статье мы стараемся разобраться, какие перспективы у «автомобиля будущего».

Википедия дает следующее определение электромобилю. Электромобиль - автомобиль, который приводится в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т.п.), а не двигателем внутреннего сгорания.

Первым серийным электромобилем стал GM EV1, выпускавшийся в США с 1996 по 2003 годы. Первая модель советского электромобиля были разработаны Ульяновским автомобильным заводом в 1956г. на базе серийных УАЗ-450 и УАЗ-450А, экспериментировали с УАЗ-450ЭМ вплоть до средины 1980- годов.

В десятку лучших электромобилей на сегодня входят: Chevrolet

Spark EV, Chevy Volt, Fiat 500e, Ford Fusion Energi, Ford Focus Electric, Honda Accord Plug-In, Tesla Model S, BMW i3, Porsche Panamera S Hybrid E, Tesla Model X[6].

Chevrolet Spark EV является одним из наиболее доступных и простых в обращении электромобилей. Автомобиль поставляется в двух комплектациях: гибридной и полностью электрической. Первая модель стоит около 12 тысяч долларов, вторая - более 26 тысяч. Предназначен электромобиль по большей части для городской езды. При лучшем раскладе пройдет до 132 км.

Гибридный автомобиль Chevy Volt в отличие от большинства «футуристических» моделей, использует электродвигатель, а также двигатель, работающий на газе. Машина также ориентирована в первую очередь на городские поездки. В среднем Chevy Volt может пройти до 61 км.

Fiat 500e - превосходный выбор для городской езды. Машина использует новейший электродвигатель и отличается хорошим внешним дизайном. То же самое можно сказать и о салоне - машина невероятно комфортабельна и безопасна, что также немаловажно.

Ford Fusion Energi появился в последнее пятилетие благодаря активизации усилий автопроизводителя. Как и многие свои собратья-современники, Ford Fusion Energi использует для питания двигателя литий-ионные аккумуляторы, а также газовые баллоны. Пройти на электричестве машина может 33 км.

Ford Focus Electric также стал «переизданием» модели 90-х годов, в которой появился аккумулятор и гибридный электродвигатель. Машина идеальна для городской езды и способна пройти до 121 км.

Honda Accord Plug-In признана одним из лучших электромобилей-гибридов. Поездив на этом автомобиле, любой автомобилист поймет, в чем именно заключается главное достоинство электродвигателей. Важно, что сегодня это одна из немногих машин данного типа, что позиционируется как авто не только для городской езды.

Tesla Model S подается как полностью экологически чистый седан. Вот только стоимость ее на сегодняшний день оставляет желать «меньшего», так как составляет порядок цифр около 70 тысяч долларов. В тоже время, инженерам из Tesla удалось заставить проходить автомобиль на одном заряде до 426 километров.

BMW i3 имеет привлекательный современный дизайн и способна пройти на аккумуляторах до 160 км.

Porsche Panamera S Hybrid E, который хотя и не может похвастаться электрической частью, в целом имеет весьма неплохие характеристики. В добавок к этому, машина отличается действительно привлекательным дизайном, в отличие от большинства коллег.

Tesla Model X можно считать самым роскошным автомобилем. Машина может проехать более 370 километров и на сегодняшний день является апогеем инженерной мысли Tesla Motors.

Электромобили имеют ряд преимуществ:

1. Экологичность. Отсутствие вредных выхлопов, которые являются одним из главных элементов загрязнения окружающей среды.

2. Сравнительная надежность и долговечность двигателя при длительной эксплуатации.

3. Экономичность. Возможность зарядки аккумуляторов от стандартной электрической сети позволяет значительно экономить на расходах. Кроме того, есть возможность экономить на дешевой электроэнергии в ночное время суток. Благодаря современной промышленности стоимость аккумуляторов сокращается на 20-30 процентов каждые 1-2 года. Проблемы с нагревом батарей на сегодня тоже решены производителями и остались в прошлом.

4. Высокий коэффициент КПД, по сравнению с двигателями обычных автомобилей;

5. Вырабатывается меньшее количество шума.

6. Наличие возможности экстренного торможения электродвигателем, находящимся в режиме электромагнитного тормоза.

7. Долговечные аккумуляторы. Современные батареи гарантируют пробег автомобиля 150-200 тыс. км, а это пробег, на котором выходят из строя 99% серийных бензиновых двигателей.

8. Мощность двигателя. Современные электрокары с легкостью ставят скоростные рекорды, при этом потрясают своей динамикой. Электрическая тяга не уступает двигателям внутреннего сгорания.

9. Утилизация батарей дилером, продавшим технику, а также скидка на новый комплект.

Недостатки электромобилей:

1. Большая потеря энергии аккумуляторами при резких стартах и непостоянных скоростях. Энергосистемы не любят резких разгонов и торможений. Это относится не только к электротранспорту, как правило более агрессивная езда требует больше ресурсов;

2. При широком распространении электромобилей потребуется создание соответствующей инфраструктуры для их обслуживания, также необходимо наличие квалифицированного персонала для проведения техобслуживания и станций для подзарядки. В 2018 г. собираются открыть сеть станций для подзарядки в Москве, однако пока инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Обслуживание и сервис предоставляют дилеры, которые продают автомобиль.

3. Время перезарядки. Для полной зарядки электромобиля требуется около 5-8 часов.

4. В зимнее время повышается расход энергии аккумулятора на обогрев салона, щеток и фар. Это приводит к тому, что пробег зимой сокращается на 30-50% по сравнению с летним периодом.

Несмотря на то, что постоянные разработки ведутся в области электромобилестроения, говорить о том, что скоро все автомобили будут заменены электромобилями рано. Мы привыкли к двигателям внутреннего сгорания и предложение их на рынке значительно больше и шире. Согласно данным аналитического агентства «АВ-

ТОСТАТ», по итогам шести месяцев 2016 года продажи новых электромобилей в России составили 33 единицы, что на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (46 шт.). Лидером по количеству реализованных в России электрокаров является Tesla, продажи которой достигли 14 единиц. Из этого количества 13 штук составляют продажи седана Tesla Model S, а еще один экземпляр - это новый кроссовер Tesla Model X. Вторым по популярности в нашей стране является Mitsubishi i-MiEV (12 шт.). Третью позицию занимает другой электрокар из Японии - Nissan Leaf (6 шт.). Также на российских дорогах появился и один электромобиль Renault Twizy. Около 70% всех электрокаров (23 шт.) встали на учет в столичном регионе (Москва и Подмосковье), три машины отправились в Приморский край, по две - в Татарстан и Краснодарский край. Еще по одному электромобилю приобрели жители Санкт-Петербурга, Томской и Пензенской областей. [8].

Price waterhouse Coopers считает, что сдерживающими факторами роста рынка электромобилей в России являются:

1. Недостаточное внимание к экологическому аспекту со стороны государства и граждан.

2. Сравнительно низкая стоимость бензина и дизельного топлива.

3. Неразвитость инфраструктуры из-за большой территории и значительной протяженности дорог [2].

Во многих странах ведется работа, в том числе на уровне государства, по популяризации электромобилей, хотя в Европе и США их не так уж и мало на сегодня.

Великобритания испытала инновационную технологию, которая позволяет заряжать электрокары во время движения. Государственная компания Highways England построила экспериментальную трассу, которая питает батарейные автомобили энергией.

Британский таблоид Mirror сообщает, что электрические и гибридные автомобили с поддержкой беспроводной зарядки смогут подзаряжаться от оборудования, установленного под поверхностью дорожного полотна. Причем, автомобилям даже не придется делать остановки для «заправки».

«Автомобильные инновации развиваются семимильными шагами и мы должны поддерживать технологии со сверх низким выбросом выхлопных газов на дорогах Англии,» - пишет главный инженер (Highway England) Майк Вилсон. Беспроводная технология подзарядки электромобилей откроет новые горизонты для организаций, которые занимаются грузоперевозками внутри страны.

Как заявил министр транспорта Эндрю Джонс, в ближайшие 5 лет правительство инвестирует 500 миллионов фунтов стерлингов чтобы вывести Великобританию на передовые рубежи освоения

Рисунок 1. Схема устройства дорожного полотна для подзарядки электромобилей[5]

этой технологии. Highways England планирует устанавливать беспроводные зарядные устройства на расстоянии около 30 километров друг от друга.

По данным Общества автопроизводителей и трейдеров Великобритании, с 2001 года в стране было зарегистрировано более 35 тысяч электромобилей. [5]

Это не первая попытка применения данной технологии: В 2013 году в городе Гуми, Южная Корея, было построено 12 километров автодороги по данной технологии и запущен специальный автобусный маршрут.

Во Франции правительство решило использовать все способы, позволяющие обновить существующий автопарк граждан, существенно увеличив долю электромобилей и гибридов. Сейчас здесь рассматривают новую инициативу, предполагающую финансовую помощь владельцам автомобилей возрастом в 13 лет и более, при покупке электромобиля или гибрида. Инициатива исходит от Министерства экологии развития транспорта и жилищного строительства. По мнению чиновников, старые автомобили являются источником значительного количества выбросов вредных веществ в атмосферу. Их «вклад» в загрязнение атмосферы гораздо выше, чем доля более новых автомобилей, чьи двигатели изготавливались по современным спецификациям. При желании заменить свой автомобиль на более новый, владелец старого авто получит компенсацию в размере до €10000, если планируется покупка электромобиля, и около €6500, если планируется покупка гибрида.

Правительство Франции объявило конкурс на создание электромобиля стоимостью менее $7 тыс. Министр экологии, устойчивого развития и энергетики Франции Мари-Сеголен Руаяль объявила о запуске проекта в 2016 году, который призван стимулировать частные компании создавать экологически чистые средства передвижения для населения. Блок аккумуляторных батарей является самым дорогим компонентом электромобиля, поэтому многие автопроизводители предлагают лизинговые сделки. То есть, вместо того, чтобы добавить $10 тыс. к общей стоимости автомобиля и заплатить все сразу, можно выплатить эту сумму по частям, к примеру, по $100 ежемесячно. В Великобритании для Renault Zoe такая услуга обойдется в £70 ($104) в месяц, сумма будет увеличена, если ежегодный пробег будет больше 12 тыс. км. [9].

Кроме того, во Франции RATP и BlueBus открыли первый регулярный маршрут общественного транспорта, на котором будут ездить только 100% электрические автобусы. Компания Bollore, выпускает электромобили с инновационными Литий-Металл-Полимерными твердотельными батареями. В основном такие машины работают в сфере каршеринга в Европе и США в составе специально созданной компании. Не так давно Bollore Group заключила соглашение с концерном PSA о производстве на базе модели Bollore Bluesummer электромобиля Citroen Mehari. Деятельность компании не ограничивается только небольшими электрокарами. Есть у компании и свой завод во французской Бретани по производству электробусов. 12 метровые электробусы вместимостью 100 человек будут ходить по 341 маршруту в Париже. Официально заявленная автономия машин составляет 200 км, что должно хватить на целый день работы. В ночное время они будут заряжаться от обычной электросети в течение 5 часов.

Это знаменует собой начало великого плана преобразования всего автопарка из 4500 автобусов, чтобы достичь 80% транспортных средств, работающих на электроэнергии к 2025 году. Оставшиеся 20% будут работать на биогазе.

В Норвегии, по информации местной ассоциации электромобилей, начиная с 90-х годов, осуществили целый ряд поэтапных шагов, чтобы сделать покупку электромобиля более привлекательной. Например, для электрокаров отменили импортный и ежегодный регистрационный сбор, ввели нулевую ставку НДС, отменили налог для корпоративных авто. Водителям электрокаров разрешили не платить за платные дороги и предоставили право пользоваться полосами для городского транспорта.

В Нидерландах покупатели электромобилей освобождаются от уплаты налога при регистрации (BPM) и сбора за пользование дорогами (MRB).

Правительство Германии обещает покупателям субсидии в 4 тысячи евро при покупке электромобиля и 3 тысячи при покупке гибрида. Франция предлагает "эко-бонусы" покупателям транспорта с низкими выбросами - до 6 300 евро.

По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей различные налоговые поощрения также существуют в Греции,

Австрии, Великобритании, Португалии и других странах.

Хотя общие цифры на рынке электрокаров в странах ЕС по сравнению с обычными автомобилями, пока недостаточно высокие, но интерес заметно растет, а инфраструктура - расширяется. По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, в прошлом году количество зарегистрированных в ЕС электромобилей выросло вдвое. Так, согласно отчету, в течение 2015 года в Евросоюзе было зарегистрировано 146 161 электрокаров по сравнению с 69 996 таких авто в 2014 году.

Лидером в росте использования электрокаров называют Нидерланды. Здесь в течение 2015 года поставили на учет 43 441 авто (в сравнении с 14 805 в течение 2014 года). Далее следует Великобритания (28 715 авто; в 2014 - 14 608), Германия (23 481 авто; в 2014 - 13 118), Франция (22 867 авто; в 2014 - 12 497). В Норвегии, в 2015 году зарегистрировали свыше 33 тысяч электрокаров.

Более того, если взглянуть на статистику с точки зрения доли электрокаров на рынке продажи авто, то здесь топ-5 стран несколько другой. По данным Европейской обсерватории альтернативного топлива, Норвегия является абсолютным лидером использования электрокаров. Здесь, в 2015 году доля электрокаров (как полных электрокаров, так и гибридного типа) на рынке составила более 23%. На втором месте со значительно низшим показателем - Нидерланды

- 9,9%, далее идет Исландия - 3,9%, Швеция - 2,5%, Дания - 2, 4%.

В то же время в Германии, которая считается страной с самым большим автомобильным рынком Европы, доля продаж электрокаров составила 0,8% от всех проданных автомобилей.

Для поощрения покупателей и увеличения спроса на электрокары европейские страны применяют разнообразные стимулы, в том числе и финансовые. Во многих странах покупатели могут рассчитывать на налоговые льготы или субсидии [7].

Еще один важный аспект стимулирования спроса на электромобили - это развитие удобной инфраструктуры, при помощи которой владелец может без проблем зарядить автомобиль. Например, в Нидерландах практически на каждом подземном паркинге можно найти несколько мест, специально отведенных под электромобили, где можно не только припарковать, но и зарядить свое авто. Кроме того, в городах можно найти большое количество отдельных зарядных станций, расположенных прямо на улицах. Например, в Гааге

- городе с населением чуть более 500 тыс. человек - насчитывается около 500 станций зарядки, еще 500 местная власть планирует установить в течение ближайших лет. Водитель электрокара может припарковать автомобиль и с помощью собственного кабеля присоединить к станции. Оплатить заправку можно с помощью карты-абонемента.

Интересен в этом плане опыт Амстердама. Местная власть подошла к вопросу по принципу "где нет электромобилей - не нужны заправки, но и где нет заправок - там нет автомобилей". Так что теперь каждый владелец электромобиля может направить онлайн запрос об установке станции зарядки. Кроме того, местные специалисты анализируют как и когда наиболее активно используются зарядные станции чтобы оптимизировать инфраструктуру. Так заправки появляются в местах, где это наиболее удобно для пользователей. Кроме того, город предоставляет субсидии для приобретения электромобилей службам доставки, такси, службам пассажирских перевозок.

В центральной части британской столицы, где находятся основные туристические достопримечательности, владельцы электрокаров могут рассчитывать на бесплатную парковку в определенных местах, а также бесплатную 4-х часовую зарядку автомобиля. Жители района также не должны платить за разрешение на парковку.

В Норвегии презентовали предложение Национального транспортного плана, по которому все новые автомобили до 2025 года должны иметь нулевой уровень выбросов, а в голландском парламенте поддержали предложение начиная с 2025 разрешать продажу исключительно автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Немецкое правительство запускает программу, благодаря которой надеется увеличить количество электромобилей на дорогах практически в десять раз, доведя их количество до полумиллиона [10].

В США сегмент электромобилей по итогам года вырос на 6,6%, но эту положительную «дельту» дала исключительно фирма Tesla Motors, чья продукция сейчас находится на пике моды и как следствие — спроса. Бывший когда-то лидером сегмента Nissan Leaf стремительно теряет популярность: продажи упали на 42,8%. Зато аналитики дают хороший прогноз по новинке GM — субкомпактному электрокару Chevrolet Bolt, который в состоянии проехать

320 км на одной зарядке. Совершенно не интересует американцев находящийся на десятой позиции Ford Focus EV, но фордовцы более не намерены прозябать в числе электрических аутсайдеров и к 2020 году представят 13 новых электрокаров — на их разработку компания выделила 4,5 млрд долларов.

По подсчетам сайта HybridCars.com, количество проданных во всем мире электромобилей и подключаемых гибридов достигло миллиона единиц и это всего за 5 лет. По сравнению, обычным гибридам для своего первого миллиона понадобилось 9 лет продаж.

Крупнейшими рынками для электрокаров и подключаемых гибридов остаются США - более 360000 авто, Китай - 157000 машин, Япония - 121000 электрокаров.

Лидеры в зачете моделей также вполне предсказуемы: NissanLeaf (более 200 тыс. авто), ChevroletVolt (более 100 тыс.авто), TeslaModelS (около 85 тыс. авто).

В Таблице 1 представлены десять самых продаваемых электромобилей в США в 2015г.

Основные продажи (93,2%) электромобилей приходятся на десять стран: США, Китай, Япония, Норвегия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Германия, Канада, Швеция. В таблице 2 представлены данные по продажам электромобилей в этих странах.

В Китае начали пересаживать таксистов на электромобили. Город Тайюань—обычный административный центр северокитайской провинции Шаньси. Таксистов в Тайюань больше восьми тысяч человек, и все они не только пылят, но и исправно дымят, коптя воздух своими ржавыми колымагами. Решение обновить таксопарк было принято ещё в прошлом году, а на текущий момент уже более 4 тысяч старых такси, работающих на газовом топливе и бензине, заменены на современные и модные электрические автомобили. Об этом сообщает

китайское новостное агентство «Синьхуа» со ссылкой на ведомство по вопросам пассажирских перевозок города Тайюань.

Китайские производителей автомобилей, работающих на экологически чистых источниках энергии, продолжают набирать обороты. В период с января по апрель 2016 было выпущено 94 тысячи «чистых» машин. На них приходится более 70 тысяч электромобилей, занимающих 2/3 китайской экологически чистого автомобилестроения.

Проблема загрязнения окружающей среды стоит в Китае очень остро. Динамично развивающиеся производства загрязняют воздух до такой степени, что над крупными промышленными центрами страны постоянно стоит вредный смог, к которому добавляются и выхлопные газы автомобилей. Поэтому принудительный переход на электромобили может стать неплохим подспорьем в борьбе за улучшение условий жизни горожан.

По мнению аналитиков, White Square Journal, в ближайшие 5-10 лет с автомобилями на ископаемом топливе произойдет нечто похожее, что произошло с кнопочными телефонами в период с 2007 по 2014 годы. Вымирание кнопочных мобильных телефонов произошло естественно и совершенно незаметно для нас всех [8]. При дальнейшем развитии глобальной тенденции электроавто-мобилизацииитак перенасыщенный предложением рынок нефти ожидает катастрофический обвал, поскольку примерно треть всей добываемой нефти используется в качестве сырья для производства автомобильного топлива.

Топ-20 производителей электромобилей в 2015 году и количество реализованных машин приведено в Таблице 3.

Таким образом, американская Tesla Motors уступила мировое лидерство в производстве электромобилей китайской BYD.

Таблица 1. Рейтинг продаж электромобилей в США в 2015г.

№ п/п Марка / модель Объем продаж Изменение, %

2015 2014

1 Tesla S 26 400 16 550 59.5%

2 BMW i3 11 024 6 092 81.0%

3 Nissan Leaf 17 269 30 200 -42.8%

4 Volkswagen e-Golf 4 232 357 1085.4%

5 Fiat 500e 4 516 6 029 -25.1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Smart fortwo EV 1 387 2 594 46.5%

7 Tesla X 208 - -

8 Chevrolet Spark 2 629 1 145 129.6%

9 Mercedes-Benz B-класса Electric 1 906 774 146.3%

10 Ford Focus EV 1 582 1 984 -19.5%

Таблица 2. Рейтинг продаж электромобилей по странам.

№ п/п Страна Объем продаж, шт. Примечание

1 США 363 265 Пассажирских электромобилей с 2008г

2 Китай 157 354 С 2011г.

3 Япония 121 000 С 2009 г.

4 Норвегия 65 958 Пассажирских электромобилей и фургонов с 2009г.

5 Нидерланды 61 025 Пассажирских электромобилей и фургонов

6 Франция 59 000 Пассажирских электромобилей и фургонов с 2010г.

7 Великобритания 39 616 Пассажирских электромобилей.

8 Германия 38 154 Пассажирских электромобилей.

9 Канада 14 429 Пассажирских электромобилей с 2011г

10 Швеция 12 786 Пассажирских электромобилей

Место Марка электромобиля Объем продаж, шт. Место Марка электромобиля Объем продаж, шт.

1 BYD 61 726 11 CHEVKIROLET 20 233

2 TESLA 51 598 12 BAIC 17 040

3 MITSUBISHI 48 204 13 CHERY 14 162

4 NISSAN 47 452 14 AUDI 12 123

5 VOLKSWAGEN 40 148 15 SAIC ROEWE 11 123

6 BMW 33 412 16 MERCEDES 10 870

7 KANDI 28 055 17 JAC 10 420

8 RENAULT 27 282 18 VOLVO 10 161

9 ZOTYE 24 516 19 KIA 7 626

10 FORD 21 326 20 PORSCHE 6 532

Таблица 3. Рейтинг продаж электромобилей в 2015 году.

В России на сегодняшний день официально зарегистрировано всего 756 электромобилей (Росстат). Несколько отечественных компаний, на данный момент, занимаются созданием электромобиля — SONA MOTORS (SONA RR100), АВТОВАЗ (EL LADA), Ё-мобиль, первое в России производство зарядных станций для электромобилей запущено на Государственном Рязанском приборном заводе.

В сфере производства электротранспорта Россия уступает на сегодняшний день технически развитым странам, таким как Япония, США и др. Вместе с тем, проводимые рядом компаний научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, дают надежду на создание электромобиля.

По этому вопросу еще в 2011 году вышло поручение Президента РФ: «...разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства, а также определить меры финансовой поддержки отечественных разработок, направленные на снижение цены гибридных автомобилей и электромобилей и предусматривающие в том числе предоставление субсидий и налоговых льгот отечественным компаниям.» [2].

На наш взгляд для развития и популяризации электромобилей в России необходимо принять на государственном уровне две категории льгот:

1) льготы, необходимые для пользователей:

• кредитная программа на покупку автомобиля с льготным процентом;

• предоставление скидок на электроэнергию;

• страховые льготы;

• освобождение от транспортного налога.

2) льготы для производителей:

• налоговые льготы;

• льготы на НДС;

• государственные субсидии или инвестиционно-налоговый кредит;

• доступные кредиты.

Литература:

1. Жидких В.В. Анализ роли и место зеленых автомобилей в экологической логистике // Экономические науки №56-3 09.12.2016.

2. Карамян О.Ю., Чебанов К.А., Соловьева Ж.А. Электромобиль и перспективы его развития // Фундаментальные исследования. -

2015. - № 12-4. - С. 693-696.

3. Полищук Н.В. Логистический контроллинг в разрезе стратегических и тактических целей предприятия // Транспортное дело России № 6, 2015.— М.: Издательство «Проблемы науки», 2015, С. 114-118.

4. Полищук Н.В. Логистика: учебное пособие. - М.: ТЕЗАУРУС,

2016.- 144с., ил.

5. UK Is Testing Roads That Charge Electric Cars As They Drive[Электронныйресурс] http://www.boredpanda.com/electric-car-charge-road-highways-england/. Дата обращения 09.01.2017г.

6. 10 лучших электромобилей для тех, кто заботится об экологии и собственном кошельке [Электронный ресурс] http://www.novate. ru/blogs/220116/34701/. Дата обращения 09.01.2017г.

7. Без машин на бензине и дизеле в 2030 году, предлагает Германия [Электронный ресурс] http://www.bglogist.com/2016/10/12/ bez-mashin-na-benzin-dizel-2030-predlagaet-germania/. Дата обращения 09.02.2017г.

8. Конец нефтяного века: почему мы не заметим вымирание автомобиля [Электронный ресурс] http://wsjournal.ru/end-oil-and-gas-century-wsj/. Дата обращения 09.01.2017г.

9. Франция хочет создать свой электромобиль стоимостью менее 7 тыс. долларов [Электронный ресурс]http://itc.ua/news/ frantsiya-hochet-sozdat-svoy-elektromobil-stoimostyu-menee-7-tyis/. Дата обращения 09.01.2017г.

10. Электромобили в Европе: налоговые льготы, бесплатные парковки, подзарядка на заказ [Электронный ресурс] http://www. ukrinform.ru/rubric-world/2028119-elektromobili-v-evrope-nalogovye-lgoty-besplatnye-parkovki-podzaradka-na-zakaz.html. Дата обращения 09.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.