Научная статья на тему 'Энергетический вызов цивилизованному миру'

Энергетический вызов цивилизованному миру Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНКИ УГЛЕВОДОРОДОВ / ИНТЕНСИВНЫЙ И ЭКСТЕНСИВНЫЙ ВИДЫ ДОБЫЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ГАЗ СЛАНЦЕВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ / БИОТОПЛИВО И ЕГО ВИДЫ / СИНТЕТИЧЕСКИЙ БЕНЗИН / THE MARKETS OF HYDROCARBONS / INTENSIVE AND EXTENSIVE KINDS OF EXTRACTION AND USE OF POWER RESOURCES / GAS OF SLATE DEPOSITS / INFRASTRUCTURAL SERVICE OF ELECTROMOBILES / BIOFUEL AND ITS KINDS / SYNTHETIC GASOLINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыркин Ефим Борисович

Анализ использования нефти и нефтепродуктов как главного источника развития различных сфер хозяйства позволяет автору обосновать необходимость применения альтернативных видов топлива (природный газ, газ, получаемый из сланцев, биотопливо и др.). Рассматривается возможность широкого применения транспортных средств, использующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Power challenge to the civilized world

In published article the author analyzes methods of a direction of use of power resources in scales of global economy. The analysis of use of oil and oil products in quality for the present a front view and a source of development of various spheres of an economy, allows the author to prove necessity of application of alternative kinds of fuel. It is natural gas, the gas received from slates, biofuel and others. Necessity of transfer of transport as electromobiles with a wide infrastructural network electrical rechatrge stations (type of gaz stations) is proved. In article the interesting statistical data for the first time entered into a scientific turn is cited.

Текст научной работы на тему «Энергетический вызов цивилизованному миру»

Энергетический вызов цивилизованному миру

Power challenge to the civilized world

Цыркин Ефим Борисович

генеральный директор фирмы

NEVA PHIL Reg. (Канада, г Монреаль),

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник

7905 Cote-Saint-Luc-Rd., # 1107 Cote Saint

Luc, Quebec H4W 2W4 Canada

Tsyrkin Efim Borisovich

7905 Cote-Saint-Luc-Rd., # 1107 Cote Saint Luc, Quebec H4W 2W4 Canada

Анализ использования нефти и нефтепродуктов как главного источника развития различных сфер хозяйства позволяет автору обосновать необходимость применения альтернативных видов топлива (природный газ, газ, получаемый из сланцев, биотопливо и др.). Рассматривается возможность широкого применения транспортных средств, использующих электродвигатели, и необходимость создания инфраструктурной сети электроподзарядочных станций.

In published article the author analyzes methods of a direction of use of power resources in scales of global economy. The analysis of use of oil and oil products in quality for the present a front view and a source of development of various spheres of an economy, allows the author to prove necessity of application of alternative kinds of fuel. It is natural gas, the gas received from slates, biofuel and others. Necessity of transfer of transport as electromobiles with a wide infrastructural network electrical rechatrge stations (type of gaz stations) is proved. In article the interesting statistical data for the first time entered into a scientific turn is cited.

Ключевые слова: рынки углеводородов, интенсивный и экстенсивный виды добычи и использования энергоресурсов, газ сланцевых месторождений, инфраструктурное обслуживание электромобилей, биотопливо и его виды, синтетический бензин

Keywords: the markets of hydrocarbons, intensive and extensive kinds of extraction and use of power resources, gas of slate deposits, infrastructural service of electro-mobiles, biofuel and its kinds, synthetic gasoline

Так уже сложилось, что любой прогресс — это ответ на новые вызовы, с которыми сталкивается человечество. Сегодня одной из наиболее острых проблем для большинства стран мира является производство и использование энергоресурсов.

Широкое распространение получило мнение об ограниченности запасов углеводородного сырья, нефти и газа. Считается, что эти запасы сосредоточены в 14 странах ОПЕК (более 60% мировой добычи), а также в США, России, Канаде и дюжине других стран. Практически вся Европа, Китай, Индия, Бразилия и другие экономические гиганты находятся в зависимости от поставщиков нефти и газа на мировой рынок. К сожалению, страны — поставщики углеводородов все чаще демонстрируют стремление к экономическому диктату. Поэтому страны-покупатели предпринимают огромные усилия к снижению энергозависимости. Европейцы отлично помнят о попытке введения странами — членами ОПЕК, в ответ на поддержку Израиля, эмбарго на по-

О О

УДК 338:662.6 ^

ставки нефти в 1974 г. В то время Европу спас Генри < Киссинджер, провозгласивший лозунг «Бушель зерна 00 за баррель нефти». В результате нефтяная блокада не ^Е продержалась и пару месяцев. <£

Уместно вспомнить, что в середине 1980-х гг. I президент США Рональд Рейган заставил правящую О в Саудовской Аравии династию «уронить» мировую цену на нефть до менее чем 1 долл. США за баррель, >, или 7 центов за 1 литр (в 10 раз меньше, чем цена на питьевую воду в бутылках). Падение цен на нефть ^ опустошило бюджет СССР. о

Надо заметить, что столь резкие падения цен — 1 относительно редкое и непродолжительное явление. ^ В течение последующих десятилетий цены на нефть и газ постоянно росли, а на мировых рынках появились новые «игроки». Произошли значительные перемены в энергетической политике России, расширились поставки нефти из Ирана в Китай.

В силу перечисленных выше причин в новом столетии резко возросли экономические, политические и военные риски, вызванные нестабильностью рынка углеводородов. Сегодня эти риски стали новым энергетическим вызовом, требующим незамедлительного ответа мирового сообщества.

Первоочередной и непосредственный ответ заключается в интенсивном наращивании объемов добычи нефти. Имеются в виду изменения в технической политике традиционной добычи углеводородов с использованием известных технологий. В США, например, в течение многих десятилетий проводилась политика импорта относительно дешевой нефти и газа, в то время как национальные запасы углеводородов оставались нетронутыми. Их добыча была законодательно ограничена на уровне 60% от совокупной потребности. Защитники природы торжествовали. Однако расходы и цены на транспортировку топлива безудержно росли, провоцируя общий рост цен и общих потребительских расходов.

В результате несколько лет назад в США возникло мощное движение за обретение нефтяной независимости иным путем. Правительство президента Барака Обамы приняло закон о снятии ограничений на разработку некоторых законсервированных месторождений. Этот шаг во многом опирался на значительный прогресс, достигнутый в способах разведки месторождений нефти и газа, в первую очередь геофизической.

Как заметил в выступлении на Мировом нефтяном конгрессе (Аргентина, 1995 г.) один из ведущих геологов США, «нефть есть всюду, где ее ищут». В начале 2011 г. в одной из важных новостных телепрограмм представитель Геологической службы США отметил, что запасы нефти в стране превышают запасы государств Среднего Востока. Опубликованные впоследствии Геологической службой и Энергетической информационной администрацией данные о масштабах запасов стали сенсацией.

Оказалось, что в Скалистых горах на глубине около 300 метров геологической провинции Баккен имеются

^ громадные залежи легкой светлой нефти в масштабах ^ более 2 трлн баррелей. Месторождение начинается о от Северной Монтаны и через Северную Дакоту до-о стигает Канады. Имея столь крупные запасы, США щ могут напрочь отказаться от морского бурения на к шельфах, ведь стоимость добычи нефти на новом =Ц месторождении составит около 16 долл. за баррель. т Только это месторождение на западе страны способно ¡| обеспечить потребление в США до 2040 г. ^ Однако, по официальным данным Геологической ° службы США, запасы нефти превосходят все доказанные месторождения остального мира. Запасы США ^ в 8 раз больше, чем все запасы нефти Саудовской ^ Аравии, в 16 раз больше, чем запасы Ирака, в 21 раз больше, чем запасы Кувейта и в 22 раза больше, чем запасы Ирана.

В докладе Геологической службы ставится вопрос о причинах отказа от добычи нефти на имеющихся в США месторождениях. По мнению специалистов, все попытки помочь Америке обрести независимость от иностранной нефти блокируются «защитниками природной среды» и другими группами с особыми интересами. Крохотная группа людей контролирует жизнь американцев и экономику США. Похоже, что ОПЕК выплачивает неплохое содержание американским защитникам природы.

Далее ставится вопрос о том, чтобы Америка очнулась и стала новым активным участником нефтяного рынка, контролирующим цены мирового рынка, объемы продаж, поведение других игроков (как это сделал когда-то президент США Р. Рейган). Полагаем, что и правительство России должно осознавать, что пока страна не сошла с углеводородной «иглы», пока бюджет страны на 80% зависит от экспорта нефти и газа, ее экономика находится под угрозой. Еще в 1970-е гг. в России осуществлялась политика, известная как «нефть в обмен на продовольствие». Углеводороды составляли 2/3 экспорта СССР в развитые страны, но в 1980-ее гг. затраты на добычу нефти выросли в 3 раза, а цены на нее резко снизились.

В настоящее время мир имеет возможность перейти к интенсивному использованию углеводородов. В данном случае речь идет о разработке новых ископаемых ресурсов прежде всего в Израиле, Европе и странах Азии. Что касается Израиля, то в течение первых 25 лет существования он неоднократно подвергался нападению арабских армий. Побеждая на поле боя, Израиль под воздействием западных держав вынужден был отступать только из-за того, что его союзники панически боялись лишиться арабской нефти. Ныне этим опасениям приходит конец.

Старый энергетический порядок не устраивает Иран и Сирию. Предпринимаемые правительствами этих стран усилия по его изменению ставят Запад и Саудовскую Аравию в опасное положение. Одновременно возникает новый энергетический порядок, когда одним из основных игроков мирового рынка может стать Израиль. В этой стране добыча энергоресурсов базируется на залежах сланцев, содержащих огромные запасы энергии. Кроме того, одним из крупнейших в мире месторождений нефти (250 млрд баррелей) является бассейн Шфе-ла в Израиле. Отметим, что запасы нефти Саудовской Аравии оцениваются в 260 млрд баррелей.

Израильские запасы не использовались отчасти потому, что технологии, необходимые для извлечения топлива, были очень дорогими, а владеющие ими транснациональные нефтяные компании боялись обидеть мусульман. «Ни одна из крупных нефтяных компаний не готова делать бизнес в Израиле, потому что они не хотят быть отрезанными от ближневосточных поставок нефти», — объясняет Говард Джонас, генеральный ди-

ректор американской компании «IDT», владеющей концессией на разработку Шфелы через свою дочернюю компанию «Israël Energy Initiatives». Г. Джонас полагает, что запасы Шфела — только начало: «Мы считаем, что в Израиле больше нефти, чем в Саудовской Аравии. Там может быть до 500 млрд баррелей».

За развитие этого крупнейшего в мире месторождения взялась компания, никогда ранее не участвовавшая в этом бизнесе. Компания «IDT» занимается телекоммуникационными и медиа-услугами. Ее участию в этом энергетическом проекте способствовали банкир и филантроп лорд Джейкоб Ротшильд, инвестор хедж-фондов Майкл Стейнхардт, медиамагнат, председатель «News Corporation» Руперт Мердок и др. Конечно, они рассчитывают получить в процессе осуществления этого проекта крупные прибыли. Одновременно они полны решимости освободить мир от нефтяной зависимости от арабских стран, предоставив Израилю собственное «нефтяное оружие». Технология по добыче нефти из сланца может изменить мировые перспективы развития Ближнего Востока.

Чтобы победить в этой «войне», компания «Israël Energy Initiatives» привлекла «старых солдат» энергетической отрасли: бывшего президента «Mobil Oil» Юджина Ренна, бывшего президента «Occidental Oil Shale» Алана Саса и бывшего президента «Halliburton» Дика Чейни. «Командующим» этой операцией и ее «мозгом» является Гарольд Винигер, бывший главный исследователь «Shell Oil», владелец более 240 патентов. Когда-то под его руководством произошла революция в добыче сланцевой нефти в Канаде. В прошлом это было грязное производство: огромные открытые карьеры, где после дробления и нагревания сланца получали тяжелые смолы, которые необходимо было перерабатывать и очищать, что обуславливало низкую экономическую эффективность и высокие экологические затраты.

Новаторский подход Винигера заключался в том, что в толщу сланца погружались подогреваемые стержни, в результате чего выделялся газ и светлая жидкая составляющая. Природный газ обеспечивает потребность проекта в тепле, а жидкость легко перерабатывается в топливо для реактивных и дизельных двигателей, а также в керосин. Стоимость сланцевой нефти составляет 35-40 долл. за баррель, при чрезвычайно низком воздействии на окружающую среду. Выброс парниковых газов вдвое ниже, чем на обычных нефтяных скважинах, и, в отличие от открытой добычи полезных ископаемых, отсутствует необходимость в использовании воды.

Проект разработки израильских сланцев находится на ранней стадии осуществления, но его огромный потенциал и репутация Винигера стали факторами изменения отношения к стране, приближая ее к основным поставщикам нефти. К тому же Израиль имеет хорошие возможности для экспорта нефти на европейские и азиатские рынки. В перспективе эта страна станет основным экспортером природного газа в Европу. По данным Геологической службы США, в Левантийском бассейне содержатся огромные запасы природного газа, большая часть которых подпадает под юрисдикцию Израиля. Со временем технология добычи будет использоваться во многих бедных обычной нефтью регионах. По оценкам специалистов запасы сланцевой нефти, которыми обладают 38 стран мира, составляют 4,8 трлн баррелей.

В последние годы произошел и технологический прорыв в получении «сланцевого газа». Речь идет о метане, который научились находить, а потом и добывать из-под сланцевых куполов, где он находится вперемешку с породами песчаника. Сами сланцы

в данном случае представляют собой достаточно твердые минеральные породы, предотвращающие миграцию газа. Обнаружение подобных кладовых стало возможным в результате успехов космической астрофизики и геофизики.

В 2002 г. в американской компании «Devon Energy» была разработана технология бурения горизонтальных скважин в 2-3 км длиной. Они позволяют собирать газ из гораздо большего объема пород. Для ударного увеличения бокового давления и вскрытия «карманов» с газом в эти скважины можно закачивать жидкость. В результате широкого внедрения новой технологии США уже в 2009 г. вышли на первое место в мире по добыче газа, обогнав «Газпром» и некоторые арабские страны. Разведанные запасы на континентальной части США обеспечивают их потребности, по крайней мере, на 100 лет вперед. Обильные запасы сланцев с метаном имеются во Франции, Голландии, Германии, Польше, на Украине, что позволяет этим странам, в перспективе, отказаться от импорта природного газа. Большие запасы сланцев имеются в Китае, Индии, Австралии. Но в этих странах промышленная разработка запасов еще не начиналась.

Себестоимость добычи сланцевого газа несколько выше, чем затраты на извлечение свободно фонтанирующего газа. Однако если учесть стоимость транспортировки газа через несколько стран, необходимость резервирования в страховых хранилищах, претензии монополистов, их политическое давление и т. п., то уровень конечных цен оказывается сопоставимым. Сланцевый газ может стать локальным ресурсом для производства электроэнергии посредством газовых турбин, что избавляет от необходимости создания крупных электросистем и линий электропередач высокого напряжения (потери электроэнергии при ее передаче достигают 15%). Легко себе представить, скажем, Польшу с такими мини-электростанциями в каждом воеводстве. Не случайно президент Польши Лех Качиньский за несколько месяцев до своей гибели инициировал переговоры с крупнейшими нефтегазовыми компаниями Запада о начале разработки месторождений сланцевого газа в Польше. У специалистов возникают обоснованные сомнения в целесообразности строительства трансконтинентальных газопроводов, таких как «Южный поток», «Северный поток» и «Набукко».

Попробуем сформулировать возможные геополитические последствия «сланцевой революции»:

• падение спроса будет способствовать ужесточению конкуренции между экспортерами газа, что может привести к ослаблению ОПЕК и уменьшению ее влияния, а также изменению международных пактов и союзов;

• страны, привыкшие к регулярному получению сверхприбылей от экспорта нефти и газа, должны будут сосредоточиться на перестройке национальных экономик;

• экстенсивное развитие добычи сланцевого газа в развитых странах потребует 3-4 лет. Следовательно, временные возможности воздействия на мировую политику стран-экспортеров ограничены;

• сланцевая революция вызовет к жизни резкое повышение эффективности методов превращения и использования энергии всех видов и соответствующее сокращение энергоемкости промышленных и транспортных технологий.

Все большее место в решении мировой энергетической проблемы занимают новые виды биотоплива. Уже давно предпринимались попытки заменить в производстве транспортного топлива нефть на биомассу. Классическим примером является получаемый из са-

харного тростника метанол. Наибольшее распростра- g нение эта технология получила в Бразилии. Мировой ^ опыт подтверждает, что в топливный бак автомобиля о можно залить и французские духи. Все дело в цене q топлива. Выяснилось, что смесь бензина с этанолом ^ не может быть дешевой из-за высоких энергетических к и трудовых затрат. Сюда же следует отнести затраты, связанные с выводом из оборота больших площадей m сельскохозяйственных земель. ¡|

Более привлекательной представляется попытка по- ^ лучения биодизельного топлива из природных жиров. ° Первых реальных успехов добился Израиль. Автором пионерной технологии стал Григорий Асиас, предло- ^ живший смешивать с метанолом любой растительный ^ или животный жир. Под воздействием катализатора ^ (каустическая сода) получается сложный эфир метанола и высших жирных кислот, который можно заливать в топливный бак любого транспортного средства с дизельным двигателем. Первый завод по производству биодизельного топлива по новой технологии уже построен в Западном Негеве. Осталось лишь вывести его на запланированную мощность — 100 тыс. т (потребность Израиля составляет 3 млн т в год).

Новая технология позволяет получать биодизельное топливо не только из растительных масел, но и из любого содержащего жир сырья, включая отходы мясокомбинатов и других пищевых производств. Например, в Израиле объем отходов только от ресторанов «McDonald's» составляет более 1 млн т в год. Еще 2,5 млн т некондиционных жиров ежегодно просто закапывается в землю.

Новая технология имеет множество преимуществ. Если на существующих в Европе и США предприятиях технологический цикл длится от 8 до 48 часов, то по технологии Г. Асиаса — около 1 часа. Площадь завода, способного вырабатывать 100 тыс. т биодизельного топлива в год, составляет около 250 м2. Производство является безотходным. Его побочный продукт — глицерин, который добавляется в мазут для улучшения его качество. Завод строится по модульной технологии, поэтому расширение производства не требует значительных финансовых затрат. Однако не следует забывать о высокой стоимости сырья. До сих пор в мире использовали сою, рапс и другие сельскохозяйственные культуры, максимальная отдача от которых пока составляет не более 1460 л биодизельного топлива на 1 акр земли.

Впрочем, жирные кислоты содержатся не только в сельскохозяйственных культурах, но и в самых обыкновенных неприхотливых водорослях. Причем с 1 акра водоема можно снять урожай водорослей, достаточный для производства 15 тыс. л биодизельного топлива. К тому же выращивать водоросли можно в любом климате. Закономерен вопрос, а почему, собственно говоря, зеленые водоросли надо выращивать исключительно в водоемах? Ведь они размножаются и растут в любых условиях. И не только горизонтально, но и вертикально. Современная биотехнология способна найти предельно дешевый метод вертикального выращивания таких водорослей на минимальной площади.

Сегодня в развитых странах широкое распространение получает использование электромобилей. Небольшое отступление. В 1980-е гг. профессор МГУ Д. Богоявленская обосновала теорию интеллектуальной инициативы. Согласно предложенной ею классификации, исходя из уровня интеллектуальной активности работники умственного труда могут быть разделены на 3 группы: репродуктивы, эвристы (от «эврика» — нашел) и креативы. Первые всегда работают в пределах существующей парадигмы, т. е.

^ общепринятой на сегодня суммы представлений об ^ объекте или области знаний. Эвристы — это исследо-о ватели, которым интеллектуальная активность позво-о ляет периодически выходить за рамки существующей щ парадигмы. Таковы, например, изобретатели. К креа-к тивам относятся личности, уровень интеллектуальной =Ц активности которых вынуждает их всегда выходить за т предел действующей парадигмы. ¡| Одним из представителей креативов является Шай ^ Агасси, русскоязычный бизнесмен из Израиля, вице° президент крупной фирмы, производящей программист ное обеспечение. Именно он положил начало новой ^ эре в развитии электромобилей. ^ Ш. Агасси отмечает, что финансовое благополучие стран — экспортеров нефти находится под угрозой. Не надо дожидаться, пока на планете иссякнут запасы углеводородов. Обвал нефтяных экономик может наступить уже в ближайшее десятилетие. Об этом Ш. Агасси заявил в 2006 г. на конференции по ближневосточной политике в Вашингтоне. Он обратил внимание авторитетной аудитории на один ключевой факт — зависимость индустриальных стран от экспортеров энергоносителей не абсолютна. Если Запад захочет того, он всегда может «соскочить» с «нефтяной иглы». Все необходимые для этого условия уже имеются.

Начнем с того, что энергетика развитых стран уже не привязана к нефти. Например, в США большая часть электроэнергии вырабатывается старым дедовским способом — на угольных электростанциях, во Франции и Японии — на АЭС, в Норвегии — на ГЭС и т. д. Целиком и полностью от перерабатываемой в бензин нефти зависит только автомобильный транспорт. На одной заправке стандартный автомобиль пройдет километров пятьсот. Аккумулятор того же веса и объема запасает энергию, которой хватит всего лишь на 100-150 км пробега. Аккумуляторы большей удельной емкости, несмотря на многолетние исследования, создать пока не удается. К тому же возникает вопрос о высокой их стоимости.

Исследователь напомнил, что, согласно статистике, 90% автомобилей проезжают за день не более 90 км. Еще в 1950-е гг. ни один полностью заправленный бензином американский автомобиль не мог проехать больше 160 км, и никого это не смущало. Бензоколонки вырастали как грибы после дождя, и автовладелец был уверен, что он всегда сможет заправить машину в самых глухих углах Америки. Значит, дело не в автомобиле, дело в развитой инфраструктуре. Если будут созданы соответствующие условия, на электрический транспорт можно будет перейти в самом ближайшем будущем. Даже нынешние несовершенные и громоздкие аккумуляторы позволяют решить проблему чисто организационными методами. По мере прогресса технологий задача, надо полагать, еще более упростится.

Вот как это будет выглядеть. Агасси предлагает «оторвать» электромобиль от аккумуляторной батареи. Потребитель покупает только машину, а заботы об аккумуляторах и их подзарядке берет на себя сервисная сеть. Технически это может выглядеть по-разному: автоматическая замена разряженного аккумулятора на полный; быстрая подзарядка (уже есть технологии, позволяющие зарядить батареи на 80% за 15 минут); подзарядка на парковке или от домашней электросети. Важен сам принцип, в соответствии с которым оператор продает электричество, а клиент его потребляет. Фактически речь идет об аренде аккумулятора.

Покупателю это, безусловно, будет выгодно. Километр пробега электромобиля среднего размера стоит 7 центов. Сравним: сейчас за километр пробега

бензиновой машины американец в среднем платит 15 центов, а европеец — 25 центов! За счет высокой степени переработки вышедших из строя аккумуляторов и по ряду других причин себестоимость километра пробега на электричестве может упасть до 2 центов. В этом случае способность бензинового автомобиля пройти на одной заправке 500 км кажется весьма сомнительным преимуществом.

Стоит напомнить, что, по сравнению с привычными нам автомобилями, электромобили гораздо проще, надежнее, тише и экологичнее. Аккумуляторы, как и батареи сотового телефона, можно изготавливать на дому. Если же мы вспомним об операторах сетей зарядных станций, то возникнет огромный и стабильный бизнес с многомиллиардным оборотом, обеспечивающий работой тысячи людей, что послужит мощным стимулом к развитию новых технологий, традиционной и альтернативной энергетики. Гораздо чище станут города, будут совершенствоваться транспортные средства, повысится качество жизни и здоровья.

Однако выигрыш одного предполагает проигрыш другого. За чей счет состоится очередной подъем благоденствия постиндустриальных стран? Ответ лежит на поверхности: за счет колоссальных убытков нефтедобывающих стран, прежде всего государств Ближнего Востока. Даже если часть автомобильного транспорта развитых стран мира перейдет на электричество, цена на нефть резко упадет. Даже небольшое уменьшение спроса вызовет непропорционально резкое снижение цен на углеводороды. Ведь с годами себестоимость добычи нефти возрастает довольно медленно, а быстрыми «скачками» изменяется лишь спекулятивная составляющая цены.

Насколько реален этот сценарий? Уже в феврале 2011 г. программа перехода на электромобили перешла в стадию коммерческой эксплуатации. Испытательным полигоном энергомобилей была выбран Израиль. Здесь есть все основания отнестись к идее электрификации транспорта с полной серьезностью. Небольшая территория с густой сетью превосходных дорог и коммуникаций, полная зависимость от привозной нефти и особо «хорошие» отношения с нефтедобывающими соседями. В качестве первого шага еще в январе 2008 г. в Израиле были установлены ввозные пошлины в размере 10% на электромобили и 72% — на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Уже имеющаяся инфраструктура включает в себя 150 тыс. зарядных пунктов и 100 станций замены батарей. Все это обойдется фирме «Project Better Place», созданной Ш. Агасси, в 200 млн долл. Много это или мало? Если баки всех автомобилей Израиля один раз залить до «горлышка», то как раз на столько и выйдет.

Не дожидаясь результатов израильского эксперимента, электрификацию легкового автотранспорта начала Дания. Эта страна обладает теми же самыми преимуществами инфраструктуры и территории, что и Израиль, плюс еще одна немаловажная особенность. В Дании энергия, получаемая из возобновляемых источников, покрывает почти четверть потребления страны. Более того, периодически избыток электроэнергии приходится продавать за бесценок соседям.

В любой стране союзником электромобилей являются электроэнергетические компании. Дело в том, что электричество невозможно запасать впрок. На строительство, содержание и обслуживание подстанций и ЛЭП тратятся огромные деньги. Когда электромобиль становится на подзарядку, его аккумулятор превращается в часть энергосистемы, сглаживающей периоды пикового и дефицитного энергопотребления.

Учитывая, что 95% автомобилей эксплуатируются менее часа в день, то вклад электромобилей в поддержание энергетического баланса будет весьма значительным. Надо полагать, энергокомпании начнут поощрять владельцев электромобилей материально.

Легко заметить, что существует большое количество стран, по размерам и развитию инфраструктуры сходных с Израилем и Данией. Это почти вся Западная Европа, Япония, Корея, многие «восточные драконы» типа Сингапура и Гонконга. Все они, как правило, обладают современными технологиями, но потребляют недопустимо много импортируемых энергоносителей. В случае если первый опыт электрификации легкового транспорта в первых двух странах (уже построено 800 зарядных станций) покажет свое удобство и высокую прибыльность, реакция будет лавинообразной. Программы диверсификации экономики имеются у многих нефтедобывающих стран, и некоторые из них вполне успешны. Однако кто бы мог предположить, что угроза углеводородному благополучию окажется столь близкой? Не через тридцать и не через двадцать лет, безотносительно к оставшимся запасам углеводородов, и не ожидая никаких технологических прорывов...

Это поучительная история. Электромобиль был изобретен и запатентован еще в начале ХХ в. Необходимы были лишь творческие способности исследователей, которые, оглянувшись вокруг, обнаружили, что для нового прорыва имеется все необходимое.

Одна из проблем экономии энергоресурсов связана с использованием бензина без углерода. Возможный сценарий таков. Еще раньше, чем запасы нефти в недрах Земли полностью иссякнут, емкости заправочных станций окажутся заполненными совершенно новым видом топлива. Речь идет о синтетическом бензине. Новый вид топлива, разработанный специалистами британской компании «Cella Energy», вообще не содержит углерода, а значит его сгорание не сопровождается выбросом вредных веществ. Массовое производство инновационного продукта может начаться уже в ближайшее десятилетие. А это означает, что на заправках появится бензин по цене не более 1,5 долл. за галлон, т. е. менее 40 центов за литр. Разумеется, стоимость такого топлива не зависит от колебаний стоимости нефти на международном рынке, и его цена будет оставаться стабильной.

Синтетический бензин может использоваться без ограничений во всех автомобилях и не требует установки дополнительного оборудования. Технология его производства основана на использовании сложных гидридных соединений. Используя систему электрораспыления, материал, представляющий собой сложное гидридное соединение, содержащее водород, распыляется до наноразмерных капель. С помощью запатентованной технологии эти капельки обволакиваются оболочкой, превращаясь в микрокапсулы. Использование последних делает новое топливо более безопасным при транспортировке и хранении, чем высокооктановый бензин.

В заключение хотелось бы высказать личное мнение по проблемам инноваций и эффективного использования энергоресурсов. В 2005 г. в США была опубликована книга английского писателя и журналиста Гарольда Эванса «They Made America» («Они сделали Америку»). Автор описывает судьбы и дела десятков выдающихся американцев, стараниями которых Америка превратилась с самую развитую страну мира. Г. Эванс проводит принципиальное различие между изобретениями и инновациями. В мире зарегистрированы миллионы изобретений, но лишь тысячи из них используются как основа для инноваций. Автор показывает, что зачастую

инновации, принципиально изменяющие парадигмы g

в важных областях деятельности человека, никак не ^

связаны с патентами. Но во всех случаях инновации о

есть продукт деятельности исследователей-креативов. q

Вот выборка, которая не заменяет текст книги, но по- ^

зволяет получить некоторое представление о подходе к

Г. Эванса к проблеме инноваций: =j

<

со

Джон Фитч построил первые пароходы, а Роберт ^ Фултон организовал успешный пароходный сервис. < Сэм Кольт создал рынка личного огнестрельного 0 оружия и стал символом свободолюбия американцев. ^ Швейные машины Исаака Меррита Зингера в те- > чение более ста лет помогали одевать жителей всей х Земли. о

Томас Альва Эдисон, американская легенда, поль- ^ зуется славой не столько владельца 1200 патентов, сколько создателя науки об инновациях. Совместно с Сэмом Инсуллой он обеспечил США дешевой электроэнергией.

Генри Форд не изобрел автомобиль, но он организовал их производство для народа и превратил Америку в рай для автомобилистов.

Томас Ватсон-младший превратил заурядную семейную компанию по выпуску арифмометров и других механических счетных устройств в «IBM», праматерь всей американской компьютерной техники. Без нее не было бы ни Билла Гейтса, ни Стива Джобса, ни Силиконовой долины.

Если внимательно взглянуть на приведенный список, мы увидим, что главная задача государства и общества заключается в том, чтобы создать среду, позволяющую креативам осуществлять инновации.

Америке это удалось благодаря реальной демократии в политике и экономике, что и явилось основой высокого уровня развития.

Меня, бывшего ленинградца, более всего удручает отсутствие в России настоящих креативов мирового масштаба в науке, технике и экономике, не говоря уже о политике. Таковых просто нет. Два последних русскоязычных лауреата Нобелевской премии реализовали свой потенциал за рубежом. А что до политики и экономики, то смешно считать креативами ту сотню миллиардеров, которые разбогатели, используя административный ресурс своих покровителей.

Между тем те энергетические вызовы, которые описываются в статье, имеют непосредственное отношение к России. Если в интересах политической и экономической стабильности власть будет избегать любых изменений, вероятность опасных социальных конфликтов с непрогнозируемыми последствиями резко возрастает. В России должен появиться креативный политик, способный объединить разрозненные элиты и реализовать при их поддержке нестандартные идеологические, политические и социально-экономические преобразования в обществе.

Что касается российской хозяйственной модели, через двадцать лет после начала рыночных преобразований Россия вернулась к структурно-отраслевой политике 1970-х гг. Зависимость экономики от нефти все более увеличивается, а доля высокотехнологических продуктов в экономике сокращается. Инвестиции в Россию остаются не более чем производной от платежеспособного спроса крупных городов, обеспечиваемого, главным образом, как и в СССР, бюджетными расходами.

Хотелось бы надеяться, что в процессе посткризисной структуризации в России появится новая когорта инноваторов, усилия которых будут направлены на обеспечение преимущественного роста отраслей, производящих товары с высокой добавленной стоимостью.

59

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 9 (71) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.