Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль / оптимизация законодательства / надзорные мероприятия / государственное управление / государственная дисциплина / система государственных органов / state control / optimization of legislation / supervisory measures / public administration / state discipline / system of state bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.Д. Ахмерова, Н.С. Латыпова

Актуальность темы исследования предопределяется необходимостью в совершенствовании института государственного контроля, как одного из фундаментальных элементов механизма современного государства, ровно, как и существенным влиянием данного института на эффективность обеспечения прав как граждан, так и юридических лиц. В рамках проведенных научно-исследовательских изысканий, были рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного контроля, некоторые практические вопросы реализации государственного контроля в Российской Федерации. Независимость, информационная открытость, эффективность, качество в работе контрольно-надзорных органов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государственного контроля, устранение параллелизма и дублирования в работе, все это необходимо, чтобы достичь главную цель государственного управления – повышение эффективности и прозрачности применения государственного контроля. В рамках настоящей научно-исследовательской работы, авторы проводят анализ теоретико-правовых аспектов государственного контроля, определяют некоторые вопросы реализации государственного контроля в Российской Федерации, производят сопоставление между теоретической и практической сторонами настоящего вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д.Д. Ахмерова, Н.С. Латыпова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PRACTICAL IMPLEMENTATION ISSUES STATE CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the research topic is determined by the need to improve the institution of state control, as one of the fundamental elements of the mechanism of the modern state, as well as the significant influence of this institution on the effectiveness of ensuring the rights of both citizens and legal entities. As part of the research conducted, the theoretical and legal aspects of state control and some practical issues of the implementation of state control in the Russian Federation were considered. Independence, information openness, efficiency, quality in the work of control and supervisory bodies, clear delineation of powers and responsibilities of state control bodies, elimination of parallelism and duplication in work, all this is necessary to achieve the main goal of public administration to increase the efficiency and transparency of the application of state control. Within the framework of this research work, the authors analyze the theoretical and legal aspects of state control, identify some issues of the implementation of state control in the Russian Federation, make a comparison between the theoretical and practical sides of this issue.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.Д. Ахмерова, магистрант

Научный руководитель: Н.С. Латыпова, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-1-119-122

Аннотация. Актуальность темы исследования предопределяется необходимостью в совершенствовании института государственного контроля, как одного из фундаментальных элементов механизма современного государства, ровно, как и существенным влиянием данного института на эффективность обеспечения прав как граждан, так и юридических лиц. В рамках проведенных научно-исследовательских изысканий, были рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного контроля, некоторые практические вопросы реализации государственного контроля в Российской Федерации. Независимость, информационная открытость, эффективность, качество в работе контрольно-надзорных органов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государственного контроля, устранение параллелизма и дублирования в работе, все это необходимо, чтобы достичь главную цель государственного управления - повышение эффективности и прозрачности применения государственного контроля. В рамках настоящей научно-исследовательской работы, авторы проводят анализ теоретико-правовых аспектов государственного контроля, определяют некоторые вопросы реализации государственного контроля в Российской Федерации, производят сопоставление между теоретической и практической сторонами настоящего вопроса.

Ключевые слова: государственный контроль, оптимизация законодательства, надзорные мероприятия, государственное управление, государственная дисциплина, система государственных органов.

В настоящий момент, имеется значительное количество нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию государственного контроля, а такие дефиниции как «контроль» и «надзор» зачастую употребляются вместе в различном сочетании.

Не столь давно у нас в стране президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам сформирован паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Согласно нормам вышеназванной программы реализация мероприятий, направленных на реформирование контроля в Российской Федерации, должны быть реализованы до 2025 года включительно.

Потребность организации эффективного государственного контроля является весьма актуальной, поскольку до 2024 г. на реализацию всех национальных проектов

планируется выделить более 20 трлн руб., и важно, чтобы за их использованием осуществлялся эффективный госконтроль, основанный в том числе на реализации внутренних ресурсов функций госконтроля.

Понятие государственного контроля закреплено в положении ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - «Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля»)[2].

Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г. пришел на смену Закону о защите прав юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля [1]. Главная задача, стоящая перед новым нормативно-правовым актом -смещение внимания с проведения проверок на профилактику нарушений и возможность предоставления контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с органами контроля и надзора.

Положения Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля будут применяться до конца 2024 г. при организации и осуществлении лишь некоторых видов государственного контроля.

В юридической литературе насчитывается множество классификаций и разделений на виды государственного контроля. Так, например, на наш взгляд, довольно перспективной представляется стратификация, предлагаемая некоторыми научными деятелями, которое подразделяет «государственный контроль на политический, административный и судебный».

Вышеуказанная классификация государственного контроля, по нашему мнению, наибольшим образом является близкой к характеру содержания Конституции РФ. При анализе норм Конституции Российской Федерации, на наш взгляд, можно сделать вывод о разделении рассматриваемого понятия в зависимости от органов, обладающих правом производить контроль. Приведем основные виды государственного контроля. В зависимости от объема и содержания:

а) общий контроль, включающий в себя каждую сферу деятельности подконтрольного объекта;

б) специальный контроль, производимый по тому или иному направлению деятельности, по определенному кругу вопросов. В качестве примера можно привести финансовый, таможенный, санитарный, экологический виды контроля.

В зависимости от направления и организационно-правовых форм:

а) внешний контроль направлен на объекты, напрямую не подчиненных контролирующему органу;

б) внутренний контроль не выходит за границы системы данного органа исполнительной власти или иного органа.

При рассмотрении контроля в зависимости от стадий произведения контрольной деятельности мы выделили:

а) предварительный контроль. Ключевой целью данного вида контроля является предупреждение нарушений законности. Он представляет собой наиболее эффективный вид контроля, поскольку имеет предупредительный характер;

б) текущий контроль. Важная задача названого контроля - быстрое выявление и своевременное обнаружение тех или иных нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, а также поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства;

в) последующий контроль.

Считаем важным отметить, что главен-ствующаящая задача контроля органов исполнительной власти - это сохранение законности и дисциплины на подконтрольных им участках работ по руководству хозяйственным, социально- культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Согласно мнению Минина А.А., Пере-падя О.А., за последнее время не раз были предприняты попытки по оптимизации государственного контроля, а также снижению, связанных с ним административных барьеров, сокращению избыточного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Однако, усовершенствование контрольно-надзорной деятельности не является каким-то новым направление административных реформ в Российской Федерации. Данная задача представляет собой одно из ключевых направлений улучшения не только предпринимательского климата, но и повышения качества государственного управления в целом [3].

На сегодняшний день законодатель акцентирует внимание не на привлечении к ответственности, а на предупреждении нарушений посредством применения надзорными органами широкого спектра

инструментов, среди которых важное место отводится профилактике нарушений. То есть, таким образом приоритет отдан проведению профилактических мероприятий над контрольными. Именно по этой причине эффективность государственного контроля необходимо оценивать не по количеству применяемых штрафных санкций, а по количеству реально устраненных нарушений.

Как справедливо отмечает Тарасов А.М., что на эффективность государственного контроля существенным образом влияет его выявительная функция. Данная функция является безусловно, основной, по той причине, что одним из главных назначений госконтроля выступает установление (выявление) субъектами контроля отклонений (нарушений, правонарушений) в деятельности подконтрольных органов в ходе исполнения ими требований нормативно-правовых актов Российской Федерации различного уровня и характера [4].

Возможность наибольшего проявления эффекта при реализации данной функции ключевым образом связана со стадией проведения контрольного мероприятия и в ходе таких форм госконтроля, как проверка, ревизия, инспектирование, надзор, аудит.

После вступления в 2008 г. в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» общее количество проводимых в стране проверок хозяйствующих субъектов федеральными органами исполнительной власти сократилось по сравнению с 2011 г. почти в два раза, тогда как количество проверок, проводимых органами исполнительной власти субъектов РФ, на

30% увеличилось [5]. Также, следует обратить внимание, что вопрос об избыточной централизации контрольных функций на федеральном уровне и целесообразности их перераспределения на уровень субъектов Российской Федерации остается открытым.

В заключении хотелось бы отметить, что реформа исследуемого явления возможна в том случае, если результативность и эффективность деятельности органов государственного контроля в ближайшее время будет оцениваться не по количеству проверок и величине выписанных штрафов, а по улучшению реальных показателей. В данной связи, авторами предлагается возможность пересмотра существующей системы показателей оценки результативности и эффективности органов государственного контроля в целях совершенствования института государственного контроля (надзора) с учетом сложившейся социально-правовой парадигмы и технологического развития предоставляемого инструментария

(например, задействование ресурсов искусственного интеллекта для более эффективной работы с базами данных).

Таким образом, развивая отечественную систему государственного контроля, совершенствуя ее нормативно-правовое регулирование, целесообразно использовать накопленный отечественный и зарубежный опыт. Независимость, информационная открытость, эффективность, качество в работе контрольно-надзорных органов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государственного контроля, устранение параллелизма и дублирования в работе, все это необходимо, чтобы достичь главную цель государственного управления - повышение эффективности и прозрачности применения государственного контроля.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Официальный интернет-портал правовой ин-

формации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2023).

3. Минина А.А., Перепадя О.А. К вопросу об эффективности реализации контрольно-надзорных полномочий исполнительными органами государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 2. - С. 15-16.

4. Тарасом А.М. Функции эффективного государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти (правоохранительных органов) // Российский исследователь. - 2019. - № 6. - С. 15-28.

5. Шепелев Д.В. Проблемы повышения эффективности контрольнонадзорной деятельности в Российской Федерации в контексте реализации функций государства // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 7. - С. 57-61.

SOME PRACTICAL IMPLEMENTATION ISSUES STATE CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

D.D. Akhmerova, Graduate Student

Supervisor: N.S. Latypova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the need to improve the institution of state control, as one of the fundamental elements of the mechanism of the modern state, as well as the significant influence of this institution on the effectiveness of ensuring the rights of both citizens and legal entities. As part of the research conducted, the theoretical and legal aspects of state control and some practical issues of the implementation of state control in the Russian Federation were considered. Independence, information openness, efficiency, quality in the work of control and supervisory bodies, clear delineation of powers and responsibilities of state control bodies, elimination of parallelism and duplication in work, all this is necessary to achieve the main goal of public administration - to increase the efficiency and transparency of the application of state control. Within the framework of this research work, the authors analyze the theoretical and legal aspects of state control, identify some issues of the implementation of state control in the Russian Federation, make a comparison between the theoretical and practical sides of this issue.

Keywords: state control, optimization of legislation, supervisory measures, public administration, state discipline, system of state bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.