Научная статья на тему 'Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин'

Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / АНАЛИЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаспарян Джемма Оганесовна

На основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений о юридических дисциплинах и авторского понимания рассматриваются некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин. В статье описано, что необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН Гаспарян Д.О.

Гаспарян Джемма Оганесовна - кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель, кафедра административного, финансового и частного права, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации Российский университет кооперации, г. Краснодар

Аннотация: на основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений о юридических дисциплинах и авторского понимания рассматриваются некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин. В статье описано, что необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов. Ключевые слова: подходы, преподавание, юридические дисциплины, анализ, образовательно-правовые акты, общетеоретические положения.

В педагогической литературе вопросам анализа образовательного процесса, использования инновационных и традиционных методов обучения, форм и технологий обучения [1, с. 12], а также подходов в преподавании определенных юридических дисциплин [2, с. 57] посвящено немало научных работ, что не лишает автора права высказать свое мнение по данной теме. Предметом данного рассмотрения будут некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин о государстве и праве (их называют «государственно-правовые дисциплины»). Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3, с. 22] в основе образовательного процесса лежит единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, который определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему уровню и направленности образования. В части высшего юридического образования обязательные требования к высшему образованию определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [4], а с 1 сентября 2017 года -Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [9, с. 99]. Как известно, изучаемые юридические дисциплины производны от соответствующих наук и отраслей права (знаний). Не являются исключением и юридические дисциплины, которые изучаются в высших учебных заведениях (далее -вузах) в сокращенном виде, то есть объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин устанавливается вузом самостоятельно. Так, юридические науки о государстве и праве изучают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь и входят в состав социально-гуманитарных наук [6, с. 102]. При этом объектом государственно -правовых наук является государство и право, их взаимосвязь. Соответственно, предметом государственно-правовых наук являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, а также государственно-правовые явления и процессы. В свою очередь система государственно-правовых наук [6, с. 104] включает:

1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран и др.);

2) отраслевые науки (конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др.);

3) специальные юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных и негосударственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор, адвокатура и др.);

4) прикладные науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.).

Тем самым, исходя из объекта и предмета изучения к государственно-правовым наукам и дисциплинам относятся такие, в основе которых лежит изучение государства и права, их взаимосвязь, государственно-правовые явления, процессы и общественные отношения с публичной государственно-правовой составляющей -теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно -исполнительное право, уголовный процесс, экологическое право, международное право и т.д. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4] предусматривается изучение нескольких учебных циклов, в том числе и профессионального. Базовая (обязательная) часть ООП профессионального цикла предусматривает изучение 20 учебных дисциплин. При этом в данный цикл включено изучение юридических дисциплин, которые относятся к государственно-правовым дисциплинам - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, финансовое право, международное право, криминалистика и др. В соответствии с п. 4.3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4, с. 40] предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая. При этом в п. 4.4 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [4, с. 42] определяются перед бакалавром решение профессиональных задач с учетом указанных видов профессиональной деятельности: участие в подготовке нормативно -правовых актов; обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; осуществление правового воспитания. Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [5, с. 98] также предусматривает виды профессиональной деятельности и определяет профессиональные задачи с учетом видов профессиональной деятельности, но не предусматривается такой вид профессиональной деятельности, как педагогический, т.е. выпускники не будут вправе осуществлять преподавание правовых дисциплин и осуществлять правовое воспитание. По мнению автора, это неправильно, так как в основе образовательного процесса лежит единый процесс обучения и воспитания, что полностью относится и к подготовке юристов-бакалавров, которые в ходе правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности обязаны также осуществлять правовое воспитание по уважительному отношению к праву, закону, законности и правопорядку ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [5, с. 99] предусматривает, что «Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения

106

обучающимся вне зависимости от направленности программы бакалавриата, которую он осваивает» (п. 6.3). При этом к базовой части и являющимися обязательными дисциплинами (п. 6.4) относятся - философия, история государства и права России и др., а к числу собственно юридических дисциплин - теория государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др. [5, с. 80]. В ходе практических занятий предусматривается не только изучение государственно-правовых актов и практики их применения, но и обязательно решение проблемно-юридических ситуаций, составление юридических и процессуальных документов. ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [5, с. 77] предусматривает, что количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по базовой части должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данной части (п. 6.10) и не выделяются отдельно практические занятия, их объем в аудиторных занятиях. Изучение государственно-правовых дисциплин является обязательным элементом подготовки выпускников по вышеуказанному направлению подготовки и будущих юристов бакалавров. Целями государственно-правовых дисциплин является «вооружение» студентов категориальным аппаратом юриспруденции, изучения основных закономерностей возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов, которые способствуют формированию у них такого объема знаний, на основе которого они могли бы переходить к изучению отраслевых, специальных и прикладных юридических дисциплин. Ведущая роль в формировании у студентов исходных знаний о государственно-правовых явлениях отводится преподавателю. От его педагогического мастерства, интеллектуальной и профессиональной подготовки, личной увлеченности преподаваемым предметом зависит то, насколько полно студенты овладеют учебным материалом, предусмотренным программой по государственно-правовым дисциплинам. Зачастую среди преподавателей, в том числе и ведущих государственно-правовые дисциплины, распространено мнение, что основу их деятельности составляют знание предмета и умение его подать. Однако практика показывает, что сегодня этого уже недостаточно. Представляется справедливым утверждение: учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного материала по государственно-правовым дисциплинам, его уяснение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности преподавателя раскрыть ценность и практическую значимость государственно-правовых явлений в жизни общества и в деятельности будущего юриста, а студентов, соответственно, в желании учиться. В таких условиях преподаватель постоянно вынужден решать нелегкую задачу, искать «золотую середину» между традиционными формами и методами работы со студентами и новыми образовательными технологиями. В то же время жесткое следование учебной программе нередко приводит к формированию стереотипов в профессиональной деятельности, которые часто являются тормозом любых нововведений. Конечно же, не следует под влиянием новых веяний отбрасывать качественные, проверенные временем и практикой формы и методы обучения. Вместе с тем, достаточно часто возникают ситуации, когда их несовершенство становятся очевидны. Преподавателям, ведущим занятия по государственно-правовым дисциплинам, очень часто приходится встречаться с проблемами такого рода. При проведении занятий по государственно-правовым дисциплинам преподавателям постоянно приходится сталкиваться с проблемами практической составляющей. Прежде всего, от преподавателя требуется увязывать сложный теоретический материал с практической деятельностью государственных и муниципальных органов (законодательных и исполнительных), суда, правоохранительных органов (полиции, органов дознания и предварительного следствия), других органов юридической направленности (адвокатура, нотариат,

107

охранные агентства). Сделать это непросто, так как государственно-правовые дисциплины рассматриваются как «мостик» между философией и другими юридическими науками, одной из задач которых является адаптация философских категорий для нужд юриспруденции. Поэтому от преподавателя на занятиях требуется не только раскрыть юридическую природу тех или иных государственно -правовых явлений и процессов, но и увязать их с практической деятельностью органов и служб юридической направленности. Это обуславливает необходимость постоянного изучения преподавателем юридической практики (законодательной, судебной, следственной и др.) и тесного сотрудничества с юристами-практиками. По мнению автора, в ходе проведения занятий по государственно-правовым дисциплинам, преподаватель не только может использовать традиционные методы обучения по передаче информации, но и должен применять интерактивные, которые направлены на развитие творческого, критического мышления, умения активно и эффективно работать с информацией. Сегодня большое значение должно уделяться активному включению студентов в процесс познания. Более того, образовательный процесс должен учитывать индивидуальные способности студентов и поощрять обратную связь. При этом необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов. Для этого целесообразно использовать проблемно-поисковые и игровые методы, которые позволяют вовлекать в обсуждение государственно-правовых явлений и процессов через проблемно-практические ситуации максимальное число обучающихся. Потенциал данных методов во многом еще не использован вузами, к сожалению. Общепризнано, что в преподавании учебных дисциплин, не являются исключением и государственно-правовые, важное место отводится учебно-методическому обеспечению, то есть наличию и использованию при проведении учебных занятий учебно-методических и учебно-практических пособий с проблемно-практическими ситуациями для студентов, примерных образцов юридических документов, (практикумов) по составлению юридических и процессуальных документов и т.д. Таким образом, проанализированы образовательно-правовые акты, общетеоретические положения о юридических дисциплинах и предложено авторское понимание некоторых подходов в преподавании государственно-правовых дисциплин.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2003. 352 с.

2. Бобрышов С.В., Смагина М.В. Методы активизации процесса обучения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 256 с.

3. Жадан В.Н. Использование активных методов обучения для активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013. № 1 (48). С. 272-278.

4. Жадан В.Н. Психолого-педагогические методы активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Глобальный научный потенциал, 2012. № 12 (21). С. 23-30.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.

6. Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: Учеб. пособие / Авт.-сост. Г.А. Федотова, Е.Ю. Игнатьева; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2010. 104 с.

7. Алямкин С.Н. Практическая направленность в преподавании государственно -правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. Выпуск № 1, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/prakticheskayanapravlennostvprepodavaniigosudarstvenn o-pravovyh-distsipИn-na-yuridicheskom-fakultete/ (дата обращения: 22.03.2017).

8. Жадан В.Н. Некоторые вопросы о практической составляющей в преподавании государственно-правовых дисциплин // Научное знание современности: Материалы Международных научно-практических конференций Общества науки и Творчества (г. Казань) за февраль 2017 года / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. Казань, 2017 // Научное знание современности, 2017. № 2 (2). С. 102-109.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 359-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.03.2017).

10. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (в ред. от 31.05.2011№ 1975) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_101378/ (дата обращения: 22.03.2017).

11. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_210457/ (дата обращения: 22.03.2017).

12. Правоведение: Шпаргалка. Объект изучения и система государственно-правовых наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fanread.ru/book/8100426/7page1/ (дата обращения: 22.03.2017).

КОНФЛИКТНЫЕ СТОРОНЫ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курбанова Ж.А.

Курбанова Жанна Абдулманафовна - магистрант, кафедра уголовного права, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация: данная статья отражает проблемы, с которыми сталкиваются представители адвокатского сообщества в ходе реализации своей основной цели -защиты законных прав и интересов граждан. Результаты исследования способны привлечь внимание ученых в области юриспруденции и более подробному анализу столь актуальной темы на сегодняшний день, что в дальнейшем поможет разрешить многие спорные вопросы адвокатской деятельности и улучшить качество, оказываемой адвокатами помощи.

Ключевые слова: адвокатская деятельность, адвокатура, гражданское общество, правоотношения, право, институт адвокатуры, проблемы адвокатуры.

Можно с полной уверенностью заявить, что начало XXI века ознаменовалось новым этапом развития российского общества, так как его интерес ко многим сферам, в том числе и к правовой сфере, значительно вырос. В отличие от смиренного поведения, характерного для общества предыдущих исторических периодов, в настоящее время граждане не только не боятся отстаивать свои законные права и интересы в судах, но и, согласно существующим статистическим данным, обращаются за их защитой к Европейскому суду по правам человека в г. Страсбург. Соответственно, мы наблюдаем рост необходимости в квалифицированных юристах и «семейных» адвокатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.