Федеральный иентр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»
УДК 614.8:351.86+519.8
С. В. Гутарев (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
S. V. Gutarev
CERTAIN APPROACHES ТО THE CREATION OF SPECIAL SOFT-WARE AND INFORMATIONAL PROVISION OF MANAGEMENT DECISION MAKING SUPPORT IN EMERGENCY SITUATIONS
Представлено назначение, задачи специального программного и информационного обеспечения (СПИО) деятельности Центра поддержки принятия решений, Национального центра управления в кризисных ситуациях и номенклатура четырех функциональных подсистем СПИО: информационных ресурсов; оперативно-диспетчерского управления в ЧС; информационно-вычислительной; «Геоинформационной
системы».
There is given purpose, concerns of the special soft-ware and informational provision of Decision making center support, National CMES and nomenclature of four subsystems, informational resources in emergency situations.
*
H
o
VO
ro
Q.
TO
Q-
Ф
X
*
0
01 T X X X 01
0
X
У
>~
та
1
Основным функциональным назначением Центра поддержки принятия решений (ЦП ПР) в ЧС является информационное обеспечение деятельности Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) в части автоматизации и информатизации оперативного управления РСЧС и ГО в случае возникновения ЧС.
Основными задачами, которые должны выполнить специальное программное и информационное обеспечение (СПИО) поддержки принятия управленческих решений в ЧС ЦППР, являются:
• информационное взаимодействие с системами (втом числе и автоматизированными, автоматическими) в части сбора мониторинговой информации различного характера, например, о состоянии критически важных и потенциально опасных объектов, территорий (санитарно-защитных зон, населенных пунктов), о состоянии сил, средств, ресурсов;
• обработка, хранение и передача соответствующим органам управления полученной информации;
• информационная поддержка подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС, контроль выполнения принятых решений;
• информационная поддержка взаимодействия с различными ЦППР, входящими в НЦУКС, а также с силами МЧС России и РСЧС, принимающими участие в работах по предупреждению и ликвидации ЧС.
Существуют три основных режима функционирования СПИО ЦППР:
1 режим - Повседневная деятельность при нор-
мальной производственно-промышленной, химической, пожарной обстановке, при проведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
2 режим - Повышенная готовность при ухудшении производственно-промышленной, химической, пожарной обстановки и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
3 режим - Чрезвычайная ситуация при возникновении обстановки на определенной территории (в том числе на объекте), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
СПИО ЦППР должно представлять собой согласованную совокупность информационнопрограммных функциональных комплексов задач, сгруппированных по функциональным подсистемам и обеспечивающих работу в качестве пользователей системы персонала ЦППР по всем указанным режимам функционирования.
СПИО ЦППР должно включать в себя следующие функциональные подсистемы:
• подсистема информационных ресурсов;
• подсистема оперативно-диспетчерского управления в ЧС;
• информационно-вычислительная подсистема;
• подсистема «Геоинформационная система».
Федеральный центр науки и высоких технологий Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»
Номенклатура информационно-программных функциональных комплексов задач (ФКЗ) функци-он&тьных подсистем должна включать следующие типы функционально-ориентированных ФКЗ:
1. ФКЗ подсистемы информационных ресурсов в составе:
1.1. Программные средства (ПС) ведения базы данных (БД) по опасным производствам объектов, территориям в составе:
• ПС регистрации доступа к информационным ресурсам;
• ПС сопряжения и конвертации информации из внешних баз данных во внутренние БД информационных ресурсов;
• ПС ведения паспорта безопасности объекта (территории);
• ПС ввода, корректировки и сохранения информации по производственным и социальным объектам, территориям, попадающим в зону вероятной ЧСотПОО.
1.2 ПС ведения Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) информации в составе:
• ПС ведения словарей, классификаторов ЕСКК;
• ПС ввода и конвертации требуемой информации из общероссийских и отраслевых классификаторов, словарей (систем классификации и кодирования) в ЕСКК;
• ПС ввода и конвертации требуемой информации из классификаторов, словарей (систем классификации и кодирования), взаимодействующих ДДС;
• ПС ввода и конвертации требуемой информации из классификаторов, словарей (систем классификации и кодирования) ЕСКК АИУС РСЧС, НЦУКС.
2. ФКЗ подсистемы оперативно-диспетчерского управления в ЧС в составе:
2.1. ПС приема-передачи информации по ЧС в составе:
• ПС сопряжения с системами связи и оповещения в части приема-передачи информации по ЧС;
• ПС сопряжения с системами представления мониторинговой информации о состоянии окружающей природной среды, параметрах источников и поражающих факторов ЧС в местах их размещения (складирования, транспортирования, переработки, производства, хранения и применения), производственной территории объекта и прилегающей к нему территории (санитарно-защитная зона, населенные пункты);
• ПС сопряжения с аппаратурой автоматической записи-регистрации переговоров диспетчерской службы с руководством, населением, ДДС, органами управления и т.п.;
• ПС сопряжения с программными средствами подсистемы информационных ресурсов;
• ПС приема, обработки и передачи в требуемые службы (органы управления) первичной информации по ЧС.
2.2. ПС аналитической обработки информации
по ЧС в составе:
• ПС обработки и обобщения поступающей информации по ЧС;
• ПС обработки и передачи информации по ЧС в составе НЦУКС;
• ПС обработки и передачи информации по ЧС в ЕДДС, органы управления по делам ГО и ЧС, другим службам и органам управления.
2.3. ПС подготовки и выдачи выходной справочной информации по ЧС в составе:
• ПС подготовки и выдачи выходной информации по ЧС в виде «Карточки ЧС»;
• ПС подготовки и выдачи выходной информации в виде «Донесения по ЧС» в форматах АС ЕДДС (АИУС РСЧС, АС НЦУКС);
• ПС подготовки и выдачи выходной информации в виде «Сводки по ЧС».
3. ФКЗ информационно-вычислительной подсистемы в составе:
3.1. ПС системы мониторинга объектов окружающей среды в составе:
• ПС оценки возможности возникновения ЧС на основе комплексного анализа мониторинговой информации;
• ПС прогнозирования динамики развития ЧС на основе комплексного анализа мониторинговой информации.
3.2. ПС информационно-справочной системы (ИСС) в составе:
• ПС функционального информационносправочного комплекса (ПС ФИСК) «Поражение химическими опасными веществами»;
• ПС ФИСК «Поражение радиоактивными опасными веществами».
• ПС ФИСК «Поражение биологическими (бактериологическими) опасными веществами»;
• ПС ФИСК «Химическое отравление в бытовых условиях»;
• ПС ФИСК «Поражение при воздействии источника тепла»;
• ПС ФИСК «Первая медицинская помощь»;
• ПС ФИСК «Поражение при разрушении зданий, сооружений и при ДТП»;
• ПС ФИСК «Поражение при воздействии низких температур»;
• ПС ФИСК «Статистический анализ информации о произошедших ранее ЧС»;
• ПС ФИСК «Службы помощи»:
- Медицинская скорая и неотложная помощь;
- Органы управления по делам ГО и ЧС;
- Спасательная служба;
-ДДС.
3.3. ПС Информационно-расчетной системы (ИРС) в составе:
3.3.1. ПС задач управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС в составе:
• ПС уточнения последствий ЧС с учетом поступления исходной информации от разведформи-рований в зоне ЧС;
• ПС прогнозирования параметров поражаю-
Научно-технические разработки
Федеральный иентр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»
щих факторов источника ЧС;
• ПС прогнозирования параметров зоны воздействия поражающих факторов источника ЧС;
• ПС прогнозирования последствий воздействия поражающих факторов источника ЧС для работающего персонала (населения);
• ПС прогнозирования последствий воздействия поражающих факторов источника ЧС для объектов (объектов экономики);
• ПС прогнозирования последствий воздействия поражающих факторов источника ЧС для окружающей природной среды;
• ПС определения требуемой фуппировки АСС для проведения АСДНР в зоне ЧС;
• ПС определения потребности в ресурсах для проведения АСС и АСДНР в зоне ЧС;
• ПС определения вариантов проведения мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне ЧС;
• ПС определения потребности транспортного обеспечения проведения АСР в зоне ЧС;
• ПС планирования действий сил и средств, использования ресурсов при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
• ПС оценки эффективности проводимых работ по ликвидации ЧС.
3.3.2. ПС задач транспортного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в сос таве:
• ПС определения требуемой группировки сил для проведения транспортного обеспечения работ в зоне ЧС;
• ПС определения вариантов транспортного обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС;
• ПС оценки эффективности транспортного обеспечения работ по ликвидации ЧС.
3.3.3. ПС задач ресурсного - тылового (материального, медицинского и др.) обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в составе:
• ПС определения требуемой группировки сил для ресурсного обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС;
• ПС определения вариантов ресурсного обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС;
• ПС оценки эффективности проводимых работ по ресурсному обеспечению ликвидации ЧС.
4 ФКЗ геоинформационной системы (ГИС) в составе:
4.1. ПС сопряжения с подсистемой ведения информационных ресурсов ОДД в части:
• БД по опасным производствам объекта, территориям;
• БД картографической информации;
• БД оперативной информации по ЧС;
• БД выходной информации по ЧС.
4.2. ПС работы с цифровыми электронными картами.
4.3. ПС работы с растровыми электронными картами (в том числе с космическими снимками).
4.4. ПС ведения и отображения на цифровых (растровых) картах тематической картографической территориальной привязанной информации.
4.5. ПС работы с адресной БД прилегающих к объекту населенных пунктов.
4.6. ПС создания и ведения картографических документов по ЧС в части:
• карты района (места) ЧС;
• рабочей карты должностного лица.
4.7. ПС взаимодействия с ГИС взаимодействующих, подчиненных органов управления, ДДС и т.п.
Конкретные автоматизированные рабочие места ЦППР могут включать любое сочетание типов ФКЗ, в зависимости от размещения соответствующих подразделений.
В составе СПИО ЦППР необходимо предусмотреть средства обучения и тренировки пользователей и обслуживающего персонала с использованием имитационно-обучающего комплекса. Имитационно-обучающий комплекс должен допускать возможность его подключения к разрабатываемым ФКЗ СПИО ЦППР в качестве средства имитации для отладки отдельных фрагментов системы при проведении комплексных испытаний соответствующих ФКЗ.
s
*
С
VO
CL
го
пз
Q-
QJ
X
*
и
о»
т
X
X
X
а
I
0 X т
аз
1