Научная статья на тему 'Некоторые подходы к созданию специального программного и информационного обеспечения поддержки принятия управленческих решений в чрезвычайных ситуациях'

Некоторые подходы к созданию специального программного и информационного обеспечения поддержки принятия управленческих решений в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
195
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гутарев С. В.

Представлено назначение, задачи специального программного и информационного обеспечения (СПИО) деятельности Центра поддержки принятия решений, Национального центра управления в кризисных ситуациях и номенклатура четырех функциональных подсистем СПИО: информационных ресурсов оперативно-диспетчерского управления в ЧС информационно-вычислительной «Геоинформационной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гутарев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given purpose, concerns of the special soft-ware and informational provision of Decision making center support, National CMES and nomenclature of four subsystems, informational resources in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к созданию специального программного и информационного обеспечения поддержки принятия управленческих решений в чрезвычайных ситуациях»

Федеральный иентр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 614.8:351.86+519.8

С. В. Гутарев (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

S. V. Gutarev

CERTAIN APPROACHES ТО THE CREATION OF SPECIAL SOFT-WARE AND INFORMATIONAL PROVISION OF MANAGEMENT DECISION MAKING SUPPORT IN EMERGENCY SITUATIONS

Представлено назначение, задачи специального программного и информационного обеспечения (СПИО) деятельности Центра поддержки принятия решений, Национального центра управления в кризисных ситуациях и номенклатура четырех функциональных подсистем СПИО: информационных ресурсов; оперативно-диспетчерского управления в ЧС; информационно-вычислительной; «Геоинформационной

системы».

There is given purpose, concerns of the special soft-ware and informational provision of Decision making center support, National CMES and nomenclature of four subsystems, informational resources in emergency situations.

*

H

o

VO

ro

Q.

TO

Q-

Ф

X

*

0

01 T X X X 01

0

X

У

>~

та

1

Основным функциональным назначением Центра поддержки принятия решений (ЦП ПР) в ЧС является информационное обеспечение деятельности Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) в части автоматизации и информатизации оперативного управления РСЧС и ГО в случае возникновения ЧС.

Основными задачами, которые должны выполнить специальное программное и информационное обеспечение (СПИО) поддержки принятия управленческих решений в ЧС ЦППР, являются:

• информационное взаимодействие с системами (втом числе и автоматизированными, автоматическими) в части сбора мониторинговой информации различного характера, например, о состоянии критически важных и потенциально опасных объектов, территорий (санитарно-защитных зон, населенных пунктов), о состоянии сил, средств, ресурсов;

• обработка, хранение и передача соответствующим органам управления полученной информации;

• информационная поддержка подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС, контроль выполнения принятых решений;

• информационная поддержка взаимодействия с различными ЦППР, входящими в НЦУКС, а также с силами МЧС России и РСЧС, принимающими участие в работах по предупреждению и ликвидации ЧС.

Существуют три основных режима функционирования СПИО ЦППР:

1 режим - Повседневная деятельность при нор-

мальной производственно-промышленной, химической, пожарной обстановке, при проведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

2 режим - Повышенная готовность при ухудшении производственно-промышленной, химической, пожарной обстановки и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

3 режим - Чрезвычайная ситуация при возникновении обстановки на определенной территории (в том числе на объекте), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

СПИО ЦППР должно представлять собой согласованную совокупность информационнопрограммных функциональных комплексов задач, сгруппированных по функциональным подсистемам и обеспечивающих работу в качестве пользователей системы персонала ЦППР по всем указанным режимам функционирования.

СПИО ЦППР должно включать в себя следующие функциональные подсистемы:

• подсистема информационных ресурсов;

• подсистема оперативно-диспетчерского управления в ЧС;

• информационно-вычислительная подсистема;

• подсистема «Геоинформационная система».

Федеральный центр науки и высоких технологий Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

Номенклатура информационно-программных функциональных комплексов задач (ФКЗ) функци-он&тьных подсистем должна включать следующие типы функционально-ориентированных ФКЗ:

1. ФКЗ подсистемы информационных ресурсов в составе:

1.1. Программные средства (ПС) ведения базы данных (БД) по опасным производствам объектов, территориям в составе:

• ПС регистрации доступа к информационным ресурсам;

• ПС сопряжения и конвертации информации из внешних баз данных во внутренние БД информационных ресурсов;

• ПС ведения паспорта безопасности объекта (территории);

• ПС ввода, корректировки и сохранения информации по производственным и социальным объектам, территориям, попадающим в зону вероятной ЧСотПОО.

1.2 ПС ведения Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) информации в составе:

• ПС ведения словарей, классификаторов ЕСКК;

• ПС ввода и конвертации требуемой информации из общероссийских и отраслевых классификаторов, словарей (систем классификации и кодирования) в ЕСКК;

• ПС ввода и конвертации требуемой информации из классификаторов, словарей (систем классификации и кодирования), взаимодействующих ДДС;

• ПС ввода и конвертации требуемой информации из классификаторов, словарей (систем классификации и кодирования) ЕСКК АИУС РСЧС, НЦУКС.

2. ФКЗ подсистемы оперативно-диспетчерского управления в ЧС в составе:

2.1. ПС приема-передачи информации по ЧС в составе:

• ПС сопряжения с системами связи и оповещения в части приема-передачи информации по ЧС;

• ПС сопряжения с системами представления мониторинговой информации о состоянии окружающей природной среды, параметрах источников и поражающих факторов ЧС в местах их размещения (складирования, транспортирования, переработки, производства, хранения и применения), производственной территории объекта и прилегающей к нему территории (санитарно-защитная зона, населенные пункты);

• ПС сопряжения с аппаратурой автоматической записи-регистрации переговоров диспетчерской службы с руководством, населением, ДДС, органами управления и т.п.;

• ПС сопряжения с программными средствами подсистемы информационных ресурсов;

• ПС приема, обработки и передачи в требуемые службы (органы управления) первичной информации по ЧС.

2.2. ПС аналитической обработки информации

по ЧС в составе:

• ПС обработки и обобщения поступающей информации по ЧС;

• ПС обработки и передачи информации по ЧС в составе НЦУКС;

• ПС обработки и передачи информации по ЧС в ЕДДС, органы управления по делам ГО и ЧС, другим службам и органам управления.

2.3. ПС подготовки и выдачи выходной справочной информации по ЧС в составе:

• ПС подготовки и выдачи выходной информации по ЧС в виде «Карточки ЧС»;

• ПС подготовки и выдачи выходной информации в виде «Донесения по ЧС» в форматах АС ЕДДС (АИУС РСЧС, АС НЦУКС);

• ПС подготовки и выдачи выходной информации в виде «Сводки по ЧС».

3. ФКЗ информационно-вычислительной подсистемы в составе:

3.1. ПС системы мониторинга объектов окружающей среды в составе:

• ПС оценки возможности возникновения ЧС на основе комплексного анализа мониторинговой информации;

• ПС прогнозирования динамики развития ЧС на основе комплексного анализа мониторинговой информации.

3.2. ПС информационно-справочной системы (ИСС) в составе:

• ПС функционального информационносправочного комплекса (ПС ФИСК) «Поражение химическими опасными веществами»;

• ПС ФИСК «Поражение радиоактивными опасными веществами».

• ПС ФИСК «Поражение биологическими (бактериологическими) опасными веществами»;

• ПС ФИСК «Химическое отравление в бытовых условиях»;

• ПС ФИСК «Поражение при воздействии источника тепла»;

• ПС ФИСК «Первая медицинская помощь»;

• ПС ФИСК «Поражение при разрушении зданий, сооружений и при ДТП»;

• ПС ФИСК «Поражение при воздействии низких температур»;

• ПС ФИСК «Статистический анализ информации о произошедших ранее ЧС»;

• ПС ФИСК «Службы помощи»:

- Медицинская скорая и неотложная помощь;

- Органы управления по делам ГО и ЧС;

- Спасательная служба;

-ДДС.

3.3. ПС Информационно-расчетной системы (ИРС) в составе:

3.3.1. ПС задач управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС в составе:

• ПС уточнения последствий ЧС с учетом поступления исходной информации от разведформи-рований в зоне ЧС;

• ПС прогнозирования параметров поражаю-

Научно-технические разработки

Федеральный иентр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

щих факторов источника ЧС;

• ПС прогнозирования параметров зоны воздействия поражающих факторов источника ЧС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ПС прогнозирования последствий воздействия поражающих факторов источника ЧС для работающего персонала (населения);

• ПС прогнозирования последствий воздействия поражающих факторов источника ЧС для объектов (объектов экономики);

• ПС прогнозирования последствий воздействия поражающих факторов источника ЧС для окружающей природной среды;

• ПС определения требуемой фуппировки АСС для проведения АСДНР в зоне ЧС;

• ПС определения потребности в ресурсах для проведения АСС и АСДНР в зоне ЧС;

• ПС определения вариантов проведения мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне ЧС;

• ПС определения потребности транспортного обеспечения проведения АСР в зоне ЧС;

• ПС планирования действий сил и средств, использования ресурсов при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

• ПС оценки эффективности проводимых работ по ликвидации ЧС.

3.3.2. ПС задач транспортного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в сос таве:

• ПС определения требуемой группировки сил для проведения транспортного обеспечения работ в зоне ЧС;

• ПС определения вариантов транспортного обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС;

• ПС оценки эффективности транспортного обеспечения работ по ликвидации ЧС.

3.3.3. ПС задач ресурсного - тылового (материального, медицинского и др.) обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в составе:

• ПС определения требуемой группировки сил для ресурсного обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС;

• ПС определения вариантов ресурсного обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС;

• ПС оценки эффективности проводимых работ по ресурсному обеспечению ликвидации ЧС.

4 ФКЗ геоинформационной системы (ГИС) в составе:

4.1. ПС сопряжения с подсистемой ведения информационных ресурсов ОДД в части:

• БД по опасным производствам объекта, территориям;

• БД картографической информации;

• БД оперативной информации по ЧС;

• БД выходной информации по ЧС.

4.2. ПС работы с цифровыми электронными картами.

4.3. ПС работы с растровыми электронными картами (в том числе с космическими снимками).

4.4. ПС ведения и отображения на цифровых (растровых) картах тематической картографической территориальной привязанной информации.

4.5. ПС работы с адресной БД прилегающих к объекту населенных пунктов.

4.6. ПС создания и ведения картографических документов по ЧС в части:

• карты района (места) ЧС;

• рабочей карты должностного лица.

4.7. ПС взаимодействия с ГИС взаимодействующих, подчиненных органов управления, ДДС и т.п.

Конкретные автоматизированные рабочие места ЦППР могут включать любое сочетание типов ФКЗ, в зависимости от размещения соответствующих подразделений.

В составе СПИО ЦППР необходимо предусмотреть средства обучения и тренировки пользователей и обслуживающего персонала с использованием имитационно-обучающего комплекса. Имитационно-обучающий комплекс должен допускать возможность его подключения к разрабатываемым ФКЗ СПИО ЦППР в качестве средства имитации для отладки отдельных фрагментов системы при проведении комплексных испытаний соответствующих ФКЗ.

s

*

С

VO

CL

го

пз

Q-

QJ

X

*

и

о»

т

X

X

X

а

I

0 X т

аз

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.