Научная статья на тему 'Специальное программное обеспечение планирования действий при ликвидации ЧС системы поддержки принятия решений'

Специальное программное обеспечение планирования действий при ликвидации ЧС системы поддержки принятия решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
660
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Агеев С. В., Чухров И. П., Нехорошев С. Н., Попов А. П.

В статье представлены цель создания, назначение и перечень функций специального программного обеспечения компоненты Центра поддержки принятия решений Национального ЦУКС, обеспечивающей принятие обоснованных решений на ликвидацию ЧС и оперативное управление действиями сил при проведении аварийно-спасательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Агеев С. В., Чухров И. П., Нехорошев С. Н., Попов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given aim of creation, purpose and list of functions of the special soft-ware components of Decision making center providing taking well-founded decisions in emergency situation liquidation and operative management.

Текст научной работы на тему «Специальное программное обеспечение планирования действий при ликвидации ЧС системы поддержки принятия решений»

УДК 614.8:351.86+519.8

С.В. Агеев к.т.н., И.П. Чухров к.ф.-м.н., С.Н. Нехорошее к.т.н, А.П. Попов к.т.н. (ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ)) СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

S.Ageev, I.Chukhrov, S.Nekhoroshev, A. Popov SPECIAL SOFT-WARE FOR THE SYSTEM OF DECISION MAKING SUPPORT ACTIONS PLANNING DURING LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATION

В статье представлены цель создания, назначение и перечень функций специального программного обеспечения — компоненты Центра поддержки принятия решений Национального ЦУКС, обеспечивающей принятие обоснованных решений на ликвидацию ЧС и оперативное управление действиями сш при проведении аварийно-спасательных работ.

There is given aim of creation, purpose and list of functions of the special soft-ware — components of Decision making center providing taking well-founded decisions in emergency situation liquidation

and operative management.

Цель создания, назначение и перечень функций специального программного обеспечения

Целью создания специального программного обеспечения (СПО) планирования действий при ликвидации ЧС является повышение обоснованности, оперативности и эффективности решений, принимаемых должностными лицами, и управления действиями сил (формирований, подразделений, организаций) по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера в мирное и военное время.

Назначение СПО, как компоненты Центра поддержки принятия решений (ЦППР) Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), состоит в обеспечении информационной поддержкой должностных лиц НЦУКС при принятии решения, планировании действий по ликвидации ЧС и управлении привлекаемыми силами при ведении АСДНР на базе современных методов математического моделирования и информационных технологий.

СПО обеспечивает выполнение следующих основных функций:

• ведение базы планов действий при угрозе возникновения и ликвидации ЧС различного характера;

• принятие решения на ликвидацию ЧС;

• планирование действий сил и средств на проведение АСДНР по вариантам обстановки;

• планирование взаимодействия сил и всех видов их обеспечения при проведении АСДНР по вариантам обстановки;

• управление АСДНР;

• прогнозирование хода АСДНР и результатов выполнения задач при ликвидации ЧС.

СПО планирования действий при ликвидации ЧС обеспечивает выполнение основных

функций на основе следующих функциональных комплексов (ФК):

• ФК «Ведение базы ситуационных планов действий»;

• ФК «Прогнозирование реализации ситуационного плана действий»;

• ФК «Формирование выходных документов».

Информационная модель ситуационного плана

Информационная модель плана действий при угрозе и ликвидации ЧС представляет в виде информационного описания существенные для рассмотрения понятия, параметры и показатели понятий, связи между понятиями, и служит основой для проектирования структуры базы ситуационных планов действий по ликвидации ЧС.

Информационная модель Плана включает следующие три группы понятий:

1. Паспорт ЧС. В паспорте ЧС определяется исходная информация о типе, объекте, территории, времени и параметрах произошедшей или возможной ЧС. Данная информация в совокупности является ключевой для идентификации вероятного сценария ЧС, принятия решения на ликвидацию ЧС и планирования действий сил в зоне ЧС. Временные показатели рассматриваются в информационной модели как целевые ограничения или нормативные сроки выполнения объема АСДНР на участках (объектах) в зоне ликвидации ЧС.

2. Планирование действий по спасению населения и проведению АСДНР на участках (объектах) при ликви -дации ЧС. Эта группа включает следующие понятия:

• Объекты проведения работ. Для каждого паспорта ЧС определяется: список пунктов или объектов

Научно-технические разработки

<

<

п

та

О.

л

X

-2

<

та

х

3

X

-8-

О

проведения работ, которые могут быть как объектами экономики, так и административно-территориальными единицами различного уровня; количественный состав населения, для которого проводятся спасательные мероприятия; параметры воздействия поражающего фактора ЧС для объекта; период проведения работ.

• Планирование действий. Для каждого объекта определяется список АСДНР, тип проводимых технологий, работ (спасательные, защитные и т.д.), объем и нормативные сроки выполнения работ, состав привлекаемых сил.

• Технология выполнения АСДНР. В случае взаимной зависимости условий проведения АСДНР на объектах для них могут быть определены технологические ограничения. Для каждого вида АСДНР определяется список взаимозависимых мероприятий с условиями ограничения объема работ (эвакуация может проводиться только для персонала объектов, оповещенного населения и т.п.) или по завершению отдельных этапов работ.

• Состав группировки сил и средств. Для каждого вида АСДНР определяется перечень сил по типам, видам, количеству личного состава и технических средств, которые необходимы для проведения работ на объектах.

• Планирование действий сил и средств. Подразделения сформированной группировки сил распределяются по задачам, объектам и времени выполнения отдельных АСДНР. Для каждого формирования (подразделения) определяется количество привлекаемого личного состава и технических средств (автомобильных, инженерных, технических и др.), объем и нормативные сроки выполнения работ, т.е. осуществляется распределение объема работ для конкретных формирований и объектов.

• Состав ресурсов. В случае необходимости формированиям (подразделениям), участвующим в проведении АСДНР по ликвидации ЧС, могут выделяться дополнительные ресурсы (продовольственные, материально-технические, медицинские и др.). Для каждого формирования (подразделения, организации) определяется список дополнительных ресурсов с указанием типа, номенклатуры, количества и сроков использования.

• Планирование тылового (материального, медицинского) и других видов обеспечения (привлечения ресурсов). Для каждого дополнительного ресурса определяется список его поставок, в котором указываются объект хранения (пункт отправления), объект использования (пункт назначения) и привлекаемое количество ресурса.

3. Планирование транспортного обеспечения. Исходной информацией для планирования транспортного обеспечения является информация о необходимости переброски сил и ресурсов к объектам и между объектами проведения работ. При этом считается, что выдвижение к объекту проведения работ или перебазирование с одного объекта на другой для сил является транспортным мероприятием только в том случае, если перемещение осуществляется не собственными транс-

портными средствами формирования (подразделения), а с привлечением транспортных средств сторонних организаций. Перевозка дополнительных ресурсов к объектам проведения работ может осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным (морским) и воздушным транспортом. Модель плана транспортных перевозок включает следующие понятия:

• Планирование транспортных мероприятий. Определяется список транспортных мероприятий, осуществляемых при спасении населения и проведении АСДНР на объектах в ходе ликвидации ЧС. Транспортные мероприятия представляются пунктами отправления и назначения, объемом и нормативным сроком выполнения транспортных работ.

• Группировка транспортных сил. Для каждого транспортного мероприятия определяется качественный и количественный состав транспортных сил и средств, необходимых для осуществления перевозок.

• Планирование применения транспортных сил и средств. Для группировки транспортных сил определяется список привлекаемых организаций. Для каждой из них определяется количество привлекаемого личного состава и транспортных средств (соответствующего составу группировки вида и типа), объем перевозок и нормативные сроки выполнения.

Таким образом, ситуационный план действий определяет состав и сроки выполнения мероприятий по ликвидации ЧС, а также силы, средства и ресурсы, привлекаемые для их выполнения. Разработка и формализованное представление ситуационного плана действий выполняется специалистами по данному типу ЧС с помощью интерактивных средств ведения базы ситуационных планов.

На рис. 1 представлена общая схема алгоритма работы ЦППР, объединяющая разработку и анализ типовых ситуационных планов действий в режиме повседневной деятельности и использование ситуационных планов в режиме ЧС в составе системы поддержки принятия решений (СППР) должностных лиц, принимающих решения при выполнении основных задач управления при возникновении и ликвидации ЧС.

Программные средства

СПО планирования действий при ликвидации ЧС состоит из следующих основных программных компонент: ведение базы ситуационных планов действий, прогнозирование, формирование выходных документов.

ФК «Ведение базы ситуационных планов действий». Ввод информации в базу ситуационных планов действий происходит в процессе последовательного выполнения следующих функциональных задач (ФЗ):

• основные данные о ЧС;

• планирование объектов и объема АСДНР при ликвидации ЧС;

• планирование действий сил и средств при ликвидации ЧС;

• планирование взаимодействия сил и средств

Аналитический режим

Оперативный режим

Рис. 1. Алгоритм работы ЦППР при разработке плача действий по ликвидации ЧС

при ликвидации ЧС; цию следующих основных функций:

• планирование тылового (материального, * отображение данных в виде экранных форм,

медицинского) и других видов обеспечения, в том ввод и редактирование;

числе использования ресурсов и транспорта при лик- • обеспечение доступа к словарям, классифи-

видации ЧС. каторам, справочникам и другим сервисам для кор-

Программные средства обеспечивают реализа- ректного ввода информации;

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 2. Алгоритм разработки плана действий

• автоматический контроль входной информации по типу и полноте вводимых данных, вывод на экран сообщений об ошибочных действиях;

• сервисные операции (изменение нумерации, копирование, перенос, удаление и др.) для отдельных компонент и плана в целом;

• поддержание целостности и согласованности данных, представляющих структуру отдельных компонент и плана действий в целом.

ФЗ «Основные данные о ЧС». При выполнении ФЗ определяется сценарий произошедшей или типовой, то есть возможной, ЧС: вводятся основные данные о ЧС, данные о поражающем факторе (Параметр ЧС), параметры окружающей среды (гидромегеоданные), специальная информация, зависящая от вида ЧС (рис. 3).

£

Иімененис записи "Паспорт ЧС”

Оснжныв [параметр ЧС | Метеоданные | Изменения | Химическое заражение |

* Мероприятия

Номер | Начапо 121 03-2006 Время московское 103 30 местное 103 30

ЧС |Аварии с выбросом (угрозой выброса) СЛЯБ при их прою&оастве перер ТипЧС |Чрезвычайные собьпС^техногенного характера ВидЧС |Аеарш с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых ее АТЕ |г Новомосковск Новомосковск»') район Тульская область К'естоположелче

Долгота | 38*13’1 Г Широта [ 54‘04'37" Характер местности |Городская местность 13

Объект экономики | КАК "Азот” г Новомосковск Т ульская область Признак ЧС [ВыбросСДЯВ

Причина ЧС |Нарушение техпроцесса

ы

тз

Время московское [*~

0К“

Объект

ЧС

_____________________________________йШШ

2 г Новомосковск Новсмосксвский райе Образцам* и расг

3 • Узловая Узловскин район ту<*л» оя Образсваиме и расг

4 1»мовский район Т у лье» ая область Образование и расг

5 Донской район т.ульская область Образова»«<е и расг $ 11екимс»«4 район Т^пьсгая область Образовгиие и расг 7 Киреевский район Туг**» ая область Образование и расг

800 кв км 400 го»і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить і| Цзменигь~|

Рис. 4. Объекты проведения АСДНР

ЧС Аварии с ем5росом (угрозой выброса) СДЯВ при к- производстве. переработке или хра»*»нии Ізахоронеики) Объект НАХ "Азот" г Новомосковск Тчяьская область Период работ 000.10 2-0000

По объекту I

1 г Объем (едизм.) | Начало Окончите | Объем (ев и:

1 Оповещение О ЧС 600000 чел 00003 00003 чел

2 Сбшая разведка очага аварии 600 квкм ОООЮ 00200 КВ км

3 Химическая разведка очага аеас»< 600 кв км ООО Ю 20000 кв км

4 * «ТГрОГЬ. изменения химической обе 9 «О »в км 001 00 2 00 00 к* км

5 Пожавнаяразведкаочагаавар»** 100 гвгм ОООЮ 0 00 50 Кв ГМ

‘ Ві-вача средств >*«иЕ*йуа>1ьной заш. 6000 00 шт ОООЮ 00020 1Ш

8 Эва» чация работаисил за пределы п 600000 чел ОООЮ ООО 5П чел

Э Поиск 'кстраддеших оказание чл п< 7500 чел 00320 001 50 чел

Ю Эвакуация пострадавим* в стоці«>нас 7500 чел 00200 00500 чел

П -вар-^йная останов» а цехов 1100 ед ОООЮ 00050 ед

12 Покали>аиия очаго© пожара 600 00 кем 00050 004 00 кв м

13 Перекрыл» стосе производствен»* ЮОО еа 001 00 001 зо ед

14 Отказа «щкогоСДЯВ (амм^а) из 700000 то*. 001 00 20000 ТОНН

15 Устройство еодя*>о< завес ЭДЮООО г.убм 001 00 юооо кубм

Ы_1

Фильтр | Добавить | Изменить Удалить і

Г рупгьфоека сил Закрыть

Рис. 3. Паспорт ЧС

Специальная информация, в зависимости от типа ЧС, может включать специфические условия воздействия поражающего фактора, оценочные расчеты характеристик поражающего фактора и возможных показателей последствий ЧС для населения.

ФЗ «Планирование объектов и объема АСДНР при ликвидации ЧС». При выполнении ФЗ определяются объекты проведения работ, при этом объектом проведения работ может быть как административно-территориальная единица, так и промышленный или иной опасный объект (рис. 4).

По каждому объекту работ выполняется планирование спасательных и защитных мероприятий, а также мероприятий по ликвидации очага поражения и последствий ЧС (рис. 5).

А Объекты провидения работ

НС. Аварии с выбросом (у розой выброса) СДЯВ при к< производстве, переработке или хранс»*«« (захоронении) ПоЧС I

Рис. 5. Мероприятия при ликвидации ЧС

ФЗ «Планирование действий сил и средств при ликвидации ЧС». При выполнении ФЗ на основе объемного расчета осуществляется формирование группировок сил и средств, необходимых для проведения АСДНР на каждом объекте, т.е. определяется качественный (по видам и типам) и количественный состав группировки сил.

Далее проводится планирование привлечения сил и средств, то есть осуществляется назначение организаций, подразделений для участия в АСДНР с указанием количества личного состава и технических средств, планируемых объемов работ и нормативных сроков их выполнения (рис. 6).

ФЗ «Планирование использования ресурсов (тылового обеспечения) для ликвидации ЧС». При выполнении ФЗ на основе нормативно-справочной информации и объемных расчетов формируется состав дополнительных ресурсов, то есть определяется потребность привлекаемых сил в продовольственных, материально-технических и иных ресурсах с указанием объемов и нормативных сроков их использования. Для дополнительных ресурсов планируется их привлечение, назначаются пункты отправления (складирования) и пункты использования с указани-ИИ .....1 "■ШМЖИНММИИМВИИШШ

ЧС Аварии с выбросом (угрозой выброса] СДЯВ при их производстве, переработке или хранении (захоро

| Объект: НАК "Азот" «-.Новомосковск, Ту/ъская область Период работ 00010 20000

‘ Мероприятие: Эвакуация пзстраааеикх в стациснарнме лечеб»*>*е учреждения

0бьем работ 75 00-«л П*риод проведения 00200 00500 |~рчтпк>оека Ликвиаацш ЧС. Минадравмедпрсм

Пцч>^«'<состав. 45 Те»«*а 15-специальная

с гос-.ч- бригааа с» соой ►

'1"\ іц&лі

З Р Станция скорой по*кш Бригааа скорой г

* Изменение записи Т1ллмнро»ание сил и средств"

Номер і «а____________________________________________________________

0ргаг*оаиия | Станция скорой п>юши г Ще*ино I ульская ойо»:ть

0 Место дислокации

Уровень под>**4Є№<я |На регизналыкзм '.рое*»?

Подразделим | Б риг «а скорой медицинской помощи |вр Г

й состав |

Т е*»*«ЧСС»: 1*е средства Автотранспорт |

Нсрмапвмые показатели Начало

0^ И«*еіерь«* Г

“оЦ Спеш*1льные Р~

“ю5Э

002 00 Око»е*а««| 0^00 Объем работ/перевозок | 51 00

Расчетные показатели

Начато | О СО 00 Окончание | ООО 00 Объем работ/перевозок

Г

ООО

Ед1*»ща 1сч*ере**гч объема ргбот/пес-мозс*. |чел

Отменить і Справка

Рис. 6. Планирование действий сил и средств при ликвидации ЧС

Научно-технические разработки

Рис. 7. Планирование использования ресурсов ем привлекаемых объемов (материальных, медицинских и др.) (рис. 7).

ФЗ «Планирование транспортного обеспечения». При выполнении ФЗ на основе информации о привлечении сил и ресурсов осуществляется планирование транспортных мероприятий, которое включает определение пунктов отправления и назначения, объемов и сроков перевозок (рис. 8).

Для каждого транспортного мероприятия осуществляется формирование группировки транспортных сил, необходимых для его проведения. Для сформированной группировки планируется при-

У Транспортные мероприятия

ЧС Аварии с еъйрссом Іуроіой выброса) СДЯВ при и* пдоовсастее переработке или >мно»«і («оеоромеини!

ПоЧС |

Пу*.г от прав(>***« ____________________

1 Обг-ем Іейнзмі ІСмя

дн'.1 ;; ~

2 Кй> "Агаг" г Новомосковск Г*л*смяг Сюпиц Сколмнский район. Раганс*« 45 00 цктерна

і г Нобог-юсг.оео. Ноес**х»,ово р*'ПО Пол*-«ер" ’ Тула 1300 00 а«

4 г Узоос»я Уэпоссммр*** Т^льсгйг О (лин Сют**м*< ра><« Р<п*<т аз 8(000 ил

Состав гру:-з Гр/ті<і<св»йс»«іі Закрыть

Рис. 8. Планирование транспортных перевозок

*

40

03

о.

ГО

ГЗ

О.

Ф

X

*

и

Т

X

X

X

82

6

X

т

П3

I

*23

НС.

Аварш С выбрОСОМ (УРОІОЙ еь«5С-Х »1 СЯЯВ ПриК* Грс*и«всть* переработ> е н/и к Псрееоа» а сип среиств и ресурсов КАК *'Ааот“ г Новомэсксвск. Ту*>с»Аа облает» г Тупа Т ул>о:л« область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем оабст 45 00 цистерна Пеаим гроввасг+м 00300 00500 Ликвміеш* ЧС МПС

4 Поданюва состав 21Трхл9рт имв'иьй. Локомотив)

N |Ур ЩАШЖР

I Пмч состав ІПадеилноб состм

1 Иамсиение деписи "Ц.ілниро»ание транспортних сип и средстя* В

0сисе>*де |

Номер | I^

Организация | Тупьсжое отаеаемив Юго8осто-*<*'< ■ а

Уроес*» (И* региональное ДОСГгН* Место дележашы

Поцразаеленио [ Г “

Ли*м» состав | 4

ПоОВИамСН состав

1 Коїглество | 2^ Т*і вив |1ргмтп<*п маэеыиый Лсгомотю

Норм-пив***? *»:ламтвпи Расчстнне певвкнепм

Начало) 00300 0.ок<л%*| 00500 Начало | 00000 0».ом*»«*е Г 000 00

Объ*м работ /перевозе* | 45 00 Объем работ /перевозок ООО

Пи*1ый состав |чв>»ее»| | 0^) состав |челсее») оц

Те»«*«с>.ие среясте-а ІеаииииІ | 0^ Те?»ог«о.мес1*аства|еа1**«|| \ 0ІІ

I юмсрстыа объема работ/перевозо». | ці«гіес*ч

ОК | 0тм»*<ть II». 1

Рис. 9. Планирование транспортного обеспечения

влечение транспортных сил, то есть осуществляется назначение организаций для участия в мероприятии с указанием количества личного состава и технических средств, объемов перевозок и нормативных сроков их выполнения (рис. 9).

В результате последовательного выполнения перечисленных ФЗ и ввода информации в базу ситуационных планов происходит формирование описания конкретного ситуационного плана действий в соответствии с информационной моделью.

ФК «Прогнозирование». Основной целью выполнения прогнозирования является оценка последствий ЧС под действием управленческих решений, заложенных в ситуационный план действий, в том числе:

• определение оценок медицинских последствий ЧС, с учетом проведения запланированных мероприятий по ликвидации ЧС и защите населения;

• определение прогнозируемых объемов и сроков начала и окончания выполнения аварийновосстановительных мероприятий.

Входными данными для выполнения прогнозирования является вся исходная информация из ситуационного плана действий:

• основные данные о ЧС и характеристики поражающего фактора ЧС;

• перечень планируемых объектов проведения АСДНР, численность населения на объектах возможного поражения;

• состав мероприятий по ликвидации ЧС;

• перечень планируемых к привлечению для ликвидации ЧС сил и средств;

• перечень планируемых к привлечению для ликвидации ЧС ресурсов с указанием мест их размещения.

Результаты моделирования заносятся автоматически в план действий и отображаются как расчетные показатели в соответствующих экранных формах и отчетах, предназначенных для вывода на печать.

В процессе решения задачи используется имитационное моделирование. Все действия, связанные с подготовкой данных и построением модели, производятся автоматически и не требуют участия пользователя (рис. 10).

Продолжительность моделирования может занимать от нескольких минут до нескольких десятков минут в зависимости от сложности плана (событийную сложность модели определяют количество объектов работ, привлекаемых сил и ресурсов и виды АСДНР), от необходимой степени детализации модели во времени для адекватного моделирования поражающего фактора и от производительности вычислительных средств.

Процедура моделирования ситуационного плана действий заключается в следующем:

• настройка параметров моделирования развития, воздействия и распространения поражающего фактора;

• выбор плана из базы и создание локальной

А По/шистемд моделирования ситуационных планов

131

Моделирование |

I

ЧС | Ае-ьр*<и с выбросом (угрозой выброса) С ДЯБ при их производстве, переработке Место |г Новомосковск. Ноеомоское£кмй район. Гульская область Бремя остенс** | ~00200 Г Реж*м отл«ки Выполнен мсяелиром^ Редаг,тирова»1ие дополнительных денных |

Описание модели

Немало | 00 00 00 Оказание | 00 00 00 Продолжительность | 000000

Рис. 10. Моделирование планов действий

копии плана;

• построение обзора модельных переменных, включающего списки элементов модели (объекты, АСДНР, силы и др.) и начальные значения конкретных настраиваемых параметров модели (количества, нормативные сроки выполнения и др.);

• генерация модели из модулей-прототипов и настройки начальных значений по модельным переменным;

• запуск имитатора и выполнение модельного эксперимента;

• интерпретация результатов моделирования в терминах показателей ситуационного плана, то есть построение обзора расчетных показателей на основе обработки протокола модельного эксперимента;

• модификация расчетных параметров в локальной копии плана;

• запись модифицированной локальной копии плана в базу ситуационных планов действий.

Программные средства прогнозирования разработаны на основе аппарата моделирования, использующего модифицированные функциональные графы. Модель строится в автоматическом режиме на основе информации, содержащейся в ситуационном плане действий. Для генерации модели и интерпретации результатов моделирования разработан макроязык и реализован специальный интерпретатор этого макроязыка. Основой для генерации модели являются заранее разработанные модули-прототипы, которые представляют собой фрагменты модели, описанные в терминах функциональных графов.

В результате проведения модельного эксперимента определяются:

- количественные показатели медицинских последствий ЧС, с учетом проведения запланированных мероприятий по ликвидации ЧС и защите населения;

- прогнозируемые объемы и сроки начала и

окончания выполнения аварийно-спасательных работ и аварийно-восстановительных мероприятий;

- прогнозируемые объемы и сроки проведения работ силами, привлекаемыми к ликвидации ЧС.

Оценки рассчитываются для всего периода проведения работ с заданным шагом по времени. Полученные оценки позволяют проследить прогнозируемую динамику изменения основных показателей последствий в процессе проведения работ и скорректировать (в случае необходимости) соответствующие разделы плана действий при ликвидации ЧС.

Для исследования качественных характеристик плана проводятся серии модельных экспериментов. Целью исследования является анализ применимости плана и его количественных показателей при наиболее вероятных отклонениях от типового сценария развития ЧС. В результате модельного исследования должна быть определена область применимости данного плана, сформулированы рекомендации по его адаптации к конкретным условиям ЧС и практическому применению при ликвидации ЧС, определена степень обоснованности действий, предложенных в плане (в том числе решений руководителя ликвидации ЧС).

ФК «Формирование выходных документов». Вывод информации из базы ситуационных планов действий производится в виде итоговых планов и печатных выходных документов. Информационная структура выходных документов обеспечивает разбивку ситуационного плана действий на следующие составляющие:

• Решение руководителя ликвидации ЧС;

• План действий сил и средств по ликвидации ЧС;

• План-график действий сил и средств по объектам АСДНР;

• План взаимодействия сил и средств при ликвидации ЧС;

• План обеспечения продовольственными, материально-техническими и другими ресурсами сил и средств ликвидации ЧС (итоговый по всем объектам);

• Планы видов обеспечения продовольственными, материально-техническими, медицинскими и другими ресурсами по объектам;

• План перевозок сил, средств и ресурсов, привлекаемых для ликвидации ЧС.

При этом каждый из выходных документов имеет сложную структуру и может представлять информацию в нескольких разрезах — по объектам проведения АСДНР, по времени и по силам, привлекаемым к участию в ликвидации ЧС.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.