ЭКОНОМИКА
Вестник Омского университета, 2000. N.1. С. 102-105.
(г) Омский государственный университет, 2000
УДК 331.2
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
И.И. Унагаева
Омский государственный университет, кафедра ЭиСТ 6440 77, Омск, пр. Мира, 55-А
Получена 14 декабря 1999 г.
The decision of population employment problems is important in modern social-economic conditions. It's regional aspekt is increasing. The region employment policy must base and realize on the principles of sistem, comlexity and sozial-economy adequaty.
Государственная политика занятости является важным инструментом регулирования рынка труда и представляет собой комплекс мер прямого и косвенного воздействия на социально-демографическую, профессиональную, образовательную структуру населения, а также на сферу экономики и производства посредством использования административных, правовых и экономических методов с целью формирования уровня и структуры занятости, соответствующей целям и приоритетам общественного развития. Политика занятости реализуется на общегосударственном (макроуровень), региональном и локальном уровнях.
На макроуровне в соответствии со стратегией социально-экономического развития страны определяются цели и приоритеты политики занятости, осуществляется их согласование с основными направлениями экономической (прежде всего, инвестиционной, финансово-кредитной внешнеэкономической) и социально-демографической (пенсионной,образовательной, миграционной) политики государства.
Содержание региональной политики занятости в целом определяется национальной стратегией занятости. Однако перечень задач, решаемых на региональном уровне, может и должен быть дополнен в зависимости от экономических, социально-демографических и географических условий конкретной территории.
На локальном (местном) уровне в рамках реализации региональной политики занятости осуществляются практические мероприятия
по регистрации безработных, содействию в трудоустройстве, переобучению незанятых, а также выплата пособий по безработице.
В современных социально-экономических условиях возрастает значение регионального аспекта в решении проблем занятости населения. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, имеет место высокая территориальная дифференциация уровня безработицы, основной причиной которой является неравномерность развития отдельных регионов. Во-вторых, на характер решения проблем занятости существенное влияние оказывает низкая межрегиональная мобильность рабочей силы. В-третьих, именно в регионах происходит процесс формирования трудовых ресурсов в количественном и качественном отношении. И наконец, в условиях растущей экономической самостоятельности регионов повышается значимость региональной социально-экономической политики, важной составной частью которой является политика занятости. Субъектами региональной политики занятости являются региональные службы занятости и миграции, институты регионального рынка труда, органы местного самоуправления.
По нашему мнению, основными принципами разработки и реализации региональной политики занятости должны стать принципы системности, комплексности и адекватности экономическим и социальным условиям.
Принцип системности предполагает, что, занимая важное место в системе социально-экономической политики региона, политика за-
нятости находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими направлениями региональной политики. Так, принятие любого экономического решения, безусловно, вызывает те или иные изменения в социально-трудовой сфере, что должно учитываться при разработке региональных экономических программ. В свою очередь, все мероприятия, реализуемые в рамках региональной политики занятости, должны иметь экономическое обоснование. Главным критерием эффективности таких мероприятий должно быть их соответствие стратегии социально-экономического развития региона. Таким образом, первоочередной задачей региональной политики занятости является согласование ее направлений с другими элементами региональной социально-экономической политики.
Оценить влияние региональных экономических программ на уровень и структуру занятости населения можно при помощи организации социальной экспертизы инвестиционных проектов. Так, для решения этой проблемы в Омске был разработан "Временный порядок проведения социальной экспертизы областных целевых программ и инвестиционных проектов по их влиянию на рынок труда Омской области" , в соответствии с которым социальная экспертиза должна стать одним из звеньев государственной экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Омской области. Координацию деятельности Комитета труда и занятости населения Администрации Омской области в части проведения социальной экспертизы должен осуществлять Экспертный комитет Администрации Омской области.
Обязательной социальной экспертизе должны подлежать:
- проекты комплексных и целевых социально-экономических, инвестиционных и иных программ, реализация которых может оказать воздействие на рынок труда Омской области;
- бизнес-планы инвестиционных проектов, реализуемых на территории Омской области, с полным или частичным финансированием из федерального или областного бюджета, внебюджетных фондов;
- бизнес-планы инвестиционных проектов, реализуемых на территории Омской области, прошедшие государственную регистрацию в Администрации Омской области.
По результатам социальной экспертизы инвестиционный проект может быть включен в региональную программу по созданию и сохранению рабочих мест. В условиях ограниченности ресурсов социальная значимость реализации конкретного проекта может послужить критерием его преимущественного финансирования, в том чи-
сле из средств местного бюджета.
Принцип комплексности означае т, что в качестве объекта целенаправленного воздействия рассматривается не только уровень и структура занятости и незанятости, но и весь комплекс вопросов, связанных как с воспроизводством трудовых ресурсов, так и с направлениями развития региональной экономики в целом. Здесь можно выделить три проблемных блока, оказывающих непосредственное влияние на конъюнктуру регионального рынка труда.
1-й блок - воспроизводство социально-демографической структуры населения. Включает в себя вопросы рождаемости, смертности, продолжительности жизни, показатели миграции, а также численность и состав населения в трудоспособном возрасте, численность молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Здесь же рассматриваются проблемы здоровья населения и качества медицинского обслуживания, численность инвалидов, также вопросы качества и уровня жизни, уровня доходов и платежеспособного спроса. Таким образом, этот блок объединяет весь комплекс вопросов, связанных с воспроизводством населения, с динамикой численности различных социально-демографических групп п составе населения, с факторами, определяющими направление и величину изменений в составе народонаселения региона.
2-й блок - воспроизводство профессионально-квалификационной структуры населения. Включает вопросы, связанные с развитием качества рабочей силы в регионе и прежде всего вопросы профессионального образования. Здесь рассматривается численность и состав учащихся по профессиям, специальностям, типам учебных заведений, а также численность и состав лиц, проходящих профессиональную переподготовку и переобучение, в том числе но направлению службы занятости. Прогнозируется численность абитуриентов и соответственно необходимое количество учебных мест. Здесь же рассматриваются и проблемы профессиональной ориентации населения на перспективные для региона профессии и специальности. В этом блоке определяются приоритеты в образовательной политике, разрабатываются новые инструменты развития качества рабочей силы, в частности, создание региональной системы профессионального самообучения. Признание самообучения в качестве одной из форм профессиональной подготовки и повышения квалификации позволит снизить издержки общества и предприятий на развитие персонала, а также способствовать созданию новых рабочих мест, прежде всего в сфере образовательных услуг. Однако наибольшее
104
И.И. Унагаева
значение самообучение может получить как одно из направлений опережающего обучения с целью предупреждения роста структурной безработицы.
Развитие качества рабочей силы является стратегической задачей региональной политики занятости, условием успешной реализации других направлений региональной социально-экономической политики.
3-й блок -занятость населения. Здесь анализируется экономическая активность населения региона и факторы, ее определяющие. Изучается численность и структура занятых, а также количество и структура рабочих мест по отраслям, сферам и секторам экономики, распределение занятых по предприятиям различной формы собственности, в том числе доля занятых в малом и семейном бизнесе, а также количество и структура рабочих мест. Анализируются новые и нетрадиционные виды и формы занятости, распространение гибких форм занятости, проблемы занятости женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста. Также в этот блок входят и проблемы, связанные с безработицей (ее уровень, средняя продолжительность, основные причины безработицы, состав безработных и др.). Сложность, многомерность и противоречивость самого процесса функционирования рынка труда требует разработки целого комплекса мероприятий для его регулирования. Так, важнейшими инструментами регулирования регионального рынка труда являются регионально-отраслевые тарифные соглашения, которые, как свидетельствует мировой опыт, оказывают непосредственное воздействие на уровень и структуру занятости и незанятости населения.
Региональные программы занятости включают в себя целый комплекс активных мероприятий по содействию и развитию занятости населения.
Принцип адекватности экономическим и социальным условиям предполагает, что каждому этапу экономического цикла соответствуют свои цели и задачи политики занятости. На наш взгляд, можно выделить следующие этапы экономического развития: кризис, спад, стабилизация, подъем. Каждому этапу соответствует своя оптимальная модель занятости, следовательно, задачи и приоритетные направления региональной политики занятости должны определяться необходимостью достижения этого оптимума.
'Гак, в условиях кризиса и спада производства нужно руководствоваться стратегией выживания. Главная задача этой стратегии: минимизировать уровень безработицы до оптимального для данной социально-экономической ситуа-
ции показателя (не выше 5% в условиях спада и не выше 8% в условиях кризиса). Как показывает мировой опыт, в условиях общего спада активные мероприятия по переобучению безработных недостаточно эффективны. Однако их реализация может снизить напряженность рынка труда. Основным инструментом реализации стратегии выживания должно стать развитие гибкого рынка труда, сокращение сферы стандартных условий найма и режимов рабочего времени (например, сокращение рабочего времени, деление рабочего места между несколькими работниками и др.), а также организация общественных работ. Понятно, что в условиях кризиса гибкие формы занятости и гибкие режимы работы являются как бы пограничной зоной между полной занятостью и безработицей. Однако в чрезвычайных обстоятельствах "контролируемая гибкость" может и должна оказать позитивное воздействие на занятость. Также " чрезвычайные" меры должны быть приняты и в отношении неконкурентоспособных на рынке труда групп населения (молодежь, инвалиды, лица старших возрастов, женщины) .
Финансирование общественных работ, временных рабочих мест, созданных для поддержки занятости населения, должно быть ограничено во времени. При этом необходимо учитывать не только их эффективность с позиции решения проблем безработицы, но и значимость этих мероприятий для формирования структуры занятости, соответствующей стратегии социально-экономического развития региона.
Цель стратегии выживания - не допустить падения уровня жизни до критического уровня, поддержать социальную стабильность, сохранить кадровый потенциал региона.
Главная задача стратегии стабилизации занятости - поддержание баланса рынка труда, т.е. баланса спроса, предложения и цены рабочей силы. Основными инструментами реализации этой стратегии являются активные мероприятия, направленные на развитие качества рабочей силы.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка труда необходимо проводить маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение. Кроме того, планируя воспроизводство профессионально-квалификационной структуры, нужно учитывать возможное в перспективе возникновение спроса на рабочую силу с принципиально новыми профессиональными качествами. Здесь также важно проводить политику активной поддержки развития малого бизнеса. Программа профессиональной переподготовки незанятого населения должна предусматривать обучение перспективным для трудоустройства и открытия собственного дела в
регионе специальностям. Кроме того, должно осуществляться финансовое и административное содействие тем сферам экономики, которые не являются привлекательными для частного бизнеса, однако их функционирование необходимо для полноценной жизнедеятельности региона (подготовка кадров, привлекательная система оплаты груда, социальные льготы и т.д.).
Стратегия подъем и процветание предполагает реализацию мер, направленных на сохранение продуктивной модели занятости, сложившейся в результате устойчивого экономического роста. Главная задача региональной политики занятости в данных социально-экономических условиях - регулирование величины и структуры спроса, качества и структуры предложения, а также цены рабочей силы в соответствии со стратегией развития региона.
Условиями успешной реализации в регионе данной стратегии являются:
- развитие и совершенствование инфраструктуры рынка труда;
- повышение прозрачности рынка труда и совершенствование информационного обеспечения служб занятости;
- совершенствование системы профессионального образования, повышение квалификации и переподготовки рабочей силы при помощи создания в регионе системы непрерывного образования.