Теоретические основы экономики и управления
УДК 658
А.А. Курочкина, Т.С. Хныкина
Подходы к формированию стратегии государственного
регулирования малого предпринимательства
Малое предпринимательство - один из наиболее быстро растущих секторов экономики России. Стимулирование предпринимательства и развитие малого бизнеса должны стать инструментом достижения общенациональных целей -диверсификации экономики и развития инновационного потенциала.
В условиях мировой финансовой нестабильности основная задача российских властей -принять меры по «мягкому» выходу из кризиса. Большую роль в этом процессе играет малый и средний бизнес, который позволит решать не только экономические, но и социальные проблемы [2].
Для решения проблем малых предприятий и повышения эффективности их деятельности необходимо сформировать стратегию государственного регулирования малого бизнеса, механизмы ее реализации.
Проводить эффективную стратегию поддержки и развития малых предприятий означает использовать значимые компоненты, способствующие процессам преобразования малого бизнеса и влияния его на ход социально-экономического развития.
Целью государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для его свободного развития [1].
Главная цель стратегии - создать условия для стабильного роста малого и среднего бизнеса.
Основной задачей стратегии должно стать формирование общей политики развития малых предприятий в стране и регионах [2].
Современное состояние малого предпринимательства требует формирования стратегических предложений относительно каждой отдельно взятой сферы малого предпринимательства [3].
Стратегия предусматривает следующие основные блоки для развития и поддержки малых предприятий.
Блок 1: совершенствование нормативно -правовой базы и, тем самым, формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие малых предприятий.
Блок 2: поддержка начинающих предпринимателей, создание положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.
Блок 3: снижение издержек, обусловленных функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроизводящей инфраструктуры; мероприятия по поддержке приоритетных сфер деятельности среди субъектов малого предпринимательства.
Блок 4: обеспечение равного доступа к государственному имуществу и преференций при размещении государственного заказа в регионах.
Блок 5: создание разветвленной сети институциональной инфраструктуры для малых предприятий.
Блок 6: международное и межрегиональное сотрудничество малого предпринимательства.
Блок 7: формирование условий для привлечения в малый бизнес безработных, потерявших работу в результате кризисных явлений в экономике, а также сохранение рабочих мест на малых предприятиях.
Одна из важнейших мер по поддержке малых предприятий - необходимость формирования перечня приоритетных сфер их деятельности для экономики страны [5]. Но данный перечень должен учитывать потребность в малых предприятиях в каждом регионе. Соответственно при реализации мер по поддержке малого бизнеса каждый регион будет применять их к малым предприятиям разных сфер деятельности. Однако авторы выделили бы одну общую для всех регионов приоритетную сферу дея-
тельности малых предприятий - инновационную. При этом государство должно создавать условия для стимулирования развития малого инновационного бизнеса [5].
Мероприятия в рамках реализации стратегии блока 7 выделены в отдельное направление более подробно. Одной из причин, по которым необходимо осуществлять поддержку малых предприятий, является возможность привлечения в малый бизнес тех, кто потерял работу в результате кризисных явлений в экономике, и сохранения рабочих мест на малых предприятиях. Поэтому актуальным становится вопрос о разработке социального блока стратегии государственного регулирования развития малых предприятий.
В связи с этим для региональных властных структур приоритетными станут следующие направления социальной стратегии:
1. Поддержка предпринимателей, которые хотят начать свой бизнес.
2. Поддержка владельцев и руководителей малых предприятий, работников таких предприятий в вопросах повышения квалификации и дополнительного образования.
3. Поддержка населения, готового к переобучению, - людей, потерявших работу; военнослужащих, уволенных в запас.
4. Поддержка выпускников учебных заведений, молодежи, женщин с большим перерывом в трудовом стаже, инвалидов.
5. Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства и других заинтересованных друг в друге структур. К таким структурам можно отнести региональные властные
структуры, центры занятости населения, само трудоспособное население [4].
Для эффективной реализации перечисленных направлений социальной стратегии необходимо создание региональных образовательных центров (РОЦ). Деятельность данных центров должна получить максимальную государственную поддержку.
На рис. 1 представлена схема взаимодействия структур для эффективной реализации социальной стратегии в регионах и стране.
Основные функции РОЦ:
- формирование учебных программ для льготных категорий граждан: выпускников учебных заведений, молодежи, женщин с большим перерывом в трудовом стаже, инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас (участие в учебных программах для них должно быть бесплатным);
- формирование учебных программ для категорий граждан, желающих пройти курс переподготовки с целью овладеть новой специальностью (стоимость данного курса должна компенсироваться государством на 30-70 %);
- формирование различных учебных программ для работающих категорий граждан, желающих повысить свою квалификацию или получить новую профессию;
- проведение постоянного мониторинга профессиональных потребностей региона (для наиболее важных для региона сфер деятельности участие в обучении должно быть бесплатным);
- создание подразделения, оказывающего всестороннюю комплексную консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, особенно в сфере новаций в законодательстве;
Рис. 1. Коммуникативное взаимодействие социальных структур в рамках реализации государственной региональной социальной стратегии
- создание кабинета охраны труда, оснащенного необходимым комплектом наглядных пособий и методической литературой. Проведение семинаров по вопросам охраны труда для предпринимателей. Создание безопасных условий труда на рабочих местах, связанных с вопросами социального партнерства между работниками и работодателями, является также важной проблемой малых предприятий;
- создание системы дистанционного бизнес-образования. Данный вид обучения должен быть рассчитан на руководителей и специалистов, имеющих практический опыт работы,
а также на начинающих предпринимателей, не имеющих возможности проходить обучение непосредственно в самом центре. Данная система может быть использована для корпоративного обучения сотрудников малых предприятий, а также групп учащихся различных учебных заведений. Система дистанционного образования дает возможность бесплатно и без отрыва от основной деятельности получать знания, а руководителям предприятий и РОЦ -контролировать процесс обучения.
Предлагаем следующий алгоритм взаимодействия РОЦ с другими структурами (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм взаимодействия РОЦ с социальными структурами региона
1. Правительство региона проводит постоянный мониторинг действующих на рынке малых предприятий, выявляет дефицитные сферы деятельности, которые могли бы помочь в развитии экономики региона, но в настоящее время представлены небольшим количеством малых предприятий. Эта информация передается в РОЦ.
2. Владельцы и руководители малых предприятий передают информацию о потребности в персонале в РОЦ на сегодняшний день и срок до 1 года.
3. РОЦ извещает центры занятости об имеющихся профессиональных потребностях.
4. Трудоспособное население подает заявку в РОЦ и проходит там обучение по выбранному самостоятельно или предложенному РОЦ направлению обучения для получения профессии или переквалификации.
5. Трудоспособное население регистрируется в центре занятости и по его направлению проходит обучение в РОЦ.
6. РОЦ извещает субъекты малого предпринимательства об имеющихся профессиональных ресурсах.
7. Правительство региона осуществляет финансовую поддержку:
- граждан льготных категорий: выпускников учебных заведений, молодежи, женщин с большим перерывом в трудовом стаже, инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас (100 %-е погашение стоимости учебной программы);
- категорий граждан, желающих пройти курс переподготовки с целью овладеть новой специальностью (частичное погашение стоимости учебной программы - в размере 30-70 %). Процент погашения стоимости определяется приоритетностью профессии для региона;
- работодателей, трудоустроивших выпускника РОЦ на работу на срок до 1 года (компенсируется часть затрат на выплату зарплаты в размере минимальной оплаты труда);
- работодателей, трудоустроивших гражданина, зарегистрированного в центре занятости и прошедшего обучение в РОЦ, на срок до 1 года (компенсируется часть затрат на выплату зарплаты в размере пособия по безработице);
- вновь созданных малых предприятий по приоритетному для региона направлению деятельности и осуществляющих набор персонала из граждан, прошедших обучение в РОЦ, на срок
до 1 года (компенсируется часть затрат на выплату зарплаты в размере пособия по безработице).
8. РОЦ организует дальнейшую профессиональную занятость граждан, прошедших обучение в центре.
Для создания и возможности функционирования РОЦ необходимо государственное финансирование. Для определения объемов государственной финансовой поддержки автором разработаны критерии, отражающие финансовую потребность центров.
Потребность в финансовых средствах должна утверждаться на первый год деятельности РОЦ на основании критерия, который определяется с использованием общего планируемого коэффициента полезности конкретного РОЦ и корректирующего коэффициента, рассчитанных на основе данных мониторинга в период, предшествующий началу деятельности РОЦ.
Начиная со второго года деятельности потребность в финансовых средствах должна утверждаться на основании критерия, рассчитанного с использованием общего фактического коэффициента полезности РОЦ и корректирующего коэффициента, рассчитанных на базе данных мониторинга за предыдущий период. Для более точного обоснования объемов финансирования могут быть использованы дополнительные коэффициенты полезности.
Для формирования общего планового коэффициента полезности РОЦ в конце отчетного периода должен проводиться мониторинг потребностей и пожеланий экономически активного населения региона с целью выявления потенциальных клиентов данного центра. С этой целью должен быть разработан документ «Порядок проведения мониторинга потенциальных потребностей и возможностей в сфере занятости населения регионов», определяющий область проведения мониторинга, направленность, а также порядок проведения данного мероприятия.
Авторы данной статьи предлагают проведение мониторинга для выявления потенциальных клиентов РОЦ на определенную дату и профессиональных потребностей региона для малых предприятий. По результатам мониторинга, отраженным в данной форме, делается вывод о возможностях предоставления рабочих мест населению региона на малых предприятиях.
На основании полученных данных можно рассчитать общий плановый коэффициент полезности РОЦ, предложенный нами, с учетом планируемой потребности малых предприятий региона в профессиональных кадрах и численности экономически активного населения региона, желающего воспользоваться услугами РОЦ.
Чтобы в критериях для определения показателя потребности в финансовых средствах для РОЦ учесть возможные в предстоящем периоде высвобождения экономически активного населения за счет сокращения или увольнения, предлагаем проводить постоянный мониторинг изменения количества занятых в регионе.
Для более детального определения объемов финансирования авторы предлагают ввести дополнительные коэффициенты полезности РОЦ. Для их расчета можно использовать следующие количественные показатели:
- заключенные с населением региона договора РОЦ для оказания услуг;
- заключенные с малыми предприятиями договора РОЦ для прохождения стажировки на данных предприятиях;
- прошедшие курс повышения квалификации в РОЦ;
- прошедшие переподготовку для получения новой специальности;
- обучающиеся для открытия нового малого предприятия;
- прошедшие курс дистанционного бизнес-обучения.
На основании данных показателей предлагаем рассмотреть несколько дополнительных коэффициентов, которые можно использовать для определения объемов финансирования РОЦ. Эти коэффициенты могут быть использованы полностью или выборочно при более детальном определении объемов финансирования для РОЦ.
Предполагается, что в результате принятых мер удастся сохранить существующие тенденции незначительной активизации малых предприятий. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого бизнеса, решающее значение будет иметь приток в данный сектор экономически активного населения из числа безработных и самостоятельно занятого населения, а также повышение эффективности проводимой правительством политики по поддержке малого бизнеса в разных направлениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики. Системный подход в российских условиях [Текст] / М.Г. Завельский. - М.: Наука, 2006.
2. Зангеева, С.Б. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития [Текст] / С.Б. Зангеева // Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 8.
3. Малое предпринимательство в России: прошлое,
настоящее, будущее [Текст] / под ред. Я.Г. Ясина. -М.: Либеральная миссия, 2004.
4. Масленников, М.И. Малый бизнес и его вклад во внешнеэкономическую деятельность региона [Текст] / М.И. Масленников // Проблемы региональной экономики. - 2003. - № 3/4.
5. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.nisse.ru/