Научная статья на тему 'Уровень безработицы и меры по снижению напряженности на рынке труда'

Уровень безработицы и меры по снижению напряженности на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4748
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LABOUR MARKET / UNEMPLOYMENT PROBLEMS / EMPLOYMENT OF POPULATION / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Татьяна Ивановна

Исследован уровень безработицы, выявлены основные возможности обеспечения занятости населения, сделаны выводы, способствующие решению вопросов по снижению напряженности на рынке труда на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unemployment rate is investigated, the main possibilities of the protection of the employment of the population are revealed, and the conclusions to reduce the tension in the labour market at a regional level are drawn.

Текст научной работы на тему «Уровень безработицы и меры по снижению напряженности на рынке труда»

нальные различия и повысить эффективность региональной политики в целом в условиях ограниченности ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на территории региона.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный

ресурс]. — Режим доступа:

www.economy.gov.ru.

2. Михеева Н.Н. Региональная экономика

и управление. — Хабаровск: Изд-во

РИОТИП, 2000. — 400 с.

3. Мищенко В.В. Государственная региональная экономическая политика. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. — 188 с.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.

5. Концепция Стратегии социально-

экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minregion.ru.

6. Пивоваров Ю.Л. Сжатие «экономической ойкумены» России // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 4. — С. 63-69.

7. Мельников Р.М. Федеральное регулирование регионального развития: дифференциация подходов и выбора инструментария // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 12. — С. 69-75.

8. Клисторин В.И. Пространственная экономика и региональные исследования: нерешенные задачи // Регион: экономика и социология. — 2007. — № 1. — С. 56-68.

9. Лазаренко Л.А., Думнова Н.А. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 24. — С. 2-5.

10. Armstrong Harvey, Taylor Jim. Regional economics and policy. — 3r ed. — Blackwell Publishing. — 2000. — 437 p.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. — М.: Росстат, 2009.

12. Оболенский В.П. Почему в России не укоренился инновационный тип развития // Российская Федерация сегодня. — 2008. — № 19. — С. 50-51.

13. Плахова Л.В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 5. — С. 50-56.

+ + +

УДК 331.5 (571.13) Т.И. Захарова

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Ключевые слова: рынок труда, проблемы безработицы, занятость населения, государственное регулирование.

Рынок труда, формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства в лице его должностных лиц. Функционально государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь, определяя юридическую основу такого рода деятельности [1].

Вопросы государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уро-

вень жизни и развитие являются конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с созданием благоприятных условий для труда и, соответственно, роста благосостояния нации.

Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка — растет напряженность в обществе в целом [2].

Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.

Мы изучили проблемы безработицы и определили возможные пути обеспечения занятости населения в Тарском муниципальном районе Омской области.

Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан.

За последнее время по причине ликвидации предприятий, сокращения объемов производства, недостатков в организации оплаты труда и по ряду других причин в Тарском районе, как и в других районах области, имеет место ухудшение качества трудового потенциала.

В целом текущую ситуацию на рынке труда Тарского района можно охарактеризовать как достаточно напряженную. С одной стороны, в настоящее время проблема безработицы не так остра и не требует принятия безотлагательных мер, с другой, — в районе, по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики.

Таким образам, в Тарском районе при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безработных, не имеющих источника дохода, не так велико. Уровень зарегистрированной безработицы в 2011 г. снизился на 0,5% (рис.).

Проведенный анализ структуры безработного населения по возрасту и полу показал, что наибольшую долю безработного населения занимает группа лиц в возрасте от 29 до 58 лет у мужчин и 53 лет у женщин.

Важным показателем последствий безработицы является уровень безработицы среди различных по образованию групп населения. Проводимые расчеты на основании имеющихся данных об уровне безработицы среди населения трудоспособного возраста свидетельствуют о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы: уровень безработицы падает с повышением образовательной подготовки населения. Это объясняется тем, что образование делает труд человека более эффективным, повышая ценность более образованного работника на рынке труда. Данные о зависимости масштабов безработицы населения от уровня образования также отражают тенденцию роста сложности труда,

которая ведет к повышению требований к уровню квалификации работника во многих профессиях.

Проведенный анализ численности безработного населения по уровню образования показал, что наибольшее число безработных составляют люди со средним общим образованием.

Наибольший уровень безработицы наблюдается в группе безработных в возрасте 30-58 лет, причем преобладают в численности безработных данной группы мужчины. Очень велик также уровень безработицы в процентах к экономически активному населению и у молодежи в возрасте 20-29 лет как у мужчин так и женщин.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы. Существует достаточно большое количество причин безработицы, которые также необходимо проанализировать.

В общей численности безработных 61 чел. не имели опыта трудовой деятельности в 2008 г., в 2009 г. — 50 чел., в 2010 г. — 46, в 2011 — 42 чел. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 40% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 22% — лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала.

Наряду с этим за исследуемый период постоянно увеличивались такие показатели, как:

- численность лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;

- численность лиц, уволенных с военной и государственной гражданской службы.

Средняя продолжительность безработицы составила в 2011 г. 4,2 мес. (2010 г. — 3,8 мес.), в т.ч. в сельской местности — 4,1 мес. и в г. Таре — 4,3 мес. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 6% безработных в 2009 г., 2% — в 2010 г., 5% — в 2011 г.

Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Тарского муниципального района, Совет Тарского муниципального района принял Программу комплексного социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области на среднесрочную перспективу (2011-2015 гг.) [3].

134

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 8 (94), 2012

2,5

1,5

о,5

2оо8 г.

2оо9 г.

2о1о г.

2о11 г.

Рис. Уровень безработицы в Тарском районе за 2008-2011 гг.

Для снижения напряженности на рынке труда в Тарском муниципальном районе были предложены следующие меры:

1) предоставление консультационных услуг в сфере предпринимательской деятельности;

2) создание условий для обеспечения занятости инвалидов, в т.ч. создание специальных рабочих мест для инвалидов;

3) использование механизма социального партнерства для содействия последовательному росту заработной платы, ликвидации просроченной задолженности, усиления контроля соблюдения трудовых прав работников;

4) участие в мониторинге потребности в специалистах и рабочих работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области;

5) организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации кадров;

6) оказание адресной поддержки на переезд в другую местность для трудоустройства;

7) обеспечение комплексного подхода в развитии региональной системы профориентации и психологической поддержки населения;

8) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

9) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

При сохранении действующих форм поддержки малого предпринимательства в

2012 г. будут введены дополнительные формы, в т.ч. направление поддержки успешно развивающихся предприятий с «белой» занятостью позволит получать федеральное финансирование до 15 млн руб. для реализации конкретных проектов.

При условии, что данные мероприятия будут регулярно проводиться и разрабатываться новые, то это поможет достичь определенных результатов, а точнее, усилить роль и ответственность участников социально-трудовых отношений, повышение трудовой активности населения, снижение уровня безработицы.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Библиографический список

1. Понятие и сущность безработицы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // bezrabotitsa. fatal. ru.

2. Причины безработицы [Электронный

ресурс]. — Режим доступа: http: //

moycent. ru.

3. Программа комплексного социальноэкономического развития Тарского муниципального района Омской области на среднесрочную перспективу (2011-2015 гг.).

3

2

1

о

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.