нальные различия и повысить эффективность региональной политики в целом в условиях ограниченности ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на территории региона.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный
ресурс]. — Режим доступа:
www.economy.gov.ru.
2. Михеева Н.Н. Региональная экономика
и управление. — Хабаровск: Изд-во
РИОТИП, 2000. — 400 с.
3. Мищенко В.В. Государственная региональная экономическая политика. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. — 188 с.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.
5. Концепция Стратегии социально-
экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minregion.ru.
6. Пивоваров Ю.Л. Сжатие «экономической ойкумены» России // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 4. — С. 63-69.
7. Мельников Р.М. Федеральное регулирование регионального развития: дифференциация подходов и выбора инструментария // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 12. — С. 69-75.
8. Клисторин В.И. Пространственная экономика и региональные исследования: нерешенные задачи // Регион: экономика и социология. — 2007. — № 1. — С. 56-68.
9. Лазаренко Л.А., Думнова Н.А. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 24. — С. 2-5.
10. Armstrong Harvey, Taylor Jim. Regional economics and policy. — 3r ed. — Blackwell Publishing. — 2000. — 437 p.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. — М.: Росстат, 2009.
12. Оболенский В.П. Почему в России не укоренился инновационный тип развития // Российская Федерация сегодня. — 2008. — № 19. — С. 50-51.
13. Плахова Л.В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 5. — С. 50-56.
+ + +
УДК 331.5 (571.13) Т.И. Захарова
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Ключевые слова: рынок труда, проблемы безработицы, занятость населения, государственное регулирование.
Рынок труда, формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства в лице его должностных лиц. Функционально государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь, определяя юридическую основу такого рода деятельности [1].
Вопросы государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уро-
вень жизни и развитие являются конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с созданием благоприятных условий для труда и, соответственно, роста благосостояния нации.
Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка — растет напряженность в обществе в целом [2].
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.
Мы изучили проблемы безработицы и определили возможные пути обеспечения занятости населения в Тарском муниципальном районе Омской области.
Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан.
За последнее время по причине ликвидации предприятий, сокращения объемов производства, недостатков в организации оплаты труда и по ряду других причин в Тарском районе, как и в других районах области, имеет место ухудшение качества трудового потенциала.
В целом текущую ситуацию на рынке труда Тарского района можно охарактеризовать как достаточно напряженную. С одной стороны, в настоящее время проблема безработицы не так остра и не требует принятия безотлагательных мер, с другой, — в районе, по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики.
Таким образам, в Тарском районе при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безработных, не имеющих источника дохода, не так велико. Уровень зарегистрированной безработицы в 2011 г. снизился на 0,5% (рис.).
Проведенный анализ структуры безработного населения по возрасту и полу показал, что наибольшую долю безработного населения занимает группа лиц в возрасте от 29 до 58 лет у мужчин и 53 лет у женщин.
Важным показателем последствий безработицы является уровень безработицы среди различных по образованию групп населения. Проводимые расчеты на основании имеющихся данных об уровне безработицы среди населения трудоспособного возраста свидетельствуют о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы: уровень безработицы падает с повышением образовательной подготовки населения. Это объясняется тем, что образование делает труд человека более эффективным, повышая ценность более образованного работника на рынке труда. Данные о зависимости масштабов безработицы населения от уровня образования также отражают тенденцию роста сложности труда,
которая ведет к повышению требований к уровню квалификации работника во многих профессиях.
Проведенный анализ численности безработного населения по уровню образования показал, что наибольшее число безработных составляют люди со средним общим образованием.
Наибольший уровень безработицы наблюдается в группе безработных в возрасте 30-58 лет, причем преобладают в численности безработных данной группы мужчины. Очень велик также уровень безработицы в процентах к экономически активному населению и у молодежи в возрасте 20-29 лет как у мужчин так и женщин.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы. Существует достаточно большое количество причин безработицы, которые также необходимо проанализировать.
В общей численности безработных 61 чел. не имели опыта трудовой деятельности в 2008 г., в 2009 г. — 50 чел., в 2010 г. — 46, в 2011 — 42 чел. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 40% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 22% — лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала.
Наряду с этим за исследуемый период постоянно увеличивались такие показатели, как:
- численность лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- численность лиц, уволенных с военной и государственной гражданской службы.
Средняя продолжительность безработицы составила в 2011 г. 4,2 мес. (2010 г. — 3,8 мес.), в т.ч. в сельской местности — 4,1 мес. и в г. Таре — 4,3 мес. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 6% безработных в 2009 г., 2% — в 2010 г., 5% — в 2011 г.
Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Тарского муниципального района, Совет Тарского муниципального района принял Программу комплексного социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области на среднесрочную перспективу (2011-2015 гг.) [3].
134
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 8 (94), 2012
2,5
1,5
о,5
2оо8 г.
2оо9 г.
2о1о г.
2о11 г.
Рис. Уровень безработицы в Тарском районе за 2008-2011 гг.
Для снижения напряженности на рынке труда в Тарском муниципальном районе были предложены следующие меры:
1) предоставление консультационных услуг в сфере предпринимательской деятельности;
2) создание условий для обеспечения занятости инвалидов, в т.ч. создание специальных рабочих мест для инвалидов;
3) использование механизма социального партнерства для содействия последовательному росту заработной платы, ликвидации просроченной задолженности, усиления контроля соблюдения трудовых прав работников;
4) участие в мониторинге потребности в специалистах и рабочих работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области;
5) организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации кадров;
6) оказание адресной поддержки на переезд в другую местность для трудоустройства;
7) обеспечение комплексного подхода в развитии региональной системы профориентации и психологической поддержки населения;
8) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
9) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
При сохранении действующих форм поддержки малого предпринимательства в
2012 г. будут введены дополнительные формы, в т.ч. направление поддержки успешно развивающихся предприятий с «белой» занятостью позволит получать федеральное финансирование до 15 млн руб. для реализации конкретных проектов.
При условии, что данные мероприятия будут регулярно проводиться и разрабатываться новые, то это поможет достичь определенных результатов, а точнее, усилить роль и ответственность участников социально-трудовых отношений, повышение трудовой активности населения, снижение уровня безработицы.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Библиографический список
1. Понятие и сущность безработицы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // bezrabotitsa. fatal. ru.
2. Причины безработицы [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: http: //
moycent. ru.
3. Программа комплексного социальноэкономического развития Тарского муниципального района Омской области на среднесрочную перспективу (2011-2015 гг.).
3
2
1
о
+ + +