Научная статья на тему 'Перспективы использования зарубежного опыта управления занятостью населения Украины'

Перспективы использования зарубежного опыта управления занятостью населения Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПИТ / РЫНОК ТРУДА / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / INTERNATIONAL EXPERIENCE / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенова Е.В., Мантула Е.А.

В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения. Проанализированы модели регулирования сферы занятости развитых и их адаптация к условиям развивающихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with foreign experience aspects by state regulation of employment. Have been analyzed employment sector regulation model of development and their adaptation to the conditions of developing countries.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования зарубежного опыта управления занятостью населения Украины»

существенных экономических результатов перерабатывающих организаций, таких как стоимость, добавленная стоимость, прибыль, доходы работников, что даёт возможность хозяйствующему субъекту защищать свою конкурентоустойчивость благодаря большей свободе распоряжения финансовыми средствами.

Список литературы

1. Брянцева Л.В., Оробинская И.В., Маслова И.Н. Сущность налогового мониторинга как нового вида налогового администрирования // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 189-198.

2. Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Нуждин Р.В. Бизнес-анализ деятельности перерабатывающих организаций на основе сбалансированной системы показателей // Сахар. 2009. № 10. С. 18-24.

3. Брянцева Л.В. Оценка потенциала обеспечения промышленно-производственной безопасности на основе создания поликластерных формирований в АПК // Аграрный научный журнал. 2009. № 10. С. 7075.

4. Очнев В.В., Полозова А.Н. Инструментарий сбалансированного управления бизнес-деятельностью // Экономика и производство. 2006. № 4. С. 28-30.

5. Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Корниенко А.Е., Ярцева И.М. Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов свеклосахарного производства Воронежской области // Сахар. 2011. № 12. С. 26-31.

6. Хорев А.И., Полозова А.Н., Очнев В.В. Сбалансированное управление изменениями в экономических комплексах. Воронеж: Научная книга, 2007. - 160 с.

Ксенова Е.В., Мантула Е.А.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева

Ключевые слова: занятость, безработица, зарубежный опит, рынок труда

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения. Проанализированы модели регулирования сферы занятости развитых и их адаптация к условиям развивающихся стран.

Key words: employment, unemployment, international experience, labor market

Abstract: The article deals with foreign experience aspects by state regulation of employment. Have been analyzed employment sector regulation model of development and their adaptation to the conditions of developing countries.

Исследование проблем занятости и безработицы - внушительная научная парадигма, сосредотачивающая интересы многих научных дисциплин, в частности социологии труда, экономики трудовых отношений и других. Тематика рынка труда долгое время оставалась областью преимущественно экономического анализа, однако сейчас проблемы занятости и безработицы занимают особый раздел экономической теории - экономику труда.

Занятость населения справедливо рассматривать как один из главных ориентиров развития социально-экономической системы, который определяет перегруппировки финансовых, материальных и трудовых ресурсов в национальном хозяйстве, размещение производительных сил, пути повышения качества и уровня жизни. Для всех стран мира занятость имеет ведущее место в системе социальных и экономических проблем. Совместно с показателями уровня жизни она является важным индикатором социально-экономических процессов. Полная и эффективная занятость достигается на основе ее государственного регулирования [1].

В Украине процесс формирования национального рынка труда происходит медленно и противоречиво, поскольку в прошлом данная сфера была одной из самых деформированных. Сегодня адаптация рынка труда к кризисным явлениям происходит по тем же сценариям, что и в начале 90-х годов прошлого столетия, то есть за счет снижения заработной платы, активного использования режима неполного рабочего дня, задержки выплат заработной платы и тому подобное. Основными базовыми макроэкономическими проблемами на пути формирования эффективной модели рынка труда является низкая производительность труда, отсутствие серьезных структурных сдвигов в экономике страны, высокая теневая составляющая, низкая цена рабочей силы.

Экономическое развитие стран происходит неравномерно. Для него характерна макроэкономическая нестабильность, которая наряду с цикличностью проявляется в уровне занятости населения и безработицы.

Занятость - это участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Под занятостью, таким образом, необходимо понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит существующему законодательству, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит доход гражданам. Понятие «занятость населения» экономисты определяют как совокупность экономических отношений по созданию материальных благ, характеризующую взаимосвязи между людьми. Занятость отражает уровень обеспеченности трудоспособного населения рабочими местами.

Под безработицей обычно понимают неблагоприятную конъюнктуру на рынке труда, при которой предложение труда превышает спрос на него, причем это несоответствие может быть как количественное, так и качественное [2].

Безработицу необходимо рассматривать с разных точек зрения, выясняя наиболее важные понятия, характеризующие ее, а именно: статус безработного; уровень и распространенность безработицы; движение безработных; продолжительность и типы безработицы.

Безработица является неотъемлемой составляющей рыночной экономики, одним из негативных последствий самой природы рынка, результатом взаимодействия его главных компонентов - спроса и предложения.

Ученые выделяют пять моделей регулирования занятости и формирования рынка труда: американская (США), скандинавская (скандинавские страны), англосаксонская (Великобритания, Канада, Ирландия), континентальная или немецкая (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция), японская.

В странах ЕС значительную роль в реализации политики занятости играет региональная политика, ориентирована на уменьшение разрыва между уровнями развития разных регионов, ликвидацию отставания «депрессивных» европейских территорий (как правило, это периферийные зоны, удаленные сельские и горные территории). Цель такой политики - уменьшить имеющиеся региональные диспропорции в экономическом и социальном развитии, уровнях занятости населения, предотвратить возникновение региональных дисбалансов в ЕС.

Совместная региональная политика ЕС является составляющей европейской структурной политики и называется - политика «сплочения». Основным средством достижения этой цели в большинстве стран ЕС является создание для жителей различных

регионов примерно равных условий доступа к факторам производства, включая капитал, труд, образование и услуги.

В основе американской модели лежит субсидиарный тип социально трудовых отношений, ориентация работника на достижение личностного успеха и самореализации [3]. Данная модель характеризуется:

- децентрализацией рынка труда и законодательства в вопросах занятости и социального обеспечения;

- высоким уровнем контроля над наемным работником со стороны работодателя;

- высокой географической и профессиональной мобильностью работников;

- относительно высоким уровнем безработицы.

Профессиональная карьера связана, прежде всего, с изменением

места работы, соответственно эта модель отличается высоким уровнем мобильности. Уровень заработной платы устанавливается на основе квалификации работ и их сложности, продвижение по службе, как правило, не связано с расширением профессионально-квалификационного профиля. Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Существуют как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах.

США традиционно имеют достаточно высокий уровень безработицы, что вполне объяснимо при широте и динамичности рынка труда, на котором работники активно меняют не только место работы, а и профессию. Например, в стране около 10% работников меняют профессию в течение года. Кроме того, страна в течение многих лет удерживала первое место в мире по количеству создаваемых ежегодно рабочих мест. Эти факторы способствовали тому, что безработица воспринимается населением как распространенное, но не угрожающее и временное явление.

Касаемо проблем регулирования занятости, то для США это, прежде всего, не количество, а качество созданных рабочих мест. Поскольку в ряды безработных попадают преимущественно неквалифицированные или малоквалифицированные работники, рабочие места, которые для них создаются, достаточно низкого качества. В связи с этим к основным направлениям современной политики занятости США относятся улучшение качества рабочих мест в аспекте повышения уровня оплаты труда, расширение перспектив профессионального роста и обогащения содержания труда.

Остановимся на скандинавской или шведской модели, в основе которой находится проведение активной политики на рынке труда. Сегодня социальная политика Швеции основывается на трех основных принципах:

- достижение полной занятости трудоспособного населения;

- предоставление социальных гарантий населению;

- обеспечение равных возможностей достижения благосостояния.

Характерной чертой шведской политики является предупреждение

безработицы, а не борьба с его последствиями. Правительство страны в социальной политике особое внимание уделяет, в частности, разработке мероприятий, направленных на создание новых рабочих мест, в основном в государственном секторе экономики; координацию миграции населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд семей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места; обеспечивая оперативный доступ населения к своевременной информации об имеющихся вакантных местах и тому подобное. Особенно важен опыт Швеции, где политике в сфере занятости уделяется большое внимание. На мероприятия, связанные с ее проведением, тратится почти 3% ВВП и 7% бюджета. Успех Швеции в достижении полной занятости был осуществлен именно благодаря активной политике занятости.

Главной особенностью шведской политики в сфере занятости является то, что 70% средств тратится на проведение:

- профессиональной подготовки и переподготовки лиц, оставшихся без работы, или тех, кому грозит безработица;

- создание новых рабочих мест, в основном в государственном секторе экономики;

- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы;

- обеспечение населения информационными услугами на базе компьютерных банков данных о вакантных местах по регионам страны;

- поощрение развития мелкого предпринимательства путем предоставления государственных кредитов и субсидий.

В Швеции действуют государственные региональные компании, которые берут долевое участие в реконверсии предприятий и организации производства новых товаров, поддерживают малые и средние предприятия, в значительной степени способствует решению проблем занятости.

В свою очередь, англосаксонская модель предполагает преимущественно пассивный характер государственной политики

занятости, высокую долю частных предприятий и общественных организаций в предоставлении социальных услуг. Поскольку декларируемые на государственном уровне меры регулирования занятости впервые начали внедряться Великобританией, рассмотрим их общие направления в историческом аспекте.

Нынешняя модель регулирования занятости в Великобритании является действенной и эффективной. В ее состав входит несколько взаимосвязанных блоков:

- сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда;

- целостная система профессионального обучения и трудоустройства,

- программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин и молодежи;

- разработка целевых программ общественных работ;

- развитие фондов страхования от безработицы, развитие системы социального обеспечения.

Роль государственной службы занятости должна расти, прежде всего, в прогнозировании структурных сдвигов в экономике региона и разработке соответствующих потребностям региона программ трудоустройства. В последнее время все большее распространение получают именно гибкие и нестандартные формы занятости. Так, в странах ЕС треть рабочей силы охвачено гибкой занятостью.

Гибкая занятость предназначена оптимизировать рабочее время, создать гибкие рабочие места [4-5]. Широкое распространение в развитых странах получила частичная занятость. Причины распространения этой концепции занятости связаны с необходимостью решения проблемы безработицы, поиска новых источников рабочей силы и оптимизации ее использования, что актуально для стран, где происходит процесс старения населения, в частности Украины.

Так, по информации Государственной службы статистики Украины, уровень экономической активности населения снизился с 65% в 2013 году до 61,8% на конец 2015 года. В том числе среди лиц трудоспособного возраста этот показатель снизился с 73,1% до 71,0%. Сейчас в Украине наблюдается почти самый низкий уровень занятости населения за период с 2006 года.

Угрожающие масштабы в Украине приобрела теневая занятость. По официальной статистике, численность занятого населения в 2015 году составляла всего 16,2 млн. чел., а безработных - 17 млн. чел. Количество занятых в неформальном секторе экономики составило 4,3 млн. чел. или 26,2% от общего количества занятого населения в

возрасте 15-70 лет. Более половины неформально занятого населения наблюдается среди сельских жителей, где неформальный сектор является преобладающим местом работы для каждой второго гражданина из числа занятых.

Распространение неформальной занятости имеет негативные последствия для государства и общества в целом, в частности, недополучения поступлений в бюджет и социальные фонды [6].

Экономический кризис в 2013-2016 годах, военные действия на востоке страны, отсутствие эффективного социального диалога и целенаправленной государственной политики занятости привели к обострению негативных явлений в социально-экономической сфере. За этот период украинский рынок труда потерял значительное количество работающих - более 2 млн. чел. Локальные предприятия и региональные офисы компаний на территории боевых действий подверглись серьезным разрушениям или уничтожению, что привело к сокращению персонала или даже закрытию предприятий. Однако снижение численности занятых произошло не только в зоне боевых действий, но и по всей территории страны.

Имеет место дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы: сегодня на рынке труда Украины наиболее востребованными являются работники рабочих профессий - газосварщики, водители, электрики, монтажники, слесари, подсобные рабочие, в то время как среди безработных значительную долю составляют специалисты с высшим образованием, в том числе экономисты, юристы, финансисты.

Касаемо других негативных тенденций развития рынка труда, то наиболее угрожающей из них выступает увеличение продолжительности безработицы. Пребывание значительной части населения в состоянии безработицы в течение длительного времени не только снижает шансы безработных на трудоустройство, но и ухудшает качество трудового потенциала страны, приводит к усилению социальной напряженности в обществе. В Украине средняя продолжительность поиска работы сегодня составляет 7 месяцев.

Отсутствие достаточного количества современных рабочих мест, низкая покупательная способность и падение уровня жизни работающего населения генерируют рост миграционного оттока работающего населения.

Политика занятости должна гарантировать социальную защиту населения путем обеспечения надлежащих условий жизни, регулирования заработной платы, стимулирования новых мест и выплаты пособий по безработице. Конечно, для полного регулирования занятости необходимо решить противоречия

законодательно-правового, экономического, организационного и социального характера и разработать систему обеспечения кадрового потенциала, что и будет целью наших дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Воронов В.В., Лавриненко О.Я. Доходы населения Латвии: уровень, дифференциация, динамика // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 47-53.

2. Забайкин Ю.В. Управление персоналом / Ю. В. Забайкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский заочный ин-т текстильной и легкой пром-сти". Москва, 2008. - 21 с.

3. Сизова Т.В., Сизова Д.А., Трушина Ю.В. Трансформация федеральной бюджетно-налоговой политики США за период 20082014 годы // В сборнике: Финансовые центры в мировой системе Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 153-159.

4. Латыпов Р.А. Анализ межрегионального товарообмена страны: макрологистический подход // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 12. С. 87-93.

5. Савинов Т.Х. Управление кадровым ресурсом системы здравоохранения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 705-709.

6. Сычева И.Н. Трудовые отношения в структуре социально-экономических систем // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Томск, 2001. - 356 с.

Омурзаков С. А., Ганыбаева У.Г., Кузобаев Н.Ж.

МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Университет экономики и предпринимательства,

Жалал -Абадский государственнвйуниверситет

Ключевые слова: мотивация, мотивация труда, трудовые ресурсы, методы управление, потребность.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы механизмы мотивации труда работников, а также современные теории мотивации.

Key words: the motivation, motivation of the labour, labor facility, methods management, need.

Abstract: in article are considered questions mechanisms to motivations of the labour workman, as well as modern theories to motivations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.