«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
УДК 331.5
А.К. Алымова
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: описание системы государственного регулирования занятости и безработицы; описание правовых, экономических и организационных вопросы и реализации политики государства в области занятости населения, изучение основных нормативно-правовых актов в области занятости населения.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, политика содействия занятости, государственное регулирование занятости, механизм реализации государственной политики занятости.
Annotation: description of the system of state regulation of employment and unemployment; description of legal, economic and organizational issues and implementation of state employment policies, analysis of the main regulatory and legà acts in the fie d of empl oyment.
Key words: labor market, employment, unemployment, employment promotion policies, state regulation of employment, mechanism for implementing state employment policies.
Переход к рыночной экономике вызвал коренную трансформацию всей совокупности производственных отношений, включая трудовые отношения. Составляя наряду с другими видами рынков (рынком сырья, рынком капитала и другими) органическую часть рыночного механизма, рынок труда выполняет в этой системе функцию объединения факторов производства и поддержания их сбалансированности.
Современные условия развития рынка труда требуют активного государственного вмешательства, ведь в условиях обострения противоречий глобальной экономики, мировых финансовых кризисов возникает необходимость создания факторов, обеспечивающих эффективное развитие. Процесс регулирования рынка труда представляет собой неотъемлемую составную часть одновременно сложную подсистему рыночной экономики.
Формирование рынка труда, способного быстро и гибко реагировать на динамику экономического развития, - одно из важных условий создания современного эффективно действующего рыночного механизма, так как рынок труда призван сыграть решающую роль в преодолении сложившейся в стране неэффективной системы занятости населения. Решающую роль в достижении этих целей играет государственное регулирование рынка труда.
Государственная политика занятости (государственная политика в области содействия занятости населения) - система мер государства по обеспечению занятости населения, которая направлена на максимизацию реализации трудового потенциала общества. В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством существует три уровня реализации государственной политики в области содействия занятости населения: федеральный, субъектов федерации и органов местного самоуправления. [1]
Одно из ключевых направлений в государственной политике в сфере занятости населения - это определение реального числа безработных в стране, поскольку официальное количество безработных в России в несколько раз меньше предполагаемого реального количества, что наглядно показано на Диаграмме 1. [2]
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (ТЫС.ЧЕЛ.)
■ по данным выборочного обследования рабочей силы Ипо данным Роструда (на конец периода)
2015 2016 2017
В последние годы в развитии теории занятости наблюдается постепенный перенос акцента с экономических факторов и макроэкономических способов регулирования занятости к социально-психологическим и правовым, что нашло отражение в теории «человеческого капитала», индустриально-социологической теории занятости, контрактной теории занятости, теории гибкого рынка труда. [3] Данная тенденция наблюдается и в государственном регулировании рынка труда.
Механизм государственного регулирования рынка труда допускается расценивать как подсистему общего механизма регулирования экономической системы в целом. Это как «механизм равновесия». Государство, регулируя трудовые отношения, должно вести все действия прозрачно и открыто. [4]
«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по следующим направлениям:
- программы, нацеленные на создание наибольшего количества рабочих мест в государственном секторе;
- программы, позволяющие подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы, помогающие трудоустройству рабочей силы;
- правительственные программы по социальному страхованию от безработицы.
Американский экономист Л. Келсо в книге «Иллюзия полной занятости» написал о том, что усилия государства, обеспечивающие высокий уровень занятости равно как и иные методы социального выравнивания, например, прогрессивное налогообложение, противоречат главной идее свободного рынка и конкуренции. Если открыто или скрытой формой перераспределяют доходы капитала в пользу рабочих и безработных, следовательно снижают эффективность экономики. [5]
Основным законом, регулирующим основные положения о занятости населения, безработице, является Закон «О занятости населения в Российской Федерации», в котором закреплен порядок признания граждан безработными, закреплены основные положения о государственной службе занятости, социальная поддержка безработных и так далее.
Ежегодно государство разрабатывает основные направления по регулированию занятости населения в Российской Федерации и, как уже было сказано выше, с каждым годом политика, проводимая государством, становится все более социально-направленной.
По мнению Климовой О.С. и Егоровой А.Е., прежде всего необходимо закрыть наш рынок труда для миграционной неквалифицированной рабочей силы, что приведет к росту заработной платы и привлечет наши трудовые ресурсы из регионов в эти отрасли, где чаще всего заняты мигранты. Также нужно развить кадровые отделы на предприятиях, которые будут заниматься переподготовкой и повышением квалификации рабочей силы, создать возможности получения нашими работниками зарубежного опыта для повышения производительности и качества труда. Правительство может проводить государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам, например, финансировать часть заработной платы молодых сотрудников, работающих на местных предприятиях, или обеспечивать льготный кредит, сокращение ставки налогов для предприятий, которые предоставляют дополнительные рабочие места. [6]
Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения
страны, необходимо искать на путях роста заработной платы и повышения жизненного уровня населения.
Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в размерах достаточных для осуществления накопления капитала, увеличения объёмов производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения высокого уровня занятости населения и минимизации безработицы.
В целом переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда остаются важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.
Библиографический список
1. Бартлин Е.А. Об экономическом механизме реализации государственной политики занятости в России // Уровень жизни населения регионов России. - 2018. - С. 78-79.
2. Росстат // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/situaz.pdf (дата обращения - 06.11.18)
3. Золин И.Е. Рынок труда и политика занятости: новые возможности и старые проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - С. 282.
4. Болотханов Э. Б. Совершенствование механизма государственного регулирования рынка труда // Пространство экономики. 2008. №2-3. - С. 69-73.
5. Лапшин В. Ю. Рынок труда: теория и российская практика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №2. - С. 75.
6. Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и в мире: анализ основных тенденций // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - С. 115.
Научный руководитель - Фурсов А.Л. к.э.н., доцент кафедры управления персоналом ПИУ имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия