Научная статья на тему 'Исследование опыта зарубежных государств по регулированию занятости населения на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции'

Исследование опыта зарубежных государств по регулированию занятости населения на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / MIGRATION POLICY / STATE / EMPLOYER / HUMAN RESOURCES / INTRAREGIONAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фильченков Сергей Валерьевич, Погребова Елена Сергеевна

В статье приведено аналитическое исследование опыта Соединенных Штатов Америки и Австралии по регулированию занятости населения на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции. Исследованы основные механизмы (финансовые, административные) используемые в качестве основных регуляторов внутренней миграционной политики в этих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analytical study of employment regulation for the intraregional labor migration in the United States of America and Australia shows the fundamental financial and administrative mechanisms used as key regulators for internal migration policies

Текст научной работы на тему «Исследование опыта зарубежных государств по регулированию занятости населения на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

УДК 331.556

Исследование опыта зарубежных государств по регулированию занятости населения на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции

Фильченков Сергей Валерьевич, аспирант кафедры «Менеджмент»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва, filiaa@gmail .com Погребова Елена Сергеевна, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва, nir_pogrebova@mail.ru

The analytical study of employment regulation for the intraregional labor migration in the United States of America and Australia shows the fundamental financial and administrative mechanisms used as key regulators for internal migration policies.

В статье приведено аналитическое исследование опыта Соединенных Штатов Америки и Австралии по регулированию занятости населения на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции. Исследованы основные механизмы (финансовые, административные) используемые в качестве основных регуляторов внутренней миграционной политики в этих странах.

Key Words: migration policy, state, employer, human resources, intraregional migration

Ключевые слова: Миграционная политика, государство, работодатели, трудовые ресурсы, внутрирегиональная миграция

В большинстве регионов России уровень миграционной подвижности населения чрезвычайно низок в отличие от развитых стран, в которых внутренняя миграция выступает в роли основного механизма перераспределения населения между регионами и внутри отдельных территориальных образований в ответ на изменение экономических, социальнодемографических, политических и иных условий жизни. В России внутренняя миграция пока еще не является реальным фактором выравнивания дифференциации уровней социальноэкономического развития отдельных территориальных образований. Так,

среднестатистический житель США меняет место проживания вслед за сменой места работы примерно 13 раз (около 82% меняют место проживания в связи с изменением места работы, переезжая в другие штаты, 18% - в пределах своего штата проживания), Великобритании — около 7 раз, среднестатистический гражданин России — чуть более 1,5 раз.

Рассмотрим основные направления регулирования занятости населения на основе внутренней, в том числе внутрирегиональной трудовой миграции в ряде зарубежных стран.

В 2008 году общая статистика по внутренней трудовой миграции в США была следующей:

• $24 млрд затрачено на государственные программы оказания помощи в переселении работников государственного и частного сектора при смене мест активного приложения труда;

• $16,3 млн - среднегодовой объем, который затрачивают американские компании на перемещение работников, в связи с расширением производственной деятельности, открытием новых филиалов и представительств как в пределах одного штата, так и в других штатах страны;

• 1 082 576 - число налоговых деклараций граждан, по которым произведены вычеты из налогооблагаемой базы по переездам, связанным с изменением мест работы;

• 381 000 американцев, сменили место работы в пределах своего штата проживания. Из 381 000 переселений, около 45% переехали в новые собственные дома и 55% арендуют жилье.

Проанализируем отдельные программы, реализуемые в США и направленные на регулирование системы занятости населения на основе управления процессами внутренней миграции и обеспечение наиболее эффективного социально-экономического развития отдельных территорий страны.

В результате экономической стабильности штата Техас и роста потребностей работодателей в квалифицированных кадрах Ассоциации по трудовым ресурсам штата Техас в июле 2009 года был присужден государственный грант в размере $360 тыс. на поддержку трудовых ресурсов района южных равнин штата Техас. Район южных равнин является местом огромных региональных возможностей. Экономика района в основном ориентирована на сельскохозяйственную промышленность, высокими темпами развиваются энергетика и отрасли социальной сферы9.

Проект осуществляется компанией Workforce Solutions. Эта компания объединяет усилия по формированию эффективной занятости в этом районе, поддерживая работодателей

9 По материалам http://www.floydadaedc.com/news.php

и привлекая дополнительные трудовые ресурсы, повышая тем самым уровень инвестиционной активности территории.

Грант был выдан в рамках «Инициативы по набору на работу для района южных равнин» - проекта, разработанного экономическими лидерами и работодателями штата для того чтобы вербовать рабочих в других районах штата и за его пределами в целях заполнения доступных вакансий. Инициатива нацелена в первую очередь на население США, пострадавшее от потери работы в результате экономического кризиса. Высококвалифицированные специалисты и кадры рабочих профессий находят новые места работы, удовлетворяя потребности местной экономики в трудовых ресурсах.

Партнерами проекта являются как общественные, так и частные компании: Союз по экономическому развитию - Луббок , Корпорация по развитию - Левелэнд, Корпорация экономического развития - Фойдада, Корпорация промышленного развития - Браунфилд, Корпорация развития - Мулшоу, Техасский производственный центр, Национальная ассоциация по трудовым ресурсам и ряд работодателей штата.

Проект предлагает упрощение для населения процедур по переезду и размещению, более 600 работников из районов США, где имеются излишки трудовых ресурсов. Дополнительные усилия будут прилагаться для набора работников внутри штата, проживающих в тех районах, отраслевая специализация которых оказалась в ситуации стагнации в результате экономического кризиса. Для адаптации работников на новых рабочих местах разработаны программы опережающего обучения и повышения квалификации в разрезе востребованных профессий и вакантных рабочих мест. Проект направлен на среднесрочную перспективу до 2011 года.

Государственная программа помощи при переселении и трудоустройству по выходу в отставку из Вооруженных сил США заключается в облегчении переходного периода при увольнении из вооруженных сил и оказании не только финансовой, но и социальной помощи при переезде и трудоустройству10.

Специалисты программы рекомендуют заявителям, ищущим работу вначале выбрать тип работы, которую они хотели бы иметь, а затем переезжать туда, где есть вакантные рабочие места.

При принятии решения о переселении кандидатом заполняется анкета, на основании которой специалистами программы происходит поиск наиболее приемлемого вакантного места трудоустройства на основе обширного банка вакансий.

Приведем вопросы анкеты.

10http://www.transitionassistanceprogram.com/portal/transition/resources/PDF/PreSepGuide АР С05 Relocation.pdf

1. Потенциальная возможность поиска работы: какое место с большей вероятностью составит возможность трудоустройства, в соответствие с навыками, опытом и профессиональным целями кандидата?

2. Доступность: Рассмотрение всех дополнительных, накладных расходов. Сравнение местных налогов на собственность, подоходного налога и налогов с продажи. Облагает ли штат налогом военную пенсию по выслуге лет? Располагает ли новое место жительства потенциальной возможностью для построения карьеры?

3. Социальный аспект переезда: Есть ли на новом месте семья или друзья? Может ли кандидат рассчитывать на их помощь, чтобы сделать переезд проще? Необходимо ли кандидату быть рядом с пожилыми родителями по экономическим или медицинским причинам? Планирует ли кандидат новые переезды в будущем или ищет место для постоянного проживания?

4. Окружающая среда: Где бы хотелось жить - в городе, пригороде, небольшом населенном пункте или сельской местности? Устраивает ли местный климат?

Предстоящее переселение не является обычным переездом, в связи со сменой места работы - это окончательный уход из военной жизни. Поэтому специалисты в рамках программы оказывают следующие виды услуг:

• доступ к обширной информационной базе о военных и гражданских общинах во всех штатах;

• оказание помощи в разработке плана переезда;

• проведение семинаров и индивидуальных занятий, способствующих уменьшению стресса, связанного с переездом для всех членов семьи, обустройства жизни на новом месте, а также ряд других программ с учетом потребностей и интересов взрослых и детей.

• специальные услуги и программы для лиц, возвращающихся назад в США с зарубежных военных объектов.

Проанализируем отдельные проекты, реализуемые частными компаниями - крупными работодателями США, предоставляющими населению услуги отраслей социальной сферы, по привлечению квалифицированных работников на вакантные места.

Больница Святой Мэри предоставляет финансовую помощь для переселения работников, которые приняли предложение о трудоустройстве и которым для этого необходимо переехать в город Уотербери Штат Коннектикут, где расположена больница. Финансовая помощь оказывается в случае, если место жительства находится или за

пределами штата Коннектикут или в пределах штата, но более чем в 50 милях от больницы Святой Мэри11.

Больница предлагает до $5 тыс. в помощь для переселения на следующие расходы:

• одну поездку на интервью для работника;

• одну поездку на поиск дома для работника и его семьи, в общей сложности до

5 дней;

• фактическая стоимость пересылки/автомобильной перевозки личных вещей и домашнего имущества, стоимости аренды грузового транспорта с места нынешнего проживания до места нового проживания в штате Коннектикут;

• при аренде квартиры или дома, предоставляют залог в размере месячной

арендной платы (до 1 тысячи долларов);

• при покупке квартиры или дома, компенсируют накладные расходы (до $1

тыс.).

Возмещение расходов начинается сразу, как только кандидат подписывает контракт, но требует представления первоначально подтверждающих документов.

Все документы должны быть представлены в течение 30 дней от стартовой даты подписания работником контракта и должны сопровождаться подписанной копией соглашения о переезде. Все компенсации по переезду включаются в доход работника. Расходы показываются как прибыль до вычета налогов.

В случае если работник, который получил помощь для переезда, решит оставить постоянную работу в больнице в течение двух лет, он несет ответственность за возврат средств на основе следующего графика:

- 100%, если работник проработал менее чем 6 месяцев;

- 75%, если работник проработал, по меньшей мере, 6 месяцев, но менее чем 12 месяцев;

- 50%, если работник проработал, по меньшей мере, 12 месяцев, но менее чем 18 месяцев;

- 25%, если работник проработал, по меньшей мере, 18 месяцев, но менее чем через 24 месяца.

Программа кадрового развития Университета штата Миннесота направлена на оказание поддержки новым и перспективным преподавателям, сотрудникам и членам их семей при переезде на работу в Университет. Программа ведет активную работу по поддержанию банка данных потенциальных кандидатов.

11 http://www.stmh.org/working stmh7nursing7relocation.html

206

Программа включает: финансирование услуг по поиску нового места проживания; финансирования аренды жилья в первые пол года работы; финансирование услуг по уходу за детьми и престарелыми членами семьи преподавательского состава занятого научноисследовательской работой.

Программа предполагает также наличие комплекса услуг по поиску работы членам семей преподавателей, принятых на новую работу в Университет, составления резюме/обзор биографии, помощь в карьере, консультации12.

Инвестиционный банк JPMorgan является одним из крупнейших банков мира. В течение всего своего существования банк постоянно производил слияния и поглощения с другими банками и финансовыми компаниями. Подобные проекты зачастую требуют перемещения существующих сотрудников на место приобретенных компаний и набора новых на вакантные должности для того, чтобы организовать работу новой компании по стандартам банка. JPMorgan имеет значительное число офисов и представительств в США и по всему миру и поддерживает сотрудников, которые хотят переехать на новое место жительства для продолжения карьеры в банке13.

Специальный отдел банка помогают сотруднику и его семье на всех этапах переезда. Политика была разработана с целью обеспечения справедливой системы компенсации разумных и типовых расходов, связанных с переездом на новое место работы внутри банка в пределах США.

Рассмотрим гарантируемый банком перечень оказываемых услуг и выплат

сотрудникам при смене места жительства в связи с переходом на новое место работы.

Условие Покрытие

Право на получение помощи расстояние от нынешнего места жительства до нового места работы на 50 миль больше; подписано соглашение о возмещении расходов по переезду; переезд осуществлен в течение одного года после начала работы на новом месте; переводимое лицо работает на полную ставку или получило от Банка предложение о полной занятости

Соглашение о возмещении расходов по переезду срок действия соглашения о возмещении расходов по переезду составляет 2 года; работники, которые увольняются по собственному желанию или на законном основании в течение одного года после переезда, получают 100% возмещение расходов, в течение двух лет - 50% возмещение расходов

12

Ы1р: //www 1. итп. edu/twincities/аЬои:^р

13 http://www.jpmorgan.com

Условие Покрытие

Возмещение прочих расходов возмещение прочих расходов включает покрытие всех непредвиденных накладных расходов: $7,5 тыс. для домовладельцев; $3,5 тыс. для арендующих жилье

Единовременная выплата за ознакомительную поездку единовременная выплата для покрытия расходов, понесенных в ходе ознакомительной поездки на новое место до переезда

Единовременная выплата за обратную поездку единовременная выплата для покрытия дорожных расходов при посещении прежнего места жительства в любой момент в ходе процесса переезда

Временное жилье возможность получить единовременную выплату за временное жилье или оплата временного жилья компанией в течение не более 60 дней для домовладельцев и не более 30 дней для арендаторов

Двойные расходы на проживание домовладельцы: возмещение расходов на оплату проживания в двух домах в течение не более шестидесяти (60) дней (например, проценты по ипотеке, налоги на недвижимость и страховка); арендаторы: при подписании договора об аренде жилья и на новом месте жительства до переезда из старого дома переезжающий несете двойные расходы на оплату арендуемого жилья, банк компенсирует меньшую из двух сумм арендной платы за период не более 30 дней, когда переселенцы вынуждены нести двойные расходы на аренду жилья; работники, которые сделают выбор в пользу получения единовременной выплаты за временное жилье, должны подтвердить, что средства, полученные на проживание во временном жилье, были израсходованы

Помощь в продаже дома касается основного места проживания на текущем месте работы помощь в организации продажи-дома, программа помощи в продаже дома BVO (продажа по цене, предложенной покупателем) программа управления недвижимостью повышение стоимости недвижимости до 70%

Помощь в покупке дома консультирование по поводу расположения покупаемого дома

Перевозка/хранение/стра хование личного имущества и автомобиля упаковка, перевозка и распаковка вещей хранение до 60 дней, страхование личного имущества по полной страховой стоимости, перевозка до 2 автомобилей

Заключительная поездка стоимость авиабилета в один конец экономическим классом (или деньги на проезд из расчета расстояния в милях) от места начала перевозки до пункта назначения для работника и членов его семьи

Помощь семье поставщики услуг, с которыми Банк заключил договор, окажут необходимую помощь семье

Условие Покрытие

Нерабочее время дни, когда поиски жилья не производятся, и время, затраченное на дорогу, утверждаются по усмотрению коммерческого директора

Личные данные изменение адреса, почтовые индексы и т.д. изменение поставщика медицинских услуг и страховой компании при необходимости

Компенсация за уплату налогов компенсация за уплату налогов выплачивается, чтобы снять дополнительную налоговую нагрузку, возникающую в связи с доходом, полученным за переезд

Государственной политикой Австралии в сфере рациональной занятости населения уделяется большое внимание вопросам внутренней трудовой миграции. Реструктуризация отдельных отраслей экономики требует особого внимания к вопросам трудоустройства и занятости населения. Рассмотрим отдельные государственные программы Австралии, направленные на возмещение потребности в трудовых ресурсах за счет развития внутрирегиональной трудовой миграции.

Программа «Врачи для периферийных районов» стартовала в январе 2003 года и была рассчитана на среднесрочную перспективу 2003-2008 годов. Правительство Австралии рассчитывало за четыре года направить 600 врачей в районы, где ощущается их наибольшая потребность, выделяя гранты на перемещение.

В соответствии с одной из частей программы, врачи могут подать заявление на получение гранта в размере до $30 тыс. для организации новой поликлиники или офиса или до $20 тыс., когда врач переходит в существующую поликлинику в районе, где осуществляется острый дефицит врачей.

Программа помощи работникам лесной и деревообрабатывающей промышленности Австралии реализуется в рамках политики защиты реликтовых лесов, проводимой правительством Австралии. Программа предполагает сокращение численности штата данной отрасли.

Департамент образования и профессиональной подготовки несет ответственность за проведение программы помощи работникам лесной и деревообрабатывающей промышленности в смене места жительства и поиске новой специальности.

Работникам необходимо подать заявления в течение 12 месяцев с момента объявления о реструктуризации отрасли и сокращении их должности. Работникам оказываются следующие виды помощи:

1) опережающее обучение: сюда входят краткосрочные учебные курсы, которые помогают оценить навыки, разработать цели карьеры и определить возможные варианты на будущее;

2) профессиональное обучение: рабочие могут получить до $5 тыс. на обучение для развития языковых навыков и повышения грамотности, приобретение навыков или квалификации для трудоустройства в местных компаниях или приобретение навыков или квалификации для трудоустройства в другом регионе. Финансовая помощь предоставляется на покрытие затрат на учебные курсы (включая стоимость учебников и плату за обучение), проезд от места учебы до дома и расходов на жилье;

3) помощь в трудоустройстве направлена на то, чтобы дать нанимателю стимул предоставить соискателю работу с полной или частичной занятостью. Нанимателю может быть выплачено до $3 тыс. за помощь в трудоустройстве.

Чтобы получить право на субсидию, новый работодатель должен будет предоставить рабочему постоянную работу с полной или частичной занятостью не менее 20 часов в неделю. Субсидия также может быть получена за предоставление места для ученика или стажера. Потенциального работодателя просят написать письмо, в котором он обязуется предоставить постоянную работу с полной или частичной занятостью не менее 20 часов в неделю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компенсация за перемещение составляет до $2 тыс. Эти средства помогут компенсировать расходы на проезд до мест проведения собеседований, деятельность по поиску работы или время, затраченное в другом регионе на поиск работы (до 2 недель). Могут быть также предоставлены средства на проезд или израсходованный бензин при поисках работы за пределами района проживания в размере $80 в сутки.

Финансовую помощь в перемещении в размере до $2 тыс. смогут получить те, кому придется переехать для работы в другой район. В этом случае покрываются расходы на перевозку мебели и другого имущества, а также сопутствующие страховые и дорожные расходы.

Указанная финансовая помощь оказывается, если человек получает новую работу, которая требует переезда в пределах Австралии, при условии что заявка на получение финансовой помощь подана в течение 24 месяцев после потери текущей работы. Однако если новый работодатель предоставляет финансовую помощь в перемещении, ее величина будет вычтена из общей суммы выплат.

Предусмотрена и дотация на оплату жилья и ипотеки: работник может получить до $5 тыс. на покрытие расходов, связанных с продажей старого и покупкой нового дома или переездом из одного арендуемого дома в другой.

Финансовая помощь покрывает платежи по ипотеке или аренде. Она будет выплачиваться на протяжении не более 3 месяцев, если жилье свободно или новый

210

наниматель не найден, в результате чего возникают расходы. Другие виды расходов, покрываемые данным ассигнованием, могут включать комиссионные вознаграждения за продажу, банковские сборы, расходы на содержание сада, расходы на рекламу, расходы на сдачу в аренду и оплату коммунальных услуг.

Чтобы получить дотацию на оплату ипотеки, необходимо иметь выписку из банка или финансового учреждения, в которой указан минимальный ежемесячный платеж по ипотеке, а также подтверждение того, что в настоящее время вы производите платежи. Чтобы получить дотацию на оплату жилья, необходимо иметь заявление от вашего агента по недвижимости, подтверждающее статус вашего договора аренды и арендную плату.

Специальное выходное пособие состоит из нескольких частей и включает:

1) пополнение выходного пособия, выплаченного работодателем согласно

соответствующему соглашению, до размера заработной платы за 3 три недели за каждый год непрерывной работы с максимальной выплатой за 81 неделю;

2) пополнение выходного пособия, выплаченного работодателем согласно

соответствующему соглашению, до размера заработной платы за 3 недели по текущей

тарифной ставке за каждый год непрерывной работы у текущего работодателя с максимальной выплатой за 54 недели;

3) дополнительное вознаграждение за большую выслугу лет, если работник в течение 7 лет непрерывно работал у одного нанимателя.

Рассмотрим программу структурной перестройки автомобильной промышленности (AISAP). Перестройка автомобильной промышленности Австралии неизбежно связана с закрытием предприятий и увольнением работников. На облегчение процесса структурной перестройки отрасли и избежание потери высококвалифицированных кадров программой выделено $116,3 млн. Это сделано двумя способами:

• путем возмещения компаниям расходов на юридическое обеспечение, перемещение рабочей силы и прочие издержки, связанные со слиянием;

• путем оказания помощи в регулировании рынка труда.

Поддержка структурной перестройки автомобильной промышленности начала проводиться государством в рамках данной программы с 1 января 2009 года. Ее целью является:

1) облегчение структурных преобразований в цепи поставок для автомобильной промышленности для развития этой отрасли и сохранения основных производственных мощностей путем оказания компаниям помощи в слиянии;

2) укрепление сектора внутреннего производства автомобильных запчастей и комплектующих для обеспечения занятости как можно большему количеству квалифицированных рабочих.

При управлении программой уделяется особое внимание следующим стратегическим

целям.

1. Помощь в регулировании рынка труда (как компонент программы структурной перестройки автомобильной промышленности начала оказываться 1 ноября 2008 года и находится в ведении Департамента образования, занятости и рабочих отношений). Целью является оказание специализированных услуг по трудоустройству для рабочих, уволенных с предприятий автомобильной промышленности. Благодаря этой программе рабочим автомобильной промышленности будут предоставлены услуги, на которые они не имели бы права из-за периода ожидания пособия и недавнего опыта работы. В рамках программы структурной перестройки автомобильной промышленности рабочие получают следующую помощь:

• непосредственный доступ к интенсивной помощи при индивидуальном подходе для всех рабочих, имеющих право на ее получение;

• дополнительные $450 на счету безработного (помимо $900 на интенсивную помощь при индивидуальном подходе для безработных, имеющих право на ее получение);

• доступ к программе поддержки новых предприятий (NEIS) для рабочих, уволенных по сокращению штатов;

• обучение основам малого бизнеса для рабочих, желающих открыть собственное дело в случаях, когда оно не соответствует критериям участия в программе поддержки новых предприятий;

• помощь в смене места жительства для рабочих, желающих переехать на новое место в пределах штата или за его пределы;

• члены сети по трудоустройству могут предложить нанимателям, готовым взять на работу людей, уволенных по сокращению штатов, субсидии, стимулирующие занятость;

• специализированная профессиональная переподготовка в случаях, когда группе рабочих автомобильной промышленности необходимо обучение для получения работы у другого нанимателя.

Рабочие могут пройти обучение по программе переподготовки кадров (Productivity Places Program), в рамках которой выделено 10 000 новых учебных мест в учебных заведениях с целью проведения структурных преобразований для людей, потерявших работу в автомобильной и обрабатывающей промышленности.

Таким образом, как свидетельствует зарубежный опыт, формирование эффективного механизма регулирования занятости населения на основе управления процессами внутрирегиональной трудовой миграции базируется на эффективном взаимодействии и объединении усилий и финансовых ресурсов государственных структур, общественных и коммерческих организаций- работодателей.

Зарубежный опыт показывает, что эффективное регулирование внутренней миграции возрастает, когда партнерами по решению данных вопросов становятся правительственные и неправительственные организации, имеющие соответствующий опыт, навыки и делегированные конкретными полномочиями.

Литература

1. http://www.floydadaedc.com/news.php (дата доступа 10 августа 2009 г.)

2. http://www.transitionassistanceprogram.com/portal/transition/resources/PDF/PreSepGui de_AD_C05_Relocation.pdf (дата доступа 14 августа 2009 г.)

3. http://www.stmh.org/working stmh/nursing/relocation.html (дата доступа 14 августа 2009 г.)

4. http://www1.umn.edu/twincities/about.php (дата доступа 14 августа 2009 г.)

5. http://www.jpmorgan.com (дата доступа 16 августа 2009 г.)

УДК 334.72

Народные предприятия: быть или не быть?

Г аврилюк Мария Владимировна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

mariia-gavriljuk@vandex.ru

Elinor Ostrom, an American political scientist was awarded the 2009 Nobel Memorial Prize in Economic Sciences, which she shared with Oliver E. Williamson, for her analysis of economic governance, especially the common pool resources. The researcher emphasizes that the collective management of property and shared resources is more effective and conflict-free in a number of situations. The public enterprises are becoming increasingly popular in the U.S. and Europe. The study discusses the formation stages in joint stock companies of workers (public enterprises), challenges and prospects of their development in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.