УДК 331.91
Лымарева Ольга Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики и управления персоналом Кубанского государственного университета
Таланова Анастасия Викторовна
студентка экономического факультета Кубанского государственного университета
ОСОБЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Аннотация:
В статье проанализирована государственная политика занятости в США, Японии и Германии. Автор приходит к выводу, что в США - смешанная политика управления занятостью: активно используются элементы как активной, так и пассивной политики, в Германии - ярко выражена пассивная политика, а в Японии - активная. Каждая страна стремится к обеспечению рабочими местами всех нуждающихся в работе и к формированию максимально свободного выбора занятости.
Ключевые слова:
управление занятостью, активная и пассивная политика занятости, рабочая сила, законодательство о труде, промышленно развитая страна.
Lymareva Olga Aleksandrovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Applied Economics and HR Management Department,
Kuban State University
Talanova Anastasia Viktorovna
Student, Economic Faculty, Kuban State University
THE FEATURES OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF EMPLOYMENT MANAGEMENT IN COUNTRIES WITH ADVANCED INDUSTRIAL ECONOMY
Summary:
The article deals with the state employment policy in the United States, Japan and Germany. The authors conclude that the USA has a compound policy of employment management: they use both active and passive policy; Germany has a pronounced passive policy, and Japan - the active one. Each country strives to provide jobs for all those who need work and to organize the free choice of employment as much as possible.
Keywords:
management of employment, active and passive employment policy, labor force, advanced industrial economy.
Управление занятостью представляет собой деятельность по стимулированию спроса на рабочую силу и по отождествлению структуры спроса на труд со структурой предложения. На практике это означает, что происходит активная разработка и реализация комплекса мер по формированию структуры рабочей силы, которая бы соответствовала структуре рабочих мест.
В любой стране управление занятостью является неотъемлемым элементом экономической и социальной политики страны. Выделяют два основных вида политики управления занятостью: активная и пассивная. Первая направлена на снижение уровня безработицы. Основными задачи, которые реализуются в рамках данной политики, являются формирование новых рабочих мест, максимизация стабильности сотрудника для минимизации увольнения, оказание содействия в трудоустройстве безработных лиц, оказание профессиональных образовательных услуг и введение всевозможных льгот для малого бизнеса.
Пассивная политика представляет собой комплекс мер, которые способствуют сглаживанию последствий безработицы. В рамках данной политики осуществляется социальная защита участников рынка труда. Для привлечения лиц без работы к труду государство создает специализированные центры занятости, аккумулирующие информацию о вакантных местах и безработных лицах, организующие подбор работы и обучение потенциальных работников. В социальную защиту населения входит выплата пособий по безработице, государственная защита работников в трудовой сфере и защита социально-уязвимых слоев населения. Кроме того, можно отметить, что во многих промышленно развитых странах одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление минимального размера оплаты труда.
Рассмотрим особенности управления занятостью в промышленно развитых странах. Для США характерна децентрализация рынка труда: в каждом штате сформировано свое законодательство о занятости населения. Главным органом, отвечающим за политику занятости в США, является министерство труда. В структуре министерства труда находится бюро по обеспе-
ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО (2015, № 2)
чению занятости, которое занимается организацией деятельности служб занятости, осуществляет страхование по безработице. Эти два основных направления деятельности министерства труда регулируются как на федеральном уровне, так и на уровне отдельного штата. Федеральный уровень осуществляет контроль за деятельностью в сфере занятости администрации штата, регламентирует размер финансирования программ занятости на уровне штатов и осуществляет контроль за расходованием средств в соответствии с их целевым назначением. Рассматривая структуру федерального министерства труда, необходимо отметить, что для более продуктивного сотрудничества с администрацией штата федеральное бюро имеет в своей структуре три территориальных и тринадцать региональных бюро занятости в совершенно разных штатах станы. Все службы занятости в США полностью автоматизированы. Вся информация о работодателях и безработных собирается компьютеризированным образом с еженедельным обновлением информации. Кроме того, на уровне штатов созданы электронные банки рабочих мест, с помощью которых безработным предоставляется оперативная информация об актуальных вакантных местах. Таким образом, американская система управления занятостью позволяет более чем 40 % безработных найти работу в течение одного месяца. Обозначенные нами инструменты регулирования рынка труда в США можно отнести к пассивной политике управления занятостью [1].
Государство уделяет значительное внимание образованию населения с целью формирования высококвалифицированного рынка труда. Американское государство даже принимает законы, освобождающие от уплаты налогов часть средств фирмы, которые направляются на целевое обучение фирмой молодежи для дальнейшего их трудоустройства в этой фирме, тем самым государство содействует занятости молодежи. Кроме того, такие фирмы полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования.
Отметим также, что государство предоставляет предпринимателям выгодные для них государственные заказы при условии соблюдения предпринимателями законодательства о труде и обязательств по трудоустройству.
В последнее время появилось и такое направление в политике занятости США, как стимулирование мелкого и среднего бизнеса в создании новых рабочих мест. Такое стимулирование осуществляется посредством введения льготной налоговой системы. Так, например, предприятия, имеющие в штате менее 10 человек, освобождаются от регулярных налоговых проверок и составления определенных форм отчетности.
Таким образом, проанализировав американскую политику управления занятостью, мы приходим к выводу, что в США действует смешанная политика управления занятостью населения, которая успешно совмещает в себе элементы активной и пассивной.
В Японии, как и в других государствах, право на посредничество между работодателем и безработным принадлежит государственной службе занятости (Public Employment Service Office -PESO). Необходимо отметить, что эта государственная служба не справляется со своими обязанностями. Многие секторы рынка труда остаются не удовлетворенными необходимой рабочей силой. Все большее количество работодателей обращаются в средства массовой информации за поиском работников, а не в службу занятости.
В Японии эффективно действует система законодательства о труде, все нормы которого представляют собой комплекс мер по обеспечению занятости населения.
Кроме того, государство осуществляет помощь работодателям в случае вынужденного сокращения производства или когда работодатель предоставляет работу лицам, находящимся в пенсионном возрасте; предоставляется помощь работодателям, готовым нанять на работу инвалидов, и тем, кто предоставляет женщинам отпуска по уходу за ребенком и беременностью [2].
Безусловно, в Японии, как и в других промышленно развитых государствах, выплачиваются пособия по безработице. Размер такого пособия в этой стране определяется в зависимости от уровня заработной платы, которая выплачивалась нынешнему безработному до потери им работы, при этом в Японии фиксирован максимальный и минимальный размеры такого пособия, а для отдельных категорий лиц срок выплаты пособия может быть продлен.
Своеобразной является организация работы по регулированию рынка труда в территориальных образованиях Японии. В каждой префектуре работают отделы труда, состоящие из двух секторов: сектор обеспечения занятости и страхования занятости. Ответственность за деятельность таких отделов труда несет губернатор той или иной префектуры.
Таким образом, проанализировав политику занятости в Японии, мы приходим к выводу, что среди мер, осуществляемых службами занятости в Японии, превалируют мероприятия, представляющие собой ярко выраженные элементы активной политики управления занятостью.
Политика занятости Германии отличается своей демократичностью и активной социальной политикой. Прежде всего необходимо отметить, что главным органом, который отвечает за поли-
тику занятости в Германии, является Федеральная служба занятости. Федеральная служба занятости Германии предоставляет 65 различных видов услуг, имеет 180 агентств и 600 точек, которые подчиняются этим агентствам. В службе работают около 90 тысяч сотрудников. Служба занятости осуществляет деятельность в режиме on-line. Работодатели на сайте службы занятости имеют возможность подать информацию о вакантных местах и видеоинформацию о собственном предприятии. Соискатели работы могут использовать эту информацию, даже если они еще работают [3].
Тем не менее надо сказать, что уровень безработицы в Германии продолжает оставаться на высоком уровне. Многие связывают это с высокими пособиями по безработице, которые не устраняют безработицу, а поддерживают ее. Государство создает для безработных такие условия, в которых они могут выжить и без работы. Статистические данные позволяют нам сделать вывод, что безработица в Германии уже давно носит структурный характер. Таким образом, помощь немецким безработным является довольно щедрой. Тот, кто за последние три года не работал как минимум 12 месяцев, получает в течение года пособие по безработице в размере не более 67 % зарплаты за вычетом налогов. После этого выплачивается, как правило, неограниченное время помощь в размере до 57 % чистого дохода. Безусловно, такая социальная поддержка безработным порождает иждивенческие настроения среди граждан. Между тем государство старается бороться с такими настроениями людей и вводит санкции для тех, кто отказывается от предлагаемой биржей труда работы. В подобных случаях государство может прекратить выплату пособия на 12 недель [4].
Безусловно, пособие выплачивается не всем безработным. Так, лица, уволившиеся по собственному желанию, уволенные в связи с совершением дисциплинарного нарушения или отказавшиеся от предложенной работы, лишаются права получения пособия по безработице. Остальные категории граждан получают пособие размером в 60-85 % от последнего заработка, которое выплачивается не более 18 месяцев.
Государство предпринимает меры по сокращению безработицы. В начале 2013 г. немецкие предприятия создали около 250 000 новых рабочих мест. В том же году в столице немецкого государства проходила крупнейшая выставка вакансий, в которой принимали участие и представляли свои вакантные места крупные предприятия.
Кроме того, анализ политики занятости в Германии позволяет нам сделать вывод, что основной целью политики государства в сфере содействия занятости является оказание социальной помощи незащищенным слоям, в Германии сильны иждивенческие тенденции безработных в отношении политики государства. В Германии существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, которые ориентированы на рынок труда. Проведение активной политики занятости в Германии не дает желаемого результата, что вызывает сопротивление как со стороны работодателей, которые стремятся ограничить использование дорогой немецкой рабочей силы труда, так и безработных, которые испытывают трудности при трудоустройстве [5].
Таким образом, проведя анализ государственной политики управления занятостью в промышленно развитых странах, мы можем сделать вывод, что каждая страна обладает своими национальными особенностями и находится на определенном уровне экономического развития, поэтому политика в области занятости, безусловно, в каждой стране отлична от других стран. Так, в США - смешанная политика управления занятостью, так как активно используются элементы как активной, так и пассивной политики. В Германии - наиболее ярко выражена пассивная политика, а в Японии - активная. Тем не менее каждая страна так или иначе стремится к обеспечению рабочими местами всех нуждающихся в работе и к формированию максимально свободного выбора занятости.
Ссылки:
1. Лымарева О.А., Рассоленко Н.А. Профессиональное развитие и обучение персонала в современной организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 41-45.
2. Лымарева О.А., Сидорова А. А. Развитие службы управления персоналом на современном предприятии//Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 73-78.
3. Таланова А.В., Лымарева О.А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27). С. 23.
4. Лымарева О.А., Миненкова В.В. Корпоративная культура как элемент менеджмента персонала гостиничного предприятия // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 339-342.
5. Вукович Г. Г. Опыт регулирования рынка труда в промышленно развитых странах // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5. С. 319-325.