Научная статья на тему 'Некоторые подходы к построению модели организационной адаптации перерабатывающих предприятий АПК'

Некоторые подходы к построению модели организационной адаптации перерабатывающих предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ / АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / COMPETITION / ORGANIZATIONAL ADAPTATION / PROCESSING ENTERPRISES / MODEL / ADAPTIVE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диянова С.Н., Данилевская Е.Н.

В условиях возрастающей неопределенности любое предприятие, независимо от формы собственности, вынуждено формировать собственную адаптивную систему управления с целью уравновешивания происходящих воздействий непрерывно меняющейся окружающей среды и обеспечения устойчивого и сбалансированного развития хозяйствующего субъекта в долгосрочной перспективе. В числе основных задач достижения устойчивости развития хозяйствующего субъекта можно особо выделить необходимость разработки универсально адаптированной к непрерывным изменениям рынка модели бизнеса предприятия. Адаптивность предполагает присутствие определённых возможностей обоснованной корректировки цели, задач и механизмов реализуемой стратегии предприятия в соответствии с полученными результатами, меняющимися проблемами и возможным проявлением новых факторов окружающей и внутренней среды, разнонаправленно воздействующих на процесс осуществления стратегии. Однозначно, что уже само существование организационной адаптации по своей сути исключает формирование универсальной модели и реализуется с учетом индивидуальных особенностей конкретного предприятия и стратегической цели его владельцев, тем не менее, она должна отвечать определенным критериям, без которых создаваемая модель будет не в состоянии избежать всевозможных конфликтов. [1,5,6,16] В данной статье мы попытаемся описать концептуальную модель организационной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some approaches to building a model of organizational adaptation of agro-industrial complex processing enterprises

In the face of increasing uncertainty, any enterprise, regardless of the form of ownership, is forced to form its own adaptive management system in order to balance the ongoing impacts of a continuously changing environment and ensure sustainable and balanced development of an economic entity in the long term. Among the main objectives of achieving sustainability of the development of an economic entity, the need to develop an enterprise business model that is universally adapted to continuous changes in the market can be emphasized. Adaptability implies the presence of certain opportunities for a reasonable adjustment of the goals, objectives and mechanisms of the implemented strategy of the enterprise in accordance with the results obtained, changing problems and the possible manifestation of new environmental factors and the internal environment that influence the implementation of the strategy in different directions. It is clear that the very existence of organizational adaptation inherently excludes the formation of a universal model and is implemented taking into account the individual characteristics of a particular enterprise and the strategic goal of its owners, however, it must meet certain criteria, without which the model being created will not be able to avoid all sorts of conflicts . [1,5,6,16] In this article we will try to describe a conceptual model of organizational adaptation.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к построению модели организационной адаптации перерабатывающих предприятий АПК»

11. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

12. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

13. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

14. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

15. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

Sources:

1. Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated October 28, 2013 No. 392 (as amended by the Decree of the Government of RNO-Alania dated March 14, 2017 No. 123) "On the State Program of the Republic of North Ossetia-Alania" Agricultural Development and Regulation markets of agricultural products, raw materials and food "for 2014-2020."

2. Anichin, V.L. Improving the state regulation of the agricultural production reproduction process / V.L. Anichin, A.D. E-Fimov / Monograph. - Belgorod: Publishing house BelGAU, 2015.- 150 C.

3. Bogoviz A. Assessment of the effectiveness of state support measures for greenhouse complexes / A. Bogoviz // APK: economics, management. 2019. - №2. - 73-82 C.

4. Dzagoeva I.T., Dzagoev V.A., Kodoev V.M. State regulation as the basis for the progressive development of agriculture in RNO-Alania / I.T. Dzagoeva, V.A. Dzagoev, V.M. Kodoev // Bulletin of the Academy of Knowledge. Krasnodar: Kuban Social and Economic Institute. No. 25 (2). 2018.

5. Dzagoeva I.T., Kodoev V.M. The main directions and instruments of state regulation of agriculture in conditions of increasing competition / I.T. Dzagoeva, V.M. Kodoev // XV All-Russian Scientific and Practical Collection "Fundamental and applied developments of natural and human sciences: modern concepts, recent development trends" September 24, 2018 Rostov-on-Don.

6. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

7. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

8. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

9. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

10. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik,

1991.

11. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // Izvestia of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

12. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). P. 121-127.

13. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

14. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

15. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh.

Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). P. 121-127.

С.Н. Диянова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Торговля и общественное питания» Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, (mbc_@mail.ru),

S.N. Diyanova - Ph.D., associate professor, head. Department of Trade and Public Catering of the Krasnodar branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov;

Е.Н. Данилевская - ст. преподаватель кафедры «Торговля и общественное питания» Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, (mbc_@mail.ru),

E.N. Danilevskaya - Art. Lecturer, Department of Trade and Public Catering of the Krasnodar Branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

SOME APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF A MODEL OF ORGANIZATIONAL ADAPTATION OF PROCESSING ENTERPRISES OF AIC

Аннотация. В условиях возрастающей неопределенности любое предприятие, независимо от формы собственности, вынуждено формировать собственную адаптивную систему управления с целью уравновешивания происходящих воздействий непрерывно меняющейся окружающей среды и обеспечения устойчивого и сбалансированного развития хозяйствующего субъекта в долгосрочной перспективе.

В числе основных задач достижения устойчивости развития хозяйствующего субъекта можно особо выделить необходимость разработки универсально адаптированной к непрерывным изменениям рынка модели бизнеса предприятия.

Адаптивность предполагает присутствие определённых возможностей обоснованной корректировки цели, задач и механизмов реализуемой стратегии предприятия в соответствии с полученными результатами, меняющимися проблемами и возможным проявлением новых факторов окружающей и внутренней среды, разнонаправленно воздействующих на процесс осуществления стратегии.

Однозначно, что уже само существование организационной адаптации по своей сути исключает формирование универсальной модели и реализуется с учетом индивидуальных особенностей конкретного предприятия и стратегической цели его владельцев, тем не менее, она должна отвечать определенным критериям, без которых создаваемая модель будет не в состоянии избежать всевозможных конфликтов. [1,5,6,16]

В данной статье мы попытаемся описать концептуальную модель организационной адаптации.

Annotation. In the face of increasing uncertainty, any enterprise, regardless of the form of ownership, is forced to form its own adaptive management system in order to balance the ongoing impacts of a continuously changing environment and ensure sustainable and balanced development of an economic entity in the long term.

Among the main objectives of achieving sustainability of the development of an economic entity, the need to develop an enterprise business model that is universally adapted to continuous changes in the market can be emphasized.

Adaptability implies the presence of certain opportunities for a reasonable adjustment of the goals, objectives and mechanisms of the implemented strategy of the enterprise in accordance with the results obtained, changing problems and the possible manifestation of new environmental factors and the internal environment that influence the implementation of the strategy in different directions.

It is clear that the very existence of organizational adaptation inherently excludes the formation of a universal model and is implemented taking into account the individual characteristics of a particular enterprise and the strategic goal of its owners, however, it must meet certain criteria, without which the model being created will not be able to avoid all sorts of conflicts . [1,5,6,16]

In this article we will try to describe a conceptual model of organizational adaptation.

Ключевые слова: Конкуренция, организационная адаптация, перерабатывающие предприятия, модель, адаптивная система управления.

Keywords: Competition, organizational adaptation, processing enterprises, model, adaptive management system.

В обыденной жизни исходят из того, что принципиальное изменение бизнес-структуры предприятия однозначно будет сопровождаться неоправданными затратами и приведет к риску финансовых потерь, и отсюда -нежелательным труднопредсказуемым последствиям. Пожалуй, с этим трудно не согласиться, особенно, если предприятие имеет хоть и не большую, но все же прибыль...

Но рано или поздно, но все ж наступает такое время, когда еще вчера решаемые обыденные проблемы сегодня стали неразрешимыми, бизнес стал нерентабельным, активы уменьшились, а обязательные платежи выросли. Надо отметить, что примерно таковым является и системный алгоритм всей экономики - мы имеем или стабилизацию и рост, или депрессию и стагнацию. Практика ежедневно убедительно показывает, что отсутствие своевременных принципиальных преобразований не позволяет предприятию выйти из застойного положения и приводит ее к неизбежному банкротству.

Именно это заставляет руководство предприятия вырабатывать и совершенствовать собственную стратегию и тактику в соответствии с законом необходимого разнообразия1. Предприятие должно иметь в наличии достаточные разнообразные внутренние средства, чтобы быть способным адекватно реагировать на непрерывные изменения в окружающей среде, и, благодаря этому, эффективно функционировать и продвигаться вперед. Надо отметить, что именно характер действий выступает обязательным атрибутом любого предприятия, хотя, в целом, он не обладает неизменяемой формой. Он может быть динамичным, и в то же время, неопределенным, ибо он не постоянен, изменчив и выявляется при всевозможных опасностях.

С переходом на рыночные отношения российская экономика осуществила кардинальные изменения -взамен планово-административной системы управления мы вступили в рыночную систему отношений, стали формироваться конкурентные отношения, наступила определенная экономическая свобода. Но в ходе этих поистине революционных перемен отечественные предприятия и организации получили, помимо новых колоссальных возможностей, не менее значимые многочисленные и постоянно нарастающие вновь проблемы, связанные с необходимостью поиска новых методов разрешения непрерывных структурных изменений с учетом требований доминирующих геополитических, социо-эколого-экономических, технологических и иных тенденций. [2,7,11,15]

Нами предпринята попытка смоделировать аналитическую модель организационной адаптации, посредством описания траектории производимых изменений. Переходя из низкой степени организационной адаптации в высокую, траектория организационных изменений проходит через 4 радикальных изменения. Применение этой модели позволяет выявить периоды значимых нововведений и подготавливать предприятие к существенным преобразованиям соответствующего типа в будущем.

1 Уместно напомнить закон Эшби «Только разнообразие способно уничтожить разнообразие»

Рис. 1. Модель организационной адаптации

Как видно из рисунка 1, радикальная линия дестабилизации разделяет революционные и эволюционные зоны, состоящие каждые из них из двух соответствующих переходных состояний. Причем, состояние каждой из них продвигается по непрерывной кривой организационной адаптации, которая становится все более радикальной по мере наращивания опыта, навыков и знаний. Можно также заметить, что эти силы позволяют балансировать предприятию, особенно тогда, когда оно трансформируется из состояния II в состояние IV и за его пределами. Эти переходы отделены друг от друга шагами разной величины.

Данная модель убедительно демонстрирует, что любое предприятие функционирует в специфической, особой среде и для выживания и успешного развития ему необходим особый набор внутренних параметров, до определенной поры зависящих от природы окружающей среды.

Вместе с тем, мы не утверждаем, любое предприятие должно пройти все четыре зоны переходного состояния. Так, например, одни предприятия могут начать развитие вне состояния I. Некоторые другие предприятия могут, дойдя до состояния III, но из-за непредвиденного изменения стратегического направления могут оказаться в среде, соответствующей состоянию II.

Более того, надо признать, что быстрое технологическое развитие и другое подобное влияние делает внешнее окружение крайне хаотичным и сложным для многих предприятий, вследствии чего они, видимо, и вынуждены перемещаться вправо по графику.

Перейдем к рассмотрению ключевых переменных, влияющих на адаптационные процессы. Эти переменные, формирующие, кстати, характер, тип и темпы адаптации предприятия, можно представить в следующем виде:

1. Природа внешней среды. Она всегда выступает агрессивной к любому предприятию, ибо заставляет его участвовать в ежедневной конкурентной борьбе, задействовать новые технологии и т.д. Надо отметить, что природа внешнего окружения всегда непредсказуема для предприятия, и здесь ключевая роль в разработке и реализации эффективной политики взаимодействия предприятия с окружающей средой принадлежит менеджменту, особенно, его верхнему уровню.

Иными словами, современный менеджмент должен не в меньшей степени заниматься и внешними проблемами предприятия. Более того, в условиях глобализации и постоянно возрастающей конкуренции именно стратегическое управление как эффективный инструмент разрешения задач и проблем эффективного взаимодействия с внешним окружением выходит на первый план в комплексе процессов адаптивного управления предприятием.

2. Типы стратегий. Необходимость изменений происходящих процессов деятельности предприятий в соответствии со стратегией и новым видением перспектив выступает в качестве вызова для большинства руководителей. Это сопряжено с тем, что на практике большинство промышленных предприятий АПК идет по намеченному курсу в большей степени фрагментарно, не считаясь с заданным видением и стратегией предприятия. При этом однозначно наблюдается игнорирование необходимости обеспечения взаимосогласованности между усилиями по некоторому улучшению функционирования и долгосрочной стратегии, что, бесспорно, нарушает принципиальное условие для успешного преобразования. Уместно напомнить подходы Гулда о том, что каждое организационное состояние состоит из четырех стратегий: регулирование, возведение, кризис, трансформация. [2] Автор этого подхода также обосновал, что в зависимости от содержания изменений господствует одна из указанных четырех стратегий.

3. Организационная культура. Она выступает в виде мощного стратегического инструмента, позволяющего ориентировать все структуры предприятия, его сотрудников на реализацию общей цели и задач. Организационная культура помогает формировать на предприятии корпоративную культуру - комплекс ценностей и общепринятых норм, разделяемых большинством сотрудников хозяйствующего субъекта. Организационная культура направлена на реализацию внутренней интеграции и внешней адаптации.

4. Организационная структура. Она говорит о составе, соподчиненности, взаимодействии и распределении функциональных обязанностей и работ внутри подразделений и органов управления, меж которыми сформированы определенные отношения на предмет осуществления властных полномочий, потоков команд и информации. Выбранная оргструктура должна соответствовать целям и задачам предприятия, учитывать конкретные условия его производственно-финансово-сбытовой деятельности и осуществляться на базе детального анализа всех разнонаправленных факторов, воздействующих на ее результаты. [3,9,10,12]

Надо отметить, что в условиях возрастающей неопределенности рынка, очень часто возникают ситуации, когда крупным производственным формированиям уже невыгодно развивать отдельные виды производства, как правило, это обслуживающие производства. В этих условиях для них становится более целесообразным воспользоваться производственными мощностями малых предприятий. Причем, это не менее выгодно и малым предприятиям - они, помимо задействования своих мощностей, получают неоценимый опыт менеджмента крупных предприятий...

5. Характер изменений. Организационная стабильность и контроллинг всегда сопряжены с необходимостью мобилизации внимания за внешней средой, тщательного выполнения всех видов работ и улучшения стандартизации.

6. Информационные технологии в управлении организационной адаптацией. Информационную систему с технических позиций можно определить в виде набора взаимосвязанных компонентов, посредством которых формируется, обрабатывается и распределяется информация, необходимая как для принятия необходимых управленческих решений, так и для поддержки принятых решений и управления на предприятии.

Сточки зрения экономистов информационные технологии можно рассматривать как средства производства, которые способны заменить рабочую силу, исторически имеющую возрастающую стоимость. Отсюда, можно утверждать, что в микроэкономической теории информационные технологии приводят к уменьшению численности средних менеджеров и служащих, ибо эти технологии способны из заменить. Информационные технологии также способны изменять размеры контрактов предприятий, вследствии того, что они могут уменьшать операционные издержки. Информационные технологии при использовании сетей значительно уменьшают стоимость рыночного участия (операционные затраты), что стимулирует предприятия для заключения контрактов с поставщиком взамен использования внутренних источников поставок. [4,8]

7. Цель и конечные результаты. Однозначно, внутренняя и внешняя среда влияют на стратегию и активность системы стратегического управления при проведении организационной адаптации. В этих условиях всегда возникает проблема разработки и реализации такого варианта развития, при котором обеспечиваются наилучшие в сформировавшейся ситуации конечные результаты. При этом наиболее дальновидные менеджеры думают не только о сегодняшнем дне, но и как сохранить эффективность и конкурентоспособность предприятия и в последующие годы. Необходимо также осознавать, что рост агропромышленного производства, в т. ч., зависит от способности быстро (адекватно) реагировать на происходящие изменения, происходящие в рыночной среде. Причем любое предприятие стремится, с одной стороны, укрепить свое положение, и тем самым ослабить положение конкурентов, с другой стороны.

В сегодняшних реалиях уже недостаточно одной лишь оптимизации функций производственно-финансово-сбытовой деятельности и экстерные мероприятия уже не могут обеспечить победу в острой ежедневной конкурентной борьбе. Формирование конкурентных преимуществ необходимо не только сохранять, но и постоянно поддерживать и наращивать. Причем, это может обеспечить только внедрение инноваций, а сама инновационная деятельность должна быть активной и даже в некотором роде агрессивной, т.е. способной постоянно поддерживать предложение особого (эксклюзивного) продукта на рынке, быть постоянно нацеленной на непрерывное совершенствование производимой продукции, процессов их производства. [13]

Во многом, адаптация хозяйствующего субъекта зависит от наличия адаптивного потенциала. Под последним мы понимаем готовность (способность) реализовать задачи, позволяющие обеспечить осуществление инновационного проекта.

И именно инновационная активность является наиболее перспективным видом преобразований, базисным фактором инновационного развития. И поэтому невозможно сформировать обоснованную стратегию и определить рыночную перспективу хозяйствующего субъекта без объективной оценки адаптационного потенциала. При этом можно проводить как частную оценку готовности предприятия к реализации отдельного проекта, так и интегральную оценку текущего положения предприятия касательно внедряемых проектов. [14]

Особенности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов находят свое выражение в оперативных маневрах мощностями, снятии избыточного оборудования, инвентаризации своих партнеров с учетом возможного перспективного сотрудничества, внедрении новых форм управленческого учета и финансового планирования и всего того, что позволяет объективно управлять затратами.

Приходится констатировать, что большинство перерабатывающих предприятий АПК вынуждены перебиваться на морально и физически изношенном оборудовании, что практически лишает их какой-либо возможности заниматься наукоемкой экологически чистой продукцией - они просто заменяют ее технически гораздо более простой, и как правило, неконкурентоспособной продукцией. Все это сопровождается консервацией технологической отсталости в сопутствующих сферах и отраслях - падает национальный статус ученых, инженеров-новаторов, растет доходность теневой экономики, расширяется коррупционность в госструктурах. Все это также говорит о неразвитости институциональной инфраструктуры.

Источники:

1. Авдеева Р. А. Оценка устойчивости развития предприятия при формировании стратегии ее деятельности (на материалах предприятий молочной промышленности). Краснодар, автореф.канд.дисс.2004.- 22 С.

2. Григорьев К. И. Проблемы адаптации промышленного предприятия в условиях финансово-экономического кри-зиса/СПб.СПГУЭФ.- 200.-172 с.

3. Заводчикова Т. Б. Кластерный подход к формированию экспортной стратегии предприятий/Самара, Вестник Сам. ГУ.-2018.-№7. - С. 45-56

4. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями/Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.

5. Мисаков В.С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства/Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.

6. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

7. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.

8. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях/Нальчик, 1991.

9. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

10. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

11. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической науки «Начала». - 1977. - 189 с.

13. Попов С. А. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной //Проблемы теории и практики управления. - 1977. - №6. - С. 42-49

14. Ротов К. В. Формирование адаптивного управления развитием регионального хозяйства. Авто-реф.канд.дисс.М.:2003. - 21 с.

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

16. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

Sources:

1. Avdeeva R. A. Assessment of the sustainability of the development of an enterprise when forming the strategy of its activity (on the materials of dairy industry enterprises). Krasnodar, avtoref.kand.diss.2004.- 22 S.

2. Grigoriev KI Problems of adaptation of an industrial enterprise in the context of the financial and economic crisis / SPb.SPGUEF.- 200.-172 p.

3. Zavodchikova, TB, B. The Cluster Approach to the Formation of the Export Strategy of Enterprises / Samara, Vestnik Sam. GU.-2018.-№7. - p. 45-56

4. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

5. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

6. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

7. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

8. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik, 1991.

9. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // Izvestia of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

10. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). P. 121-127.

11. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

12. North D. Institutions, institutional change and the functioning of the economy. - Moscow: The Beginning Economic Science Foundation. - 1977. - 189 p.

13. Popov SA. The evolution of organizational structures: from linear to divisional // Problems of management theory and practice. - 1977. - №6. - p. 42-49

14. Rotov KV. Formation of adaptive management of regional economy development. Author.and.diss.M.: 2003. - 21 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Uyanaev, B. B., Misakov, V.S. New Model of Rural Development and Ensuring Food Security of Russia // Proceedings of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

16. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). P. 121127.

С.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент зав. кафедры «Экономика предприятий», ФГБОУВО «Чеченский государственный университет», 89286944041, mbc_@mail.ru,

S.Sh. Dovtaev - Ph.D., associate professor head. Department "Economics of Enterprises", FSBEI of HE "Chechen State University";

Я.А. Цугаева - магистрант Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 89286944041, mbc_@mail.ru,

Ya.A. Tsugaeva - undergraduate student of the Institute of Economics and Finance of the Chechen State University.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Для любого предприятия в условиях жесткой конкуренции ежедневно особо остро возникает множество вопросов, в т. ч. что и в каких объемах производить, кто выступает потенциальным потребителем производимой продукции, в каких ценах можно конкурировать на рынке и т.д. Тем не менее, для большинства отечественных предприятий нефтяного комплекса маркетинговая деятельность все еще не рассматривается как основной бизнес-процесс всей производственно-финансово-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Одним из принципиальных условий ориентации хозяйствующего субъекта на маркетинговую деятельность является применение концепции маркетингового управления. И это, естественно, ибо деятельность любого предприятия, как правило, должна быть ориентирована на маркетинг как на концепцию рыночного управления. Это требует не ограничиваться лишь созданием маркетинговой службы на предприятии - требуется радикальным образом изменить всю философию управлению.

В принципе, любое предприятие имеет предпосылки формирования новой философии управления. Так, как на крупных предприятиях присутствуют отдельные компоненты маркетинговой деятельности, занимающиеся изучением спроса, конъюнктурой рынка, послепродажным обслуживанием и др. [3,12,13]

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что при применении понятия «маркетинговое управление» мы понимаем, подразумеваем управление всей деятельности предприятия на принципах маркетинга.

Annotation. For any enterprise in the conditions of tough competition, many questions arise especially sharply every day, including what and in what volumes to produce, who is a potential consumer of the products, in what prices one can compete in the market, etc. However, for the majority of domestic enterprises of the oil complex, marketing activities are still not considered as the main business process of the entire production, financial and sales activities of an economic entity.

One of the fundamental conditions for the orientation of the business entity to marketing activities is the use of the concept of marketing management. And this, of course, because the activity of any enterprise, as a rule, should be focused on marketing as a concept of market management. This requires not to be limited only to the creation of a marketing service in an enterprise — a radical change in the whole management philosophy is required.

In principle, any enterprise has the prerequisites for the formation of a new management philosophy. So, as at large enterprises there are individual components of marketing activities that are engaged in the study of demand, market conditions, after-sales service, etc. [3,12,13]

All the above suggests that when applying the concept of "marketing management" we understand, we mean the management of all the activities of an enterprise on the principles of marketing.

Ключевые слова: конкуренция, технология управления, нефтяной комплекс, промышленные предприятия, маркетинговая деятельность, процессный подход.

Keywords: competition, control technology, oil complex, industrial enterprises, marketing activities, process approach.

Анализ специальной литературы по проблемам маркетинговой деятельностью говорит о существовании множества подходов определения маркетинга, которые практически невозможно свести к единому.

Так, например, Ф. Котлер под маркетингом понимает конкретный вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. [4]

Как видно из изложенного, маркетинговая деятельность - это система внутрифирменного управления, направленная на анализ и учет спроса, потребностей, а также требований рынка для более аргументированной ориентации промышленного производства нефтехимической промышленности на выпуск конкурентоспособных и востребованных видов промышленной продукции, что, в конечном итоге, позволит получить наиболее высокую прибыль и прочно закрепиться на рынке.

В другой работе под маркетингом понимают целую «философию бизнеса и активный процесс, состоящий из трех основных элементов: активный, аналитический, идеологический». [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.