Научная статья на тему 'Некоторые подходы к определению понятия «Качество образования»'

Некоторые подходы к определению понятия «Качество образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5663
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никокошева Наталья Григорьевна

Рассматривается вопрос, связанный с разными подходами к понятию «качество образования». Особое внимание уделяется характеристике данного понятия в современных условиях; вычленяются существенные признаки понятия «качество образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к определению понятия «Качество образования»»

УДК 370

Н. Г. Никокошева

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество; качество образования; качество профессионального образования.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается вопрос, связанный с разными подходами к понятию «качество образования». Особое внимание уделяется характеристике данного понятия в современных условиях; вычленяются существенные признаки понятия «качество образования».

Древняя латинская пословица «История — учитель жизни» не только верна, но и является базисом любого научного мышления. История качества не является исключением, более того, в этой сфере в долгой истории человеческого рода чаще, чем в другой деятельности, отсутствие качества имело драматические последствия. Трудно представить себе современного врача, не знающего клятву Гиппократа или змею Эскулапа. Это касается других профессий: общая элементарная культура человека подразумевает знание имен великих людей, чья деятельность относится к культурному наследию цивилизации.

Качество как научная дисциплина ничем не отличается от остальных отраслей научных знаний. Недостаток ее по сравнению с другими дисциплинами состоит в том, что она очень молода и поэтому особенно важным становится обращение к истории. Лишь посредством изучения исторического развития можно понять возникновение науки, техники и технологии качества. Кроме того, качество сегодня в глобальном мировом масштабе при все более острой и жесткой конкуренции стало решающим фактором выживания и имеет серьезные перспективы развития. Не существует вида деятельности, не связанной с качеством тем или иным образом, нет ни од-

ной организации, учреждения, которые не занимались бы вопросами качества, и не может быть гуманной общественной системы без качества.

Качество в широком смысле является и целью любого живого существа, не говоря о человеке и цивилизации.

Обратимся к вопросам истории современной теории и практики качества. Внимательное изучение прошлого показывает, что цивилизация находилась на высоком уровне развития, и каждая эпоха отмечена уникальными достижениями человеческого труда и разума в различных областях жизни и деятельности. Буквально каждая из известных древних цивилизаций обладает более чем очевидными достижениями в области качества. Историю качества, как и историю цивилизации, можно разделить на предысторию (древний и средний каменный века, бронзовый и железный века) и историю нового мира. Однако качество вплоть до 50-х гг. ХХ в. трактовалось как составная часть искусств, областей знания и профессий, поэтому мы не будем рассматривать достаточно большой исторический отрезок времени. Можно утверждать, что лишь со второй половины ХХ в. качество становится самостоятельной научной дисциплиной и тем ценнее знание истории развития качества.

Особого уважения заслуживает качество работы древних мастеров, построивших великолепные здания во времена всех рабовладельческих цивилизаций — от египетской и вавилонской до греческой, китайской, средне— и южноамериканской. Как работали и каков был контроль качества, может проверить каждый, кто попытается вставить острие ножа в стык каменных блоков пирамиды Хеопса или оценить грандиозность Китайской стены. Каждая из упомянутых фаз в развитии человеческого общества заслуживает постоянного изучения. Однако для понимания качества в современном смысле необходимо знать особенности развития ХХ в. Науке о качестве предшествовало развитие теории об организации и управлении. Основоположник работ в этой области — Чарльз Бэббидж, затем его идеи использовал Фредерик Тэйлор. Во второй половине ХХ в. качество становится самостоятельной научной дисциплиной. В этот период созданы основы научного подхода к качеству.

Обратимся к генезису категории «качество образования».

Считается, что категория «качество» впервые была подвергнута анализу еще Аристотелем в IV веке до н. э. В «Метафизике» он дает такое определение качеству: «...качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому что это животное двуногое, а конь-четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо эта фигура без углов, так что

качеством является относящееся к сущности видовое отличие». В этом определении внимание обращается на множественность отличительных признаков предметов, а значит, и на вариативность способов воздействия на изменение их свойств (качества).

В истории философских наук, связанных с осмыслением категории «качест-

во», наблюдается определенное отождествление этой категории с категорией «свойство», «состояние», «класс». Так, Аристотель утверждает, что качествами именуется то, «благодаря чему предметы называются такими-то», и различает четыре разновидности качества: устойчивые, преходящие, претерпеваемые и качество-очертание. «Под одним видом качества будем разуметь устойчивые и преходящие свойства. Преходящими свойствами, состояниями называются такие качества, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье. становясь из теплого холодным или из здорового больным». Претерпеваемыми качествами являются: сладость, горечь, смуглость, белизна, чернота. Каждое из перечисленных качеств оказывает некоторое воздействие на (внешние) чувства: «от сладости воздействие испытывает вкус, а от тепла осязание, и сходным образом остальные (такого рода) качества». К четвертому виду качеств Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. Таким образом, качества (по Аристотелю) — особенности предмета, определяющие его цельность и строение и проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью.

Качественная характеристика предмета имеет большое значение в аргументации, поскольку посредством качественного представления создается образ предмета, который является сильным и трудноопровержимым доводом. Основным инструментом такой характеристики являются обыкновенно качественные прилагательные или синонимичные им слова и словосочетания.

Содержательное понимание категории качества связано с открытием И. Кантом понятий «вещи для себя» и «вещи для нас», послуживших основой для понимания переходов внутреннего

(потенциального) качества объектов во внешнее (реальное) качество.

Категория «качество» напрямую связана с категорией «количество». Качество и количество — философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в «Категориях» и «Топике». Гегель, развивая учение о качестве во взаимодействии с понятиями «количество», «граница», «свойство», «мера» и др., вывел закон перехода количества в качество, сформировав понятие меры как единства качества и внутреннего количества, и вскрыл механизм взаимодействия внешнего и внутреннего в качестве. Качество целостного явления есть то, что определяет его специфическую реакцию и является неким внутренним трансформатором внешних воздействий.

Позднее эта категория уточняется Гегелем. Он определил качество как тождественную с бытием определенность, когда нечто перестает быть тем, что оно есть, если оно теряет свое качество. Им также установлено, что все количественные изменения имеют свою качественную границу, выход за которую приводит к новому соотношению количества и качества — меры.

Такое единство качества и количества является источником измеримости качества. При этом синонимами меры качества являются понятия «показатель качества», «параметр качества». Определенность у Гегеля выступает первым, внутренним моментом качества, а свойство — вторым, внешним моментом. Оно есть «определенное соотношение с другим», «способ соотношения друг к другу». Принцип или закон перехода количества в качество выведен из высказывания Гегеля о том, что «качество имплицитно содержит в себе количество и, наоборот, количество содержит имплицитно качество. В процессе измерения, таким образом, оба они переходят друг в друга: каждое из них становится тем, чем было в снятом виде.».

Энгельс приводит многочисленные примеры действия этого закона в природе. К числу самых необычных примеров действия закона перехода количества в качество, приводимых Энгельсом в «Анти-Дюринге», принадлежит случай с кавалерией Наполеона, имевшей место во время египетской кампании. В ходе столкновений между французскими и мамлюкскими всадниками обнаружилась интересная закономерность. В столкновениях небольших групп (даже в тех случаях, когда имели небольшое численное преимущество) проигрывали французы. С другой стороны, в столкновении больших групп мамлюки всегда проигрывали. Причиной этих парадоксальных результатов явилось то обстоятельство, что французы были очень дисциплинированными воинами, тренированными для участия в широкомасштабных маневрах; однако они были не очень хорошими наездниками. Мамлюки, будучи с детства отличными наездниками, имели слабое представление о тактике и дисциплине. Отсюда существуют такие количественные и качественные отношения, которые и дают различные результаты на различных количественных уровнях.

Развитие категории качества в настоящее время связано с новой квалитативной парадигмой А. И. Субетто. Ее теоретической основой являются взаимодействие качества и количества с учетом его экстенсивной и интенсивной сторон, принципы и закономерности системогенезиса качества. Эти принципы и положения подробно освещены В. П. Панасюком, при этом качество рассматривается как категория науки, включающая теорию качества, теорию измерения и оценки качества, а также теорию управления качеством.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что трактовать категорию качества единым определением не представляется возможным, хотя попытки сделать это известны. Обратимся к спра-

вочным изданиям с целью анализа определения данного понятия. В Толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее определение понятия «качество»: «1. Качество — это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других и придающих ему определенность; 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо».

В Большой советской энциклопедии понятие «качество» определяется как «философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом».

Даль определяет «качество» как свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес или меру и отвечает на вопрос «сколько?»; «качество» — на вопрос «какой?», поясняет доброту, цвет. Таким образом, справочная литература рассматривает понятие «качество» прежде всего как сущностную характеристику предметов, которая отличает один предмет от другого.

Качество не только философская категория. В сфере производства материалов и услуг качество есть неотъемлемая характеристика продукции и деятельности.

Наиболее полное определение, на наш взгляд, дано А. И. Субетто. Согласно ему, качество есть сложная философская, экономическая, социальная и одновременно общественная системная категория, полное определение которой можно раскрыть только через обобщенную систему суждений — определителей:

— качество есть совокупность свойств (аспект свойства);

— качество структурно, оно представляется как иерархическая система свойств или качеств частей объекта или процесса (аспект структурности);

— качество динамично, это динамическая система свойств (аспект динамичности);

— качество есть сущностная определенность объекта или процесса, выражающаяся в закономерной связи составляющих частей и элементов (аспект определенности);

— качество — основа существования объекта или процесса, имеет двоякую обусловленность, выражающуюся в единстве внешнего и внутреннего, потенциального и реального в качестве объекта или процесса (аспект внешневнутренней обусловленности);

— качество обусловливает единичность объекта или процесса, его специфическую реакцию на внешние воздействия, целостность, упорядоченность, устойчивость (аспект спецификации);

— качество создаваемых человеком объектов и процессов, в отличие от качеств других явлений природы, обусловливает ценность (аксиологизм) соответствующих объектов и процессов, их пригодность и приспособленность для определенных назначений, целей, задач, условий, выдвигаемых человеком.

Представленные определения отражают различные аспекты категории «качество». Анализ этих определений позволяет разбить их на две группы: отражающие структурно-содержательный аспект качества объекта и выражающие качество объекта в аспекте его социальной ценности, востребованности и функциональности.

Структурно-содержательные определения характеризуют качество с точки зрения его компонентов и их взаимосвязей. Так, качество объекта определяется только ему присущими внутренними и внешними свойствами, определенной организацией этих свойств.

В определении качества как совокупности свойств объекта (продукта) отражен структурно-содержательный аспект этого понятия. В то же время качество объекта не является суммой его свойств, а представляет собой преобразованное целостное свойство, которое иногда выражают термином «интегральное качество».

Вторая группа определений качества объекта базируется на социальном контексте его понимания. Согласно такому подходу, некоторый объект обладает качеством, если свойства этого объекта отвечают ожиданиям потребителя, пользователя, т. е. качество есть мера удовлетворения потребностей. Другими словами, качество есть совокупность характеристик объекта (продукции или процесса), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Оценивая качество какого-либо объекта, мы тем самым оцениваем степень удовлетворения этим объектом соответствующей индивидуальной или общественной потребности. Причем от значимости этой потребности будет зависеть значимость качества объекта.

В рассматриваемом контексте можно привести еще несколько определений: качество-это соответствие назначению [5]; качество-это соответствие цели [8]. В последнем случае качество представлено как характеристика результата человеческой деятельности.

Таким образом, можно считать, что социальный контекст понимания категории качества связан с понятиями социальной потребности, соответствия назначению (функции объекта), а также цели и результату человеческой деятельности.

Образование как большая социальная система также не может обойтись без решения вопросов качества. Само отношение к качеству в образовании во многом зависит от политики государства, сложившегося менталитета большей части населения, от развитости науки в этом направлении. Еще совсем недавно качеству в образовании навязывалась узкая мировоззренческая и идеологическая функция, хотя сам творческий процесс обучения и учения всегда требовал и требует свободы: свободы мысли, свободы дискуссии, свободы самовыражения.

Понятие «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе «Об образовании» (1992 и 1996 гг.) в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.

Анализ дефиниции «качество образования» позволяет выделить широкое и узкое толкование данного понятия. В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

В энциклопедии профессионального образования под редакцией С. Я. Батышева под качеством образования понимается интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.

В работе С. Е. Шишова и В. А. Каль-ней «Мониторинг качества образования в школе» качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние, результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и т. п.,

которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Профессор М. М. Поташник предлагает понимать качество образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, притом что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

Таким образом, категория «качество образования» — сложная интегративная характеристика, которую можно трактовать в категориях совершенства (степени достижения) или соответствия целевым установкам.

При этом выпускники, считают некоторые исследователи, должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в образовательном учреждении), с другой — как поставщики собственных знаний и умений работодателю. Кроме того, результаты образования могут быть оценены для разных объектов (дети, учителя, школа, вуз) по разным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях. И каждый раз речь идет о разных результатах. Это определяет более узкое (или специальное) содержание качества образования.

Итогом многолетних дискуссий у нас в стране и за рубежом стал вывод о том, что невозможно дать однозначное определение категории качества образования.

Понятие качества многомерно и субъективно. «Концепция качества кажется неуловимой и вездесущей. Достичь универсального согласия и понимания качества и сформулировать окончательное определение его концепции кажется делом невозможным...». Необходимо также признать, что «.качество — концепция политическая».

Неоднозначность трактовки данного понятия появляется тогда, когда оно используется в оценочном смысле, когда, например, сравниваются между собой образовательные системы, школы, уча-

щиеся и т. д. Трудность интерпретации этого понятия состоит в том, что для сравнения необходимо ввести и описать определенную шкалу, смысл которой был бы понятен тем, кто ее использует. Для практических целей в связи с планированием качества образования Международный институт планирования образования предложил понимать под качеством образования качественные изменения в учебном процессе и среде, окружающей учащихся, которые можно зафиксировать как улучшение их знаний, умений и ценностей.

Качество можно трактовать в категориях совершенства или соответствия целевым установкам. Многомерность и субъективность понятия «качество образования» требует использования системного подхода при определении качества образования и рассмотрении психолого-педагогичес-ких, социально-экономических, организационно-управленческих и нормативноправовых аспектов при разработке системы качества образования.

В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

На основе проведенного анализа можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день нет единого однозначного определения данного понятия, что обусловлено сложным междисциплинарным, системным характером категории «качество образования». Частично такие сложности объясняются следующим.

Во-первых, сформировался многосубъектный потребитель и задатчик целей образования, каждый из которых отличается своими представлениями о качественном образовании:

— для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере;

— для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность;

— для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника;

— для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству.

Во-вторых, сложности объясняются также тем, что приходится рассматривать качество различных образовательных объектов:

— образование как социальный институт характеризуется качеством всей образовательной системы в целом, например, национальной, региональной и других систем образования;

— в любой образовательной системе можно выделить качество образовательного процесса, обеспечивающего получение непосредственных результатов и их качества;

— в свою очередь качество самих результатов образования отражает качество интериоризации потребителем всего содержания образовательных услуг как учебно-воспитательного процесса.

Исходя из того что качество есть соответствие назначению, а в высшем образовании таковым является развитие подготовленности выпускников — общей и профессиональной культуры, образованности и профессионализма, правомерно рассматривать качество высшего образования как качество выпускников и качество образовательного процесса. С другой стороны, учитывая принцип отражения качества процесса в качестве результата на выходе этого процесса (принцип объектно-процессного дуализма в теории качества), можно утверждать, что в качестве специалиста отражается качество компонентов образовательной системы или образовательного процесса. Понятие «качество профес-

сионального образования» относится к категориям социального качества и качества образования и представляется как адекватность профессионального образования потребностям социума. Тогда качество профессионального образования означает качество выпускника вуза

— специалиста, подготовленного к выполнению профессиональной деятельности путем получения системного образования.

Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой — является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача.

Наряду с этим, в дискуссионном поле проблем современного образования постоянно сталкиваются две концептуально различные стратегии: модернизация российского образования по западному образцу или развитие и приумножение национальных особенностей системы образования. Сторонники западных стандартов качества образования считают студента основным потребителем образовательных услуг, что переворачивает классическую концепцию предназначения профессионального образования как вторичной социализации индивида, дающего ему социально-ролевое знание и ценностные ориентации. Некоторые авторы высказываются предельно категорично: «Американизация общества,

которую мы наблюдаем в большинстве стран, может привести и в России к уничтожению науки и культуры современного человечества. Угроза наступления века невежества представляется совершенно реальной. Начинают торжествовать бюрократия и администрация, уничтожающие образование, науку и культуру в целом.».

С учетом сложившейся ситуации следует заметить, что официально заявленная цель оценки качества образования и

его поддержание на уровне западных стандартов не умаляют национальных традиций, богатого опыта и приоритетов российской системы образования.

Концепция качества российского образования должна строиться на основе анализа и синтеза лучших достижений мировой и национальной науки и практики. ЮНЕСКО, в частности, подчеркивает, что развитие образования «.не может быть. реализовано в рамках жестких или навязанных структур», что налицо «провал стратегий развития, основанных на простом копировании или навязывании. моделей», что «.все больше людей и учреждений приходят к пониманию того, что во всех регионах прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и

философии влекут за собой негативные последствия для образования».

Неоспоримым доказательством признания качества, как важнейшей характеристики развития общества, является определение Всемирного дня качества, который отмечается мировой общественностью с 1989 г. и постепенно завоевывает все более прочные позиции в календаре знаменательных дат, а следовательно, и в сознании многих людей.

Вот уже который год по инициативе Европейской организации качества (ЕОК) проходит Европейская неделя качества, а во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что за качеством большое будущее.

СПИСОК

1.

ЛИТЕРАТУРЫ

АРВИЛ, В. Адамс. Доклад Всемирного банка о политике в области профессионального образования. Перспективы / Арвил В. Адамс, Джон Мидлтон, Адриан Зайдерман / / Вопросы образования. — 1993. — №2.

2. АРИСТОТЕЛЬ. Категории / / Сочинения. — М. : Мысль, 1978. — Т. 2.

3. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы /

С. И. Архангельский. — М. : Высш. шк., 1980.

4. БОРДОВСКИЙ Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бор-довский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

5. ИЛЬИНА, Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М., 1973. — Вып. 3.

6. ИНЯЦ, Н. Малая энциклопедия качества. РИА «Стандарты и качество» / Н. Иняц. — М., 2003.

7. КОВАЛЕВА, Е. С. Оценка качества образования / Е. С. Ковалева / / Школьные технологии. —

2006. — №5.

8. МАРКС, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Т. 20.

9. МИХЕЕВ, В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике : науч.-метод. пособие /

В. И. Михеев. — М. : Высш. шк., 1987.

10. ПАНАСЮК, В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса : дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Панасюк ; СПбГПУ. — СПб., 1998.

11. ФЕДОРОВ, В. А. Инновационные технологии в управлении качеством образования / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова ; РГПУ. — СПб., 2002.

12. ШЕСТОПАЛОВ, Т. С. Качество образования в условиях модернизации российского образования : методические рекомендации / Т. С. Шестопалов ; БГПУ . — Барнаул, 2002.

Получено Никокошева Н.

23.01.08 Г., 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.