УДК 343.985.2 ББК 67.52
© 2022 г. Милюс Александр Иозосович,
адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ И ИНЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ КРАЖ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ
В настоящей статье рассмотрены субъекты взаимодействия, этапы и формы взаимодействия, предложены некоторые рекомендации по повышению качества взаимодействия между следователем и органом дознания, а также иными должностными лицами.
Ключевые слова: взаимодействие, следователь, орган дознания, расследование и раскрытие преступлений, кража, нефть и нефтепродукты, хранение и транспортировка, доказательства.
Milyus Alexander Iozosovich - Adjunct, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
SOME FEATURES OFTHE INVESTIGATOR'S INTERACTION WITH THE BODY OF INQUIRY
AND OTHER OFFICIALS IN THE INVESTIGATION AND DISCLOSURE OFTHEFTS OF OIL
AND PETROLEUM PRODUCTS DURING THEIR STORAGE AND TRANSPORTATION
This article examines the subjects of interaction, stages andforms of interaction, offers some recommendations for improving the quality of interaction between the investigator and the body of inquiry, as well as other officials.
Keywords: interaction, investigator, body of inquiry, investigation and disclosure of crimes, theft, oil and petroleum products, storage and transportation, evidence.
При осуществлении расследования различных видов преступлений следователю (дознавателю) надлежит разрешить множество разнообразных задач, возложенных на него действующим законодательством. Несмотря на то, что следователь (дознаватель) несет весь объем ответственности за результаты расследования, а также процессуальные и тактические решения [1, с. 23] по делу, объем работы, необходимый к выполнению следователем (дознавателем), крайне сложно, а зачастую не представляется возможным провести единолично, а тем более это невозможно представить при расследовании таких специфичных преступлений, как кражи нефти и нефтепродуктов при их хранении и транспортировке на объектах топливно-энергетического комплекса.
Оперативное реагирование на сообщение о преступлении и быстрое расследование являются одним из условий качественной борьбы с преступными проявлениями в сфере топливно-энергетического комплекса. Длительное расследование может приводить к негативным последствиям в виде утраты доказательств и, как следствие, невозможности установления истины по делу. Именно поэтому объединение усилий правоохранительных органов [2, с. 9] будет способство-
вать реализации полного и всестороннего расследования. Важной является совместная работа следователя и сотрудников органа дознания, а также иных должностных лиц в направлении раскрытия и расследования совершенного преступления.
Потребность в эффективном взаимодействии между следователем и органом дознания, а также иными должностными лицами свидетельствует о том, что расследование указанной категории дел характеризуется рядом определенных сложностей и особенностей, которые под силу разрешить только совместными усилиями.
Следует отметить, что само по себе взаимодействие это совместная работа следователя с другими должностными лицами, направленная на достижение определенного результата по конкретному уголовному делу либо ряду уголовных дел. Как справедливо отметил О.П. Трибунов, взаимодействие в подавляющем большинстве представляет собой процессы обмена информацией [3, с. 24-25]. Действительно, добиться положительного результата расследования и, как следствие, достижения социальной справедливости в виде уголовного наказания в отношении лиц, совершивших преступление, возможно лишь при совместной
работе, заключающейся в планировании и последующем проведении совместных мероприятий, направленных на установление обстоятельств по делу, а также совместной организационной деятельности по подготовке и проведению тех или иных следственных или процессуальных действий. Иными словами, следователь, получив в свое распоряжение криминалистически значимую информацию и осуществив своевременный и необходимый обмен ею с органом дознания с целью дальнейших совместных мероприятий, может рассчитывать на достижение значимых результатов при осуществлении расследования, в том числе при расследовании таких преступлений, как кражи нефти и нефтепродуктов при их хранении и транспортировке.
Следует помнить, что орган дознания правомочен проводить оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) как в ходе расследования уголовного дела, так и непосредственно до момента его возбуждения. Именно результаты проведенных ОРМ зачастую могут в соответствии с ч. 2 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ выступать основаниями для возбуждения уголовного дела о кражах нефти и нефтепродуктов при их хранении и транспортировке. В данном случае взаимодействие может быть начато задолго до возбуждения уголовного дела, которое проявляется в виде планирования мероприятий (в том числе и совместных), входящих в рамки доследственной проверки по заявлению (сообщению) о преступлении, выработке совместной линии работы и т. д. Кроме того, для принятия решения о возбуждении уголовного дела о краже нефти или нефтепродуктов необходимо проведение исследования похищенной нефти или нефтепродуктов для установления предмета преступления, правом проведения которого наделены специалисты (эксперты) в области химических исследований. Именно участие сотрудников экспертных подразделений до возбуждения уголовного дела (на стадии доследственной проверки) необходимо признать фактором повышения раскрываемости преступлений [4, с. 48; 5]. Несмотря на то, что данные специалисты не принимают участия в совместных мероприятиях, однако от качества и оперативности их работы во многих случаях зависит своевременность принятия решения о возбуждении уголовного дела следователем. Кроме того, результат проведенного химического
исследования напрямую влияет на определение размера причиненного ущерба, который определяется в зависимости от марки нефти и нефтепродукта путем проведения указанного исследования.
Таким образом, еще на стадии доследст-венной проверки следователь осуществляет взаимодействие с рядом подразделений органов внутренних дел (ОВД), оперативная совместная работа с которыми влияет на результативность и своевременность принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также недопущение сокрытия и утраты доказательств по делу.
Кражи нефти и нефтепродуктов из нефте-продуктопроводов относятся к категории тяжких преступлений, за совершение которых предусматривается строгое уголовное наказание, что, в свою очередь, влияет на качество подготовительных мероприятий, осторожность в реализации преступного умысла и непосредственного совершения преступления, а также активных действий, направленных на сокрытие следов совершенного преступления со стороны лиц, совершающих данные преступления.
Скоротечность противодействия процессу расследования и получению доказательств со стороны лиц, совершивших кражу нефти или нефтепродуктов, обязывает следователя работать в условиях дефицита времени. Именно поэтому актуальным является принцип оперативности обмена информацией между субъектами взаимодействия [6, с. 73], который должен быть характерен для любого из этапов расследования.
При рассмотрении проблемных вопросов, связанных с недостаточностью времени для раскрытия и проведения расследования краж нефти и нефтепродуктов, следует помнить о том, что активное взаимодействие должно быть четко организовано с момента поступления заявления (сообщения) о преступлении. Важно на этапе доследственной проверки собрать не только сведения, указывающие на наличие признаков преступления, но и проводить активные действия, направленные на установление преступника либо состав преступной группы, поиск похищенного имущества, выявление доказательств, а также предпринимать меры по обеспечению сохранности и недопущению утраты уже имеющихся доказательств. Именно по указанной причине направление поручения в орган дознания
при проведении доследственной проверки носит закономерный и логичный характер.
Так, при проведении доследственной проверки органу дознания может быть поручено проведение ряда ОРМ, необходимых для проверки выдвигаемых версий. Примером могут являться случаи, когда преступление совершено работниками предприятия топливно-энергетического комплекса. В таком случае сотрудникам органа дознания необходимо проверить круг работников либо конкретного человека путем проведения ОРМ на предмет причастности к совершенному преступлению, установить возможных (предполагаемых) соучастников, места хранения похищенного имущества либо лиц, которым оно было сбыто, оперативным путем проверить рабочее место данного лица с целью возможного выявления доказательств причастности к совершенному преступлению, местонахождение других доказательств, которые в силу обстоятельств не были утрачены, однако их расположение неизвестно (автотранспорт, канистры, электроинструменты, объекты со следами горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов и т. д.). Кроме того, в случае совершения преступления на территории предприятия с установленными системами видеонаблюдения в кратчайшие сроки необходимо предпринять меры по сохранности видеозаписей, которые имеют ограниченный срок хранения (в среднем около двух недель). Такую работу допускается выполнить как самому следователю, так и сотруднику органа дознания по поручению следователя с обязательным контролем исполнения.
Анализ имеющейся в распоряжении следователя информации о совершенном преступлении, а также информации, поступающей от органа дознания на стадии предварительной проверки сообщения о преступлении, позволяет решить ряд важных задач, которые стоят перед следователем до возбуждения уголовного дела:
1. Собрать материал проверки в полном и необходимом объеме, что позволит следователю принять законное и обоснованное решение в кратчайшие сроки и продолжить работу по расследованию, будучи наделенным более широким кругом полномочий при расследовании уголовного дела.
2. Установить лиц, совершивших преступление, и провести необходимые мероприятия для доказывания их причастности к совершенному преступлению.
3. Выявить места сбыта либо места хранения похищенного имущества и предпринять меры по недопущению их утраты.
4. Разыскать лиц (очевидцев), обладающих криминалистически значимой информацией касаемо совершенного преступления, с целью качественной и всесторонней фиксации их показаний.
Немаловажным является то, что процесс взаимодействия, хотя и строится на обмене информацией, тем не менее орган дознания наделен правом самостоятельного избрания ОРМ, сил средств и методов, которые будут использованы для исполнения полученного поручения. При этом следователь определяет направление работы, которое необходимо отработать оперативным путем, а орган дознания, определив способы и методы своей работы, не обязан делиться ими со следователем и предоставлять конечный результат своей деятельности (установление свидетеля, места нахождения доказательств, участников преступной группы и т. д.). Следует согласиться с мнением Л.П. Плесневой о том, что для более тесного и эффективного взаимодействия орган дознания (оперативный сотрудник) должен предоставлять следователю оперативную информацию в максимально возможном виде, при этом должны соблюдаться правила неразглашения государственной тайны и режима секретности [7, с. 121]. С помощью качества взаимодействия и достаточности объема предоставляемой обеими сторонами информации достигается конечная цель в виде положительного результата. Следует понимать, что полученные в ходе проведения ОРМ информационные сведения должны основываться на законных методах их получения, чтобы в дальнейшем собранные на их основе доказательства не были признаны недопустимыми, а преступник не смог избежать наказания за совершенное преступление. Именно поэтому следует максимально возможным образом обмениваться информацией следователю и оперативному сотруднику.
Несмотря на то, что активное взаимодействие должно осуществляться до возбуждения уголовного дела, на практике оно возникает на должном уровне лишь после возбуждения уголовного дела. Это объясняется как спецификой работы каждого подразделения ОВД, включенного в процесс раскрытия преступления, так и необходимостью охвата большого объема работы, зачастую сложного для исполнения одним
лишь следователем. Учитывая тот факт, что кражи нефти и нефтепродуктов являются квалифицированными преступлениями и распространены менее широко, чем неквалифицированные кражи, однако негативный эффект от данного противоправного деяния носит масштабный характер, проявляющийся в тяжелых экономических и экологических последствиях, а также в ущербе деловой репутации предприятия. Именно по этой причине активизация работы по раскрытию данных преступлений происходит после фактического возбуждения уголовного дела.
При взаимодействии следователя и органа дознания необходимо помнить, что у каждого подразделения ОВД своя специфика работы, в связи с чем перекладывание обязанностей по проведению тех или иных следственных действий следователем на сотрудников органа дознания недопустимо [8, с. 35]. Однако в случаях, когда речь идет об оперативном сборе доказательств по делу, такого рода поручения вполне оправданы и даже целесообразны. Сотрудники органа дознания будут заинтересованы в скорейшем получении значимых доказательств по делу в то время, как следователь занят другой работой, к примеру, допросом подозреваемых. Так, получив первоначальную информацию от одного из подозреваемых о месте хранения похищенного имущества, в случаях, когда имеется возможность утери доказательств с течением времени, целесообразным и тактически верным является работа органа дознания по поиску и изъятию данных объектов, имеющих доказательственное значение. Таким примером может служить уголовное дело № 6914, возбужденное 13.04.2009 по ст. 158 ч. 3 п. «б» УК РФ [9]. При допросе одного из подозреваемых было установлено место хранения аккумуляторной дрели, с помощью которой была изготовлена несанкционированная врезка на нефтепродук-топроводе по транспортировке гидростабили-зированного бензина. Незамедлительное направление поручения органу дознания, оперативный выезд в гараж подозреваемого сотрудниками органа дознания и осуществленный в соответствии с законом обыск позволили получить указанные доказательства, а также иные доказательства причастности подозреваемого к совершенному преступлению, в частности, одежду со следами похищенного бензина, сварочный аппарат и другие вещественные доказательства. Существовала большая
вероятность того, то неустановленные на тот момент подозреваемые предпримут активные действия для сокрытия своих следов совершенного преступления.
В ходе исследования указанной темы проводился опрос сотрудников органов предварительного следствия и сотрудников оперативных подразделений, а также анализ судеб-но-следственной практики, по результатам которых были установлены следующие особенности взаимодействия между следователем и органом дознания:
1. Поручения следователем в порядке ст. 3 8 УПК РФ направлялись в 100 % случаев в адрес органа дознания на проведение комплекса ОРМ по установлению лиц, совершивших кражу нефти или нефтепродуктов, установление всех членов преступной группы, установление свидетелей, а также поиск похищенного имущества и иных доказательств по делу.
2. По 76 % уголовных дел сотрудники органа дознания оказывали содействие следствию путем помощи в подготовке и проведении таких следственных действий, как предъявление лица для опознания, проверка показаний на месте, обыск и др.
3. В 48 % уголовных дел сотрудниками органа дознания по поручению следователя проводились следственные действия (допрос свидетеля, обыск, выемка и др.).
4. Совместные следственно-оперативные планы на основе выдвигаемых версий составлялись лишь в 18 % случаев.
Следует заметить, что полученные показатели свидетельствуют о том, что процесс взаимодействия не достигает требуемого уровня, который в полной мере может обеспечивать необходимое качество расследования. Принимая во внимание то, что кражи нефти и нефтепродуктов являются преступлениями с выраженной спецификой, имеющими ряд особенностей, взаимодействие необходимо осуществлять на должном уровне. Именно взаимная помощь в виде предоставления (обмена) информации и совместной работы по установлению обстоятельств в ходе расследования уголовного дела позволяет следователю собрать достаточные доказательства, на основании которых уголовное дело направляется в суд для рассмотрения, а оперативному сотруднику органа дознания - раскрыть данное преступление.
Одним из путей решения проблематики уровня взаимодействия может выступать
введение солидарной (совместной) ответственности следователя и сотрудника органа дознания по результатам расследования уголовного дела, связанного с кражей нефти или нефтепродуктов, не вдаваясь в процессуальные моменты, а учитывая совокупный объем полученных по делу доказательств. В таком случае сотрудник органа дознания, достоверно зная о том, что, не выполнив полный комплекс работы в тандеме со следователем, может быть подвергнут дисциплинарному наказанию, станет осуществлять планирование своей работы по конкретному делу на должном уровне, а следователь, понимая необходимость качественного и полного расследования по делу, будет проводить все требуемые следственные и процессуальные действия в намеченные сроки, обмениваясь информацией с сотрудниками органа дознания на постоянной основе по каждому из дел, находящихся в производстве.
Кроме того, эффективное взаимодействие достигается путем создания специализированных следственных групп, а также подразделений ОВД. Положительным примером может служить создание специализированного следственного отдела по расследованию преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса в Иркутской области в 2006 г., а также оперативно-розыскной части по линии топливно-энергетического комплекса в Иркутской области в 2007 г., на которые были возложены обязанности по раскрытию и расследованию преступлений рассматриваемой категории. После создания указанных подразделений стала очевидна динамика снижения преступных посягательств в данном направлении. Самым распространенным преступлением является кража нефти или нефтепродуктов через несанкционированные врезки, монтаж которых осуществляется незаконно [10, с. 110]. На примере данных несанкционированных врезок в Иркутской области видно, что в 2007 г. было зарегистрировано 99 преступлений, в 2008 г. - 59 преступлений, в 2009 г. -33 преступления, в 2020 г. - 4 врезки, в 2021 г. - 3 врезки*. Решение о создании специализированных подразделений привело к значительному снижению уровня преступлений в сфере топливно-энергетического
комплекса, качественному проведению профилактических мероприятий и увеличению числа уголовных дел, направляемых в суд для рассмотрения и назначения уголовного наказания.
Следующим важным моментом является то, что значительное количество уголовных дел о кражах нефти и нефтепродуктов приостанавливается в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого). Считаем необходимым в рамках взаимодействия следователя и органа дознания проводить совместное изучение данных приостановленных дел, анализировать их, разбираться в причинах невозможности раскрытия. Полученная по итогам такого взаимодействия информация может стать тактическим преимуществом перед преступниками, что, в свою очередь, приведет к раскрытию следующих преступлений.
Обозначим некоторые рекомендации, направленные на повышение уровня взаимодействия следователя и сотрудников органа дознания при расследовании краж нефти и нефтепродуктов:
1. Осуществлять контроль за организацией взаимодействия со стороны руководителей органа предварительного следствия и руководителей органа дознания, включающий в себя контроль организации, планирования, соблюдения сроков исполнения, а также периодичное заслушивание подчиненных сотрудников.
2. Активизировать взаимодействие между следователем и органом дознания, а также иными должностными лицами с момента поступления сообщения о преступлении вплоть до утверждения обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд, а при необходимости - проводить взаимодействия с судом.
3. Проявлять инициативу по проведению ОРМ и следственных действий сотрудниками органа предварительного следствия и органами дознания, а также совместных мероприятий.
4. Создавать специализированные следственно-оперативные группы, а при наличии возможностей - специализированные следственные подразделения и специализированные органы дознания.
* Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://38.мвд.рф/document/28350424 (дата обращения 25.02.2022).
5. Совместно изучать и анализировать уголовные дела, приостановленные в связи с неустановлением подозреваемого лица, на основе чего предпринимать совместные усилия, направленные на их раскрытие.
Литература
1. Варданян А.В. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 2(81).
2. Белохребтов В.С. Организация взаимодействия при расследовании преступлений экономической направленности // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 4(4).
3. Грибунов О.П. Взаимодействие следователя с органами и должностными лицами при раскрытии и расследовании краж автотранспортных средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 3(11).
4. Грибунов О.П. Участие сотрудников ЭКЦ в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий как фактор повышения раскрываемости преступлений // Российский следователь. 2017. № 20.
5. Варданян А.В., Грибунов О.П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании хищений на объектах транспорта // Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016.
6. Назырова Н.А. О взаимодействии следователя с органом дознания при расследовании и раскрытии незаконного образования (создания, реорганизации) юридических лиц // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. № 3.
7. Плеснева Л.П. Формы взаимодействия следователя с органами дознания // Сибирский юридический вестник. 2015. № 4(71).
8. Есина А.С. К вопросу о взаимодействии следователя и органа дознания // Эпоха науки. 2017. № 11.
9. Уголовное дело 6914 // Архив ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области, 2009.
10. Милюс А.И. Особенности тактики допроса подозреваемого (обвиняемого) при расследовании преступлений, связанных с хищениями нефти и нефтепродуктов при их хранении и транспортировке // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 1(17).
6. В случаях получения значимой информации при проведении ОРМ или следственных действий незамедлительно обмениваться ею, намечая совместную работу.
Bibliography
1. Vardanyan A.V. Modern doctrine of methodological and criminalistic support of investigation of certain types of crimes // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 2(81).
2. Belokhrebtov V.S. Organization of interaction in the investigation of economic crimes // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2017. №2 4(4).
3. Grybunov O.P. Interaction of the investigator with authorities and officials in the disclosure and investigation of thefts of motor vehicles // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2019. № 3(11).
4. Gribunov O.P. Participation of ECC employees in the course of operational search activities, investigative and other procedural actions as a factor in increasing the detection of crimes // Russian investigator. 2017. № 20.
5. Vardanyan A.V., Gribunov O.P. Forensic examinations assigned in the investigation of theft at transport facilities // Collection of materials of the international scientific and practical conference. 2016.
6. Nazyrova N.A. On the interaction of the investigator with the body of inquiry in the investigation and disclosure of illegal formation (creation, reorganization) of legal entities // Siberian criminal procedural and criminalistic readings. 2021. № 3.
7. Plesneva L.P. Forms of interaction of the investigator with the bodies of inquiry // Siberian Legal Bulletin. 2015. № 4(71).
8. Esina A.S. On the issue of the interaction of the investigator and the body of inquiry // The era of science. 2017. № 11.
9. Criminal case 6914 // Archive of the GSU of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Irkutsk region, 2009.
10. Milius A.I. Features of the tactics of interrogation of a suspect (accused) in the investigation of crimes related to the theft of oil and petroleum products during their storage and transportation // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2021. № 1(17).