Научная статья на тему 'Организация ситуационных взаимодействий следователя с органами дознания и специалистами, экспертами при расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан'

Организация ситуационных взаимодействий следователя с органами дознания и специалистами, экспертами при расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ЭКСПЕРТ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / РАСКРЫТИЕ / FOREIGN CITIZEN / INVESTIGATION / CRIME / INTERACTION / INVESTIGATOR / INQUIRY AGENCY / SPECIALIST / EXPERT / LEGAL PROCEEDINGS / DISCLOSURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архипова И.И.

При расследовании преступлений следователь постоянно взаимодействует с другими субъектами: дознавателем, специалистами, экспертами. Целью настоящей работы является анализ данного взаимодействия. В данной статье рассмотрены понятие и формы взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан. Автором проводится анализ организации ситуационных взаимодействий следователя с органами дознания и специалистами, экспертами при расследовании преступлений, совершенных против иностранцев. Рассматриваются процессуально-правовые, организационные и тактические формы взаимодействия следователя с сотрудниками органа дознания, специалистами и экспертами. Согласованные действия следователя и оперативно-розыскных органов приводят к необходимой результативности в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений совершенных против иностранных граждан. Так же эффективно на раскрытие данной категории дел, влияет комплекс согласованных и взаимосвязанных действий, для получения доказательств и установления достоверной информации в ходе расследования. Приведены формы организации ситуационного взаимодействия следователя с органами дознания, специалистами и экспертами. Автором раскрыт круг правонарушений, по которым подписаны соглашения и осуществляется взаимное сотрудничество между странами. Для судебного преследования за уголовные преступления против иностранных граждан, важно получить эффективные доказательства и свидетельские показания из других стран, чтобы их можно было использовать в их собственных судах. Эффективность раскрытия преступления, совершенного против иностранных граждан, зависит от слаженной работы аппарата следствия, дознания, специалиста и эксперта. Отмечено, что положительный результат в расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан, обуславливается большим количеством самых различных факторов. Взаимодействие следователя с органами дознания, специалистами и экспертами при расследовании преступлений, с учетом особенностей совершения правонарушений является одним из решающих факторов успешного выявления данных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Архипова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SITUATIONAL INTERACTIONS OF THE INVESTIGATOR WITH INQUIRY BODIES AND SPECIALISTS, EXPERTS IN THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED AGAINST FOREIGN CITIZENS

When investigating crimes, the investigator constantly interacts with other subjects: the investigator, specialists, and experts. The purpose of this work is to analyze this interaction. This article discusses the concept and forms of interaction between investigators and agencies that carry out operational investigative activities in the detection and investigation of crimes committed against foreign citizens. The author analyzes the organization of situational interactions of the investigator with the bodies of inquiry and experts, experts in the investigation of crimes committed against foreigners. The article deals with procedural and legal, organizational and tactical forms of interaction between the investigator and employees of the inquiry body, specialists and experts. Coordinated actions of the investigator and operational search authorities lead to the necessary effectiveness in the disclosure, investigation and prevention of crimes committed against foreign citizens. Just as effectively, the disclosure of this category of cases is influenced by a set of coordinated and interrelated actions to obtain evidence and establish reliable information during the investigation. The forms of organization of situational interaction of the investigator with the bodies of inquiry, experts and experts are given. The author reveals the range of offenses for which agreements are signed and mutual cooperation between countries is carried out. In order to prosecute criminal offences against foreign citizens, it is important to obtain effective evidence and witness statements from other countries so that they can be used in their own courts. The effectiveness of solving a crime committed against foreign citizens depends on the well-coordinated work of the investigation, inquiry, specialist and expert. It is noted that a positive result in the investigation of crimes committed against foreign citizens is caused by a large number of various factors. Interaction of the investigator with the bodies of inquiry, specialists and experts in the investigation of crimes, taking into account the peculiarities of committing offenses, is one of the decisive factors for the successful detection of these crimes.

Текст научной работы на тему «Организация ситуационных взаимодействий следователя с органами дознания и специалистами, экспертами при расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК: 343.98

ББК: 67.410.2

Архипова И.И.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИТУАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И СПЕЦИАЛИСТАМИ, ЭКСПЕРТАМИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ПРОТИВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Arkhipova I.I.

ORGANIZATION OF SITUATIONAL INTERACTIONS OF THE INVESTIGATOR WITH INQUIRY BODIES AND SPECIALISTS, EXPERTS IN THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED AGAINST FOREIGN CITIZENS

Ключевые слова: иностранный гражданин, расследование, преступление, взаимодействие, следователь, орган дознания, специалист, эксперт, судопроизводство, раскрытие.

Keywords: foreign citizen, investigation, crime, interaction, investigator, inquiry agency, specialist, expert, legalproceedings, disclosure.

Аннотация: при расследовании преступлений следователь постоянно взаимодействует с другими субъектами: дознавателем, специалистами, экспертами. Целью настоящей работы является анализ данного взаимодействия.

В данной статье рассмотрены понятие и формы взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан.

Автором проводится анализ организации ситуационных взаимодействий следователя с органами дознания и специалистами, экспертами при расследовании преступлений, совершенных против иностранцев. Рассматриваются процессуально-правовые, организационные и тактические формы взаимодействия следователя с сотрудниками органа дознания, специалистами и экспертами.

Согласованные действия следователя и оперативно-розыскных органов приводят к необходимой результативности в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений совершенных против иностранных граждан. Так же эффективно на раскрытие данной категории дел влияет комплекс согласованных и взаимосвязанных действий, для получения доказательств и установления достоверной информации в ходе расследования.

Приведены формы организации ситуационного взаимодействия следователя с органами дознания, специалистами и экспертами.

Автором раскрыт круг правонарушений, по которым подписаны соглашения и осуществляется взаимное сотрудничество между странами. Для судебного преследования за уголовные преступления против иностранных граждан важно получить эффективные доказательства и свидетельские показания из других стран, чтобы их можно было использовать в их собственных судах.

Эффективность раскрытия преступления, совершенного против иностранных граждан, зависит от слаженной работы аппарата следствия, дознания, специалиста и эксперта. Отмечено, что положительный результат в расследовании преступлений, совершенных против иностранных граждан, обуславливается большим количеством самых различных факторов. Взаимодействие следователя с органами дознания, специалистами и экспертами при расследовании преступлений с учетом особенностей совершения правонарушений является одним из решающих факторов успешного выявления данных преступлений.

Abstract: when investigating crimes, the investigator constantly interacts with other subjects: the investigator, specialists, and experts. The purpose of this work is to analyze this interaction.

This article discusses the concept andforms of interaction between investigators and agencies that carry out operational investigative activities in the detection and investigation of crimes committed against foreign citizens.

The author analyzes the organization of situational interactions of the investigator with the bodies of inquiry and experts, experts in the investigation of crimes committed against foreigners. The article deals with procedural and legal, organizational and tactical forms of interaction between the investigator and employees of the inquiry body, specialists and experts.

Coordinated actions of the investigator and operational search authorities lead to the necessary effectiveness in the disclosure, investigation and prevention of crimes committed against foreign citizens. Just as effectively, the disclosure of this category of cases is influenced by a set of coordinated and interrelated actions to obtain evidence and establish reliable information during the investigation.

The forms of organization of situational interaction of the investigator with the bodies of inquiry, experts and experts are given.

The author reveals the range of offenses for which agreements are signed and mutual cooperation between countries is carried out. In order to prosecute criminal offences against foreign citizens, it is important to obtain effective evidence and witness statements from other countries so that they can be used in their own courts.

The effectiveness of solving a crime committed against foreign citizens depends on the well-coordinated work of the investigation, inquiry, specialist and expert. It is noted that a positive result in the investigation of crimes committed against foreign citizens is caused by a large number of various factors. Interaction of the investigator with the bodies of inquiry, specialists and experts in the investigation of crimes, taking into account the peculiarities of committing offenses, is one of the decisive factors for the successful detection of these crimes.

Развитие общественных отношений всегда влияет на верховенство закона, требует обновлений и изменений. В связи с процессами, вызванными глобализацией, увеличением миграционных потоков, объема торговли, трудовых и других явлений, увеличилось количество въезжающих в Российскую Федерацию иностранцев (студентов, рабочих, туристов и т.д.). Объем их участия в российском уголовном судопроизводстве увеличивается с каждым годом. Отсутствие достаточной правовой базы приводит к различным нарушениям прав иностранных граждан, участвующих в уголовном процессе. Данное высказывание относится и к расследованию преступлений, где потерпевшим является гражданин другого государства.

Категория «взаимоотношения» в рассматриваемом аспекте отражает момент связи, например, экспертной и правоохранительной, то есть связи, обусловленной самой целью решения многочисленных и специальных вопросов, возникающих в процессе расследования преступления.

Так, профессор А.Р. Ратинов характеризует взаимодействие следствия и дознания как согласованную на законодательном уровне совместную деятельность данных административных органов, которые являются независимыми друг от друга. Эта деятельность имеет целью раскрывать и предупреждать конкретные преступления, используя для этого комплекс методов и средств, которые характерны только для этих органов1.

Согласимся с тем, что данное определение раскрывает сущность понятия «взаимодействие», но все же есть и недостатки, которые заключаются в том, что А.Р. Ратинов рассматривает взаимодействие только между следователями и органами дознания, исключая из понятия специалистов и экспертов.

По мнению А.И. Бастрыкина, под взаимодействием следует понимать координированную деятельность следственного ор-

1 Ратинов А.Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании преступлений / А.Р. Ратинов. - М., 2004. - С. 4.

гана, криминалистической службы и остальных субъектов доказывания .

Предположим, что из указанных выше формулировок определений о взаимодействии правоохранительных органов со специалистами, экспертами при расследовании преступлений против иностранных граждан профессор А.И. Бастрыкин объясняет систему взаимодействия более развернуто. По причине того, что данное взаимодействие не может происходить только между следователем и органом дознания, а обязательно также необходимо привлекать как специалистов, так и экспертов, роль которых является немаловажной.

Также А.И. Бастрыкин с полным основанием заострял внимание на том, что для того, чтобы в полной мере и успешно провести расследование преступления против иностранных граждан, просто необходимо действовать оперативно, развивая скорость2.

Ф.Н. Багаутдинов высказывает мнение о том, что расследование данного вида уголовных дел обязано проводиться в самый короткий срок. Такая необходимость возникает по причине того, что время пребывания в России иностранных граждан строго ограничено, буквально не днями, а часами3.

К примеру, по уголовному делу о краже у иностранных туристов из США необходимо было допросить 16 граждан - потерпевших, свидетелей, выявить преступника, обнаружить и изъять похищенные вещи, предъявить данные вещи для опознания и т.д. Было запланировано провести все следственные мероприятия за четыре часа -столько времени осталось до отъезда иностранных туристов из страны. В этой ситуации сформировалась расширенная следственная и оперативная группа, состоящая из семи следователей и большого числа оперативников. Через четыре часа преступник был выявлен, похищенные вещи изъяты и возвращены их владельцам, а иностранные туристы благополучно улетели домой.

1 Бастрыкин, А.И. Расследование по делам с участием иностранных граждан / А.И. Бастрыкин, О.И. Александров // Законность. - 2014. - № 1. - С 13.

2 Там же. - С. 14.

3 Багаутдинов, Ф.Н. Новый вид преступности и вопросы российского гражданства / Ф.Н. Багаутдинов // Законность. - 2016. - № 12. - С. 49.

Это подтвердило высокий класс работы российских правоохранительных органов .

Согласованные действия следователя и оперативно-розыскных органов, которые производят операции по раскрытию преступления, приводят к необходимой результативности при раскрытии, расследовании и предупреждении. Так же эффективно на раскрытие преступного деяния влияет комплекс согласованных и взаимосвязанных действий для получения доказательств и установления достоверной информации по расследуемому делу.

В рамках своей следственной работы криминалистическая наука уделяет особое внимание взаимодействию следователя и других участников уголовного судопроизводства, проводимого в контексте субъект-субъектных отношений.

Согласно мнению М.В. Кроза, на начальном этапе происходит воздействие на психологическую сферу субъекта. И происходит это сознательно или неосознанно, воздействие на мысли, эмоции и психические состояния субъектов также воздействует на поступки субъектов, выполняемые с помощью психологических средств, а реа-лизовывается все это в соответствии с целями расследования преступления. Данное взаимодействие имеется в виду между следующими субъектами: с одной стороны -следователем и дознавателем, с другой стороны - между теми, кто участвует в уголовном процессе (это подозреваемый, свидетель и потерпевший)5.

Согласно Д.А. Степаненко, к взаимодействию субъектов можно отнести «как привлечение внимания, формированию определенного образа, а также установок, новых мотивов, так и снятие напряжения или преодоление отрицательно окрашенного состояния, а также побуждение активности или ее блокировка»6.

Согласно процессуальным правам,

4 Егоров, И. Невеста для иностранца / И. Егоров // Российская газета. - 2016. - 23 мая.

5 Кроз, М.В. Криминальное психологическое воздействие / М.В. Кроз, Н.А. Ратинова, О.Р. Онищенко. - М.: Юрлитинформ, 2008. - С 7.

6 Степаненко, Д.А. Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве: понятие и критерии допустимости / Д.А. Степаненко // Российский следователь. - 2014. - № 9. - С. 52.

следователь имеет право предъявить обвинение, а также проводить различные следственные действия.

Роль должностного лица органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных преступлений, совершенных против иностранных граждан при взаимодействии со следователем, воплощается в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Система процессуальных действий, осуществляемых участниками юридического процесса необходима для того, чтобы создать эффект взаимодействия следователя и лица органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных преступлений, который невозможен для вышеуказанных органов в случае действий отдельно друг от друга; необходимо взаимодействовать. Это взаимодействие особенно важно при раскрытии преступлений против иностранных граждан, поскольку раскрытие данного вида преступлений имеет множество задач, а время может быть ограничено пребыванием иностранца на территории Российской Федерации.

Ю.В. Хармаев считает, что при «анализе данной категории преступлений необходимо провести огромный объем следственной и оперативной работы»1.

Организация ситуационных взаимодействий следователя с органами дознания и специалистами, экспертами, описанная Н.Н. Гапанович и И.И. Мартинович, бывает следующая:

- планируется начальный этап процесса расследования преступления, изучается совместно;

- согласно определенному периоду времени, в конкретном регионе (районе), организуется и проводится криминалистический анализ существующего состояния криминального события (или иного связанного с ним факта) либо угрозы наступления

1 Хармаев, Ю.В. Проблемы совершенствования координации и взаимодействия правоохранительных органов в целях защиты прав и свобод иностранных граждан (на примере России и Монголии) / Ю.В. Хармаев // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2019. - № 2. - С. 14.

такого события, по поводу которого осуществляются ОРМ, условия, в которых предстоит действовать оперативнику, его возможности принять необходимые меры, формулируемые в виде конкретной задачи;

- при раскрытии уголовных преступлений происходит двухсторонний обмен информацией;

- обговариваются итоги следственных и поисковых мероприятий;

- использование данных, полученных с целью выдвижения и анализа версий, решения конкретных задач;

- отображение текущего анализа состояния расследования в настоящий момент, в рамках уголовного судопроизводства;

- анализ взаимосвязанных следственных, оперативных, ревизионных и иных действий, разрабатываемых и проводимых в процессе расследования по единому плану под руководством следователя при реализации таких следственных действий, как: допрос, обыск, проверка на месте и т.д.;

- сбор и проверка доказательств, вытекающих из совместно производимых действий следователя и аппарата дознания в рамках процессуального закона;

- взаимодействие следователя с СМИ в рамках расследования уголовного дела2.

А. Козусев обратил внимание на то, что эффективное взаимодействие между аппаратами оперативно-розыскным и следственным - это не официальное подчинение, а объединение процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий. Каждый из них по-прежнему является независимым органом, действующим в строгом соответствии с его юрисдикцией3.

По мнению А. Кругликова, именно сообщение субъекту о возлагаемой на него обязанности, необходимости сделать что-либо стало «правовой формой эффективного и целевого взаимодействия между аппаратом оперативно-розыскным и следствен-

2 Гапанович, Н.Н. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений: Учебное пособие / Н.Н. Гапанович, И.И. Мартинович. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - С. 89.

3 Козусев, А. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / А. Козусев // Законность. - 1997. - № 2. - С. 20.

ным»1.

О.А. Косимов считает, что следователь не может поручить органу дознания выполнять все процессуальные действия. Некоторые следственные действия являются прерогативой следователя, и он исполняет их сам, без органа дознания. Это процессуально нигде не закреплено, но в соответствии с установившейся следственной практикой, дознаватель может помочь следователю подготовить и выполнить только сложные и трудоемкие следственные или

специальные задачи во время расследова-

2

ния .

Взаимодействие с учетом особенностей совершения таких преступлений является одним из определяющих факторов успешного расследования.

Конкретные формы взаимодействия следователя с дознанием, их целесообразность и эффективность основаны на следственных ситуациях, которые складываются на том или ином этапе уголовного расследования, и поэтому в конечном итоге направлены на установление фактов, которые составляют предмет доказывания в каждом случае. В частности, на внутригосударственном уровне следственно-оперативная группа представляет собой особую форму взаимодействия.

Другой характерной формой взаимодействия является широко распространенное мероприятие, такое как тактическая операция.

Кроме того, к определенной форме взаимодействия в расследовании преступлений, совершенных против иностранных

1 Кругликов, А. Поручения следователя органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела / А. Кругликов // Уголовное право. - 2011. -№ 4. - С. 88; Мельников, А.С., Поручение как одна из форм взаимодействия следователя с органами дознания / А.С. Мельников, С.С. Чернова // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции (03-04 ноября 2011 г.). Вып. 8. - Тюмень: ООО «Вектор Бук», Тюм. обл. Дума, ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2011. - С. 208.

2 Косимов, О.А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уго-

ловного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности / О.А. Косимов // Российский следователь. -2011. - № 12. - С. 34.

граждан, можно отнести сотрудничество лица, проводящего расследование, и сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с сотрудниками Федеральной миграционной службы России. Эта форма взаимодействия реализуется в части доследственной проверки, а также в ходе расследования дела.

Отметим, что следственные действия, а также оперативно-разыскные и организационные мероприятия необходимы для формулирования конкретной версии, а также для получения полезной информации.

Также необходимо обращаться к другому источнику информации - теоретической основе версии в рамках конкретного уголовного дела.

По мнению О.А. Косимова, «его содержание включает в себя информацию из розыскных, справочных и криминалистических учетов, криминалистических характеристиках конкретных видов преступлений, теоретических специальных знаниях и выводах и различных обобщенных данных, находящихся в специальной литературе и отражающих опыт работы оперативных сотрудников и следователей»3.

В то же время современный опыт оперативных работников ОВД и следователей показывает, что часто сотрудники игнорируют информацию в базе данных теоретической версии.

Также немаловажно выдвижение версии о числе лиц, причастных к совершению преступления, так как только 20% преступлений против иностранных граждан совершаются преступниками-одиночками.

Для решения проблемы быстрого и полного выявления уголовных преступлений, способствующих им обстоятельств, следователь должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и четкой организацией своей деятельности. Начало расследования обычно является событием, которое недоступно прямому восприятию, характеризующееся минимумом фактической информации о совершен-

3 Косимов, О.А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности / О.А. Косимов // Российский следователь. -2011. - № 12. - С 35.

ном преступлении, ее противоречивости и недостаточности. Ситуация усугубляется физической и умственной перегрузкой, вызванной возрастающим объем работы. Поэтому следователь должен эффективно организовать как свою работу, так и работу сотрудников других отделов органов внутренних дел, занимающихся расследованием уголовных преступлений.

Генеральная прокуратура или МИД являются связующим звеном в том случае, если при эффективном расследовании преступлений против иностранных граждан, следователи и органы дознания должны получить ответы по вопросам уголовно-процессуальной деятельности. Именно прокураты регионов (краевые, областные или республиканские) дают информацию по преступлению следователям и органам дознания.

Результаты расследования полагается направлять в МИД Российской Федерации, если Министерство внутренних дел заключило межведомственное соглашение.

Для судебного преследования за уголовные преступления против иностранных граждан важно получить эффективные доказательства и свидетельские показания из других стран, чтобы их можно было использовать в их собственных судах.

Отметим, что настоящая форма сотрудничества зависит, в многом, непосредственно от юридических формальностей. Но данные формальности значительно сужают возможности сотрудничества по расследованию преступлений. Поэтому единственным выходом из данной ситуации будет заключение соглашения о взаимной помощи и взаимном сотрудничестве. Данное соглашение будет призвано значительно облегчить сбор доказательств на территории иностранных государств в форме, принятой судами данных иностранных государств.

Такие соглашения с течением времени стали средством эффективного международного сотрудничества, так как являются его наиболее современными и широкими формами. Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, несомненно, в настоящее время является самой надежной основой дальнейшего совершенствования подобных соглашений.

Различные благоприятные ситуации для

эффективного налаживания положительных отношений и межправительственных усилий по борьбе с мировой преступностью создало образование на основе бывших республик СССР - Содружества Независимых Государств (СНГ). Но, к сожалению, правосудие, в настоящее время все еще осуществляется с усилием, не спеша, и непоследовательно, хотя подчиняется ведомственному принципу.

Наиболее активные усилия в настоящее время по созданию соглашений о сотрудничестве между коллегами из других стран на уровне департаментов проявились на первоначальном этапе объединения потенциалов по борьбе с преступностью.

Именно в 1992 году Российская Федерация, как независимое государство, вошла в вышеуказанные договорные отношения с такими странами, как Украина, Кыргызстан, Туркменистан и Латвия.

Далее подобное соглашение по общим вопросам взаимодействия в борьбе с преступностью были подписаны на уровне Министерств внутренних дел независимых государств. Этими странами стали двенадцати бывших республик СССР, за исключением стран Балтии.

Кругом правонарушений, по которым были подписаны соглашения и осуществлялось взаимное сотрудничество между странами, стали: борьба с международными преступлениями, розыск преступников, пропавших без вести, выявление неопознанных трупов и т.д. А также согласительными пунктами стали - форма, порядок обработки запросов, запросы по уголовным делам, по делам криминалистического учета и материалам об административных правонарушениях.

Страны Содружества Независимых Государств (в апреле 1992 года) заключили и подписали такой документ, как «Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в области преступности» (окончательно доработано на встрече министров внутренних дел стран СНГ1). Именно на основе данного Соглашения непосредственно в настоящее

1 Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Заключено в г. Алма-Ате 24.04.1992). -Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. - М.: СПАРК, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время происходит взаимодействие с оперативными службами ОВД дружественных стран.

Формы сотрудничества самые разнообразные, назовем некоторые:

- проведение расследований; взаимообмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях;

- взаимная помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- обмен опытом профессионалов; обмен учебной литературой о деятельности ОВД;

- обоюдная поддержка в подготовке, переподготовке и обучении персонала.

В этих соглашениях также определяется уровень юридической помощи, формы сотрудничества и взаимная юридическая помощь в выполнении запросов и др.

Отметим, что 22 января 1993 года в Минске была подписана «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях

по гражданским, семейным и уголовным делам» 1 главами государств и правительств СНГ. Данная Конвенция рассчитывала решить вопросы эффективного совместного предупреждения преступности в странах. Отметим, что данный документ тщательно и полно решал вышеуказанные проблемные вопросы, прежде всего на многостороннем, а не двустороннем уровне

Таким образом, как было отмечено, положительный результат в расследовании преступлений обуславливается большим количеством самых различных факторов. Несомненно, одним из данных факторов является взаимодействие следователя с другими участниками уголовного процесс.

Взаимодействие следователя с органами дознания, специалистами и экспертами при расследовании преступлений, с учетом особенностей совершения правонарушений, является одним из основных и решающих факторов успешного выявления общественно опасных деяний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1998. - 10 дек.

2. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Заключено в г. Алма-Ате 24.04.1992): сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. - М.: СПАРК, 1996.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1472.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.

7. Багаутдинов, Ф.Н. Новый вид преступности и вопросы российского гражданства / Ф.Н. Багаутдинов // Законность. - 2016. - № 12. - С. 49-53.

8. Бастрыкин, А.И. Расследование по делам с участием иностранных граждан / А.И. Бастрыкин, О.И. Александров // Законность. - 2014. - № 1. - С. 13-15.

1 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993)) (с изм. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1472.

9. Гапанович, Н.Н. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений: учебное пособие / Н.Н. Гапанович, И.И. Мартинович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1983. - С. 89.

10. Егоров, И. Невеста для иностранца / И. Егоров // Российская газета. - 2016. - 23 мая.

11. Козусев, А. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / А. Козусев // Законность. - 1997. - № 2. - С. 20-28.

12. Косимов, О.А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности / О.А. Косимов // Российский следователь. - 2011. - № 12. - С. 34-37.

13. Кроз, М.В. Криминальное психологическое воздействие / М.В. Кроз, Н.А. Ратино-ва, О.Р. Онищенко. - М.: Юрлитинформ, 2008. - 207 с.

14. Кругликов, А. Поручения следователя органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела / А. Кругликов // Уголовное право. - 2011. -№ 4. - С. 88-92.

15. Мельников, А. С., Поручение как одна из форм взаимодействия следователя с органами дознания / А.С. Мельников, С.С. Чернова // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции (3-4 ноября 2011 г.). Вып. 8. - Тюмень: Вектор Бук, Тюм. обл. Дума, ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2011. - С. 208-210.

16. Ратинов, А.Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании преступлений /А.Р. Ратинов. - М., 2004. - 220 с.

17. Степаненко, Д.А. Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве: понятие и критерии допустимости / Д.А. Степаненко // Российский следователь. - 2014. -№ 9. - С. 52-56.

18. Хармаев, Ю.В. Проблемы совершенствования координации и взаимодействия правоохранительных органов в целях защиты прав и свобод иностранных граждан (на примере России и Монголии) / Ю.В. Хармаев // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2019. - № 2. - С. 11 -14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.