Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COOPERATION / CRIMINAL PROCEEDINGS / EXTREMISM / THE INVESTIGATOR OPERATIONS OFFICER / CRIME / PLANNING / INSTRUCTION / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / INVESTIGATIVE TEAM INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скориков Дмитрий Геннадьевич, Пупцева Анна Викторовна

В настоящей статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия следователя с оперативными службами при расследовании преступлений экстремистской направленности на этапе доследственной проверки сообщения о преступлении, первоначальном и последующих этапах расследования, исследовано содержание процессуальных форм взаимодействия, таких как планирование расследования преступления, исполнение поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, работа в составе следственно-оперативной группы, содействие при выполнении отдельных следственных действий следователем. Выявлены существующие проблемы и предлагаются пути совершенствования деятельности уполномоченных лиц при организации их взаимодействия. В статье обосновано, что для обеспечения качественной совместной работы следователя и оперативного сотрудника большое значение имеет организация взаимодействия, построенного на принципе системности и требованиях нормативных актов: законности, конфиденциальности, согласованности и взаимопомощи субъектов раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности. Ключевые слова: взаимодействие, уголовное дело, экстремизм, следователь, оперативный сотрудник, преступление, планирование, поручение, оперативно-разыскные мероприятия, следственно-оперативная группа, информация.This article examines the problematic aspects of the interaction of the investigator with the operational services in the investigation of crimes of an extremist nature, at the stage of pre-investigation report a crime, the initial and subsequent stages of the investigation, investigated the content of the procedural forms of interaction, such as planning a crime investigation, pursuant to the investigator orders of investigative actions and operational-search activities, work as part of the investigation group, assistance in carrying out certain investigative actions by the investigator. The paper identified the current problems and suggests ways to improve the activity of the authorized persons in the organization of their interaction. The article substantiates that the purpose of the most qualitative collaboration investigator and operational personnel, the importance of the organization of interaction, which should be built on the principle of consistency and be based on the requirements of normative acts based on the rule of law, confidentiality, consistency and mutual entities disclosing and investigation of crimes of an extremist orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скориков Дмитрий Геннадьевич, Пупцева Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

2. Зайцева Е. А. Уголовно-процессуальный статус участников проверки сообщения о преступлении и их правовая активность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 2 (17). С. 50—53.

3. Башинская И. Г. О правовом положении заявителя на досудебной стадии уголовного судопроизводства // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 157—160.

4. Астафьев Ю. В. Нормативные пробелы обеспечения законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: сб. науч. ст. IV-й Междунар. науч.-практ. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2015. С. 16—24.

5. Мамошин М. А. Процессуальное положение заявителя на стадии возбуждения уголовного дела требует уточнения // European Social Science Journal. 2014. № 8—3 (47). С. 565—569.

6. Муженская Н. Е., Костылева Г. В. Заявитель — участник уголовного судопроизводства // Законность. 2012. № 7. С. 52—56.

7. Канцеляров А. В. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела // Законность. 2011. № 8. С. 12.

8. Зайцева Е. А. Регламентация судебной экспертизы на стадии возбуждения уголовного дела: современное состояние и пути совершенствования // Судебная экспертиза. 2016. № 1 (45). С. 38—44.

9. Федюкина А. Ю. Современные процессуальные возможности стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2 (33). С. 116—119.

10. О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса: рекомендация № R (85) 11 Комитета министров Совета Европы (принята 28.06.1985) // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 114.

11. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. I. СПб., 1996.

12. Зайцева Е. А. Трижды потерпевший // Законность. 2015. № 1. С. 34—38.

13. Ибрагимов И. М. Основания и порядок признания лица в качестве потерпевшего // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. М., 2008. № 5—6. С. 36—42.

14. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана: постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000. № 3-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. По жалобе гражданина Андреева Андрея Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктами 1, 5, 11, 12 и 20 части второй статьи 42, частью второй статьи 163, частью восьмой статьи 172 и частью второй статьи 198 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 300Ю. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Свежинцев Е. И., 2016

Д. Г. Скориков, А. В. Пупцева

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В настоящей статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия следователя с оперативными службами при расследовании преступлений экстремистской направленности на этапе доследственной проверки сообщения о преступлении, первоначальном и последующих этапах расследования, исследовано содержание процессуальных форм взаимодействия, таких как планирование расследования преступления, исполнение поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, работа в составе следственно-оперативной группы, содействие при выполнении отдельных следственных действий следователем. Выявлены существующие проблемы и предлагаются пути совершенствования деятельности уполномоченных лиц при организации их взаимодействия.

В статье обосновано, что для обеспечения качественной совместной работы следователя и оперативного сотрудника большое значение имеет организация взаимодействия, построенного на принципе системности и требованиях нормативных актов: законности, конфиденциальности, согласованности и взаимопомощи субъектов раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Ключевые слова: взаимодействие, уголовное дело, экстремизм, следователь, оперативный сотрудник, преступление, планирование, поручение, оперативно-разыскные мероприятия, следственно-оперативная группа, информация.

D. G. Skorikov, A. V. Puptseva

PROCEDURAL FORMS OF COOPERATION WITH THE OPERATIONAL SERVICES

OF THE INVESTIGATOR IN THE INVESTIGATION OF CRIMES OF AN EXTREMIST

This article examines the problematic aspects of the interaction of the investigator with the operational services in the investigation of crimes of an extremist nature, at the stage of pre-investigation report a crime, the initial and subsequent stages of the investigation, investigated the content of the procedural forms of interaction, such as planning a crime investigation, pursuant to the investigator orders of investigative actions and operational-search activities, work as part of the investigation group, assistance in carrying out certain investigative actions by the investigator. The paper identified the current problems and suggests ways to improve the activity of the authorized persons in the organization of their interaction.

The article substantiates that the purpose of the most qualitative collaboration investigator and operational personnel, the importance of the organization of interaction, which should be built on the principle of consistency and be based on the requirements of normative acts based on the rule of law, confidentiality, consistency and mutual entities disclosing and investigation of crimes of an extremist orientation.

Key words: cooperation, criminal proceedings, extremism, the investigator Operations Officer, crime, planning, instruction, operational-search measures, investigative team information.

В последнее время отмечается высокий уровень насильственной преступности, кроме того, большую тревогу вызывает рост преступности экстремистской направленности.

Небольшое количество раскрытых преступлений экстремистской направленности указывает на недостаточную организацию взаимодействия уполномоченных сотрудников при раскрытии и расследовании данной категории преступлений. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение вопросов взаимодействия следователя с оперативными службами в целях оптимизации их совместной деятельности.

Криминалистика определяет взаимодействие субъектов расследования как форму организации расследования преступлений, заключающуюся в установленном законом порядке совместную деятельность следователя и оперативного сотрудника, согласованную по времени, месту и цели [1, с. 31].

Сущность взаимодействия следователя и оперативного сотрудника многими учеными определяется как основанное на правовых актах взаимное оказание помощи в целях решения задач уголовного судопроизводства, заключающееся в согласованной совместной деятельности уполномоченных лиц на стадии возбуждения уголовного дела и расследования преступления, с четким разграничением полномочий и учетом руководящей роли следователя [2, с. 231].

Выделяют две формы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников органа дознания,

а именно: процессуальную и непроцессуальную. Данные формы не означают их соподчинения или объединения разыскных и процессуальных принципов деятельности. Следователь и оперативный сотрудник объединяются общими задачами для решения единственной цели — борьбы с преступностью.

Взаимодействие следователя и органа дознания — взаимный обмен информацией. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) своевременность поступления информации;

б) относимость и достаточность информации, представляемой субъектами взаимодействия;

в) доступность информации для восприятия;

г) достоверность информации.

Эффективность взаимодействия следователя

и органа дознания зависит от его формы. В. В. Котов справедливо отмечает, что взаимодействие при расследовании преступлений необходимо классифицировать как осуществляемое в непроцессуальной и процессуальной формах [3, с. 15].

Процессуальной формой взаимодействия является урегулированная в нормах уголовно-процессуального и иного законодательства совместная деятельность следователя и оперативного сотрудника. Напротив, непроцессуальная форма взаимодействия — это совместная деятельность указанных субъектов, прямо не предусмотренная положениями нормативных документов [3, с. 16].

Характер взаимодействия всегда определяется складывающейся следственной ситуацией в конкретный период. Совместная работа следователя

и сотрудников органа дознания по собиранию первоначальной информации о совершенном преступлении носит методический характер. На этапе проведения доследственной проверки сообщения о преступлении средства данной проверки имеют непроцессуальный характер.

В свою очередь, при производстве предварительного расследования необходимость во взаимодействии характеризуется:

— ненадлежащей отработкой всех следственных версий;

— недостатком информации о субъектах совершенного преступления;

— наличием трудностей при производстве следственных действий и установлении доказательств.

В связи с изложенным, с учетом сложившейся следственной практики взаимодействие следователя и оперативного сотрудника имеет следующие направления:

— планирование расследования преступления;

— исполнение поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

— работа в составе следственно-оперативной группы;

— содействие при выполнении отдельных следственных действий следователем;

— взаимный обмен информацией, полученной в процессе оперативно-разыскной работы и в ходе предварительного следствия;

— оперативное сопровождение производства расследования.

Названные формы взаимодействия следователя и оперативного сотрудника являются процессуальными, так как базируются на нормах законодательства, и характеризуются наличием процессуальных отношений между следователем и оперативным сотрудником при производстве предварительного расследования по уголовному делу [4, с. 445].

Процессуальные формы взаимодействия следователя и оперативных служб в ходе раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности могут быть выражены по-разному.

При проведении проверки сообщения о преступлении взаимодействие происходит при совместной работе по анализу оперативных материалов, а именно:

— сведений, которые получены оперативно-разыскными средствами;

— имеющихся в наличии оперативных материалов;

— первичных материалов, которые свидетельствуют о наличии или отсутствии признаков преступления. В случае если данные материалы содержат неполные сведения или вообще не содержат сведений о преступлении, то необходимо провести проверку сообщения о преступлении.

К работе с делами оперативного учета, а именно к планированию гласных оперативно-разыскных мероприятий, например к проведению опроса, наведению справок, исследованию предметов или документов, обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, могут привлекаться следователи, эксперты, иные сотрудники, обладающие необходимыми специальными знаниями [5, с. 56].

В случае возбуждения уголовного дела о преступлении экстремистской направленности взаимодействие между следователем и оперативными службами должно осуществляться вплоть до окончания производства по уголовному делу, при этом сведения, которые получены оперативно-разыскным путем, могут обладать как ориентирующим, так и доказательственным характером.

В ходе расследования преступления процессуальная форма взаимодействия может изменяться в зависимости от складывающейся следственной ситуации и стадии расследования преступления.

Процессуальная форма взаимодействия характеризуется:

— исполнением оперативными и иными службами письменных поручений следователя о производстве оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий по уголовным делам, находящимся в производстве следователя;

— участием в производстве следственных действий;

— проведением оперативно-разыскных мероприятий в целях установления лица, совершившего преступление;

— обменом оперативной и следственной информацией, полученной при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.

Важной формой процессуального взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности является формирование следственных групп. В состав следственной группы должны быть включены следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел. Следователи самостоятельно проводят порученные им руководителем конкретные следственные действия, однако основные решения по уголовному делу должен принимать только руководитель следственной группы.

В случае создания следственной группы любой следователь, включенный в следственную группу, может направить поручение органу дознания в целях производства необходимых оперативно-разыскных мероприятий при расследовании преступления. Поручение направляется для организации исполнения начальнику органа дознания. Если необходимо, чтобы поручение исполняли конкретные сотрудники, то в нем надо указать их фамилии. В случае если в состав следственной группы

включены оперативные сотрудники, то они должны обеспечивать оперативное сопровождение расследования преступления на протяжении всего срока предварительного следствия.

При производстве расследования преступления экстремистской направленности возникает необходимость неотложного проведения следственных и оперативно-разыскных мероприятий совместно с оперативными сотрудниками. Согласно нормативным актам МВД России поручение может быть сделано как в устной, так и в письменной форме. Как правило, в устной форме поручение дается следователем в ходе работы на месте происшествия. Напротив, при производстве расследования по возбужденному уголовному делу совместная работа осуществляется при направлении письменных поручений.

Отметим, что следователь может подтвердить поручение, данное только в письменной форме. В случае дачи поручения органу дознания в устной форме и ненадлежащего его исполнения оперативным сотрудником могут возникнуть проблемные вопросы, связанные с содержании поручения следователя. При наличии противоречий между следователем и оперативным сотрудником нельзя проконтролировать полноту исполнения устного поручения. Как правило, следователь дает устные поручения, если необходимо срочно провести какие-либо оперативно-разыскные мероприятия или следственные действия и отсутствует время для составления и направления письменного поручения. В этом случае, по нашему мнению, в дальнейшем необходимо оформить поручение в письменном виде, для того чтобы узаконить мероприятия, проводимые оперативным сотрудником.

Как правило, поручения о производстве оперативно-разыскных мероприятий следователь направляет для того, чтобы установить личности и местонахождение лиц, совершивших преступление, связи и образ жизни обвиняемого, местонахождение вещественных доказательств, например орудий преступления, похищенного имущества, соучастников и т. п.

Если возникает необходимость направления поручений оперативным сотрудникам по уголовным делам экстремистской направленности, то следователю необходимо указать те обстоятельства, которые подлежат установлению, их значение для расследования преступления. Кроме того, нужно отразить как можно больше информации, полезной для быстрого и качественного исполнения поручения. В данном документе следователь может указать срок исполнения поручения.

По нашему мнению, следует чаще использовать возможности направления поручений, так как при этой форме взаимодействия следователь может использовать возможности, которыми он самостоя-

тельно не обладает, например оперативно-разыскного характера.

В ходе исполнения поручения следователь и сотрудник органа дознания должны постоянно поддерживать связь, обмениваться информацией, обсуждать и согласовывать свои действия, касающиеся последовательности проведения необходимых мероприятий. Весьма полезным также является незамедлительный обмен полученными сведениями о результатах проведенных действий и мероприятий.

Одной из процессуальных форм взаимодействия при производстве по уголовным делам экстремистской направленности является участие оперативного сотрудника в проведении следственных действий. В нормативных актах не указаны конкретные следственные действия, в которых может участвовать оперативный сотрудник. Фактически оперативные сотрудники могут привлекаться к качестве участвующих лиц при производстве любых следственных действий. Как правило, оперативные сотрудники привлекаются к осуществлению наиболее сложных следственных действий или при наличии противодействия расследованию со стороны подозреваемого (обвиняемого) [6, с. 28].

Если при производстве следственного действия участвует оперативный сотрудник, то его задачи могут быть различными. Как правило, органы дознания выполняют мероприятия по сбору сведений, которые входят в содержание следственного действия. Основу содержания участия оперативного сотрудника составляют совместные со следователем меры по выбору и использованию тактических приемов производства следственного действия.

При производстве следственного действия с участием сотрудников органа дознания им может быть поручено проведение дополнительных мероприятий, которые не запрещены в ходе следственного действия, но не включены в содержание следственного действия:

— установление сведений о личности и опрос лиц, которые оказались в местах производства следственного действия;

— устранение возможных препятствий на пути к месту производства следственного действия;

— обеспечение безопасности участников следственного действия.

Если следственное действие производится в конфликтной ситуации, то необходимо предупредить об этом оперативных сотрудников и определить способы преодоления данных ситуаций [7, с. 133].

Таким образом, в целях качественной совместной работы следователя и оперативного сотрудника организация взаимодействия должна быть системной и базироваться на требованиях нормативных актов на основе принципов законности, конфиденциальности, согласованности и взаимопо-

мощи участников раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Последовательность системного взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками определяется с учетом сложности и трудоемкости прове-

дения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, обеспечения безопасности участвующих лиц, а также необходимости использования дополнительных сил и средств в целях раскрытия и расследования преступлений.

Список библиографических ссылок

1. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

2. Уголовный процесс: учебник / под ред. С. А. Колосовича, Е. А. Зайцевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

3. Котов В. В. Организационные и тактические основы взаимодействия следователя и органов дознания при производстве отдельных следственных действий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.

4. Шурухнов Н. Г. Криминалистика. М., 2005.

5. Пархоменко В. И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

6. Скориков Д. Г., Бирюков С. Ю., Шинкарук В. М. Особенности расследования преступлений экстремистской направленности: учеб. пособие. Волгоград, 2013.

7. Скориков Д. Г. Организация взаимодействия следователя с оперативными службами при расследовании преступлений, совершенных экстремистскими организациями // Современные гуманитарные проблемы: сб. науч. тр. / редкол.: П. В. Анисимов [и др.]. Волгоград, 2010. Вып. 13.

© Скориков Д. Г., Пупцева А. В., 2016

***

Б. П. Смагоринский, К. А. Ефремов

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются некоторые вопросы международно-правового регулирования оперативно-разыскной деятельности.

Оперативно-разыскная деятельность не только является интересным, важным и сложным направлением специальной деятельности уполномоченных органов государственной власти, но и имеет большое теоретическое, научное и практическое значение в обеспечении государственной, военной, информационной, экономической, экологической безопасности, а также в сфере борьбы с преступностью.

Сегодня оперативно-разыскная деятельность — это основной и эффективный инструмент для раннего выявления преступлений и преступников, пресечения преступной деятельности, а также обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Положения международных законодательных актов различных уровней, которые были рассмотрены в статье, показывают, что существует ряд правовых норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере оперативно-разыскной деятельности. Расширение правового регулирования международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности позволяет установить факт формирования новой независимой области международного права — международного оперативно-разыскного закона.

Ключевые слова: международные отношения, неправительственные организации, транснациональный характер, оперативно-разыскная деятельность, государственная безопасность, легализация преступных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.