Выводы
1. Комбинированное воздействие химического и биологического факторов на организм животных приводит к колебаниям содержания нуклеиновых кислот в тканн легких.
2. Электросварочная пыль и вирус гриппа в случае их сочетанного применения вызывают интенсивную пролиферацию клеток ткани легкого и нетипичное их развитие.
3. При гигиенической оценке новых электросварочных материалов необходимо учитывать возможное в условиях производства комбинированное воздействие на организм электросварочного аэрозоля и гриппозной инфекции.
ЛИТЕРАТУРА
Воронцова Е. И. В кн.: Гигиена труда и техника безопасности при электро-сварочиых работах. М., 1962, с. 7.— Мигай К. В., Тимофеева О. Н., Юштин Е. И. Техника безопасности при электросварочных работах в судостроении. Л., 1964. — Шубладзе А. К., Гайдамович С. Я. Краткий курс практической вирусологии. М„ 1954.
Поступила 19/Х1 1966 г.
УДК 613.2-099-036.11-02:615.732.64-036.1
некоторые особенности в клинике острого отравления гранозаном
И. В. Слатов, 3. И. Зимникова Смоленская областная санэпидстанция и Смоленский психоневрологический диспансер
В отечественной литературе послевоенных лет описано несколько случаев пищевых отравлений гранозаном. Клиника гранозановых отравлений весьма разнообразна, однако, как правило, отмечается преимущественное поражение центральной и периферической нервной системы по типу энцефаломиелита, энцефалополиневрита и энцефаломиелополиневрита. Мы наблюдали случай острого пищевого отравления гранозаном, имеющего, по нашему мнению, некоторые отличия от клиники уже описанных интоксикаций. Первые признаки отравления появились через 2—3 часа от момента употребления в пищу гороха, протравленного гранозаном. Далее патологические явления бурно нарастали, появились психические расстройства в форме аментивно-дели-риозного и эпилептиформного синдромов, сопровождавшиеся тяжелым общим состоянием.
Приведем наше наблюдение.
Николай И., 13 лет., 26/У вместе с братом проходил через поле, засеянное накануне горохом. «Брат клал горох в карман и потом на реке побросал рыбам, а я собирал и ел», — рассказывал впоследствии Коля. — «Всего съел горсти три». По возвращении домой мальчик почувствовал слабость, появилась головная боль и тошнота. Утром следующего дня отмечалась общая слабость, но к концу занятий в школе головная боль усилилась, была рвота. Идя из школы, ребенок испытывал страхи, перестал осмысливать окружающую обстановку, был дезориентирован в месте и времени, убегал в сторону, противоположную дому. Имело место нарушение восприятий в форме обильных зрительных галлюцинаций. «Надо мной, — объяснял пострадавший,— летал огромный человек с крыльями, который все время старался меня поймать». Подойдя к дому, мальчик потерял сознание. Ночью продолжал галлюцинировать, говорил не по существу. Был доставлен в районную больницу, откуда через 3 дня переведен в областную детскую больницу с диагнозом хореи (?).
Данные обследования: гиперемия лица и кожных покровов всего тела, гипер-кинезия мышц верхней половины туловища, во внутренних органах и центральной нервной системе органических изменений не выявлено, анализы крови без особенностей. В моче обнаружена ртуть в количестве 0,0001 мг/л. После лечения унитиолом в комплексе с витаминными препаратами больной через 10 дней был выписан домой в удовлетворительном состоянии. Резкое ухудшение состояния наступило на 2-й день после выписки, когда мальчик купался в реке. На фоне сильной головной боли наблюдались приступы потери сознания по типу больших эпилептиформных припадков с клоническими и тоническими судорогами, непроизвольным мочеиспусканием, выделением пены изо рта. Был повторно стационирован в областную детскую больницу, где в первые дни припадки наблюдались неоднократно; наблюдалось сумеречное со-
8 Гигиена и санитария № 5
113
стояние сознания, сопровождавшееся двигательным и речевым возбуждением. Аминазине- и унитиолотерапия не давала заметного улучшения. На 9-й день пребывания в стационаре общее состояние больного было тяжелое; началась лихорадка (температура до 38°).
Переведен в психоневрологический диспансер; здесь в первый же день наблюдался типичный эпилептиформный припадок с последующим длительным сном. Данные обследования в этот период: приглушенность тонов сердца и систолический шум на основании; увеличение размеров печени и ее болезненность по краю реберной дуги. Гингивит. Артериальное давление 90/60 мм рт. ст. РОЭ 26—35 мм в час. Ртуть в моче в количестве 0,04 мг/л. Гематологические сдвиги: эозинофилия (8%) и моноцитов (11%). Очаговых признаков поражения нервной системы не установлено. Психический статус без особенностей: больной доступен контакту, общителен, ориентирован полностью, болезненных идей не высказывает, расстройств восприятия не выявлено. Продолжали унитиоло-витаминотерапию. Припадки с потерей сознания прекратились, однако в течение первых 10 дней наблюдались судорожные подергивания мышц всего тела. На протяжении последующих 2 месяцев больной продолжал жаловаться на головные боли, имелись признаки астенизации.
Санитарно-гигиеническое расследование условий отравления показало, что горох был протравлен гранозаном (содержание этилмеркурхлорида 2,5%) из расчета 4 кг препарата на 1 т семян. Протравливание производилось сухим способом при помощи машины ПУ-3. Протравленный горох был посеян совхозом 22/У и сразу же заборонован. До 26/V дождей не было и, следовательно, количество гранозана на горохе оставалось близким к первоначальному. При лабораторном исследовании гороха, собранного на поле, обнаружено 95 мг/кг этилмеркурхлорида (по ртути). Если учесть, что мальчик употребил в пищу около 200—250 г гороха, то в организм поступило примерно 23 мг действующего вещества.
Выводы
1. Этилмеркурхлорид при поступлении в желудок даже в сравнительно небольшом количестве способен вызвать тяжелое отравление, при котором скрытый период исчисляется часами.
2. Возможны рецидивы гранозановой интоксикации под воздействием провоцирующих факторов.
3. Гранозановые отравления могут протекать в форме аментивно-делириозного и эпилептиформного синдромов с бурным развитием психотической симптоматики.
Поступила 22/11 1967 г.
УДК 614.898.5:615.776]:546.794.02.210
эффективность очистки кожных покровов
от полония-210
А. Н. Ефимова, А. М. Воробьев, М. А. Ходырева, А. Г. Изергина Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР, Москва
Наличие полония на кожных покровах может представлять потенциальную опасность всасывания его в организм через нормальную кожу. Согласно литературным данным, при аппликации полония на кожу животных имеет место резорбция изотопа в организм. Так, по данным ОогЬаш, через неповрежденную кожу мышей за сутки всасывается до 0,4% нанесенного количества вещества.
В настоящем сообщении приводятся данные испытаний, выполненных в лабораторных условиях. Первым этапом явилось испытание ранее разработанных рецептур, рекомендованных для очистки кожи от плутония и осколочных элементов. Кроме того, впервые были испытаны некоторые новые средства типа тиоловых соединений. Кожные покровы рук загрязняли в одних случаях раствором азотнокислого полония в 1,5 н. растворе НЫ03, а в других путем контакта с загрязненными полонием предметами. Исходные уровни загрязнения и время контакта выбирали с таким расчетом, чтобы облучение рук не превышало дневной дозы 0,1 бэр. Исходные уровни были обычно равны (6-нЗО) • Ю-5 мккюри на 1 см2 поверхности ладони. Время контакта радиоактивного вещества с кожными покровами в обоих вариантах опытов составляло 2 мин. После установления уровней загрязнения кожу обрабатывали одним из моющих средств по общепринятой методике.
Данные испытаний после троекратной очистки представлены в таблице.