13. Фельде О.В. Профессиональные подъязыки и терминологии русского языка как объекты научного изучения. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015; 4 (157): 178-184.
14. ББС - Большой бухгалтерский словарь. Под редакцией А.Н. Азрилияна. Москва: Институт новой экономики, 1999.
15. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01. «Строительство» (уровень бакалавриата) от 07.04.2015 г.
16. Методические указания к прохождению производственных и преддипломной практик для студентов, обучающихся по направлению 270800 «Строительство» профиль «Промышленное и гражданское строительство». Сборщиков С.Б. и др. Москва: МГСУ, 2014.
References
1. Basova I.A. Obuchenie studentov yazykovyh special'nostej pis'mennomu referirovaniyu zvuchaschih akademicheskih tekstov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2012; Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki), № 2: 178 - 183.
2. Tekuchev A.V. Tak li uzh nesovershenna metodika russkogo yazyka kak nauka. Russkijyazyk v shkole. 1960; 4: 88 - 93.
3. Panov M.V. Lingvistika i metodika prepodavaniya russkogo yazyka. Voprosy yazykoznaniya. 1989 1: 31 - 43.
4. Morkovkin V.V. Rassuzhdeniya o nekotoryh lingvisticheskih ponyatiyah v prikladnom aspekte. Russkij yazyk za rubezhom. 1979; 6: 74 - 79.
5. Bahtin M.M. Avtor i geroj. K filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2000.
6. Shmeleva T.V. Model' rechevogo zhanra. Zhanry rechi. Pod redakciej V.V. Dement'eva. Saratov, 1997; Vyp.1: 88 - 98.
7. S'ES - Stilisticheskij 'enciklopedicheskijslovar'russkogo yazyka. Pod redakciej M.N. Kozhinoj. Moskva. Flinta: Nauka, 2003.
8. Kolesnikova N.I. Lingvodidakticheskaya koncepciya formirovaniya zhanrovojkompetenciiuchaschihsya vsisteme nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 2009.
9. Steksova T. Kommentarij kak rechevoj zhanr i ego variativnost'. Zhanry rechi. Saratov. 2014; № 1-2 (9-10): 81 - 88.
10. Matveeva T.V. Uchebnyj slovar': russkij yazyk, kul'tura rechi, stilistika, ritorika. Moskva: FLINTA: Nauka, 2003.
11. Kul'tura russkoj rechi: 'Enciklopedicheskij slovar'-spravochnik. Pod redakciej L.Yu. Ivanova, A.P. Skovorodnikova, E.N. Shiryaeva i dr. Moskva: FLINTA: Nauka, 2003.
12. Kolesnikova N.I. Formirovanie zhanrovoj kompetencii studentov i magistrantov v professional'noj sfere obscheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2009; 7: 57 - 65.
13. Fel'de O.V. Professional'nye pod'yazyki i terminologii russkogo yazyka kak ob'ekty nauchnogo izucheniya. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2015; 4 (157): 178 - 184.
14. BBS - Bol'shojbuhgalterskijslovar'. Pod redakciej A.N. Azriliyana. Moskva: Institut novoj 'ekonomiki, 1999.
15. FGOS - Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 08.03.01. «Stroitel'stvo» (uroven' bakalavriata) ot 07.04.2015 g.
16. Metodicheskie ukazaniya k prohozhdeniyu proizvodstvennyh i preddiplomnoj praktik dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu 270800 «Stroitel'stvo» profil' «Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo». Sborschikov S.B. i dr. Moskva: MGSU, 2014.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК 612.821
Anikina E.V., Cand. of Sciences (Biology), assisting teacher, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology,
PFUR (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SOME SPECIAL FEATURES OF ADAPTATION OF STUDENTS FROM AFRICAN COUNTRIES TO THE CONDITIONS OF THE CAPITAL CITY. The article assesses the adaptation of African students to the complex of factors of the metropolitan area during their studies in Moscow. 106 students (age 18+1.2), who came from different countries of Africa, were interviewed. The results show that 67% of students believe that they have already adapted, although it took time, 65% of respondents note that their performance in higher education school decreased in relation to performance, code they studied at home. Negative factors in the process of adaptation of the African students associated with everyday life - living in a hostel and changing food habits. Thus, 74% of the African students believe that their living conditions deteriorated after their arrival in Russia, 56% note that food changes adversely affect their well-being.
Key words: megalopolis, adaptation, foreign students, anthropogenic factors.
Е.В. Аникина, канд. биол. наук, ассистент каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, Москва,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АФРИКИ К УСЛОВИЯМ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
В статье дается оценка адаптации африканских студентов к комплексу факторов столичного мегаполиса в период их обучения в Москве. На выборке 106 студентов (возраст 18+1,2), приехавших из различных стран Африки, было проведено анкетирование. Полученные результаты показали, что 67% студентов считают, что они уже адаптировались, хотя на это потребовалось время, 65% опрошенных отмечали, что их успеваемость в ВУЗе снизилась по отношению к успеваемости, когда они учились у себя дома. Негативными факторами в процессе адаптации у африканских студентов также были связаны с бытом - проживание в общежитии и изменение пищевого поведения. Так 74% африканских студентов считали, что после приезда в Россию их жилищные условия ухудшились, 56% отмечали, что изменения питания отрицательно сказывается на их самочувствии.
Ключевые слова: мегаполис, адаптация, иностранные студенты, антропогенные факторы.
Здоровье человека формируется на протяжении всей его жизни путем постоянного взаимодействия наследственно-конституциональных особенностей организма с окружающей его природной и социальной средой, при этом имеет место географическая и этническая вариабельность нормы и патологии [1 - 2].
В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, которая характеризуется специфическими условиями труда и жизни [3]. Особого внимания требует изучение адаптационных возможностей африканских студентов Московских ВУЗов к новой, чуждой для них природной и социальной среде обитания [4]. Необходимо учитывать, что
адаптация к учебному процессу иностранных студентов связана с приспособлением к новым климато-географическим и социальным условиям, что приводит к напряжению физиологических систем организма, а порой к их срыву [5].
Среда обитания действует на человека не прямо, а опосредованно - через условия его жизни. Для каждого человека наиболее привычной средой обитания, за исключением экстремальных случаев, является его место рождения.
В связи с наличием различных подходов к определению уровней социально-психологической адаптации сложным является вопрос выделения критериев и факторов адаптированности [6; 7].
В современной научной литературе традиционно рассматривается адаптация иностранных студентов к определенным факторам, например: адаптация к физическим нагрузкам, климатическая адаптация, социальная или психологическая адаптация и т. д. [6]. Однако, с поступлением в ВУЗ в чужой стране, иностранцы попадают в непривычную для них социальную, языковую и национальную среду, а значит, для успешного обучения, им приходится адаптироваться к множеству самых различных факторов [6].
Традиционно под адаптацией понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Адаптационные возможности являются предметом изучения целого ряда наук, включая все гуманитарные и медико-биологические науки.
Поэтому актуальной задачей является изучение психофизиологических аспектов адаптации иностранных, и, в частности, африканских студентов к учебно-воспитательному процессу, а также разработка рекомендаций, направленных на совершенствование их адаптации.
Цель исследования - выявление особенностей адаптации студентов московских ВУЗов, приехавших из стран Африки, к условиям промышленного города Москвы на основе протекания психофизиологических реакций.
Объектом исследования стали 106 студентов Российского университета дружбы народов, приехавшие из различных стран Африки, в возрасте от 17 до 24 лет, проживающих в Москве не менее одного года.
Студенты из стран Тропической Африки сталкиваются со многими трудностями, пытаясь приспособиться к ритмам огромного города, к новому социальному окружению, к нетрадиционной пище, к повышенной бактериальной насыщенности атмосферы, к «всегда плохой погоде», к постоянному нахождению в толпе, к транспортной усталости, возникающей вследствие ежедневных длительных поездок на общественном транспорте; к нервным перегрузкам, вызванным напряженным и неравномерным трудовым ритмом и т. д. При этом не следует забывать, что переход от школьного к вузовскому обучению сам по себе является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, на их личностном развитии и эффективности профессиональной подготовки.
В ходе нашего исследования было проведено анкетирование африканских студентов. Разработанная нами анкета была направлена на оценку основных проблем адаптации:
1) академических, т. е. связанных с учебным процессом;
2) психофизиологических, т. е. связанных с индивидуальными особенностями личности и состоянием здоровья;
3) социокультурных, связанных с условиями новой социальной среды;
4) бытовых, связанных с условиями проживания и питания;
5) экологических (смена климатических зон, сбой биоритмов из-за смены часовых поясов, воздействие неблагоприятных погодных условий, загрязненность воды и воздуха).
При ответе на вопрос, легко ли они адаптировались к условиям жизни и учебы в Москве, 67% студентов считают, что они уже адаптировались, хотя на это потребовалось время, 12% затруднились ответить, и лишь 21% признали, что они до сих пор не адаптировались. К сожалению, анализ анкет показывает, что это не соответствует истине: те или иные проблемы с адаптацией присутствуют у большинства опрошенных.
Основным фактором, к которому надо адаптироваться иностранному студенту, является учебный процесс, так как учеба -главная цель приезда в Россию. Основной составной частью проблемы адаптации на академическом уровне является преодоление «дидактического барьера», то есть перестройка школьного отношения к учебному процессу. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптирован-ности: 65% опрошенных отмечают, что их успеваемость в ВУЗе снизилась по отношению к успеваемости в среднем образова-
Библиографический список
тельном учреждении. При этом 74% признают, что сложности в процессе обучения связаны с недостаточным знанием русского языка и оценивают свой уровень владения им как средний.
Приспособление к резкому изменению климатических и бытовых условий заставляет человека включать соответствующе адаптационные механизмы, что оказывает отрицательное влияние на учебный процесс, отодвигая его на второй план.
При анализе анкет выявилась низкая адаптация респондентов к климатическим условиям Москвы. Смена климата может вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления, обострить хронические заболевания. Повышение и понижение температуры, изменение влажности воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового дня, частое отсутствие солнца в течение осени и долгая холодная зима оказывают очень сильное воздействие на студентов из теплых стран, вплоть до депрессивных состояний.
Негативными факторами в процессе адаптации являются проблемы бытового плана, связанные с проживанием в общежитии и изменением пищевого поведения: 74% студентов считают, что после приезда в Россию их жилищные условия ухудшились, 56% отмечают, что изменения питания отрицательно сказывается на их самочувствии.
Воздействие климата и условий проживания, в свою очередь, неблагоприятно сказываются на здоровье и психологическом состоянии респондентов. Чаще всего можно встретить жалобы на чувство усталости, дискомфорт, ухудшение памяти (78% опрошенных). Расстройства здоровья отмечают 56 % респондентов.
Социальная адаптация также проходит очень сложно. Так адаптация африканских студентов к новой социокультурной среде связана с двумя группами факторов. Первый - зависящий от студента (уровень базовой подготовки, знания русского языка, способностью к обучению, особенности национального менталитета). Второй - зависящий от преподавателя (проявление терпения и понимания в ситуации, когда преподаватель не понимает студента, так как тот плохо владеет русским языком).
Недостаточный уровень владения русским языком приводит к тому, что большинство опрошенных (83%) преимущественно общается со своими земляками, избегая студентов других национальностей, что снижает возможность практики разговора на русском языке. Кроме того, более половины респондентов (69%) отмечают, что испытывали негативное отношение к себе со стороны представителей других национальностей, в том числе со стороны русских.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Попадая в иную социокультурную среду, африканский студент испытывает необходимость адаптироваться к ней с разных позиций:
- как представитель своей нации, т. е. как носитель своей культуры и своих обычаев;
- как молодой человек, т. е. как социализированная личность, обладающая индивидуально-психологическими особенностями,
- как студент, т. е. субъект деятельности педагогической среды и как объект воздействия этой среды на него.
2. Результаты анкетирования подтверждают, что процесс адаптации затрагивает многие сферы жизнедеятельности и не проходит для студента незаметно. Особенности адаптации иностранных студентов определяются комплексом факторов (физиологических, социальных, психологических, профессиональных), создающих ситуацию, близкую к экстремальной.
3. Главным условием эффективной адаптации африканских студентов является быстрое и качественное овладение русским языком, что облегчает общение, как с преподавателями, так и с представителями других национальностей, что, в свою очередь, приводит к расширению кругозора и положительно сказывается на успеваемости. Таким образом, именно успехи в учебном процессе способны сгладить негативные аспекты в процессе адаптации африканских студентов к комплексу факторов столичного мегаполиса в период их обучения в Москве.
1. Ходорович А.М., Радыш И.В., Крупнов А.И., Маслова О.В. Медико-психологическая адаптация иностранных граждан в условиях мегаполиса. Москва, 2008.
2. Глебов В.В., Сошников Е.А. Адаптация студентов из КНР в условиях экологии столичного мегаполиса. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012; 1: 252.
3. Арсеньев Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. Санкт-Петербург, 2003.
4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. Санкт-Петербург, 1993.
5. Глебов В.В. Состояние двигательной активности студентов в условиях обучения в столичном вузе. Спортивный психолог. 2012; 3: 85.
6. Глебов В.В., Сошников Е.А. Адаптация студентов из КНР в условиях экологии столичного мегаполиса. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012; 1: 252.
7. Глебов В.В., Исаев К.В. Становление идентичности учащейся молодёжи на современном этапе развития (на примере студентов РУДН). Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 218 - 219.
References
1. Hodorovich A.M., Radysh I.V., Krupnov A.I., Maslova O.V. Mediko-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh grazhdan v usloviyah megapolisa. Moskva, 2008.
2. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Adaptaciya studentov iz KNR v usloviyah 'ekologii stolichnogo megapolisa. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2012; 1: 252.
3. Arsen'ev D.G. Social'no-psihologicheskie i fiziologicheskie problemy adaptacii inostrannyh studentov. Sankt-Peterburg, 2003.
4. Ivanova M.A., Titkova N.A. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh studentov pervogo goda obucheniya v vuze. Sankt-Peterburg, 1993.
5. Glebov V.V. Sostoyanie dvigatel'noj aktivnosti studentov v usloviyah obucheniya v stolichnom vuze. Sportivnyjpsiholog. 2012; 3: 85.
6. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Adaptaciya studentov iz KNR v usloviyah 'ekologii stolichnogo megapolisa. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2012; 1: 252.
7. Glebov V.V., Isaev K.V. Stanovlenie identichnosti uchaschejsya molodezhi na sovremennom 'etape razvitiya (na primere studentov RUDN). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 218 - 219.
Статья поступила в редакцию 05.04.18
УДК 378
Akhmetshina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Russian University of Justice (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE LEGAL ETHICS OF A LAWYER AND A JUDGE. Compliance with the requirements imposed to legal professional ethics is a pledge of successful career of every lawyer. The article is dedicated to the study of the most important qualities necessary for every worker of legal profession. Responsibility, independence, honesty and unselfishness are distinguished among such qualities. The level of legal culture of a lawyer depends on qualitative and effective performance of his duties, on preservation of honor, dignity, business reputation of a person who receives legal assistance, on the prestige of the lawyer and his colleagues, as well as the legal profession as a whole. The paper studies the nature and significance of moral principles in the activity of the lawyer. The work studies the origin and the specificity of professional ethics in general, defines the tasks of legal ethics, formulates the signs, characterizing the concept of professional ethics of lawyers.
Key words: legal professional ethics, responsibility, honesty, jurisprudence, lawyer, judge, education, professional skills.
Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Хабаровский
государственный университет правосудия, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ЭТИКА ЮРИСТА И СУДЬИ
Соблюдение требований, предъявляемых к профессиональной юридической этике, является залогом успешной карьеры каждого юриста. Данная статья посвящена освещению наиболее важных качеств, необходимых каждому представителю юридической профессии. Среди них можно выделить ответственность, независимость, честность и бескорыстие. От уровня правовой культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь, престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом. Статья посвящена исследованию сущности и значению нравственных начал в деятельности юриста. Изучены возникновение и специфика профессиональной этики в целом, определены задачи юридической этики; сформулированы признаки, характеризующие понятие профессиональной этики юриста.
Ключевые слова: профессиональная этика юриста, ответственность, честность, работники юридической профессии, правовая этика, юриспруденция, юрист, судья, образование, профессиональные навыки.
Этика судьи представляет собой совокупность определённых норм, правил поведения судей как носителей судебной власти и членов судейского сообщества. Профессиональные требования, которыми руководствуются юристы, нередко подаются как набор инструментальных правил, призванных способствовать быстрейшему достижению максимального результата при наименьшем вложении сил и средств. Однако такого рода подход, реализуемый в ряде сфер социальной деятельности (политика, управление, экономика), перестает действовать, как только мы вторгаемся в сферу действия права. Ещё А.Ф. Кони, стоявший у истоков нового направления, указывал, что будущим правоведам «следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику, как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности» [1, с. 79]. В сферу ответственности юриста, какова бы ни была его специализация, входят вопросы жизни и здоровья, определения будущей судьбы, защиты чести и достоинства, отстаивания интересов конкретных людей. Стоит отметить, что «формирование социально-этической компетентности будущих юристов представляет собой процесс, направлен-
ный на формирование и развитие знаний этических основ профессиональной юридической деятельности, умений, навыков и опыта решения учебно-профессиональных задач в соответствии с нормами и требованиями юридической этики, а также общественно-значимых ценностных ориентаций, морально-волевых качеств и мотивации достижения» [2, с. 61]. Нравственным содержанием проникнуты основополагающие принципы правосудия - справедливость, независимость, беспристрастность. Вне этих принципов не может быть понят высокий смысл того, чему служит юрист, посвящая этому призванию нередко всю свою жизнь.
Угрозы независимости российских судей, существующие на сегодняшний день известны хорошо, поэтому особенно важно определить, какие угрозы своей внутренней независимости видят их коллеги из США. С их точки зрения, угрозы судейской независимости могут быть классифицированы как внешние и внутренние. Основной угрозой судейской независимости все без исключения опрошенные судьи считают «выборный принцип замещения судейской должности» [3, с. 5]. В настоящее время судьи избираются в 38 американских штатах из 50. Избранные