Научная статья на тему 'Динамика адаптации иностранных студентов к условиям экологии столичного мегаполиса России'

Динамика адаптации иностранных студентов к условиям экологии столичного мегаполиса России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS / COMPLEX FACTORS / FUNCTIONAL STATE / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Е.В., Лавер Б.И., Рыжов А.Я.

В статье рассмотрена проблема адаптационных процессов африканских студентов в условиях столичного мегаполиса Российской Федерации. Изучение проводилось на выборке 90 студентов (81 юношей и 9 девушек возраста от 18 до 27 лет) из Африки, приехавших в Москву из крупных городов Тропической Африки, из семей, имеющих достаточно высокий социальный статус и условно имеющий статус практически здоровых людей. Исследование проводилось 2 раза в течение учебного года (в начале сентября и в конце июня) на трех группах испытуемых. Была показана динамика адаптационного п кциональное состояние, мегаполис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникина Е.В., Лавер Б.И., Рыжов А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ADAPTATION OF NONRESIDENT STUDENTS TO ECOLOGICAL CONDITIONS OF A RUSSIAN CAPITAL MEGACITY

In the article the researchers study a problem of adaptation processes of African students to ecological conditions of a capital megalopolis of the Russian Federation. The work is carried out with 90 students (81 young men and 9 girls of from 18 to 27 years of age), who arrived to Moscow from large cities of Tropical Africa from families having rather high social status and conditionally having a status of healthy people. The research had 2 stages within academic year (at the beginning of September and at the end of June) and was conducted among three groups of examinees. The comparative analysis of indicators of the adaptation processes of the African students at the beginning and at the end of the academic year in the Russian Higher Education Institution reveals different dynamics of adaptive reactions. A degree of decrease in the adaptation processes the following sequence is noted: the second group (2-3 year of study), the third group (4-5 year of study) and the first group (Preparatory Faculty).

Текст научной работы на тему «Динамика адаптации иностранных студентов к условиям экологии столичного мегаполиса России»

не», «В магазине» и «Кино. Театр». Учащимся дается задание снять небольшой видеофильм, который может быть повествованием, историей, касающейся изучаемой темы, либо диалогом, театральной постановкой небольшого сюжета. Это задание, так же как и проектная работа, выполняется в группах. Учащиеся сами пишут сценарий, назначают членов группы на роли сценариста, режиссёра, оператора, главных актёров (один человек может выполнять несколько функций). Снятый фильм представляют на импровизированном кинофестивале, где есть судьи,

Библиографический список

выставляющие оценки, различные номинации и символические награды.

Приведенные нами примеры речевых заданий способны оптимизировать процесс обучения говорению на русском языке иностранных студентов, улучшить и облегчить запоминание и активизацию в речевой деятельности изученного языкового материала. Также они развивают у учащихся креативные качества и способности, необходимые для овладения коммуникативной компетенцией.

1. Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания: настольная книга преподавателя. Санкт-Петербург: Златоуст, 2004: 188.

2. Гончаренко Н.В., РКИ для студентов-медиков: активные и интерактивные формы обучения. Русский язык за рубежом. 2014; 5: 4 - 28.

3. Московкин Л.В., Шамонина Г.Н. Инновации в обучении русскому языку как иностранному. Варна: ВСУ «Черноризец Храбър» Университетское издательство. 2013: 208.

References

1. Soosaar N., Zamkovaya N. Interaktivnye metody prepodavaniya: nastol'naya kniga prepodavatelya. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2004: 188.

2. Goncharenko N.V., RKI dlya studentov-medikov: aktivnye i interaktivnye formy obucheniya. Russkijyazykza rubezhom. 2014; 5: 4 - 28.

3. Moskovkin L.V., Shamonina G.N. Innovacii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Varna: VSU «Chernorizec Hrab'r» Universitetskoe izdatel'stvo. 2013: 208.

Статья поступила в редакцию 05.09.16

УДК 57.04

Anikina E.V., Cand. of Sciences (Biology), teaching assistant, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology,

People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: likanika2008@yandex.ru

Laver B.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Industrial Health Care, Institute of Professional Development (Moscow,

Russia), E-mail: lbogdani@mail.ru

Ryzhov A.Ya., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Tver State University (Tver, Russia), E-mail: bio@tversu.ru

DYNAMICS OF ADAPTATION OF NONRESIDENT STUDENTS TO ECOLOGICAL CONDITIONS OF A RUSSIAN CAPITAL MEGACITY. In the article the researchers study a problem of adaptation processes of African students to ecological conditions of a capital megalopolis of the Russian Federation. The work is carried out with 90 students (81 young men and 9 girls of from 18 to 27 years of age), who arrived to Moscow from large cities of Tropical Africa from families having rather high social status and conditionally having a status of healthy people. The research had 2 stages within academic year (at the beginning of September and at the end of June) and was conducted among three groups of examinees. The comparative analysis of indicators of the adaptation processes of the African students at the beginning and at the end of the academic year in the Russian Higher Education Institution reveals different dynamics of adaptive reactions. A degree of decrease in the adaptation processes the following sequence is noted: the second group (2-3 year of study), the third group (4-5 year of study) and the first group (Preparatory Faculty).

Key words: adaptation of foreign students, complex factors, functional state, megalopolis.

Е.В. Аникина, канд. биол. наук, ассистент каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва,

E-mail: likanika2008@yandex.ru

Б.И. Лавер, канд. мед. наук, доц. каф. промышленного здравоохранения, Институт повышения квалификации,

г. Москва, E-mail: lbogdani@mail.ru

А.Я. Рыжов, д-р биол. наук, проф., Тверской государственный университет, г. Тверь, E-mail: bio@tversu.ru

ДИНАМИКА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ЭКОЛОГИИ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА РОССИИ

В статье рассмотрена проблема адаптационных процессов африканских студентов в условиях столичного мегаполиса Российской Федерации. Изучение проводилось на выборке 90 студентов (81 юношей и 9 девушек возраста от 18 до 27 лет) из Африки, приехавших в Москву из крупных городов Тропической Африки, из семей, имеющих достаточно высокий социальный статус и условно имеющий статус практически здоровых людей. Исследование проводилось 2 раза в течение учебного года (в начале сентября и в конце июня) на трех группах испытуемых. Была показана динамика адаптационного п кциональное состояние, мегаполис.

Проблема адаптации людей к условиям окружающей среды остается важным направлением в изучении экологии человека [1]. Являясь, по сути, междисциплинарным, данное направление рассматривает комплексные факторы окружающей среды, влияющие на адаптивность индивида [2; 3]. Среди комплекса факторов био-социальной среды, которые значимо воздействуют на адаптационные процессы индивидов, обучение занимает отдельное место, сопровождая человека значительную часть жизни [4 - 7].

Необходимо учитывать, что адаптация иностранных студентов связана с комплексом факторов окружающей среды (к новым климатогеографическим и социальным условиям, учебному процессу и т.д.), что часто приводит к напряжению функциональных систем организма, а порой к их срыву: до 5% прибывающих иностранных студентов вскоре возвращаются домой из-за ухудшения состояния здоровья [8 - 10].

Поэтому исследование комплексных (био-социальных и личностных) проблем адаптации иностранных студентов к высшей школе России имеет важное научно-практическое направление, связанное с решением вопросов повышения результативности вузовского обучения и разработкой программ для улучшения процессов адаптивности иностранных студентов.

Объект и методы исследования. Комплексное исследование проводилось на студентах РУДН, приехавших из стран Тропической Африки (под Тропической Африкой имеется в виду не климатическая зона Африканского континента, а экономико-географическая область Африки, включающая в себя Восточный, Центральный и Западный регионы), а именно из Бенина, Ганы, Камеруна, Кении, Демократической Республики Конго, Кот-д'Ивуара, Нигерии, Сенегала, Танзании.

Нами был проведен предварительный опрос африканских студентов, в ходе которого из 318 человек были отобраны 90,

срыв адаптации

неудовлетворительная адаптация

напряжение механизмов адаптации

удовлетворительная адаптация

1 группа в 1 группа в II группа II группа III группа III группа начале конце в начале в конце в начале в конце

года года года года года года

Рис. 1. Среднегрупповые данные (у.е.) динамики ИФИ студентов из стран Тропической Африки (п=90)

на разных этапах обучения

проживавшие в столицах иликрупных городахТропической Африки, из семей, имеющих достаточно высокий социальный статус, счютгющис собя пракыическиздоровыми. Тыкимхбраэом, в нашем исследовании приняли добровольное участие 90 студентов (из них 81 юноша и 9 девушек), в возрасте от 18 до 27 лет, проходивших обучение на разных факультетах и курсах Российского университета дпржбы наводов.

Исследование проводилось 2 раза в течение учебного года (в начале сентября и в конце июня) на трех группах испытуемых: I грутна-ЗОссуоентов пптгсловительного фыккеытиыа(ох мс-мент проведения 1-го исследования их пребывание в России не превыыклоыврхывдетл);//ндупыо е-0 студентов средних курсов (2 - 3 курс), прожившие в Москве не менее 2-3 лет; III группа -ЗОсеудвнтов выомыкные(4-Х крдс) оуисоп.

Результаты исследования. Объективным показателем успрыкостзкваптыхионкыыплц цессов человека является гар-монюгнве веаимоде^твие всехргофрнкцикосльрых сигтер. Одним из чувствительных показателей в этом аспекте выступает интегрированная работа сердечно-сосудистой и нервной системы [11 - 13].

В процессе адсптаци икн овым фaквoкыдсыpхжa ющлйрре-ды у африканских студентов отмечаются значительные измене-вияи рыЗотсфонкциосальеох стетем [14]

Известно, что здоровье и работоспособность человека за-висят4от функциональных возможностей сердечно-сосудистой Рисыемы(ыЩы), веньше ид лынеед°кг ид реагирующей нения климато-географические условия окружающей среды [15]. —зоценви издeнквивcиpдочнхге ривма в свхзисадаставиои-ной реакцией целостного организма как проявление различных

стадий общего адаптационного синдрома. Баевским был предложен индекс функциональных изменений (ИФИ) [15]. На основе этого, полученные нами результаты по исследовательской выборке африканских студентов представлены на рис.1.

Из рисунка видно, что динамика адаптация ССС студентов к условиям окружающей среды - процесс длительный и происходит постепенно: студенты I группы к концу года близки к срыву адаптации (отмечается рост показателей ИФИ с 3,2 у.е. до 3,5 у.е.); в группе студентов II и III групп напряжение адаптационных процессов снижается (с 3,1 у.е. до 2,9 у.е. и 2,78 у.е. до 2,72 у.е. соответственно), но не достигает уровня удовлетворительной адаптации, что связано со снижением функциональных резервов организма.

Еще одним из информативных психофизиологических показателей является вегетативный индекс (ВИ), характеризующий степень равновесия симпатического и парасимпатического тонуса ВНС. Полученные данные функционального состояние ВНС в динамике обучения студентов из Тропической Африки в вузе России представлены на рис. 2.

Вегетативная нервная система играет существенную роль в процессах адаптации организма, активно помогая гармонизировать и быстро реагировать на изменения окружающей среды.

Из рисунка видно, что вегетативный индекс, характеризующий степень равновесия симпатического и парасимпатического тонуса ВНС, имеет отрицательные значения у студентов I группы, чтоговорит опреобладаниипарасимпатическогоотдела вНс.

У студентов II группы в начале года отмечается преобладание симпатического отдела ВНС с последующим переходом в конце года показателя ВИ в область отрицательных значений.

I г

на

ВИ

в

I г

ада ко

хххххххх

_

ЩЩ в II группа в II нце г(

да начале года ко

а в III группа в III группа в

0ВИ

да начале года конце года

Рис. 2. Ыpeыыeгныппррыe дакныпКуесдинамхк ТИ стрдн Тролычепкосы/фрикв(п=0З)

на разных этапах обучения

У студентов III группы наблюдается преобладание симпатического отдела ВНС, что, по мнению ряда авторов [15], обеспечивает наиболее успешную адаптацию к стрессу.

Выводы. Таким образом, динамика приспособительных процессов африканских учащихся имеют разные уровни адаптации. Так на начальном этапе обучения иностранных студентов (подготовительный факультет) наблюдается напряжения психофункциональных систем организма обучаемых африканских студентов. В середине образовательного этапа (средние, 2 - 3 курс) психофункциональные показатели стабилизируются на

Библиографический список

физиологическом оптимуме функционирования организма. На выпускном курсе (4-й курс) вновь наблюдается рост напряжения работы психофункциональных систем организма африканских учащихся.

Сравнительный анализ показателей адаптационных процессов студентов из Тропической Африки в начале и в конце учебного года в российском вузе выявил разную динамику приспособительных реакций. По степени снижения адаптационных процессов отмечалась следующая последовательность: II группа (2-3 курсы)- III группа (4 курс) и I группа (подфак).

1. Агаджанян Н.А., Петров В.И., Радыш И.В., Краюшкин С.И. Хронофизиология, хронофармакология и хрономедицина. Волгоград: Издательство: ВолГМУ, 2005: 334.

2. Глебов В.В., Суворова И.Ю., Аникина Е.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации студентов и их идентичность в процессе обучения в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 258 - 261.

3. Аникина Е.В., Глебов В.В. Социально-психологическая адаптация студентов столицы, прибывших из разных эколого-климатических зон России. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 3: 117 - 119.

4. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014; 2: 89 - 95.

5. Глебов В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 18 - 22.

6. Погодина Е.Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека: «Дубна». 2010; 1. Available at: http://www.psyanima.ru

7. Глебов В.В., Аникина Е.В. Влияние комплексных факторов на адаптацию популяции человека в условиях мегаполиса (на примере города Москвы). Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 3: 134 - 136.

8. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.

9. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013; 1: 45- - 1.

10. Глебов В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 8 - 10.

11. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5: 183 - 185.

12. Сидельников А.Ю., Глебов В.В. Динамика вариабельности кардиоритма студентов вуза строительного профиля столичного мегаполиса в течение учебного года. Высшее образование сегодня. 2012; 7: 29 - 32.

13. Глебов В.В., Сошников Е.А. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 101 - 104.

14. Аникина Е.В., Глебов В.В. Психофизиологические показатели адаптации африканских студентов в условиях. Москвы. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 90 - 93.

15. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Черейкин Л.Д. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации. Москва, 2002.

References

1. Agadzhanyan N.A., Petrov V.I., Radysh I.V., Krayushkin S.I. Hronofiziologiya, hronofarmakologiya ihronomedicina. Volgograd: Izdatel'stvo: VolGMU, 2005: 334.

2. Glebov V.V., Suvorova I.Yu., Anikina E.V. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov i ih identichnost' v processe obucheniya v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 258 - 261.

3. Anikina E.V., Glebov V.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov stolicy, pribyvshih iz raznyh 'ekologo-klimaticheskih zon Rossii. Vestnik MezhdunarodnoJ akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 117 - 119.

4. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.

5. Glebov V.V. Uroven' psihofiziologicheskoj adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v sisteme vysshej shkoly. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 18 - 22.

6. Pogodina E.N. Adaptaciya k studencheskoj zhizni: analiz chastoty i prichin konfliktov v obschezhitii. PsihologicheskiJ zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obschestva i cheloveka: «Dubna». 2010; 1. Available at: http://www.psyanima.ru

7. Glebov V.V., Anikina E.V. Vliyanie kompleksnyh faktorov na adaptaciyu populyacii cheloveka v usloviyah megapolisa (na primere goroda Moskvy). Vestnik MezhdunarodnoJ akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 134 - 136.

8. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

9. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 1: 45- - 1.

10. Glebov V.V. Processy akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 8 - 10.

11. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5: 183 - 185.

12. Sidel'nikov A.Yu., Glebov V.V. Dinamika variabel'nosti kardioritma studentov vuza stroitel'nogo profilya stolichnogo megapolisa v techenie uchebnogo goda. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 7: 29 - 32.

13. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnikpsihofiziohgii. 2015; 1: 101 - 104.

14. Anikina E.V., Glebov V.V. Psihofiziologicheskie pokazateli adaptacii afrikanskih studentov v usloviyah. Moskvy. Vestnikpsihofiziologii. 2015; 1: 90 - 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Baevskij R.M., Ivanov G.G., Cherejkin L.D. i dr. Analiz variabel'nostiserdechnogo ritma priispol'zovaniirazlichnyh 'elektrokardiograficheskih sistem: metodicheskie rekomendacii. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 05.09.16

УДК 378

Bazhukova E.N., senior pedagogue, "Music and Computer Technologies" Educational-Methodical Laboratory, Herzen State

Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: alena-nik67@yandex.ru

ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER AS A TOOL TO OVERCOME FORMAL USE OF MEANS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A MUSIC TEACHER. The article examines a role of a electronic keyboard synthesizer as an instrument that provides a music teacher with a possibility to combine traditional methods of music education with creative features of high-tech information educational environment. The work examines a complex of knowledge necessary for a teacher and a musician to work in the field of creativity for electronic and computer music for implementation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.