6. Зубные пасты: состав, действие, показания, противопоказания. Available at: http://falsifikat.net/razvitie/zubnye-pasty-sostav-dejstvie-pokazaniya-protivopokazaniya.html
7. Глебов В.В. Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. ВестникРУДН. серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014; 2: 89 - 95.
8. Родионова О.М., Куклева Н.А. Качественный и количественный анализ влияния средств гигиены полости рта на состояние слюны методом газоразрядной визуализации на примере зубных паст производства «ООО Сплат-Косметика». Актуальные проблемы экологии и природопользования: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции Москва, РУДН. 2013; Вып. 15: 439 - 443.
9. Родионова О.М., Глебов В.В., Артамонова Е.В., Бутенин М.А., Аникина Е.В. Влияние растительных гомеопатических монопрепаратов на скорость лимфатического дренажа тканей здоровых мышей. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2016; Том 161, № 6: 740 - 742. Scopus, Web of Science.
10. Шибкова Д.З., Кирсанов В.М., Байгужин П.А., Савченков А.В. Интегративный подход к оценке типологических и психофизиологических особенностей личности. Нейронаука для медицины и психологии 2016: 460 - 461.
References
1. Agadzhanyan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptaciiiuchenie o zdorov'e: uchebnoe posobie. Moskva: Izd-vo RUDN, 2006: 46 - 53.
2. Artamonova E.V., Butenin M.A., Rodionova O.M. Vliyanie malyh i sverhmalyh doz Sulphur i Mercurius solubilis na intersticial'nyj gumoral'nyj transport v zavisimosti ot stepeni razvedeniya. VII Mezhdunarodnyj kongress «Slabye i sverhslabye polya i izlucheniya v biologii i medicine». Nauchnye trudy. Sankt-Peterburg, 2015; Tom 7: 9. Available at: www.biophys.ru/archive/congress
3. Baevskij R.M., Ivanov G.G. Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i vozmozhnosti klinicheskogo primeneniya. Moskva: Institut mediko-biologicheskih problem, MMA. 2000: 123 - 126.
4. Il'in E.P. Psihofiziologiya sostoyanij cheloveka. Piter, 2005.
5. Vilkova S.A. Tovarovedenie i 'ekspertiza parfyumerno-kosmeticheskih tovarov. Uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skij Dom «Delovaya literatura», 2000.
6. Zubnye pasty: sostav, dejstvie, pokazaniya, protivopokazaniya. Available at: http://falsifikat.net/razvitie/zubnye-pasty-sostav-dejstvie-pokazaniya-protivopokazaniya.html
7. Glebov V.V. Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.
8. Rodionova O.M., Kukleva N.A. Kachestvennyj i kolichestvennyj analiz vliyaniya sredstv gigieny polosti rta na sostoyanie slyuny metodom gazorazryadnoj vizualizacii na primere zubnyh past proizvodstva «OOO Splat-Kosmetika». Aktual'nye problemy 'ekologii i prirodopol'zovaniya: Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Moskva, RUDN. 2013; Vyp. 15: 439 - 443.
9. Rodionova O.M., Glebov V.V., Artamonova E.V., Butenin M.A., Anikina E.V. Vliyanie rastitel'nyh gomeopaticheskih monopreparatov na skorost' limfaticheskogo drenazha tkanej zdorovyh myshej. Byulleten' 'eksperimental'noj biologii i mediciny. 2016; Tom 161, № 6: 740 - 742. Scopus, Web of Science.
10. Shibkova D.Z., Kirsanov V.M., Bajguzhin P.A., Savchenkov A.V. Integrativnyj podhod k ocenke tipologicheskih i psihofiziologicheskih osobennostej lichnosti. Nejronauka dlya mediciny ipsihologii 2016: 460 - 461.
Статья поступила в редакцию 08.12.16
УДК 57.04
Anikina E.V., Cand. of Sciences (Biology), teaching assistant, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Ryzhov A.Ya., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Tver State University (Tver, Russia), E-mail: [email protected] Laver B.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Industrial Health Care, Institute of Professional Development (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
VARIOUS APPROACHES IN OPTIMIZATION OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO NEGATIVE FACTORS OF A CAPITAL MEGALOPOLIS. In the work various approaches of adaptation processes of African students in conditions of a capital megalopolis of the Russian Federation are considered. The authors find various organizational approaches, which help to optimize and accelerate adaptation processes of foreign students. In this regard different social, psychological and cultural events in associations of fellow-countrymen (of African students) are proved to be very important. These events may be held by the students themselves during the vocations, if they don't go home and stay in Russia. Such work will give a chance to get acquainted better with the Russian culture and to better learn the Russian language. The actions directed to a healthy lifestyle will help the African students to care about their health. Forming of a healthy lifestyle at the African students helps to eliminate addictions, it is correct to make a food allowance, work-rest schedule, to motivate social, pedagogical and professional actions, which help to master future profession, to develop professional competences.
Key words: adaptation, African students, healthy lifestyle, professional competences, megalopolis.
Е.В. Аникина, канд. биол. наук, ассистент каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
А.Я. Рыжов, д-р биол. наук, проф., Тверской государственный университет, г. Тверь, E-mail: [email protected] Б.И. Лавер, канд. мед. наук, доц. каф. промышленного здравоохранения Института повышения квалификации, г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К НЕБЛАГОПРЯТНЫМ ФАКТОРАМ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
В работе рассмотрены различные подходы адаптационных процессов африканских студентов в условиях столичного мегаполиса Российской Федерации. Авторами выделены различные организационные подходы, которые помогают оптимизировать и ускорять адаптационные процессы иностранных студентов. Важное значение имеет организация в землячествах африканских студентов социально-психологических и культурных мероприятий, которые лучше проводить с помощью выпускников или студентов, не уехавших на каникулы на родину. Такие мероприятия с африканскими абитуриентами дадут возможность ближе познакомиться с русской культурой и пополнить базовые знания русского языка. Мероприятия, направленные на здоровый образ жизни, помогут африканским студентам на всех этапах обучения заботиться о своем здоровье.
Формирование здорового образа жизни у африканских студентов помогает устранять вредные привычки, правильно строить рацион питания, режим труда и отдыха. Социально-педагогические и профессиональные мероприятия помогают осваивать будущую профессию и мотивируют к развитию профессиональных компетенций.
Ключевые слова: адаптация, африканские студенты, здоровый образ жизни, профессиональные компетенции, мегаполис.
В системе высшего образования Российской Федерации отмечается неуклонный рост доли иностранных студентов, проходящих обучение в разных городах страны [1]. Для всесторонней оценки процессов их адаптационных процессов к новым для себя условиям, требуется проводить их изучение. Результаты подобных исследований могут быть полезны как для профессорско-преподавательского состава при осуществлении педагогической деятельности, так и для администрации вузов для планирования и организации образовательного процесса.
Важно учитывать, что адаптация иностранных студентов связана с комплексом факторов окружающей среды (новые кли-матогеографические и социальные условия, учебный процесс и т. д.) [2 - 7]. Это часто приводит к напряжению функциональных систем организма, а порой к их срыву: до 5% прибывающих иностранных студентов вскоре возвращаются домой из-за ухудшения состояния здоровья [8 - 13].
Поэтому важны различные комплексные подходы, позволяющие максимально оптимизировать адаптацию иностранных студентов к сложным условиям России. В этой связи нами представлены различные подходы, которые могут быть использованы в системе высшей школы России для адаптации иностранных студентов.
Оказание помощи африканским студентам с момента поступления и до его окончания можно разделить на следующие организационные мероприятия.
1. Социально-психологические и культурные мероприятия. В данном направлении важно привлекать выпускников или студентов, не уехавших на каникулы, на родину. Они помогут проводить подготовительные мероприятия с абитуриентами (земляками) с целью ближе познакомить их с русской культурой, а также получить базовые знания русского языка.
На начальном этапе основным способом помощи африканским студентам является расширение их круга общения путём вовлечения их в различные культурно-массовые мероприятия: спортивные соревнования с участием интернациональных команд; творческие вечера и программы воспитательного и развлекательного характера с целью восполнить дефицит общения иностранных студентов с носителями русскоязычной культуры и осознать необходимость овладения навыками иноязычного общения через различные формы межкультурной коммуникации и др. При этом необходимо обеспечить доступность информации о планируемом мероприятии для иностранных абитуриентов.
Для улучшения знания русского языка африканским студентам, помимо аудиторных часов в рамках учебного процесса,
Библиографический список
надо организовать факультативные занятия, проводимые в игровой форме, с привлечением в помощь землячеств и волонтеров.
До сих пор весьма актуален вопрос безопасности жизни и учёбы граждан африканских стран в России, что требует дополнительных мер не только со стороны администрации вуза, но и руководства территориальных правоохранительных органов.
2. Мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. На всех этапах обучения иностранным студентам следует заботиться о своем здоровье. Важно сформировать у африканских студентов здоровый образ жизни, который строится на устранении вредных привычек, сохранении привычного рациона питания, режима труда и отдыха; поддерживать двигательную активность, занимаясь спортом, ограничивая при этом участие в зимних видах спорта как несвойственных климату африканских стран. Стремиться поддерживать в общежитии приемлемые санитарно-гигиенические условия проживания. При необходимости оказывать медицинскую помощь и не заниматься самолечением, вовремя обращаться к квалифицированным специалистам.
3. Социально-педагогические и профессиональные мероприятия. Для выпускников вузов характерно раздвоенное состояние: с одной стороны - радость осознания приближения самостоятельной жизни после получения диплома и некая свобода выбора дальнейшего пути; с другой - растерянность, неуверенность в своих силах.
Условиями успешной адаптации на данном этапе являются высокий уровень мотивации, высокий уровень развития морально-волевой сферы и наличие навыков самостоятельной работы. Помощью африканским студентам в этом могут стать различные социо-психологические тренинги, направленные на формирование образа успешного и уверенного в себе человека.
В зависимости от факультета, руководству стоит задуматься о подборе организаций, готовых принять африканских студентов на стажировку по специальности, что позволило бы удовлетворить потребности каждого выпускника в самореализации, приобрести практический опыт работы. Результатом стажировки станет чувство уверенности в себе, своих возможностях, создающее предпосылки для личностного и профессионального развития.
Заключение. Таким образом, комплекс профилактико-кор-рекционных мероприятий, включающих социокультурную и образовательную адаптацию, увеличение двигательной активности, рациональный подход режима труда и отдыха значительно облегчает динамику адаптационных процессов студентов из Тропической Африки в условиях столичного вуза.
1. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013; 1: 45 - 51.
2. Глебов В.В., Суворова И.Ю., Аникина Е.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации студентов и их идентичность в процессе обучения в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5(54): 258 - 261.
3. Аникина Е.В., Глебов В.В. Социально-психологическая адаптация студентов столицы, прибывших из разных эколого-климатических зон России. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 3: 117 - 119.
4. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014; 2: 89 - 95.
5. Глебов В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 18 - 22.
6. Глебов В.В., Аникина Е.В. Влияние комплексных факторов на адаптацию популяции человека в условиях мегаполиса (на примере города Москвы). Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 3: 134 - 136.
7. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.
8. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Москва: Изд-во РУДН, 2006.
9. Глебов В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 8 - 10.
10. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5: 183 - 185.
11. Глебов В.В., Сошников Е.А. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 101 - 104.
12. Глебов В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 2: 45 - 51.
References
1. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya iAfrika segodnya. 2013; 1: 45 - 51.
2. Glebov V.V., Suvorova I.Yu., Anikina E.V. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov i ih identichnost' v processe obucheniya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5(54): 258 - 261.
3. Anikina E.V., Glebov V.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov stolicy, pribyvshih iz raznyh 'ekologo-klimaticheskih zon Rossii. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 117 - 119.
4. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.
5. Glebov V.V. Uroven' psihofiziologicheskoj adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v sisteme vysshej shkoly. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 18 - 22.
6. Glebov V.V., Anikina E.V. Vliyanie kompleksnyh faktorov na adaptaciyu populyacii cheloveka v usloviyah megapolisa (na primere goroda Moskvy). Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 134 - 136.
7. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya iAfrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.
8. Agadzhanyan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptacii i uchenie o zdorov'e. Moskva: Izd-vo RUDN, 2006.
9. Glebov V.V. Processy akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 8 - 10.
10. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5: 183 - 185.
11. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.
12. Glebov V.V. Uroven' pischevogo i psihofiziologicheskogo sostoyaniya studentov v usloviyah krupnogo goroda. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2012; 2: 45 - 51.
Статья поступила в редакцию 05.12.16
УДК 57.04
Danacheva M.N., postgraduate, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOPHISIOLOGICAL ASSESSMENT OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF HIGH SCHOOL PUPILS, WHO LIVE IN MOSCOW IN DIFFERENT ENVIRONMENTAL CONDITIONS. In the work the assessment of the condition of cardiovascular system (CVS) of the pupils of Moscow high schools, who live in different environmental conditions, is given. The complex research of CVS and a condition of adaptation processes of pupils in the capital megalopolis has been conducted with 233 pupils (109 boys and 124 girls aged from 11,4 up to 12,6). Proceeding from environmental conditions of accommodation, the pupils are divided into 4 groups: C1 (adverse ecological and social conditions), C2 (adverse ecological and favorable social conditions), C3 (favorable ecological and adverse social conditions), C4 (favorable ecological and social conditions). The comparative analysis of the CVS pupils of C1 and C4 shows that the combination of environmental factors (a difficult ecological and social environment and vice versa) causes activity of sympathetic department - LF in the SG1 group (43%), whereas in group of pupils of C4 activity of parasympathetic department - HF is noted: (43%).
Key words: adaptation, pupils of high school, cardiovascular system, environmental factors, megalopolis.
М.Н. Даначева, соискатель кафедры судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, Москва,
E-mail: [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ г. МОСКВЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ СРЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ
В работе дана оценка состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся средней школы г. Москвы, проживающих в разных средовых условиях. Комплексные исследования ССС и состояние адаптационных процессов учащихся средних школ, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса проводились с участием 233 практически здоровых учащихся (109 мальчиков и 124 девочек в возрасте от 11,4 до 12,6 лет). Исходя из средовых условий проживания, мы разделили учащихся на 4 сравниваемых группы: С1 (неблагоприятные экологические и социальные условия), С2 (неблагоприятные экологические и благоприятные социальные условия), С3 (благоприятные экологические и неблагоприятные социальные условия), С4 (благоприятные экологические и социальные условия). Сравнительный анализ ССС учащихся С1 и С4 показал, что сочетание средовых факторов (неблагоприятная экологическая и социальная среда и наоборот) вызывает активность симпатического отдела - LF в группе СГ1 (43%), тогда как в группе учащихся С4 отмечается активность парасимпатического отдела - HF: (43%).
Ключевые слова: адаптация, учащиеся средней школы, сердечно-сосудистая система, средовые факторы, мегаполис.
Рост и развитие организма человека реализуется лишь в условиях благоприятного сочетания биосоциальных факторов среды [1 - 5]. В детско-подростковый период это период наиболее интенсивного роста, сочетающегося с функциональной перестройкой основных физиологических систем, когда чувствительность по отношению к неблагоприятным факторам среды высока, а диапазон адаптационных реакций ограничен [6 - 8].
Ведущую роль в обеспечении адаптации организма к воздействию факторов внешней среды играет сердечно-сосудистая система (ССС), лимитирующая развитие приспособительных реакций организма [9 - 11].
В этой связи нами была поставлена цель - провести исследования по оценки степени воздействия средовых факторов столичного мегаполиса на функциональные системы (сердечнососудистая) и адаптацию школьников.
Организация и методы исследования. Комплексные исследования ССС и состояние адаптационных процессов учащихся средних школ, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса проводилось с участием 233 практически
здоровых учащихся (109 мальчиков и 124 девочек в возрасте от 11,4 до 12,6 лет).
Исходя из средовых условий проживания, мы разделили учащихся на 4 сравниваемых группы: С1 (неблагоприятные экологические и социальные условия), С2 (неблагоприятные экологические и благоприятные социальные условия), С3 (благоприятные экологические и неблагоприятные социальные условия), С4 (благоприятные экологические и социальные условия).
Для оценки работы ССС использовали метод вариационной кардиоинтервалометрии на аппаратно программном комплексе «Психофизиолог» (МТД «Медиком», г. Таганрог).
В нашем исследовании согласно общепринятым стандартам психофизиологическому анализу подвергались следующие показатели сердечного ритма:
- ЧСС (уд. мин) - частота сердечных сокращений - статистическая характеристика динамического ряда кардиоинтервалов;
- HF - мощность высокочастотных колебаний в диапазоне 0.4 - 0.15 Гц, отражает уровень активности парасимпатического звена регуляции;