Научная статья на тему 'Изучение комплексного воздействия субективных и обьективных факторов среды, влияющих на адаптационные процессы африканских студентов на разных этапах обучения'

Изучение комплексного воздействия субективных и обьективных факторов среды, влияющих на адаптационные процессы африканских студентов на разных этапах обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФАКТОРЫ СРЕДЫ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕГАПОЛИС / FOREIGN STUDENTS / ENVIRONMENT FACTORS / ADAPTATION PROCESSES / TRAINING / HIGHER EDUCATION / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аникина Е. В.

В статье представленные данные собственных эмпирических исследований по процессам африканских студентов, обучающихся в Москве. На выборке 90 студентов из различных стран Центральной Африки было проведено комплексное исследование, в котором было выявлено уровень адаптационных процессов иностранных учащихся в течение всего периода обучения. Анализ полученных данных позволил выявить и разделить исследуемую выборку на три подгруппы в зависимости от значимости факторов окружающей среды, влияющие на адаптацию иностранных учащихся. Так для студентов первой группы наиболее значимыми были климатические и психо-социальные факторы. Для второй группы в большей степени психосоциальные. Для студентов третьей группы наибольшее влияние оказывали физиологические психофизиологические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF COMPLEX INFLUENCE OF THE SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS OF THE ENVIRONMENT INFLUENCING ADAPTATION PROCESSES OF THE AFRICAN STUDENTS AT DIFFERENT GRADE LEVELS

In the article the author presents the data her own empirical research on the adaptation processes of the African students, who came to study in Moscow. In the research 90 students from various countries of the Central Africa took part. The complex research reveals the level of adaptation processes of foreign students during the entire period of their life in Russia. The analysis of the obtained data allowed revealing and dividing the studied materials into three subgroups depending on the importance of factors of the environment that influenced the adaptation of the foreign students. For the students of the first group the climatic and psychosocial factors are the most significant. For the second group of students the most important factors are the psychosocial ones. The physiological and psycho-physiological factors have the greatest impact on the students in the third group.

Текст научной работы на тему «Изучение комплексного воздействия субективных и обьективных факторов среды, влияющих на адаптационные процессы африканских студентов на разных этапах обучения»

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

ПЕТУХОВ ВАЛЕРИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ - д-р биологических наук, профессор, председатель докторского совета по экологии (биологические науки) при Новосибирском Государственном Аграрном университете (г. Новосибирск);

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПУЗАНОВ - д-р биологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Федерального государственного бюджетног учреждения науки Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук (г. Барнаул).

УДК 159.91

Anikina Ye.V. STUDYING OF COMPLEX INFLUENCE OF THE SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS OF THE ENVIRONMENT INFLUENCING ADAPTATION PROCESSES OF THE AFRICAN STUDENTS AT DIFFERENT GRADE LEVELS. In the article the author presents the data her own empirical research on the adaptation processes of the African students, who came to study in Moscow. In the research 90 students from various countries of the Central Africa took part. The complex research reveals the level of adaptation processes of foreign students during the entire period of their life in Russia. The analysis of the obtained data allowed revealing and dividing the studied materials into three subgroups depending on the importance of factors of the environment that influenced the adaptation of the foreign students. For the students of the first group the climatic and psychosocial factors are the most significant. For the second group of students the most important factors are the psychosocial ones. The physiological and psychophysiological factors have the greatest impact on the students in the third group.

Key words: foreign students, environment factors, adaptation processes, training, higher education, megalopolis.

Е.В. Аникина, ст. преп. каф. экологии человека РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СУБЕКТИВНЫХ И ОБЬЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

В статье представленные данные собственных эмпирических исследований по процессам африканских студентов, обучающихся в Москве. На выборке 90 студентов из различных стран Центральной Африки было проведено комплексное исследование, в котором было выявлено уровень адаптационных процессов иностранных учащихся в течение всего периода обучения. Анализ полученных данных позволил выявить и разделить исследуемую выборку на три подгруппы в зависимости от значимости факторов окружающей среды, влияющие на адаптацию иностранных учащихся. Так для студентов первой группы наиболее значимыми были климатические и психо-социальные факторы. Для второй группы - в большей степени психосоциальные. Для студентов третьей группы наибольшее влияние оказывали физиологические психофизиологические факторы.

Ключевые слова: иностранные студенты, факторы среды, адаптационные процессы, обучение, высшая школа, мегаполис.

На сегодняшний день изучение проблем адаптации человека вышло за рамки отдельно взятых направлений, таких как психология, социология, медицина или биология. Не вызывает сомнений тот факт, что изучение адаптации человека требует междисциплинарного подхода [1]. Данный подход позволяет рассматривать комплекс факторов окружающей среды (природных, так и социальных), влияющий на адаптивность человека [2]. Необходимо также учитывать, что адаптация иностранных студентов в Москве связана не только с приспособлением к учебному процессу, но и к новым, чуждым климатогеографическим и социальным условиям [4; 5]. Это в целом может привести как напряжению функциональных систем организма, таки к их срыву [9; 10].

Поэтому исследование комплекса биологических, социальных и личностных проблем адаптации иностранных студентов к высшей школе России имеет важное научно-практическое направление, связанное с решением вопросов повышения результативности вузовского обучения и разработкой программ для улучшения процессов адаптивности иностранных студентов [8].

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных исследованиям адаптации иностранных студентов к но-538

вым климатогеографическим и социальным условиям, проблема адаптации иностранных учащихся вообще и студентов стран Африканского континента в частности оказывается недостаточно освещенной в отечественной и зарубежной науке. Хотя очевидно, что для жителей африканского континента условия проживания в средней полосе России являются экстремальными, негативно отражаясь на состоянии здоровья и академической успеваемости. Поэтому актуальной задачей представляется комплексный анализ психофизиологической и социальной адаптации студентов из стран Африки к условиям жизни и учебы в Москве [6].

В процессе обучения в российском вузе студентов из стран Африки комплекс био-социальных факторов окружающей среды вызывает разную динамику адаптационных процессов. На всем протяжении вузовского обучения африканские студенты испытывают сложности адаптационных процессов. На разных этапах уровень адаптационных процессов может зависеть от влияния факторов экологической, психо-социальной и педагогической направленности, а также продолжительности времени пребывания африканских студентов в стране обучения [12].

Таблица 1

Ранжирование комплекса факторов среды, полученных при опросе студентов из стран Африки в течение учебного года*(п=90)

№ п/п Факторы I группа (n=30) II группа (n=30) III группа (n=30)

В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года В конце года

1 Психо-социальные 4 2 5 10 11 9

2 Физиологические 8 12 7 3 1 13

3 Социально-педагогические 17 16 14 15 18 6

"Примечание: 1-максимально значимый комплекс факторов; 18 - минимально значимый.

С целью выявления адаптационных процессов в период с 2010 по 2013 гг. проводилось комплексное исследование на студентах РУДН, приехавших из стран Африки, а именно из Бенина, Ганы, Камеруна, Кении, Демократической Республики Конго, Кот-д'Ивуара, Нигерии, Сенегала, Танзании. В первую очередь нами был проведен опрос африканских студентов, в ходе которого из 318 человек были отобраны 90, проживавшие в столицах или крупных городах Африки, из семей, имеющих достаточно высокий социальный статус, считающие себя практически здоровыми. Испытуемые были разделены на 3 группы:

I группа - 30 студентов подготовительного факультета (на момент проведения 1-го исследования их пребывание в России не превышало двух недель);

II группа - 30 студентов средних курсов (2 - 3 курс), прожившие в Москве не менее 2-3 лет;

III группа - 30 студентов выпускных (4 - 5 курс) курсов.

Таким образом, в нашем исследовании приняли добровольное участие 90 студентов в возрасте от 18 до 27 лет, проходив-

ших обучение на разных факультетах и курсах Российского университета дружбы народов. Анкетирование проводилось 2 раза в течение учебного года (в начале сентября и в конце июня). Разработанная анкета, помимо общих информационных вопросов, содержала закрытые вопросы психо-социального, психофизиологического и социально-педагогического характера, отражающие субъективное восприятие окружающей природной и социальной среды африканскими студентами.

При подсчете результатов суммировались баллы обследуемых студентов на каждом этапе обучения по каждому из трех комплексов факторов негативного воздействия, а затем ранжировали их по убыванию суммарного балла (от 1 до 18 соответственно), данные которых представлены в таблице 1.

Представленные в таблице данные показывают степень влияния комплекса факторов среды. Видно, что негативные факторы (биосоциальной направленности), влияющие на процесс адаптации африканских студентов варьирует в зависимости от этапа обучения:

% 60 /

Г Г И И щ ш

группа группа группа группа группа группа

(начало (конец (начало (конец (начало (конец

года) года) года) года) года) года)

0 проблемы психосоциального характера

И проблемы физиологттч еского характера

■ проблемы социльно-пед агогич еского характера

Рис. 1. Процентное соотношение субъективной значимости комплексов факторов, негативно влияющих на адаптационные процессы студентов (п=90) из стран Тропической Африки на разных этапах обучения

1) в первой группе наиболее значимыми являются психо-со-циальные факторы (2 и 4 уровни значимости в конце и в начале учебного года соответственно);

2) для II группы - физиологические (3 и 7 уровни), при этом в начале учебного года высокую значимость сохранили пси-хо-социальные факторы (5 уровень);

3) на студентов III группы наибольшее влияние оказывают физиологические показатели (максимально значимый показатель для всей выборки), а концу года их вытесняют социально-педагогические (6 уровень).

Динамика изменения значимости субъективных факторов психо-социального, физиологического и социально-педагогического характера на разных этапах обучения представлена на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что для африканских студентов I группы, проходящих обучение на подготовительном факультете, наиболее неблагоприятными для адаптационного процесса представ-

лял комплекс психо-социальных факторов (языковой барьер, трудности в общении, недоброжелательное отношение со стороны представителей других национальностей и т.д.). Его доля в сравнении с другими факторами, негативно влияющими на адаптацию, в течение года возрастает.

На II и III этапах (в начале учебного года) обучения влияние данного комплекса факторов на приспособляемость африканских студентов снижалось, что объясняется улучшением знания русского языка и расширением круга общения. Однако на III этапе влияние комплекса психо-социальных факторов вновь незначительно возрастал к концу обучения, вызывая психоэмоциональное и адаптационное напряжение функциональных систем, что может быть связано с волнением перед окончанием ВУЗа и неясностью своего будущего.

Анализ полученных результатов по физиологическим факторам (изменение пищевого рациона, снижение регулярных занятий спортом, невысокими нагрузками в учебном процессе,

спад общей активности и др.) показал, что их значимость меняется в течение первого года. Прослеживается некоторый спад, что говорит о начальном этапе процесса приспособления африканских студентов подготовительного факультета к условиям жизни и учебы в Москве (срочная адаптация) [3].

В дальнейшем влияние данного физиологического комплекса неуклонно возрастал, как в начале, так и в конце учебного года во II группе, достигая максимальной значимости у студентов III группы в начале года. Это говорит о том, что со временем происходит накопление напряжения работы функциональных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой и т.д.), проявляющееся в ухудшении работы функциональных систем (утомление, проблемы с запоминанием, нервозностью и тревогой), что, безусловно, сказывалось на состояние здоровья африканских студентов [5; 7].

В конце учебного года у африканских студентов III группы выявлено снижение значимости физиологического комплекса факторов. Это объясняется возрастанием значимости проблем социально-педагогического характера (пропуск занятий, снижение успеваемости, недовольство или неуверенность в выбранной специальности и др.). Последние заявляют о себе лишь к

Библиографический список

концу обучения, когда возрастает академическая нагрузка (написание и защита дипломной работы, сдача государственных экзаменов); при этом африканские студенты III группы осознают приближение окончания обучения и находятся в некоторой растерянности относительно своей дальнейшей жизни [11].

Таким образом, проведенный анализ результатов анкетных данных позволяет говорить о том, что на различных этапах обучения комплекс факторов окружающей среды, влияющий на адаптационные процессы студентов из стран Тропической Африки, меняется: у студентов I группы максимальные затруднения вызывают психо-социальные факторы, у II группы проявляются проблемы физиологического, а у выпускников - социально-педагогического характера.

Полученные результаты расширяют знания об адаптации и экологии человека в условиях значимого воздействия комплекса факторов окружающей среды. Примененный метод оценки адаптационных процессов студентов из стран Африки может быть использован для мониторинга процессов адаптации человека в новых условиях жизнедеятельности, в частности, преподавателями подготовительного факультета при работе с иностранными студентами, обучающимися в университете.

1. Аникина, Е.В. Социально-психологическая адаптация студентов столицы, прибывших из разных эколого-климатических зон России / Е.В. Аникина, В.В. Глебов // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2010. - № 3.

2. Глебов, В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник РУДН. - 2014. - № 2. - Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности.

3. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник РУДН. - 2013. - № 5. - Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности.

4. Глебов, В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 12(677).

5. Глебов, В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 1.

6. Глебов, В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России // Вестник РУДН. - 2012. - № 5. - Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности.

7. Глебов, В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города // Вестник РУДН. - 2012.

- № 2. - Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности.

8. Глебов, В.В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека / В.В. Глебов, Е.В. Аникина, М.А. Рязанцева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.

9. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 1981.

10. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме; пер. с англ. - М., - 1960.

11. Bochner, S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford, 1982.

12. Cannоn, W.B. Organizatin for Рsychоlоgical hоmestasis // Рsychоlоgical Review. - 1929. - v. 9.

Bibliography

1. Anikina, E.V. Socialjno-psikhologicheskaya adaptaciya studentov stolicih, pribihvshikh iz raznihkh ehkologo-klimaticheskikh zon Rossii / E.V. Anikina, V.V. Glebov // Vestnik Mezhdunarodnoyj akademii nauk (Russkaya sekciya). - 2010. - № 3.

2. Glebov, V.V. Psikhofiziologicheskie osobennosti i processih adaptacii studentov pervogo kursa raznihkh fakuljtetov RUDN / V.V. Glebov, G.G. Arakelov // Vestnik RUDN. - 2014. - № 2. - Ser.: Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.

3. Glebov, V.V. Urovenj psikhofiziologicheskoyj adaptacii studentov na nachaljnom ehtape obucheniya v sisteme vihssheyj shkolih // Vestnik RUDN. - 2013. - № 5. - Ser.: Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.

4. Glebov, V.V. Kitayjskie i afrikanskie studentih v moskovskikh vuzakh // Aziya i Afrika segodnya. - 2013. - № 12(677).

5. Glebov, V.V. Kitayjskiyj student v rossiyjskoyj stolice: socioobrazovateljnaya adaptaciya // Aziya i Afrika segodnya. - 2013. - № 1.

6. Glebov, V.V. Processih akademicheskoyj adaptacii inostrannihkh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii // Vestnik RUDN.

- 2012. - № 5. - Ser.: Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.

7. Glebov, V.V. Urovenj pithevogo i psikhofiziologicheskogo sostoyaniya studentov v usloviyakh krupnogo goroda // Vestnik RUDN. - 2012. -№ 2. - Ser.: Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.

8. Glebov, V.V. Razlichnihe podkhodih izucheniya adaptacionnihkh mekhanizmov cheloveka / V.V. Glebov, E.V. Anikina, M.A. Ryazanceva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5.

9. Meerson, F.Z. Adaptaciya, stress i profilaktika. - M., 1981.

10. Selje, G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome; per. s angl. - M., - 1960.

11. Bochner, S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford, 1982.

12. Cannon, W.B. Organizatin for Rsychological homestasis // Rsychological Review. - 1929. - v. 9.

Статья поступила в редакцию 24.10.14

УДК 579: 636. 5. 033

Kislenko V.N., Cheryomushkina V.A. THE INFLUENCE OF MEDICINAL PLANTS ON MICROBIOCENOSIS OF BROILER CHICKENS. On the basis of the study of combined action of medicinal plants (Monarda fistulosa L., Salsola collina Pall., Allium senescens L., A. ramosum L., Hedysarum alpinum L., Nepeta sibirica L., Plantago major L.) on pathogenic intestinal microflora, morphology and biochemical indices of blood of broiler chickens, their growth and preservation of their number, the research has shown that feeding broilers with medicinal plants decreases the number of microorganisms in the intestine and normalizes microbiocenosis of the broiler chicken. The suggested method is reliable in increasing hemoglobin, erythrocytes and protein contents in blood, as well as better performance of indices are noted in the experimental group. The use of medicinal plants in poultry farming allows not only reducing the quantity of antimicrobic food for the chicken, but also decreasing significantly unfavorable loads on biocenosis and has a beneficial effect on ecological safety of the food.

Key words: Monarda fistulosa L., Salsola collina Pall., Allium senescens L., Allium ramosun L., Hedysarum alpinum L., Nepeta sibirica L., Plantago major L., intestine microbiocenosis, morphobiochemical blood parameters, growth of chicken.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.