Научная статья на тему 'Правовая этика юриста и судьи'

Правовая этика юриста и судьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2504
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА / РАБОТНИКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ / LEGAL PROFESSIONAL ETHICS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ЧЕСТНОСТЬ / HONESTY / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / ЮРИСТ / LAWYER / СУДЬЯ / JUDGE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ю. В.

Соблюдение требований, предъявляемых к профессиональной юридической этике, является залогом успешной карьеры каждого юриста. Данная статья посвящена освещению наиболее важных качеств, необходимых каждому представителю юридической профессии. Среди них можно выделить ответственность, независимость, честность и бескорыстие. От уровня правовой культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь, престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом. Статья посвящена исследованию сущности и значению нравственных начал в деятельности юриста. Изучены возникновение и специфика профессиональной этики в целом, определены задачи юридической этики; сформулированы признаки, характеризующие понятие профессиональной этики юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ETHICS OF A LAWYER AND A JUDGE

Compliance with the requirements imposed to legal professional ethics is a pledge of successful career of every lawyer. The article is dedicated to the study of the most important qualities necessary for every worker of legal profession. Responsibility, independence, honesty and unselfishness are distinguished among such qualities. The level of legal culture of a lawyer depends on qualitative and effective performance of his duties, on preservation of honor, dignity, business reputation of a person who receives legal assistance, on the prestige of the lawyer and his colleagues, as well as the legal profession as a whole. The paper studies the nature and significance of moral principles in the activity of the lawyer. The work studies the origin and the specificity of professional ethics in general, defines the tasks of legal ethics, formulates the signs, characterizing the concept of professional ethics of lawyers.

Текст научной работы на тему «Правовая этика юриста и судьи»

3. Арсеньев Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. Санкт-Петербург, 2003.

4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. Санкт-Петербург, 1993.

5. Глебов В.В. Состояние двигательной активности студентов в условиях обучения в столичном вузе. Спортивный психолог. 2012; 3: 85.

6. Глебов В.В., Сошников Е.А. Адаптация студентов из КНР в условиях экологии столичного мегаполиса. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012; 1: 252.

7. Глебов В.В., Исаев К.В. Становление идентичности учащейся молодёжи на современном этапе развития (на примере студентов РУДН). Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 218 - 219.

References

1. Hodorovich A.M., Radysh I.V., Krupnov A.I., Maslova O.V. Mediko-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh grazhdan v usloviyah megapolisa. Moskva, 2008.

2. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Adaptaciya studentov iz KNR v usloviyah 'ekologii stolichnogo megapolisa. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2012; 1: 252.

3. Arsen'ev D.G. Social'no-psihologicheskie i fiziologicheskie problemy adaptacii inostrannyh studentov. Sankt-Peterburg, 2003.

4. Ivanova M.A., Titkova N.A. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh studentov pervogo goda obucheniya v vuze. Sankt-Peterburg, 1993.

5. Glebov V.V. Sostoyanie dvigatel'noj aktivnosti studentov v usloviyah obucheniya v stolichnom vuze. Sportivnyjpsiholog. 2012; 3: 85.

6. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Adaptaciya studentov iz KNR v usloviyah 'ekologii stolichnogo megapolisa. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2012; 1: 252.

7. Glebov V.V., Isaev K.V. Stanovlenie identichnosti uchaschejsya molodezhi na sovremennom 'etape razvitiya (na primere studentov RUDN). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 218 - 219.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 378

Akhmetshina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Russian University of Justice (Khabarovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE LEGAL ETHICS OF A LAWYER AND A JUDGE. Compliance with the requirements imposed to legal professional ethics is a pledge of successful career of every lawyer. The article is dedicated to the study of the most important qualities necessary for every worker of legal profession. Responsibility, independence, honesty and unselfishness are distinguished among such qualities. The level of legal culture of a lawyer depends on qualitative and effective performance of his duties, on preservation of honor, dignity, business reputation of a person who receives legal assistance, on the prestige of the lawyer and his colleagues, as well as the legal profession as a whole. The paper studies the nature and significance of moral principles in the activity of the lawyer. The work studies the origin and the specificity of professional ethics in general, defines the tasks of legal ethics, formulates the signs, characterizing the concept of professional ethics of lawyers.

Key words: legal professional ethics, responsibility, honesty, jurisprudence, lawyer, judge, education, professional skills.

Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Хабаровский

государственный университет правосудия, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ ЭТИКА ЮРИСТА И СУДЬИ

Соблюдение требований, предъявляемых к профессиональной юридической этике, является залогом успешной карьеры каждого юриста. Данная статья посвящена освещению наиболее важных качеств, необходимых каждому представителю юридической профессии. Среди них можно выделить ответственность, независимость, честность и бескорыстие. От уровня правовой культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь, престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом. Статья посвящена исследованию сущности и значению нравственных начал в деятельности юриста. Изучены возникновение и специфика профессиональной этики в целом, определены задачи юридической этики; сформулированы признаки, характеризующие понятие профессиональной этики юриста.

Ключевые слова: профессиональная этика юриста, ответственность, честность, работники юридической профессии, правовая этика, юриспруденция, юрист, судья, образование, профессиональные навыки.

Этика судьи представляет собой совокупность определённых норм, правил поведения судей как носителей судебной власти и членов судейского сообщества. Профессиональные требования, которыми руководствуются юристы, нередко подаются как набор инструментальных правил, призванных способствовать быстрейшему достижению максимального результата при наименьшем вложении сил и средств. Однако такого рода подход, реализуемый в ряде сфер социальной деятельности (политика, управление, экономика), перестает действовать, как только мы вторгаемся в сферу действия права. Ещё А.Ф. Кони, стоявший у истоков нового направления, указывал, что будущим правоведам «следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику, как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности» [1, с. 79]. В сферу ответственности юриста, какова бы ни была его специализация, входят вопросы жизни и здоровья, определения будущей судьбы, защиты чести и достоинства, отстаивания интересов конкретных людей. Стоит отметить, что «формирование социально-этической компетентности будущих юристов представляет собой процесс, направлен-

ный на формирование и развитие знаний этических основ профессиональной юридической деятельности, умений, навыков и опыта решения учебно-профессиональных задач в соответствии с нормами и требованиями юридической этики, а также общественно-значимых ценностных ориентаций, морально-волевых качеств и мотивации достижения» [2, с. 61]. Нравственным содержанием проникнуты основополагающие принципы правосудия - справедливость, независимость, беспристрастность. Вне этих принципов не может быть понят высокий смысл того, чему служит юрист, посвящая этому призванию нередко всю свою жизнь.

Угрозы независимости российских судей, существующие на сегодняшний день известны хорошо, поэтому особенно важно определить, какие угрозы своей внутренней независимости видят их коллеги из США. С их точки зрения, угрозы судейской независимости могут быть классифицированы как внешние и внутренние. Основной угрозой судейской независимости все без исключения опрошенные судьи считают «выборный принцип замещения судейской должности» [3, с. 5]. В настоящее время судьи избираются в 38 американских штатах из 50. Избранные

на должность судьи рано или поздно сталкиваются с рядом типичных проблем. Первой из них является достаточно высокая вероятность вовлечения избираемого судьи в политику. В исключительных случаях судье во время избирательной кампании удается остаться в стороне от политических вопросов.

Другая проблема, касающаяся избираемых судей, заключается в том, что судья не в состоянии не думать о перевыборах, и сама мысль о возможности не быть переизбранным становится источником постоянного давления и беспокойства. В этом плане «назначаемые судьи также находятся в существенно более выгодных условиях» [4, с. 135]. Они чувствуют себя более защищенными, а это значит, что назначаемым судьям существенно проще блюсти судейскую независимость.

Внешняя угроза судебной независимости подстерегает судей и со стороны других ветвей государственной власти. Наиболее «опасной» ветвью, с точки зрения американских судей, является власть законодательная. Дело не только в том, что парламенты - федеральный и региональные - принимают законы, которые могут оказать негативное воздействие на судебную власть, но и в том, что законодательный орган может отреагировать на решение, вынесенное судьей, посредством принятия определенных законодательных актов. Несмотря на то, что, как правило, судьи назначаются на должности губернаторами штатов, которые обладают весьма широкими полномочиями в сфере назначения судей, злоупотребления этими полномочиями практически не отмечаются. Американские судьи полагают, что на данном этапе нападкам подвергается не институциональная независимость судебной власти, а внутренняя (личная) судейская независимость. Перечень угроз такой независимости судей, т. е. угроз, исходящих от представителей самой судебной власти, существенно более узок, т.к. обычно угрозы появляются извне.

Американские судьи относятся к проблеме отмененных решений достаточно легко вне зависимости от того, были ли отменены одно-два решения или больше, - в США это не связывается с качеством работы самого судьи. Данный анализ свидетельствует о том, что в обеих странах проблеме профессионального поведения судей уделяется серьезное внимание. Конституция Российской Федерации, так же как и Конституция США, устанавливает основные гарантии независимости и неприкосновенности судей. Вместе с тем, в отличие от российской Конституции, Конституция США содержит моральное требование, предъявляемое к федеральным судьям, во время нахождения в должности «вести себя безупречно». Фактически соблюдение этого требования является единственным условием нахождения в судебной должности, которое зафиксировано в Конституции. На наш взгляд, наличие конституционных различий в регулировании статуса судей обусловлено спецификой формирования корпуса судей в России и США. В нашей стране, как известно, применяется континентальная система формирования судейского корпуса, дающая возможность занятия судейских должностей лицам сравнительно молодого возраста, которые последовательно проходят ступени профессиональной карьеры в судах различного уровня от низших инстанций высшим. В США средний возраст кандидатов в судьи - 40- 45 лет, таким образом, 25-летних судей в США практически нет, поскольку для занятия этой должности требуются особые качества: авторитет среди юридической общественности, высокий уровень профессиональной квалификации, определенная известность в юридических кругах. Поэтому судьями в США чаще всего «становятся опытные адвокаты, юристы-политики, университетские профессора, имеющие значительный стаж работы по юридической специальности и сложившуюся репутацию» [5, с. 149]. Законодательное регулирование статуса судей в России и США имеет еще ряд различий. В США правовое регулирование профессиональной этики судей нередко связывают с установлением четкой регламентации финансовой

Библиографический список

деятельности судьи, включая контроль и периодическую отчётность о получаемых подарках, компенсации, вознаграждении за любую внесудебную деятельность. В качестве примера можно назвать Закон « О реформе этики») 1989 (Ethics Reform Act of 1989) установивший, частности, 15% ограничение на (посторонние доходы) (не более 15% от доходов от основной деятельности) для должностных лиц. Дисциплинарная ответственность судей предусмотрена законодательством США, в частности, законом «О реформе судебных советов, поведении судей и их недееспособности» 1980 г. 28 И. 8. С. § 332(б)(1). Кроме того, в комментарии к «Кодексу поведения судей США» утверждается, что нарушение требований данного Кодекса может явиться основанием для применения мер дисциплинарной ответственности в соответствии с указанным выше Законом. Таким образом, положение российского Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», установившего дисциплинарную и административную ответственность судей, созвучны с аналогичным положением американского законодательства, которое находится в русле европейской и мировой политики, направленной на повышение авторитета и ответственности судей [6]. Еще одной угрозой для личной независимости судей, напрямую связанной с проблемой непопулярных решений, является угроза быть обвиненными в «судейском активизме». «Судейский активизм» - феномен неоднозначный и имеющий как ярых противников, так и преданных сторонников. Согласно этой доктрине, судьи должны принимать самое активное участие в толковании законов. Возникновение концепции «судейского активизма» тесно связывается с феноменом существования судебного правотворчества. Black's Law Dictionary определяет судейский активизм как «философию принятия решений судьями, в рамках которой судьи позволяют своим личным взглядам на политику и общественные интересы, помимо прочих факторов, формировать их решения, при этом предполагается, что приверженцы этой философии имеют тенденцию изыскивать нарушения действующей Конституции и стремятся игнорировать прецедент» [4]. Иными словами, судейский активизм - это выход судьи в процессе правотворчества за рамки буквы Конституции, формулирование новых правовых позиций и активное реагирование на новые социально-экономические условия. Сторонники судейского активизма видят его положительную роль в том, что судьи Верховного суда и другие судьи могут и должны творчески толковать тексты Конституции и законодательных актов в целях служения насущным потребностям современного общества, в то время как избираемые «политические» ветви федеральной власти и (или) органы законодательной и исполнительной власти штатов, с точки зрения судей-активистов, оказались не в состоянии удовлетворить эти потребности.

Таким образом, профессиональная этика судьи анализирует механизм судейской морали и ее сторон, природу нравственности в деятельности судей, природу моральных отношений и морального сознания судей. Профессия судьи является одной из наиболее сложных в юридической области, в деятельности судьи реализуется значительное количество специальных навыков личности, которые, будучи приведены в систему, входят органически в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Поэтому главным в судейской этике является личность судьи. Как бы совершенны не были нормативные требования, предъявляемые к судьям, их морально-этические, нравственные рамки поведения могут не наполниться необходимой силой воздействия в руках неподготовленного, грубого, недобросовестного судьи. Относится это к этической стороне деятельности судьи или это процессуальная необходимость, которая продиктованная лишь законом. Здесь сливаются воедино и аспект судейской этики, и процессуальная нормативность в исполнении акта судебной власти.

1. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики). Избранные труды и речи. Составитель И.В. Потапчук. Тула: Автограф, 2000.

2. Ахметшина Ю.В. Формирование правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка. Москва: Наука и Просвещение, 2017.

3. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. Курск, 2007.

4. Ревина И.В. Основное назначение профессиональной этики юриста. Известия Юго-Западного государственного университета. 2013; 2: 134 - 138.

5. Тихомиров А.Д. Модель профессионального юриста на рынке юридических услуг. Обсуждаем высокие критерии статуса юриста. Право. 2009; 2: 148 - 155.

6. Чупринский Б.А. Формирование профессиональной культуры будущих юристов: философско-правовое исследование. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Львов, 2010.

References

1. Koni A.F. Nravstvennye nachala v ugolovnom processe (Obschie cherty sudebnoj 'etiki). Izbrannye trudy i rechi. Sostavitel' I.V. Potapchuk. Tula: Avtograf, 2000.

2. Ahmetshina Yu.V. Formirovanie pravovoj kul'tury studenta yuridicheskogo vuza sredstvami anglijskogo yazyka. Moskva: Nauka i Prosveschenie, 2017.

3. Ryabinina T.K. Nravstvennye nachala ugolovnogo processa. Kursk, 2007.

4. Revina I.V. Osnovnoe naznachenie professional'noj 'etiki yurista. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 2: 134 - 138.

5. Tihomirov A.D. Model' professional'nogo yurista na rynke yuridicheskih uslug. Obsuzhdaem vysokie kriterii statusa yurista. Pravo. 2009; 2: 148 - 155.

6. Chuprinskij B.A. Formirovanie professional'noj kul'tury buduschih yuristov: filosofsko-pravovoe issledovanie. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. L'vov, 2010.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 378.4:81

Kosacheva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Parpura O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL SUPPORT OF LANGUAGE TRAINING OF POSTGRADUATE STUDENTS AT THE AGRICULTURAL HIGHER SCHOOL. The article deals with some methodological key problems of teaching language to postgraduate students at the agricultural higher school in accordance with topical educational trends. The federal state educational standards of postgraduate study in all educational programs, carried out at the agricultural higher school, involve the study of a discipline "Foreign Language". The development of modern manuals for postgraduate students aims to help them to master the educational material and the optimal methods of subject study, to improve the efficiency of the educational process and the skills of independent work. At the same time, the special attention is paid to the contents of practical training of the discipline and control measures, identified in the educational program. The authors developed a manual for postgraduates learning German, which contains guidelines, grammar reference, communicative cliché for scientific speech etiquette, examples of the topics for the exam in German for a Candidate's degree.

Key words: methodical support, language preparation, course of "Foreign Language", postgraduate study, manual for postgraduate students.

Т.А. Косачева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

О.А. Парпура, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы методического обеспечения языковой подготовки аспирантов в аграрном вузе с учетом современных образовательных тенденций. Федеральные государственные образовательные стандарты аспирантуры всех направлений подготовки, реализуемые в аграрном вузе, предусматривают изучение дисциплины «Иностранный язык». Разработка современных учебных пособий призвана помочь обучающимся аспирантам качественно освоить учебный материал, овладеть оптимальными методами изучения предмета, освоить навыки самостоятельной работы, повысить эффективность учебного процесса. При этом особое внимание уделяется содержанию практических занятий по дисциплине и контрольным мероприятиям, обозначенным в рабочей программе. Разработано авторское учебно-методическое пособие по немецкому языку для аспирантов аграрных вузов, которое содержит методические рекомендации, грамматический справочник, коммуникативные клише научного речевого этикета, примеры составления тем для сдачи экзамена по немецкому языку в объеме кандидатского минимума.

Ключевые слова: методическое обеспечение, языковая подготовка, дисциплина «Иностранный язык», аспирантура, учебное пособие.

В современных условиях наметившейся агроинтергации как системы непрерывного аграрного образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ) в Алтайском крае играет ключевую роль.

В настоящее время система аграрного образования Алтайского края объединяет 26 образовательных организаций, в том числе один вуз, 23 организации среднего профессионального образования и одну образовательную организацию дополнительного профессионального образования [1, с. 15].

Именно здесь реализуются программы подготовки аспирантов по 18 научным специальностям в соответствии с профилем вуза. В Алтайском государственном аграрном университете реализуются программы третьего уровня высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в формах очного и заочного обучения [2, с. 15].

Федеральные государственные образовательные стандарты специалитета, практико-ориентированного и академического бакалавриата, магистратуры, аспирантуры всех направлений

подготовки, реализуемые в аграрном вузе, предусматривают изучение дисциплины «Иностранный язык» [3, с. 30].

Возрастающее международное сотрудничество, внедрение в агропромышленное производство современных технологий, связанный с этим рост конкуренции агропредприятий на продовольственном рынке, требуют высокой квалификации выпускников аграрных вузов. Одним из возможных условий соответствия современным требованиям аграрной экономики является знание иностранного языка, которое открывает перспективные возможности для профессионального роста, самосовершенствования и всестороннего развития. «К задачам данной дисциплины также относим развитие необходимых универсальных и общепрофессиональных компетенций в соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО), развитие умений и опыта самостоятельной работы по повышению уровня владения иностранным языком, а также осуществления научной и профессиональной деятельности с использованием изучаемого языка» [2, с. 16].

Изучение дисциплины стоит в учебном плане подготовки аспирантов в 1 - 2 семестрах первого курса, общая трудоем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.