С помощью функции «Генератор случайных чисел» в ЭТ MS Excel получаем выборочные значения факторов риска. Например, генерация случайных значений для переменной риска «сырьевые затраты в 2015 г.» при числе имитаций, равном 500, показала колеблемость значений сырьевых затрат в пределах от 3707,0 до 4780,0 тыс. руб. Аналогичны расчёты для других возмущающих переменных. Значения NPV для разных сценариев ИП были вычислены после всех имитаций в зависимости от изменяющихся значений вероятности. Их значения - в пределах от 5600 до 10000 т. р.
Используя стандартные функции MS Excel, мы провели экономико-статистический анализ сценариев развития Ип по показателю NPV со следующими результатами: при всех вариантах реализации проекта показатель NPV остаётся положительным; относительная мера риска (коэффициент вариации) почти во всех случаях равна 8%; вероятность того, что NPV будет меньше 0 или меньше минимального значения равна 0. Графический анализ сценариев показал, что риск «нарушение сроков ввода объекта» оказывает большее влияние на результат проекта, чем
Библиографический список
риск, связанный с изменением кредитной ставки процента. При запаздывании ввода объекта в эксплуатацию кривая функции распределения вероятностей NPV смещается, и её значения уменьшаются. Для анализа представляет интерес также функция обеспеченности. Графики функций для 2 сценариев развития проекта показали, каковы значения NPV в безрисковой ситуации. Если фаза ввода установки прошла успешно, вероятность получить NPV в размере не менее 7853 тыс. руб. равна 0,8, при задержке ввода объекта эта вероятность уменьшается и становится равной 0,2. С большей вероятностью (0,9) можно получить доход в размере не менее 7400 тыс. руб. для первого сценария. Такой же доход, но уже с вероятностью не менее 0,5 можно получить в случае второго сценария.
Таким образом, выполненный анализ свидетельствует о значительном влиянии на доходность проекта риска, связанного с временной задержкой на стадии ввода объекта в эксплуатацию. При реализации проекта рекомендуется большее внимание уделить обеспечению ритмичной работы, недопущению сбоев в графике работ.
1. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учебно-практическое пособие. Москва, 2008.
2. Риск-менеджмент инвестиционного проекта. Под редакцией М.В. Грачевой. Москва, 2009.
3. Назарова Ю.Н. Применение информационных технологий в инвестиционном риск-менеджменте. Научные основы стратегии развития АПК и сельских территорий в условиях ВТО: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014: 371 - 374.
4. Назаров, Ю.Н. Оценка эффективности инвестиций на основе Таблицы подстановки и функции ЧПС как средств построения финансовых моделей и выбора оптимального решения. Интеграция науки и производства - стратегия устойчивого развития АПК России в ВТО: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2013.
5. Прибыткова Г.В. Анализ и оценка рисков предприятий производственной сферы в процессе инвестиционного проектирования. Вестник МГТУ. 2005; Том 8; № 2: 300.
References
1. Vilenskij P.L. Ocenka 'effektivnosti investicionnyh proektov: Teoriya ipraktika: uchebno-prakticheskoe posobie. Moskva, 2008.
2. Risk-menedzhment investicionnogo proekta. Pod redakciej M.V. Grachevoj. Moskva, 2009.
3. Nazarova Yu.N. Primenenie informacionnyh tehnologij v investicionnom risk-menedzhmente. Nauchnye osnovy strategii razvitiya APK i sel'skih territorij v usloviyah VTO: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2014: 371 - 374.
4. Nazarov, Yu.N. Ocenka 'effektivnosti investicij na osnove Tablicy podstanovki i funkcii ChPS kak sredstv postroeniya finansovyh modelej i vybora optimal'nogo resheniya. Integraciya nauki i proizvodstva - strategiya ustojchivogo razvitiya APK Rossii v VTO: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2013.
5. Pribytkova G.V. Analiz i ocenka riskov predpriyatij proizvodstvennoj sfery v processe investicionnogo proektirovaniya. Vestnik MGTU. 2005; Tom 8; № 2: 300.
Статья поступила в редакцию 12.02.16
УДК 159.91
Omarkhanova L.M., Master of Department of Judicial Ecology with the Course of Human Ecology, Ecological Faculty, Peoples'
Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Laver B.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Institute of Post Degree Professional Education n.a. A. I. Burnazyan,
Federal State Budgetary Institution of Russia (Russia), E-mail: [email protected]
THE LEVEL OF UNEASINESS AND ADAPTABILITY OF KAZAKHSTAN STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN THE METROPOLITAN CAPITAL. In the article the researcher studies questions of interrelation of social and psychological adaptation of students in the course of training at a higher education institution. The researcher has selected 76 first-year students from Kazakhstan who study in the metropolitan capital of Russia to monitor and assess their level of uneasiness and adaptability. The studied Kazakhstan students present various climatic zones of the Republic of Kazakhstan: East (n = 18), North (n=19), West (n=18), South (n=21). The psychological test of Spilberger-Khanin and the standard questionnaires directed for identification of influence of complex factors of environment became the main method of the research. The work reveals different levels of adaptation and uneasiness of Kazakhstan students. The most part of Kazakhstan students from western (over 60%) and eastern (over 55%) regions of the republic experience difficulties of adaptive reactions to new factors of environment of Moscow. On the contrary students from the Southern and Northern regions of Kazakhstan, according to the obtained data, have good adaptive processes to new conditions.
Key words: Kazakhstan students, adaptation, psycho-emotional state, uneasiness, megalopolis, environment factors, education.
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ
Л.М. Омарханова, магистр каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы
народов, г. Москва, E-mail: [email protected]
Б.И. Лавер, канд. мед. наук, доц., Институт последипломного профессионального образования, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ
имени А.И. Бурназяна ФМБА России, E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе. На выборке 76 студентов первого курса, обучающихся в столичном мегаполисе России, были проведены исследования по оценке уровня тревожности и адаптивности казахстанских студентов. Исследуемая выборка казахстанских студентов
была представлена различными природно-климатическими зонами Республики Казахстан: Восточной (п= 18), Северной (п=19), Западной (п=18), Южной (п=21). Методикой исследования стал психологический тест Спилбергера - Ханина и стандартные анкеты, направленные для выявления воздействия комплексных факторов окружающей среды. Исследования выявили разные уровни адаптации и уровней тревожности казахстанских учащихся. Большая часть казахстанских студентов из Западной (свыше 60%) и Восточных (свыше 55%) регионов Республики испытывали сложности приспособительных реакций к новым факторам окружающей среды столичного мегаполиса. Напротив, студенты из Южных и Северных регионов Казахстана, по полученным данным, имели хорошие адаптивные процессы к новым условиям.
Ключевые слова: казахстанские студенты, адаптация, психо-эмоциональное состояние, тревожность, мегаполис, факторы окружающей среды, образование.
Процессы глобализации, изменяющие человеческие взаимоотношения, активно оказывают влияние на интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании. Транснационализация образования обязывает российские вузы в борьбе за повышение своего конкурентного потенциала приглашать всё больше иностранных студентов. В настоящее время в вузах России обучаются около 150 тысяч иностранных студентов. Наибольшее количество составляют граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки и стран СНГ [1; 2].
В процессе обучения казахстанские студенты сталкиваются с новой социокультурной средой, непривычным климатом, новыми методами и формами обучения, полной сменой режима труда и отдыха, что неизбежно вызывает новые эмоциональные переживания и психические состояния [3]. Это объективно ставит перед вузовской наукой проблемы комплексной адаптации иностранных студентов к условиям жизни и учебы в новой климатической и социокультурной среде [4; 5].
Важно отметить, что за последние пять лет растёт образовательный поток студентов из Казахстана в Россию, которые хотят получить высшее профессиональное образование. В частности, в РУДН казахстанская диаспора студентов входит в пятёрку лидеров по численности студентов. Поэтому огромную важность приобретает изучение динамики адаптационных процессов казахстанских студентов к условиям столичного вуза на примере РУДН.
Исходя из этого, целью нашего исследования стало выявление особенностей психоэмоциональной сферы и протекание адаптивных процессов казахстанских студентов, приехавших в Москву на обучение из разных регионов Казахстана.
Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие 76 студентов первого курса (возрасте 17,8+1,1 года) разных специальностей (экологов,
филологов, социологов, инженеров) Российского университета дружбы народов (РУДН).
Исследуемая выборка казахстанских студентов была представлена различными природно-климатическими зонами Республики Казахстан: Восточного Казахстана (п= 18), Северного Казахстан (п=19), Западного Казахстана п=18), Южного Казахстана (п=21). Необходимо отметить, что Северные (Костанай, Павлодар, Петропавловск) и Южные регионы (Алма-Ата) Казахстана культурно тяготеют к России. В этих регионах много русских. Общение между людьми идёт как на казахском, так и на русском языках. Преподавание идёт на двух языках.
Методикой исследования стал психологический тест Спилбергера - Ханина и стандартные анкеты, направленные для выявления воздействия комплексных факторов окружающей среды (социально-экономические, психологические, культурные) на психо-эмоциональное состояние и адаптационные процессы казахстанских студентов.
Полученные результаты и их обсуждение
Анализ полученных результатов по анкетам показал разное соотношение адаптации казахстанских студентов к комплексу факторов окружающей среды. Результаты представлены в таблице 1
Из таблицы 1 видно, что казахстанские студенты из восточного и западного Казахстана испытывают трудности в адаптации к новым факторам среды. Так, меньше половины из группы студентов восточного Казахстана положительно ответили на адаптацию к новой педагогической системе (37,4%), климату (44,6%), успешности межличностного общения (35,4%), социально-бытовым условиям (44,9%), культуре (49,4%). Среднегрупповые результаты казахстанских студентов растут в группе западного, южного и достигая максимума среди учащихся из северного Казахстана.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели (%) адаптивности казахстанских студентов (п = 76) к факторам среды столичного мегаполиса
Число ответивших, %
Регионы Казахстана
Факторы среды Восточная Западная Южная Северная
(n=18) (n=18) (n=21) (n=19)
Новая педагогическая система 37,4 49,2 89,1 86,2
Климат 44,6 55,6 59,2 88,9
Межличностное общение 35,4 49,1 84,2 84,2
Социально-бытовые условия 44,9 52,5 71,4 84,3
Культура 49,4 54,1 89,3 92,3
Таблица 2
Среднегрупповые результаты (%) по уровням тревожности казахстанских студентов первого курса
обучающихся в РУДН (п=77)
Число ответивших, %
Регионы Казахстана
Уровни тревожности Восточная Западная Южная Северная
(П=18) (П=17) (П=22) (П=19)
Личностная тревожность
Высокий 54,6 55,6 29,2 26,9
Средний 34,5 31,9 55,4 58,8
Низкий 10,9 12,5 15,4 14,3
Ситуативная тревожность
Высокий 57,6 56,6 28,1 27,2
Средний 35,0 30,5 56,0 58,2
Низкий 7,4 12,9 15,9 14,6
Необходимо отметить, что трудности адаптационных процессов в первую очередь отражается на психоэмоциональной сфере в виде тревожности.
Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [6].
Тревожность имеет личностную составляющую, в которой существует мотив или приобретенную поведенческую позицию.
Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке, которая, безусловно, отражается на адаптационных процессах человека [7; 8]. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени [8].
Сложности приспособительных механизмов к факторам окружающей среды также отразились на психоэмоциональной сфере казахстанских студентов, и имели разный уровень тревожности (табл.2).
Из таблицы 2 видно, что высокий уровень личностной тревожности отмечается в группах казахстанских студентов из восточного (54,6%) и западного (55,6) регионов Республики, и напротив, высокий уровень личностной тревожности снижается у
Библиографический список
студентов из Южного и Северного Казахстана (29,2% и 26,9% соответственно).
Аналогичная картина наблюдается по ситуативной тревожности.
Полученные нами результаты согласуются с данными исследований В.В. Глебова, Е.А. Сошникова (2015) и Е.В. Аникина, В.В. Глебова (2015), где на выборках китайских и африканских студентов изучались динамика адаптации сердечно-сосудистой системы и психофизиологические показатели приспособительных реакций к условиям столичного мегаполиса [9; 10].
Заключение
Таким образом, на психо-эмоциональное состояние казахстанских студентов влияет тревожность. Разные уровни личностной и ситуативной тревожности имеют тесную взаимосвязь с факторами окружающей среды, которые влияют на адаптивные процессы казахстанских студентов. Чем выше влияние средовых факторов окружающей среды на организм учащихся, тем больший процент казахстанских студентов имеют высокий уровень тревожности.
Исследование выявило, что большая часть казахстанских студентов из Западных (свыше 60%) и Восточных (свыше 55%) регионов Республики испытывали сложности приспособительных реакций к новым факторам окружающей среды столичного мегаполиса (педагогическая система, климат, межличностное общение, социально-бытовые условия, культура). Напротив, студенты из Южных и Северных регионов Казахстана, по полученным данным, имеют хорошие адаптивные процессы к новым условиям. Это можно объяснить схожестью многих параметров биосоциальной среды (культура, быт, образования и т. д.)
1. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.
2. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013; 1: 45 - 51.
3. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014, 2: 89 - 95.
4. Глебов В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5%: 18 - 22.
5. Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6-2: 305 - 307.
6. Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2003.
7. Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 135 - 136.
8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Под редакцией Л.Леви, В.Н. Мясищева. Ленинград, 1970: 127 - 208.
9. Глебов В.В., Сошников Е.А. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 101 - 104.
10. Аникина Е.В., Глебов В.В. Психофизиологические показатели адаптации африканских студентов в условиях Москвы. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 90 - 93.
References
1. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.
2. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 1: 45 - 51.
3. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2014, 2: 89 - 95.
4. Glebov V.V. Uroven' psihofiziologicheskoj adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v sisteme vysshej shkoly. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5%: 18 - 22.
5. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacii inogorodnih studentov k usloviyam 'ekologii stolichnogo megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6-2: 305 - 307.
6. Bol'shoJpsihologicheskiJslovar'. Pod redakciej B.G. Mescheryakova, V.P. Zinchenko. Moskva, 2003.
7. Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podhody izucheniya adaptacionnyh mehanizmov cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 135 - 136.
8. Lazarus R. Teoriya stressa i psihofiziologicheskie issledovaniya. 'Emocional'nyJ stress: fiziologicheskie i psihologicheskie reakcii. Pod redakciej L.Levi, V.N. Myasischeva. Leningrad, 1970: 127 - 208.
9. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnikpsihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.
10. Anikina E.V., Glebov V.V. Psihofiziologicheskie pokazateli adaptacii afrikanskih studentov v usloviyah Moskvy. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 90 - 93.
Статья поступила в редакцию 05.04.16
УДК 57.045
Omarkhanova L.M., Master of Department of Judicial Ecology with the Course of Human Ecology, Ecological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Voronova N.V., Cand. of Sciences (Biology), teacher, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS ACCORDING TO MATERIALS OF RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCH. In the conditions of prompt development of processes of globalization and expansion of the academic mobility of foreign countries with Russia, within various forms of education of foreign students more and more actual is a participation of Russia in