Научная статья на тему 'Некоторые особенности становления и развития российского федерализма'

Некоторые особенности становления и развития российского федерализма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газизова Лейсан Махмутовна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты становления и развития российского федерализма в советский период и выявляются особенности эволюции собственного правового регулирования субъекта федерации. По мнению автора, возможность субъекта федерации осуществлять собственное правовое регулирование, результат которого представлен в правовой системе субъекта федерации, является одним из характерных признаков федеративного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности становления и развития российского федерализма»

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации закрепляет принцип разумности срока судопроизводства и исполнения судебных актов, предусматривает отдельные меры, направленные на его соблюдение, а также гарантии компенсации его нарушения в отдельных случаях. Автор согласен с мнением М.Е.Глазковой, что действие Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" фактически направлено не на ускорение судопроизводства и исполнения принимаемых судебных актов, а на уменьшение потока жалоб в Европейский суд по поводу нарушения права на справедливое судебное разбирательство235.

Газизова Л.М.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты становления и развития российского федерализма в советский период и выявляются особенности эволюции собственного правового регулирования субъекта федерации. По мнению автора, возможность субъекта федерации осуществлять собственное правовое регулирование, результат которого представлен в правовой системе субъекта федерации, является одним из характерных признаков федеративного государства.

Ключевые слова: федерация, субъект федерации, конституция, правовая система субъекта федерации.

В теории государства и права под федерацией в строго научном смысле понимается форма государственного устройства, при которой несколько государств или государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство236.

Однако исторически сложилось так, что определение классической федерации как формы государственно-территориального устройства вряд ли применимо к Российской Федерации, которая строилась не «снизу», а «сверху». Субъекты федерации стали таковыми потому, что их учредила центральная власть, передав им часть своих полномочий. Неслучайно в первой российской Конституции 1918 г. не содержался перечень субъектов федерации как это сегодня закреплено в ст. 65 Конституции Российской Федерации 1993 г.

Исследователи природы российского государства еще в начале XX века выделяли отдельные элементы федеративности (автономии и самоуправления, основанных на некотором соглашении)237. Любопытен с этих позиций доклад, написанный кавказским наместником В.И. Воронцовым-Дашковым императору Николаю II: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам местного населения, разнообразного по вероисповеданию, религиозным воззрениям и преданиям, по племенному составу и

238

политическому прошлому» .

235 Глазкова М.Е. Компенсация занарушение разумного срока в арбитражном процессе: цели внедрения и проблемы правоприменения. "Адвокат", 2010, № 9. С.8

236 См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 62; Мальцев Г.В. понимание права: подходы и проблемы. М., 1999. С. 98.

237 См.: Ященко А.С. Русский федерализм // Федерализм, 1996, № 1. С.138; Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб., 1823.

238 См. об этом: Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С. 69.

Р.Г. Абдулатипов пишет, что «категорическим императивом для многонациональной России, для России как особого, если хотите типа цивилизации, выстроенной на основе русской государственности, которая объединила народы и земли вокруг России,

239

федеративное устройство выстрадано» . Добавим, что федерализм в России обусловлен не только многонациональным составом ее населения, но и огромной территорией страны.

Следует отметить, что создание в 1917 году Российского федеративного государства выступало, в первую очередь, средством решения национального вопроса. Ослабленная революциями и первой мировой войной российская государственность стала терять свои унитарные позиции. Многонациональность Российской империи, рост национально-освободительных движений на ее окраинах, провозглашение советской властью права народов на самоопределение, усилили сепаратистские тенденции. В декабре 1917 г. провозгласили свою независимость Финляндия и Украинская Советская Республика. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и красноармейских депутатов объявил в январе 1918 г. Российскую Советскую Республику федерацией, принял резолюцию «О федеральных учреждениях Российской Республики», в пункте первом которой говорилось: «Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских республик этих народов. Центральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ Федерации и представляет Российскую Федерацию Советов в целом. На центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию областей»240.

Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла составной частью в Конституцию РСФСР 1918 года, Советская Российская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций, именно как федерация советских национальных республик. Каждой нации предоставлялось право самостоятельно решить,

241

желает ли она войти в Российскую Федерацию, и если желает, то на каких основаниях .

Первые автономные республики в составе России возникли в феврале-мае 1918 г., хотя еще не имели и не могли иметь всех признаков сформировавшегося статуса субъектов федерации. Юридические признаки автономных республик, автономных областей и иных

242

автономий складывались постепенно в процессе государственного строительства . Каждая республика имела собственную конституцию, закреплявшую ее права как суверенного субъекта федерации. Конституция республики не нуждалась в утверждении федеральными органами и принималась самой республикой. В этом выражался ее статус как субъекта федерации. Остальные территории РСФСР, в различные исторические периоды имевшие разные наименования (области, губернии, уезды, волости, края), включая автономные области и национальные округа, законотворческой компетенцией не обладали.

Это дало некоторым ученым основание разделить автономию на законодательную

243

(политическую), к которой относились автономные республики и административную, -автономные области и национальные округа, которые обладали только правом управления. Б.В. Щетинин, не соглашаясь с таким делением, указывал, что автономные области и национальные округа имеют право издания подзаконных нормативных актов, осуществляя тем самым не только функцию управления, но и правотворчества244. Представляется, что

239 Абдулатипов Р.Г. Поиск перспектив российского федерализма // Федерализм. 2001. № 4(24).

240 Цит. по: Азнагулов В. Оптимизация федеративных и региональных отношений. Опыт Башкортостана. Уфа, 2005. С. 15.

241 СУ РСФСР. 1917. № 2. Ст. 18.

242 См.: Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922). М., 1966; Он же. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2003. С. 199.

243 Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948. С. 337.

244 Щетинин Б.В. Советское государственное право. Курс лекций. Вып. 4. М., 1966. С. 108.

издание лишь подзаконных актов все-таки характерно не для субъектов федерации, а для административно-территориальных единиц (потому и в названии этого вида автономии слово «административная»). Современные ученые к признакам субъекта федерации относят: состояние субъекта федерации в федеративном государстве, наличие территории, обладание государственной властью и осуществление ее посредством собственных государственных органов, наличие предметов ведения, системы законодательства, официального наименование и собственных государственных символов245. Хотя, справедливости ради, не всегда некоторые исследователи четко выделяют систему законодательства субъектов федерации.

По Конституции РСФСР 1925 г. конституции республик должны были предварительно утверждаться ВЦИК и окончательно Всероссийским съездом Советов. При этом советские государствоведы писали, что утверждение конституции АССР является не актом, ограничивающим официально провозглашенный суверенитет автономной республики, а актом признания. В доказательство приводился тот факт, что конституция союзной республики хоть и не утверждается Верховным Советом СССР, тем не менее она должна полностью соответствовать Конституции СССР но это не дает оснований для вывода о несуверенном характере союзной республики246. Безусловно, это было ограничение прав субъектов федерации на собственное автономное правовое регулирование.

Анализируя законодательство автономных республик, К.А. Архиппов в 1925 г. писал: «...ни о какой «презумпции компетенции» автономных республик РФСР говорить нельзя. Постановления об образовании автономных республик по общему правилу стремятся установить пределы не общефедеральной компетенции, а наоборот, компетенции

247

автономных республик»247. Для субъектов федерации считалось важным не их собственное законотворчество, а участие в формировании высшей федеральной власти.

В Конституции РСФСР 1937 г. указывалось, что каждая автономная республика имеет свою конституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и СССР. Конституции АССР вносились на утверждение Верховного Совета РСФСР. Кроме того утверждались районное деление, границы районов и городов, народнохозяйственный план и бюджет.

Конституция РСФСР 1978 г. закрепляла, что автономная республика вне пределов прав Союза ССР и РСФСР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Она имеет конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики. В Конституции РСФСР подчеркивался безоговорочный приоритет законов РСФСР над законами республик

Конституции всех республик фактически воспроизводили соответствующие положения Конституции РСФСР, хотя считалось, что они закрепляют и охраняют исторические, хозяйственные, политические и культурные интересы и специфические условия данной республики, а также особенности, связанные с бытом, традициями, национальным составом и численностью населения. Теория советского федерализма объясняла необходимость соответствия конституций республик федеральной Конституции однородностью экономической и политической основ РСФСР, на которой базируются единые принципы строительства советского федеративного государства248.

Схожесть республиканских конституций с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР проявлялась даже в совпадении нумерации и наименований разделов конституций. «Сопоставляя статьи конституций РСФСР и автономных республик, - писал Б.Л.

245 См.: Борисова М.М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2005. С.13.

246 См.: Шапсугов Д.Ю. Вопросы суверенитета и государственно-правовая природа автономной республики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 1971. С. 12.

247 Архиппов К.А. Советские автономные области и республики. М., 1925. С. 160.

248 См.: Юсубов Э.С. Теория федерализма в России. Томск, 1998. С. 47.

Железнов, - можно увидеть, что 50 статей в конституциях АССР полностью воспроизводят соответствующие статьи Конституции РСФСР, остальные же либо конкретизируют ее нормы применительно к особенностям АССР, либо полностью порождены местными условиями и регулируют отношения, характерные только для автономной республики. Идентичность ряда статей в основных законах РСФСР и АССР логически оправдана, поскольку многие из них содержат нормы, регулирующие идентичные общественные

249

отношения» .

В научной литературе советского периода не было единства взглядов в понимании того, какие территории считались субъектами федерации. Так, А.И. Ким признавал

250

первоначально субъектами РСФСР только суверенные автономные республики250. В противовес этому Д.Л. Златопольский считал субъектами федерации автономии251, а А.И. Лепешкин утверждал, что субъектами РСФСР были как автономии, так и суверенные

252 253

республики252. Аналогичную точку зрения высказывал и И.П. Ильинский253.

Еще раз отметим, что в отличие от автономных республик, автономные области и

создаваемые в последующем другие национальные образования не принимали

конституций и законов, не обладали правосубъектностью законодательствования,

предметом собственного правового регулирования. Республики как субъекты федерации в

своем законодательстве регулировали вопросы, связанные со структурой своих органов

государственной власти, их полномочиями и формами взаимодействия. Они

самостоятельно решали вопрос о территориальном устройстве, о языках местных

национальностей, на которых публиковались акты верховных советов республик, об

особенностях герба и флага, а также столицы республик.

На наш взгляд, возможность субъекта федерации осуществлять собственное правовое

регулирование, результат которого представлен в правовой системе субъекта федерации,

является одним из характерных признаков федеративного государства. Вместе с тем не все

ученые и сегодня в перечне отличительных признаков федерации называют

законотворчество субъектов федерации, их право на автономное собственное правовое

254

регулирование254, хотя некоторые исследователи в качестве признака субъекта федерации выделяют наличие у них своего основополагающего акта - конституции (устава, статут)255.

Представляется важной идея о том, что для федеративной модели государственного устройства важен факт обладания субъектами федерации элементами учредительной власти, и, следовательно, собственной правовой системой в рамках своих полномочий как часть правовой системы Федерации256.

Пристатейный библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Поиск перспектив российского федерализма // Федерализм. 2001. № 4(24).

2. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. С. 106.

3. Азнагулов В. Оптимизация федеративных и региональных отношений. Опыт Башкортостана. Уфа, 2005. С. 15.

4. Архиппов К.А. Советские автономные области и республики. М., 1925. С. 160.

5. Борисова М.М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2005. С.13.

6. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб., 1823.

249 Железнов Б.Л. АССР - высшая форма советской автономии. Казань, 1984. С.68.

250 Ким А.И. К вопросу о государственно-правовой природе РСФСР // Правоведение. 1960. № 1. С.29-30.

251 Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967. С. 80-83.

252 Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1970. С. 77-79.

253 Проблемы суверенитета Российской Федерации. М., 1994. С. 65.

254 См., напр.: Лысенко В. Федерализм от Татарстана до Чечни. М., 1998.

255 См.: Основы теории и практики федерализма. М., 1999.

256 См.: Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. С. 106.

7. Железнов Б.Л. АССР - высшая форма советской автономии. Казань, 1984. С.68.

8. Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967. С. 80-83.

9. Ким А.И. К вопросу о государственно-правовой природе РСФСР // Правоведение. 1960. № 1. С.29-30.

10. Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948. С. 337.

11. Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1970. С. 77-79.

12. Лысенко В. Федерализм от Татарстана до Чечни. М., 1998.

13. Мальцев Г.В. понимание права: подходы и проблемы. М., 1999. С. 98.

14. Основы теории и практики федерализма. М., 1999.

15. Проблемы суверенитета Российской Федерации. М., 1994. С. 65.

16. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 62.

СУ РСФСР. 1917. № 2. Ст. 18.

17. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С. 69.

18. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922). М., 1966.

19. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. М.: ИКД «ЗЕРЦАЛОМ», 2003. С. 199.

20. Щетинин Б.В. Советское государственное право. Курс лекций. Вып. 4. М., 1966. С. 108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Шапсугов Д.Ю. Вопросы суверенитета и государственно-правовая природа автономной республики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 1971. С. 12.

22. Ященко А.С. Русский федерализм // Федерализм, 1996, № 1. С.138; Юсубов Э.С. Теория федерализма в России. Томск, 1998. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.