Научная статья на тему 'Принципы федерализма в условиях становления новой Российской государственности'

Принципы федерализма в условиях становления новой Российской государственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5742
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДОБРОВОЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / НАЦИЯ / ПРИНЦИП / ПОЛНОМОЧИЯ / РАВНОПРАВИЕ / РОССИЯ / СУБЪЕКТ / СУВЕРЕНИТЕТ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаткин В. П., Полухин О. Н.

В статье проанализированы принципы федерализма в России, раскрыто понятие принципа. Данный термин рассматривается в нескольких аспектах: философском, этическом, юридическом и т.д. На конкретных примерах показано, что в качестве основных идей построения и функционирования федерализма в России принципы имеют основополагающее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы федерализма в условиях становления новой Российской государственности»

17. Кольцова Е.Г. Юридическая ответственность коллегиальных органов местного самоуправления: Вопросы теории и практики: Дисс. ... к.ю.н. - Казань, 2006. - С. 125, 126.

18. Долгополова М.С. Муниципально-правовая ответственность: проблемы правового регулирования и реализации: Дисс. ... к.ю.н. - Тюмень, 2005. - С. 10, 11.

19. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. - М., РАП, 2008. - С. 102.

20. Муниципальное право / под ред. С.Е. Чаннова. - М., 2006. - С. 247.

21. Мялковский С.С. Юридическая ответственность и местное самоуправление в Российской Федерации: Дисс. ... к.ю.н. - Екатеринбург, 2004. - С. 44.

22. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. - 2005. - № 6.

23. Дабалаев А. А. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации. Дисс. ... к.ю.н. - М., 2006. - С. 26-28, 44.

24. Черногор Н.Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (вопросы теории). Дисс. ... к.ю.н. - М., 1999. - С. 8.

SPECIFICITY OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITIES IN THE SYSTEM

OF RUSSIAN LOCAL SELF-GOVERNMENT

V.G. ERMAKOV" V.V. AVILOV2)

^Yelets State University of IA Bunin e-mail: [email protected]

2)Institute of Law and Economics

This article takes into account the variety of approaches to the study of the phenomenon of "local government" in its relation to the constitutional and legal responsibility. The paper presents arguments for relevance of the decision-theoretic conceptual and normative level of individual problems of the Constitutional and legal liability in the system of local government in modern Russia.

Key words: local government, Constitution, municipalities, law of responsibility, Constitutional Court of the Russian Federation.

e-mail: [email protected]

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

УДК 321.1; 342.2

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В.П. КАСАТКИН О.Н. ПОЛУНИН

В статье проанализированы принципы федерализма в России, раскрыто понятие принципа. Данный термин рассматривается в нескольких аспектах: философском, этическом, юридическом и т.д. На конкретных примерах показано, что в качестве основных идей построения и функционирования федерализма в России принципы имеют основополагающее значение.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: государство, добровольность, законодательство, конституция, нация, принцип, полномочия, равноправие, Россия, субъект, суверенитет, федерализм, федерация.

Статья первая Конституции Российской Федерации1 определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство. Данное положение нуждается в детальном анализе принципов, на которых строится вышеуказанная (то есть федеративная) форма государственного устройства.

Приступая к анализу принципов федерализма в России, необходимо дать понятие принципа. Данный термин раскрывается в ряде аспектов: философском, этическом, юридическом и т.д.2 Наиболее общее и фундаментальное значение это понятие приобретает в философском смысле. Принцип есть начало, основа, первопричина некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт руководства к действиям. Он позволяет понять и исследовать окружающую реальность, обуславливает закон становления явлений. Обладает объективным содержанием и выражает присущие той или иной категории качественные свойства, выступает как руководящая идея, пронизывающая содержание явления, предмета, категории или процесса.

В этическом значении принцип определяет внутреннее убеждение, является максимой, задающей общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности3.

В теории права принципы права - это основные идеи, исходные положения или ведущие начала права, процесса его формирования, развития и функционирования4. Они пронизывают всю структуру права - правосознание, нормы, правоотношения, а также правоприменительную практику5. Принципы представляются в виде исходных определяющих идей, положений, установок, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения развития и функционирования права6.

В юридическом смысле под принципом понимается, прежде всего, системообразующее начало, основные установки, на основании которых возможно построение любой

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2 См., напр.: Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 544; Словарь по этике / Под. ред. И.С. Кона. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1975. - С. 248; Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д Перевалова. 2-еизд. М.: Издательство НОРМА, 2002. - С. 104, 243.

3 См.: Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 544.

4 См.: Общая теория государства и права: Академический курс. В 2-х т. / Под ред. Н..М Марченко. М., 1998. Т. 2. - С. 22.

5 См.: Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. - С 12-13.

6 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. - С. 151.

системы, в том числе и федеративного государства. Принцип является центральным понятием системы, пронизывает ее, выявляя содержание, представляет обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный принцип абстрагирован (в данном случае эта система является правовой).

В виду того, что принципы имеют «характерные черты, которые придают им статус особых идей»7, можно выделить признаки принципов федерализма. Во-первых, им может служить далеко не всякая идея о федеративных отношениях. Она должна иметь фундаментальный, ключевой характер, лежать в основе существования и функционирования федерации. Во-вторых, принципы федерализма являются наиболее устойчивыми и стабильными идеями, которые остаются таковыми длительное время. Например, это можно увидеть в преемственности принципов федерализма Советского Союза и современных принципов Российской Федерации. Наконец, в отличие от иных (например, научных) идей о федеративных отношениях принципы получают закрепление в правовых нормах. В некоторых случаях с помощью общей нормы («нормы-принципа»), содержащейся в нормативно-правовом акте, в других - без четкой формулировки, когда принципы как бы «скрыты, спрятаны, разлиты» по многим правовым нормам.

Представляется возможным определить понятие принципов федерализма как совокупности основных, взаимосвязанных между собой закономерностей, абстрагированных из определенной политико-правовой системы, характеризуемой как федерация, определяющих динамику существования, развития и взаимодействия структурных элементов этой системы.

В качестве основных идей построения и функционирования федерализма в России принципы имеют основополагающее значение. Прежде всего, их значение можно проследить в нормотворческой деятельности правового государства. При выработке подходов к правовому регулированию тех или иных общественных отношений основные принципы соответствующей отрасли права проходят определенную проверку. И лишь идеи, постоянно переходящие от одного нормативного акта к другому, постепенно становятся определенным критерием, на базе и в соответствии с которым принимаются последующие акты. Большинство существующих в России принципов федерализма нашло свое выражение в Конституции России. Но, кроме того, принципы федерализма явно прослеживаются в законах и договорах, регулирующих федеративные отношения.

В качестве примера, можно привести Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»8, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»9. Названия указанных документов содержат упоминание о принципах, то есть основных идеях федеративного устройства. В дальнейшем положения этих двух законов были объединены в рамках нового нормативно-правового акта - Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»10.

Однако принципы федерализма имеют значение не только для правотворческой деятельности, но и, безусловно, для правоприменительной практики. Здесь можно выявить две стороны. Первая заключается в том, что принцип (если он нормативно закреплен) является сам по себе правовой нормой и подлежит реализации. Вторая сторона возникает тогда, когда норма права, призванная регулировать федеративное отношение, отсутствует. В этом случае, принцип как бы временно заменяет норму, не позволяя оставить отношение без соответствующего урегулирования.

7 См.: Лаврусь С.Ю. О проблеме определения понятая принципов права // Актуальные проблемы правоведения. 2005. №1. - С. 15.

8 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

9 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

10 СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2709.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

Прежде чем переходить к выявлению перечня и анализу каждого из принципов федеративного устройства России необходимо обратить внимание на следующее. Понятие федерализма разнопланово, его можно рассматривать с различных сторон (это и принципы, определяющие территориальное строение государства, и основа, на которой осуществляется функционирование государственных органов и «постоянный процесс улаживания отношений и объединения людей и их образований на государственном уровне»11). Федерализм является системой принципов федеративного государственного устройства и функционирования государства. Из данного определения, а также места федерализма в жизни государства видно, что, включая в себя определенные основные идеи и закономерности, он сам выступает как один всеобъемлющий принцип, на котором строится российская государственность.

Принцип федерализма, занимая особое место в системе, является основополагающим, и именно действующая Конституция заложила идеи федерализма в России. Он пронизывает всю правовую систему Российской Федерации. Безусловно, что федерализм как принцип выступает исходным началом, из которого проистекают все остальные принципы, определяющие территориальное устройство России. Это, если можно так сказать, «принцип принципов». Данная основополагающая идея раскрывается в требованиях более частного порядка: государственный суверенитет Российской Федерации, единство ее системы государственной власти и т.д.

Система принципов может быть составлена следующим образом. Федеративные отношения основаны на принципе федерализма, который в свою очередь включает в себя более частные принципы, соответствующие составным элементам (институтам) федерализма, например, принцип единства системы государственной власти, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и т.д.

Вышеуказанные частные принципы также соответственно подразделяются на несколько еще более частных, но, тем не менее, основополагающих идей федеративных отношений. Например, принцип недопустимости ущемления интересов субъектов федерации, принцип обеспеченности соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления органами своих полномочий при разграничении предметов ведения и полномочий.

Большинство исследователей принципов федерализма в России основное внимание уделяют так называемым конституционным принципам федерализма12. Однако следует иметь в виду, что перечень принципов федерализма не ограничивается только теми, которые закреплены в Конституции. Кроме того, имеются и другие классификации данного явления.

Если брать за отдельные критерии, то все принципы федерализма можно разделить на несколько групп. В зависимости от формы существования: закрепленные текстуально, то есть четко выраженные в конкретных правовых предписаниях, и не закрепленные, но выделяемые из общего смысла права, как бы растворенные в праве, разлитые в нем, пронизывающие собой почти все правовые нормы13. Первая группа принципов в свою очередь подразделяется на два вида основных идей в зависимости от характера нормативного источника, в котором закреплены конкретные принципы. Их можно разделить на принципы, закрепленные Конституцией Российской Федерации (конституционные принципы федерализма) и принципы, находящие свое закрепление и отражение в других нормативных источниках: международные договоры, договоры о разграничении полномочий между федерацией и субъектами федерации, уставы, конституции субъектов федерации и т.п. (неконституционные принципы федерализма). В зависимости от сферы действия принципы федерализма можно разделить на две большие группы: принципы организации федерального устройства и принципы, определяющие порядок взаимодей-

11 См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. - С. 13

12 См., напр.: Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб: Питер, 2004. - С. 160-165; Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. - С. 101-116.

13 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1972. - С. 102-103.

ствия и функционирования субъектов федерации. Приведенные виды классификаций, разумеется, не являются полными и исчерпывающими, могут быть произвольно изменены и дополнены, но при этом они позволяют в значительной мере облегчить процесс формирования определенной системы принципов в зависимости от отдельного основания классификации.

Современные основные принципы федерализма сложились в конце XIX в. Они развивались и в советском праве, поэтому современные фундаментальные идеи федерализма в России испытывают на себе влияние принципов федерализма в СССР.

В период существования СССР имели место различные точки зрения на перечень принципов государственно-территориального устройства.

Некоторые авторы обозначали ограниченное количество таких принципов: равноправие наций, добровольность объединения союзных республик в Союз ССР; принцип национально-государственного устройства (включающий право наций на самоопределение, свободное государственное устройство, мирное сотрудничество, пролетарский интернационализм и государственное единство социалистических наций), принцип суверенитета (самостоятельность и независимость наций), принцип демократического централизма (самостоятельность субъектов федерации под руководством центральных органов)14.

Другие ученые выделяли несколько больше принципов. Так, Б.Л. Манелис считал, что существует шесть основополагающих положений федеративного устройства: национальный характер субъектов федерации, добровольность объединения и пребывания субъектов в составе федерации, полное равноправие, социалистический интернационализм, демократический централизм, единство суверенитета республик и суверенитета СССР15. Также шесть принципов выделял В.В. Паркосадзе. Некоторые из них совпадали с принципами, предложенными Б.Л. Манелисом, но имелись и отличия. Так, автор считал, что федеративное устройство СССР строится на: 1) основе диктатуры пролетариата; 2) национальной основе и интернациональном содержании; 3) добровольности объединения субъектов федерации; 4) равноправии субъектов; 5) единстве суверенитета республик и суверенитета СССР; 6) на принципе демократического централизма16.

По пять принципов федеративного устройства выделяли Д.Л. Златопольский и А.И. Лепешкин. В большинстве перечень принципов, предлагаемых этими учеными, совпадал. Так, Д.Л. Златопольский говорил о следующих основных идеях: построение федерации на базе Советов; построение федерации по национальному признаку; объединение субъектов на добровольных началах; равноправие субъектов федерации; демократический централизм17. А.И. Лепешкин считал, что в основе советской федерации лежат следующие принципы: добровольность объединения в федерацию ее субъектов; равноправие субъектов; национально-территориальный характер советской федерации; единство интернационального и национального в федерации; демократический централизм18.

Обобщая вышеуказанные мнения советских правоведов, можно констатировать, что они считали важнейшими принципами следующие: национально-территориальный характер Федерации; добровольность государственного объединения субъектов РФ, как проявление самоопределения наций; их равноправие; демократический централизм.

Кроме того, в основе федерализма в СССР лежал принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения19.

Проанализировав перечень принципов, который предлагался исследователями во время существования Советского Союза, можно прийти к выводу, что именно тогда были сформулированы принципы федерализма, которые в дальнейшем были восприняты при формировании уже Российской Федерации. Естественно, некоторые из идей советской

14 См.: Равин С.М. Исторический опыт советского федерализма // Советское государство и право. 1957. № 11. - С. 77-78

15 См.: Манелис Б.Л. В.И. Ленин - организатор Союза ССР // Советское государство и право. 1962. № 12. - С. 24.

16 См.: Паркосадзе В.В. Марксизм - ленинизм о федерации. Тбилиси, 1967. - С.75

17 См.: Златопольский Д.Л. Основные проблемы советской федерации: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1963. С.12-14; Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М, 1967. - С.42.

18 См.: Лепешкин А.И. Советский федерализм (теория и практика). М., 1977. - С. 161.

19 См.: Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948. - С. 261.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

федерации несли на себе идеологический отпечаток (например, принцип диктатуры пролетариата, принцип социалистического интернационализма). Но такие принципы, как добровольность объединения субъектов федерации, равноправие данных субъектов и другие, сохранили свое значение и во время формирования Российской Федерации, и в настоящее время, хотя перечень основополагающих идей федерализма претерпел некоторые изменения.

Большой интерес представляет изучение конституционных принципов федерализма, так как именно в действующей Конституции были отражены основополагающие идеи федеративного устройства России. Однако многие ученые, обращавшие свое внимание на проблему принципов федерализма, не выделяли отдельно конституционные принципы, анализируя в общем все фундаментальные идеи государственного устройства, независимо от того, были ли они закреплены в основном законе или нет.

И.П. Ильинский таковыми принципами считает приоритет прав человека, смешанный характер субъектов федерации (наличие в составе России национально-территориальных и территориальных субъектов), добровольное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, конституционно-договорную природу Российской Федерации20.

Думается, что данная точка зрения нуждается в некоторой корректировке. Из всех обозначенных принципов федерализма основной идеей можно назвать добровольное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Остальные явления, названные ученым принципами, при близком рассмотрении, таковыми не являются, так как характеризуют вид и форму федерации в России, но не выражают ее внутренней сущности.

Подобные недостатки можно выявить и в системе принципов, предлагаемых Л.М. Карапетяном. Автор определяет основы федеративного устройства России следующим образом: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые основы разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; конституционное разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами; общие территория и гражданство; недопустимость изменения границ субъектов федерации без ее согласия; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование21.

Правда, мы можем увидеть то, что исследователь не говорит прямо о принципах, но перечисленные им основы, на наш взгляд, можно приравнивать к указанному понятию, потому как принципы это и есть основополагающие начала.

А.Н. Аринин и Г.В. Марченко обозначают такие принципы федерализма как принцип отсутствия суверенитета у составных частей федерации, принцип верховенства федерального права над правом субъектов федерации, принцип единства экономической и социальной системы федеративного государства, принцип единства системы государственных органов власти на всей территории федерации, принцип равноправия субъектов федерации, принцип территориального подхода к строительству федерации, принцип законодательного способа разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами22.

В данном случае отнесение к принципам названных понятий не вызывает нареканий. И с выделением некоторых из представленных принципов следует согласиться. В частности, в науке спорным является вопрос наличия у субъектов федерации собственного суверенитета. Думается, что выделение принципа отсутствия суверенитета у составных частей федерации является оправданным.

20 См.: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994. - С. 101-104.

21 См.: Карапетян Л.М. Федерализм и права народов: Курс лекций. М., 1999. - С. 4-5.

22 См.: Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999. - С. 21-51.

В то же время нельзя согласиться с А.Н. Арининым и Г.В. Марченко в вопросе выделения в качестве принципа федерализма в России территориального подхода к строительству федерации. Данная идея не может быть одним из ведущих принципов построения федеративного государства в России. Как мы уже обозначали, из анализа Конституции, Федеративного Договора, да и вообще исходя из перечня видов субъектов федерации, в России можно выделить национальные начала в построении государства (к примеру, республики, автономная область и автономные округа уже в своем наименовании содержат указание на образование по национальному признаку).

Р.Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болгенкова, анализируя содержание принципа федерализма как основополагающего в построении Российской Федерации, говорят, что данный принцип включает в себя следующие элементы: определение государственности как федеративной, осуществление государственной власти на основе договорного или договор-но-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий, формальное равноправие субъектов федерации по отношению к федеральным органам государственной власти, право участников федеративных отношений на двустороннее регулирование государственно-властных полномочий23.

Н.М. Мириханов к принципам федерализма в России относит суверенитет Российской Федерации, государственную целостность страны, единство системы государственной власти, подчиненность деятельности институтов публичной власти требованиям обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство и гарантии местного самоуправления, наличие собственных предметов ведения и полномочий у каждого из уровней публичной власти, высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны Конституции Российской Федерации, верховенство на всей территории страны федеральной Конституции и федеральных законов по предметам исключительного ведения Российской Федерации и полномочий совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и субъектами Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, юридическое равноправие субъектов федерации, самостоятельность уровней публичной власти в определении своих организационных структур и единство экономического пространства, признание и зашита равным образом частной, государственной и муниципальной собственности24.

По данной точке зрения можно высказать два вида замечаний. Во-первых, ряд из названных Н.М. Мирихановым принципов федерализма, по своей правовой природе вполне может быть присущ любому другому, и не федерального типа, государству. Каждое государство, к примеру, должно функционировать на основе принципов суверенитета, государственной целостности страны, единства системы государственной власти, подчиненности деятельности институтов публичной власти требованиям обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и т.п.

Во-вторых, некоторые из перечисленных понятий не имеют признаков принципа. Например, федеративное устройство и гарантии местного самоуправления. М.В. Баглай говорит об основах конституционного строя в области государственного устройства, не называя их принципами. Перечень данных основ следующий: равноправие субъектов Российской Федерации; разнохарактерность их учредительных актов; государственная целостность России; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов; равноправие и самоопределение народов, равноправие субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти25.

Из предложенных автором основ конституционного строя сомнение вызывает лишь возведенная в ранг конституционных принципов разнохарактерность учредитель-

23 См.: Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994. - С. 20-26.

24 См.: Мириханов Н.М. Федерализм, этничность, государственность: новый курс российской власти. М., 2002. - С. 138-139.

25 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. - С. 112-115.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

ных актов субъектов Российской Федерации. Указанная «разнохарактерность» проявляется лишь в наименовании указанных актов, но не в их сущности и возможности регулирования общественных отношений.

Рассматривая проблему принципов федерализма в России, Р.В. Знаменщиков не только перечисляет принципы (равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, добровольное объединение Российской Федерации на конституционной основе, организация федерализма на основе территориального и национально-территориального признаков, признание государственного суверенитета Российской Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации, единство системы государственной власти в Российской Федерации, единство правового и экономического пространства, разграничение предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами), но и классифицирует их на две группы: принципы формирования федеративных отношений и принципы действия федеративного устройства. В частности, он говорит, что такая классификация позволит увидеть особенности становления федеративного государства (на чем основан российский федерализм) и особенности его функционирования (как реализуется федерализм в России)26.

Как видно из перечисленных взглядов на рассматриваемую проблему, в юридической литературе не было и нет единой точки зрения по поводу перечня принципов федерализма, как в прошлом, так и в настоящем.

Вышеприведенные принципы составляют некую целостную систему. Термин «система» является философской категорией и определяется как объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами превышает энергию их связей с элементами других систем27. И. Кант писал: «Под системой я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей»28.

Из приведенных положений можно сделать несколько выводов, относящихся непосредственно к принципам федерализма. Во-первых, в обозначенной системе принципов наличествует общая идея, то есть - федерализм. Во-вторых, части системы закономерно расположены (закономерность расположения принципов была поставлена нами в зависимость от того, присущи ли основополагающие начала государству вообще или федеративному государству в частности). В-третьих, принципы федерализма находятся во взаимной связи и влияют друг на друга. Данная взаимосвязь может носить как позитивный, так и негативный характер. Позитивность, как нам кажется, выражается в том, что они дополняют друг друга, а элементы одного принципа могут повторяться в содержании другого, являясь при этом взаимными гарантами. Например, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами находится в тесной взаимосвязи (является основой) с принципом, закрепляющим право субъектов федерации осуществлять собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации. Другим примером может стать сопоставление принципа государственного суверенитета Российской Федерации и принципа отсутствия суверенитета ее субъектов. Указанные принципы как бы являются двумя сторонами одной медали, отражая правовой статус федерации и ее субъектов.

Из анализа принципов федерализма в России вытекают такие выводы. Во-первых, некоторые из принципов современного федерализма в России проистекают из принципов, существовавших еще во времена Советского союза. Однако отдельные из существовавших ранее основных идей либо утратили свое значение и не могут выделяться в качестве таковых, либо их сущностное наполнение претерпело значительные изменения. Большинство основных принципов федерализма в Российской Федерации нашли свое текстуальное закрепление в действующей Конституции и других нормативно-правовых актах. Во-вторых, система принципов федерализма многослойна и пред-

26 См.: Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (сравнительное конституционно-правовое исследование): Дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. - С. 58.

27 См.: Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. -

С. 619.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Цит. по: Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 619.

ставлена несколькими уровнями основополагающих идей. Центральным принципом территориального устройства выступает сам федерализм как принцип, который является, если можно так сказать, принципом принципов и состоит из ряда более частных начал. Представляется, что классификация принципов федерализма может быть проведена в зависимости от того, присущи ли они государству вообще или характерны исключительно для федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 544.

3. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1975. С. 248.

4. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д Перевалова. 2-еизд. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 104, 243.

5. Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

С. 544

6. Общая теория государства и права: Академический курс. В 2-х т. / Под ред. Н.. М Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 22.

7. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С 12-13.

8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. С. 151.

9. Лаврусь С.Ю. О проблеме определения понятая принципов права // Актуальные проблемы правоведения. 2005. №1. С. 15.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; www.garant.ru

11. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176; www.garant.ru

12. Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2709; www.garant.ru

13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С. 13

14. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб: Питер, 2004. С. 160-165; Умнова И.А Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С. 101-116.

15. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1972. С. 102-103.

16. Равин С.М. Исторический опыт советского федерализма // Советское государство и право. 1957. № 11. С. 77-78

17. Манелис Б.Л. В.И. Ленин - организатор Союза ССР // Советское государство и право. 1962. № 12. С. 24.

18. Паркосадзе В.В. Марксизм - ленинизм о федерации. Тбилиси, 1967. С. 75

19. Златопольский Д.Л. Основные проблемы советской федерации: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1963. С. 12-14.

20. Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М, 1967. С.42.

21. Лепешкин А.И. Советский федерализм (теория и практика). М., 1977. С. 161.

22. Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948. С. 261.

23. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994. С. 101-104.

24. Карапетян Л.М. Федерализм и права народов: Курс лекций. М., 1999. С. 4-5.

25. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999. С. 21-51.

26. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994. С. 20-26.

27. Мириханов Н.М. Федерализм, этничность, государственность: новый курс российской власти. М., 2002. С. 138-139.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

28. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999- С. 112-115.

29. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (сравнительное конституционно-правовое исследование): Дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 58.

30. Новейший философский словарь / Сост А. А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

С. 619.

PRINCIPLES OF FEDERALISM IN A NEW RUSSIAN STATEHOOD

Belgorod National Research University

V.P. KASATKIN O.N. POLUKHIN

The article analyzes the principles of the federalism in Russia, and the content of this principle. This term is viewed by different angles: philosophical, ethical, juridical etc. On the concrete samples it is claimed that the principles are of the core importance as the ideas for the construction and development of federalism in Russia.

e-mail: [email protected]

Key words: state, voluntary, legislation, constitution, nation, principle, authority, equality, Russia, subject of the sovereignty, federalism, federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.