Теперь рейдерам, наверное, придется подделывать и нотариальное заверение.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 1996 г. — М.: Проспект, 2009.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. — М.: Проспект, 2009.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2009.
4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» в ред. 2009 г.
5. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» в ред. 2009 г.
6. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2009 г.
7. Журнал KoMnpoMaT.RU. — 2008. — Март.
8. Журнал Слияния и поглощения. — М., 2008. — № 5.
9. Хорст В.П., Пак П.Н., Горбик С.В. «Хищения, совершаемые путем мошенничества в сфере экономической деятельности» (Журнал «Следственная практика» при НИИ Генеральной прокуратуры).
10. Пылаев И., Тутыхин В. Руководство по враждебным поглощениям или искусство корпоративных войн. — М.: Эт Сетера Паблишинг, 2008.
11. V Jr. Jr. Менеджер Мафии. Искусство корпоративных войн. — Т. II. — М.: Эт Сетера Паблишинг, 2005.
12. http://www.it-2b.ru
13. http://www.flb.ru
1 См.: Козловская А. Черный PR как подготовка к захвату компании // Экономические преступления. — 2009. — № 2.
2 См.: Коршунов С., Райкова Л. Торговая газета. — № 56—57.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ДЕМОКРАТИЯ
ГЮ. КУРСКОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного права РГГУ (Москва)
Аннотация. Данная статья посвящена изучению реализации принципов федерализма в современной России, таких, как: суверенитет народа, государственная целостность, единство системы государственной власти, территориальное единство, равенство прав и свобод человека и гражданина и др. Рассматривая реализацию данных принципов в соотношении с политическим режимом, автор отмечает, что федерализм и демократия взаимообусловливают друг друга; подлинный федерализм возможен только при демократическом режиме; отступление от принципов федерализма создает угрозу демократическому политическому режиму.
Ключевые слова: демократия, федерализм, политический режим, государственная целостность, государственный суверенитет.
BASIC PRINCIPLES OF FEDERALISM AND DEMOCRACY
G.J. KURSKOVA
Annotation. The given article is devoted to examination of realization of federalism principles in modern Russia, such, as: the sovereignty of the people, the state integrity, unity of the state power system, territorial unity, equality of rights and freedoms of the person and the citizen, etc. Considering realization of the given principles in ratio with a political regime, the author notices that federalism and democracy establish linkage between each other; the original federalism exists only under a democratic regime; deviation from the federalism principles creates threat to a democratic political regime.
Keywords: democracy, federalism, a political regime, the state integrity, the state sovereignty.
Демократические начала, характеризующие политический режим современной России, воплощаются в принципах федерализма. При этом реализация принципов федеративного государственного устройства России определенным образом соотносится с политическим режимом.
Государственное и территориальное единство, сохранение исторически сложившегося государственного единства декларируется в преамбуле Конституции. В последующем это преломляется в нормах, фиксирующих: суверенитет Российской Федерации (ч. 1 ст. 4); государственную целостность, единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); единство системы исполнительной власти (ч. 2 ст. 77); правовое единство через провозглашение верховенства Конституции и федеральных законов (ч. 2 ст. 4) и соблюдение соответствующей иерархии в нормативно-правовом регулировании (ст. 15, 76); территориальное единство
на основе целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 4); включение территорий субъектов Федерации в территорию Российской Федерации (ч. 1 ст. 67); единство экономического пространства, бюджетно-финансовых отношений (ст. 8, 74, 75); языковое единство на базе русского языка как государственного языка Российской Федерации (ч. 1 ст. 68); единство основных прав и свобод и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 17).
Российская Федерация, как и любая федерация, представляет собой сложную систему, и в этом смысле может быть рассмотрена под углом зрения важнейшего системного качества, каковым является целостность системы как важнейшего средства обеспечения политического режима.
Последовавший за распадом СССР «парад суверенитетов» создал объективную угрозу утраты целос-
тности федеративной системы в России, а следовательно, обеспечения ее безопасности. Доминирующей тенденцией в процессе образования Российской Федерации выступала децентрализация, воспринятая определенными кругами региональных элит как повод для ослабления государственного единства России.
Закрепив в ч. 3 ст. 5 федеральной Конституции положение о том, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности», законодатель тем самым констатировал новое качественное состояние, в которое вступило Российское государство. Однако закрепление государственной целостности как принципа не гарантирует безусловного достижения поставленных целей, безопасности системы, ее стабильности, т.е. способности сохранять структурно -функциональную организацию, равновесие и устойчивость при резких колебаниях, вызванных экономическими, политическими и иными обстоятельствами.
Принцип государственной целостности Российской Федерации тесно связан с принципом ее безраздельного суверенитета над всей ее территорией. Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя.
Проблема суверенитета в Российской Федерации приобрела особую специфику в связи с практикой заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий.
Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации. Федеративное устройство России, с одной стороны, служит сохранению многообразия различных регионов, включая национальную государственность различных этносов, при безусловном характере общефедерального единства, с другой — выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий по вертикали — между федерацией и ее субъектами.
Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации основывается на конституционном положении о том, что единственным источником власти выступает многонациональный народ России. Суверенитет Российской Федерации, исходя из Конституции, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Суверенитет предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории.
Федеративная система отрицает прямое подчинение законодательных органов власти субъектов Федерации высшему законодательному органу федерации. Однако это вовсе не говорит об отсутствии единства системы законодательной власти, которая в Российской Федерации
имеет свою специфику, которая проявляется в том, что требования федеральной Конституции и федерального законодательства обязательны для всех субъектов Федерации; последние в своей законотворческой деятельности строго обязаны следовать этим требованиям.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации объединяются в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции), основанную на иерархической соподчиненнос-ти органов федерации и ее субъектов.
Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов Российской Федерации не находятся в прямом организационном подчинении федерального правительства; единство системы исполнительной власти обеспечивается через иерархию актов. Одно из условий эффективной деятельности всей системы исполнительной власти в Российской Федерации — взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Но практика показала неэффективность одной лишь координации действий органов исполнительной власти. Образование семи федеральных округов и переход с двухзвенной структуры управления «центр — регион» на трехзвенную «центр — округ — регион» имеет своей целью воссоздание реальной власти по вертикали1.
Одним из важнейших принципов федерализма, обеспечивающих его демократический характер, выступает принцип разделения власти по вертикали. Конституция определила сферу компетенции органов государственной власти: общегосударственных (федеральных), региональных (субъектов Федерации), впервые закрепила разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Кроме того, ст. 72 включает большую группу общественных отношений, составляющих сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также совместной компетенции двух уровней органов государственной власти. С точки зрения демократизма в этом находит проявление принцип разделения власти не только между ее ветвями (по горизонтали), но и между федерацией и ее субъектами (по вертикали).
При этом сферы, наиболее важные для жизнедеятельности государства, находятся в абсолютном ведении федеративного государства, федерального центра, сам по себе федеральный центр есть не что иное, как институт, выражающий совокупный интерес всех субъектов Федерации, всего населения страны. В соответствии со сферами ведения распределяется и компетенция, т.е. полномочия органов власти различного уровня в пределах своей сферы ведения.
По мнению многих отечественных исследователей, серьезным источником дестабилизации российского федерализма выступает диверсификация политических режимов в субъектах Федерации, налагающая отпечаток на разделение властей2.
Основа демократического политического режима — суверенитет народа (народный суверенитет, народовластие), тесно связанный с государственным сувере-
нитетом. В то же время и народовластие, и государственный суверенитет служат базовыми принципами федерализма. Суверенитет народа един и неделим, что предполагает единое территориально-государственное пространство, т.е. государственную целостность, в рамках которой возможны различные варианты взаимоотношений между субъектами федерации. Государственная целостность предполагает государственный суверенитет (независимость): никто не вправе не только навязывать свою волю народу, проживающему на данной территории, но и принимать решения, кроме самого народа. Таким образом, триада «суверенитет народа — государственная целостность — государственный суверенитет» демонстрирует неразрывную связь политического режима и формы государственного устройства3.
Демократический политический режим предполагает равноправие, в том числе в сфере федеративных отношений. Об этом свидетельствуют конституционные нормы: самоопределение народов в Российской Федерации (преамбула, ч. 3 ст. 5); наличие у субъектов Федерации конституции (устава) и законодательства (ч. 2 ст. 5, ст. 66); собственной системы органов государственной власти (ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 77); права на осуществление правового регулирования по вопросам ведения субъектов Федерации, а также по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, 76); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5), причем не только на основе Конституции, но и соответствующих договоров (ч. 3 ст. 11); представительство в Совете Федерации — палате Федерального Собрания от каждого субъекта Федерации (ч. 2 ст. 95); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 131).
Формально-юридическое закрепление в федеральной Конституции принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5) было изначально отягощено компромиссом, последствия которого внушают серьезные опасения. Фактически с самого начала федерация приняла ярко выраженную асимметричную структуру. Помимо этнических и конфессиональных отличий российские регионы различаются между собой по географическим, природным условиям, историко-культурным традициям, экономическому и демографическому потенциалу. Асимметричность проявляется также и в экономической сфере.
Но равноправие не означает отсутствие многообразия в государственном устройстве и правовом регулировании субъектов Федерации. Однако это многообразие должно: а) быть обусловлено политическими, историческими, национальными, культурными и иными особенностями субъекта Федерации; б) отражать самобытность, творческий потенциал в выработке более удачного нормативно-правового решения вопроса одним субъектом Федерации в сравнении с другим; в) не входить в противоречие с федеральными конституционно согласованными нормами.
Состояние прав и свобод человека и гражданина и их конституционная защита — показатель сущности политического режима. Закрепление гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от
расы, национальности, языка (ст. 19 Конституции РФ) имеет для России принципиальное значение. Единство федерации основано на единстве народа. Самим фактом образования федерации устанавливается историческое единство, всякое посягательство на которое может быть квалифицировано как посягательство на право всего народа федеративного государства.
Единство федерации основано на договоре граждан. Поскольку федерация представляет собой договор между гражданами единого государства, а не между субъектами Федерации, то нарушение этого договора одним или несколькими субъектами Федерации означает ущемление интересов всего народа, всех граждан государства.
Единство федеративного государства предполагает единое гражданство для всего населения, проживающего на территории федерации, равенство всех граждан перед законами, наличие официально установленного языка межнационального общения.
Конституция закрепляет равенство субъектов Федерации, означающее равенство прав и свобод человека и гражданина, проживающего в данном субъекте Федерации.
Защита федерализма означает защиту его базовых принципов, лежащих в основе конституционного строя, а следовательно, и политического режима.
Федерализм и демократия взаимообусловливают друг друга и создают дополнительные гарантии.
Сущность федерализма и демократии проявляется в оптимальном сочетании (гармонизации) централизации и децентрализации государственной власти; разграничении предметов ведения между двумя уровнями государственной власти; достижении оптимального баланса разграничения полномочий между федеральным центром и регионами; степени участия регионов в законотворческой деятельности федерального парламента; обеспечении прав и свобод человека в рамках единого государства при реальном равноправии субъектов Федерации; гармонизации интересов общества, государства и личности; в единстве правовой системы при верховенстве Конституции; правовой защите основ конституционного строя.
Подлинный федерализм возможен только при демократическом режиме, а значит, становление современной российской модели федерализма идет параллельно с развитием демократических институтов. Отступление от принципов федерализма создает реальную угрозу демократическому политическому режиму, является прямым нарушением Конституции, а следовательно, воли народа, одобрившего ее.
1 См.: Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. — 2003. — № 11. — С. 86.
2 См.: Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практика // Политические исследования. - 1998. - № 1. - С. 101.
3 Суверенитет народа как универсальный конституционный принцип нашел свое развитие в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24), федеральном законодательстве.