Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
794
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний гражданин / рассмотрение дела об административном правонарушении / комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав / профилактика административных правонарушений / minor citizen / consideration of a case on administrative offense / commission on juvenile affairs and protection of their rights / prevention of administrative offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Владимировна Малахова

Анализируются вопросы, связанные с особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних. Основное внимание уделяется специфике их правового статуса, защите прав и законных интересов при привлечении к административной ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE CONSIDERATION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES COMMITTED BY MINORS

The analysis deals with issues related to the peculiarities of the consideration of cases of administrative offenses in respect of minors. The focus is on the specifics of their legal status, the protection of rights and legitimate interests in bringing to administrative responsibility

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ»

УДК 342.951 ББК 67.401.041

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10349 © Н.В. Малахова, 2020

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Наталья Владимировна Малахова, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: nv_malakhova@mail.ru

Аннотация. Анализируются вопросы, связанные с особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних. Основное внимание уделяется специфике их правового статуса, защите прав и законных интересов при привлечении к административной ответственности.

Ключевые слова: несовершеннолетний гражданин, рассмотрение дела об административном правонарушении, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактика административных правонарушений.

SOME FEATURES OF THE CONSIDERATION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES COMMITTED BY MINORS

Natalia V. Malakhova, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of divisions of internal affairs Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: nv_malakhova@mail.ru

Abstract. The analysis deals with issues related to the peculiarities of the consideration of cases of administrative offenses in respect of minors. The focus is on the specifics of their legal status, the protection of rights and legitimate interests in bringing to administrative responsibility.

Keywords: minor citizen, consideration of a case on administrative offense, commission on juvenile affairs and protection of their rights, prevention of administrative offenses.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Малахова Н.В. Некоторые особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):185-7.

За последнее десятилетие наметилась негативная тенденция по росту правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, либо с их участием. В 2018 году за совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено 433757 несовершеннолетних, из них 343775 человек за совершение административных правонарушений. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации состояло 190173 лиц, не достигших совершеннолетия1.

1 Федеральная служба государственной статистики (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения: 15.09.2019).

№ 6 / 2020 - Вестник Московского у]

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности обладает особенностями, связанными с их возрастной спецификой. Одной из таких существенных особенностей является определение подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Определяя указанную подведомственность, необходимо руководствоваться статьей 23.2 КоАП РФ и разъяснением Пленума Вер-

верситета МВД России- I85

ховного Суда РФ1, анализ которых позволяет сделать ряд выводов.

1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которыми рассматривается большая часть дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

2. В компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав находится назначение только двух видов наказаний — предупреждения и административного штрафа.

3. Дела о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются должностными лицами ГИБДД органов внутренних дел, а правонарушения, предусмотренные статьей 11.18 КоАП РФ (Безбилетный проезд), соответствующими органами исполнительной власти. Но и эти дела, в случае принятия решения уполномоченных должностных лиц, могут рассматриваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Некоторые дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, могут рассматриваться судьями. Это дела о правонарушениях, по которым предусмотрены наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей. Например, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения и др.

4. Особо отмечается, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ. Ответственность за данные правонарушения несут специальные субъекты: родители или иные законные представители, которые не исполняют обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, не предоставляющие сведения о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче его на воспитание в другую семью и т.д. Объективная сторона этих правонарушений выражается либо в форме бездействия, т.е. неисполнении или ненадлежащем исполнении обязан-

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» / Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2005.

186 -Вестник Московского у

ностей, возложенных на данных лиц, либо в действии, связанном с вовлечением несовершеннолетних в употребление алкогольной, спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, наносящих вред их здоровью. Существует безусловная связь между образом жизни родителей и поведением несовершеннолетних.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен главой 29 КоАП РФ, где указывается на ряд специфических особенностей, связанных с правовым статусом несовершеннолетних. Так, по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дела же об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства. При этом несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние. Несовершеннолетние могут пользоваться юридической помощью защитника.

Существенной гарантией защиты прав и законных интересов подростков является наличие института законных представителей физического лица (родители, усыновители, опекуны или попечители), которые могут представлять и защищать интересы несовершеннолетнего при рассмотрении дела. Родственные связи или соответствующие полномочия указанных лиц удостоверяются документами, предусмотренными законом. Представлять и защищать интересы несовершеннолетнего не является обязанностью его законных представителей, но в ряде случаев орган, лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным их присутствие.

Специфика правового положения законных представителей несовершеннолетних заключается, с одной стороны, в том, что они имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отношении представляемых ими лиц. А, с другой стороны, при выяснении всех обстоятельств дела, они сами могут быть привлечены к административной ответственности, например, в случае неисполнения указанными субъектами своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, вовлечения их в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции. Они привлекаются к ответственности по ст.ст. 5.35 и 6.10 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановления: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

иверситета МВД России - № 6 / 2020

При назначении наказания учитываются все обстоятельства совершенного деяния, в том числе, обстоятельства смягчающие ответственность и отягчающие ее. Например, отягчающим обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось наказанию, по которому не истек срок давности (один год со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания). Вместе с тем, совершение административного правонарушения несовершеннолетним уже само по себе относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность.

Говоря о видах наказаний, необходимо отметить, что административный арест не может применяться к лицам, не достигшим 18 лет. В случае отсутствия заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его законных представителей. В то же время надо иметь в виду, что социальные выплаты, стипендии студентов не являются заработком.

Учитывая конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и личные данные, характеризующие несовершеннолетнего, имеется возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. В данном случае к правонарушителю будет применена иная мера воздействия, предусмотренная законодательством о защите прав несовершеннолетних (например, возложение обязанности принести публичное извинение). Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав наделена полномочиями принимать решение по данному вопросу.

По результатам рассмотрения дела инспектор по делам несовершеннолетних может ходатайствовать перед начальником территориального органа о постановке несовершеннолетнего правонарушителя на учет. Данная мера носит исключительно профилактический характер.

Как мы видим, на стадии рассмотрения дела по существу, больше всего имеется возможностей для обеспечения воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя [4]. Вместе с тем анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что органы внутренних дел при проверке материалов дела ограничиваются только установлением события и субъекта деликта, не уделяя должного внимания его субъективной стороне [5], что ведет к невозможности установления доверительного отношения с подростком и, как следствие — снижению эффективности воспитательного воздействия на него. Вместе с тем, деятельность уполномоченных субъектов при производстве по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, направлена на защиту их личности, охрану их прав и

свобод, что прямо предусмотрено ст. 1.2 КоАП РФ.

Таким образом, при наличии в действующем КоАП РФ унифицированного производства по делам об административных правонарушениях, общих правил исполнения постановлений по делам, тем не менее, имеются особенности, связанные с привлечением к ответственности несовершеннолетних, которые необходимо учитывать в целях защиты их прав и свобод.

Литература

1. Административное право Российской Федерации: курс лекций. Ч. 1 / под ред. к.ю.н., проф. С.Н.Бочарова. М.: МосУ МВД России, 2013. 116 с.

2. Административное право Российской Федерации [Текст]: курс лекций. Ч. 2 / С.Н. Бочаров [и др.]; МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя; под ред. С.Н. Бочарова. М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 301 с.

3. Ковшевацкий В.И. К вопросу о сущности и правовой природе административного принуждения // Вестник Московского университета МВД России. 2015.

4. Кузнецова Н.Ф. Криминология: учеб. пособие для бакалавров / под ред. Богуш Г.И., Ведерникова О.Н. М.: Проспект, 2014. 496 с.

5. Прозументов Л.М., Карелин Д.В., Ольховик Н.В. Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения. Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 3 (17). 125 с.

References

1. Administrative law of the Russian Federation: A course of lectures. part 1 / ed. candidate of law, prof. S. N. Bocharov. M.: Mosu MVD of Russia, 2013. 116 p.

2. Administrative law of the Russian Federation [Text]: course of lectures. part 2 / S. N. Bocharov [et al.]; mosu MVD of Russia named after V.Ya. Kikot; ed. by S. N. Bocharov. M.: Mosu MVD of Russia named after V. Ya. Kikot, 2015. 301 p.

3. Koussevitzky V.I. To the question about the essence and the legal nature of administrative coercive // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2015.

4. Kuznetsova N.F. Criminology: textbook. a handbook for students / edited by Bogush G.I., Vedernikova O.N. M.: Prospect, 2014. 496 p.

5. Prozumentov L.M., Karelin D.V., Olkhovik N.V. Reasons for deviant behavior of minors and measures for their prevention. Bulletin of Tomsk state University. Right. 2015. No. 3 (17). 125 p.

№ 6/2020

Вестник Московского университета МВД России

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.