Научная статья на тему 'Некоторые особенности расследования дел о фальшивомонетничестве во Вьетнаме'

Некоторые особенности расследования дел о фальшивомонетничестве во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ПОДДЕЛЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ЦЕННЫХ БУМАГ ИЛИ ОБЛИГАЦИИ / ХРАНЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕВОЗКА ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ / ЦЕННЫХ БУМАГ ИЛИ ОБЛИГАЦИЙ / COINAGE OFFENCE / COUNTERFEITER BANKNOTES / SECURITIES OR BONDS / ILLEGAL KEEPING OR TRAFFICKING OF COUNTERFEIT BANKNOTES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чан Ань Туан

Рассматриваются некоторые особенности, связанные с выявлением и расследованием дел о фальшивомонетничестве во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of investigation of cases of counterfeiting in Vietnam

The article is devoted to some characteristics of finding and investigating criminal case about counterfeit money in Vietnam.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности расследования дел о фальшивомонетничестве во Вьетнаме»

УДК 34 ББК 67

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛ О ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВЕ ВО ВЬЕТНАМЕ

ЧАН АНЬ ТУАН,

адъюнкт кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: Kymuimuon1980@gmail.com Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент В.И. Батюк

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются некоторые особенности, связанные с выявлением и расследованием дел о фальшивомонетничестве во Вьетнаме.

Ключевые слова: фальшивомонетничество, подделывание денег, ценных бумаг или облигации, хранение или перевозка поддельных денег, ценных бумаг или облигаций.

Annotation. The article is devoted to some characteristics of finding and investigating criminal case about counterfeit money in Vietnam.

Keywords: coinage offence, counterfeiter banknotes, securities or bonds, illegal keeping or trafficking of counterfeit banknotes, securities or bonds.

Преступная деятельность в отношении поддельных денег, ценных бумаг, документов (чеков, кредитных карт, облигаций и т.д.) становится все более изощренной и имеет тенденцию к увеличению; рост преступлений, их географическое распространение, количество преступников, их совершающих, выступают в качестве потенциальных факторов, отрицательно влияющих на денежно-кредитную безопасность и развитие социально-экономической сферы страны. Фальшивомонетничество совершается во всех населенных пунктах страны, сосредотачиваясь в городах, приграничных областях, густонаселенных, торговых районах. Это специфическое преступление, как наиболее приоритетное, расследуется всеми следственными органами во многих частях страны; значительное количество преступлений имеет тяжкий характер ввиду большого количества поддельных денег.

Согласно статистическим данным Министерства общественной безопасности Вьетнама, с начала 2011 года по март 2016 года, только благодаря их усилиям были расследованы 433 дела о фальшивомонетничестве с участием 709 обвиняемых; изъято 23 млрд поддельных вьетнамских донгов, поддель-

ной валюты в размере 30 000 американских долларов, а также других ценных бумаг. Подробнее можно видеть в следующей таблице:

Состав фальшивомонетничества указан в ст. 180, 181 главы XVI (преступления порядка экономического управления) Уголовного кодекса 1999 г. Вьетнама, включающий в себя четыре различных деяния: изготовление, хранение, транспортировка и сбыт фальсификата. Выявление преступлений, по большей части, происходит на стадии хранения, транспортировки или сбыта фальшивых денег; выявление на стадии изготовленияслучается крайне редко. На практике, подделка денег внутри страны явление нечастое, и совершается, в основном, с помощью электронных сканеров, цветных принтеров или ремесленными методами (рисованием, гравировкой, трафаретной печатью и т.д.), которые легко выявляются. Классический пример — дело Лам Тхань Фонга (провинция Тьензянг), использовавшего цветной лазерный принтер <^ицХешхС3300» высокого разрешения с возможностью печати на полимерных листах. С февраля по март 2011 г. им было подделано 35,4 миллиона фальшивых ку-

Таблица

Год Количество изъятых поддельных денег в ходе расследования Количество подозреваемых, обвиняемых Денежная сумма изъятых поддельных денег

2011 104 184 4.821.640.000 Вьетнамских донгов 27.000 Американских долларов 162.000 Китайских юаней

2012 81 132 2.784.800.000 Вьетнамских донгов 2.8000 Американских долларов

2013 86 134 3.166.200.000 Вьетнамских донгов

2014 72 125 325.000.000 Вьетнамских донгов 45.500 Китайских юаней

2015 65 98 2.400.000.000 Вьетнамских донгов

3.2016 25 36 845.000.000 Вьетнамских донгов

пюр номиналом 50 000 вьетнамских донгов (около 150 рубдей); все они были реализованы в Хо Ши Мине, Лонг Ане, Тьензянге.

Но большаячасть фальшивых денег производится за рубежом (в Китае) посредством офсетной печати с использованием современных типографских приемов: механического тиснения, деформации полимерных материалов, создания элементов защиты (флуоресцентные чернила, вкрапления металлизированных нитей). Такие подделки бывает сложно распознать из-за высокого качества их изготовления. Типичные случаи: дело Го Цзиньхуа (прокуратура расследовала 53 эпизода, выдвинуты обвинения по 38 эпизодам), сбывшего фальсификат на сумму около 5,4 млрд донгов; дело Фунг Тхи Лью (провинция Бакзянг), перевезшего во Вьетнам поддельные деньги на сумму около 2 млрд донгов; дело Нгуен Тхи Хуена, перевезшего фальсификат на сумму около 3 млрд донгов и т.д.

Круг субъектов преступления включает множество лиц, причем как резидентов Вьетнама, так и иностранцев (китайцев, жителей других азиатских стран и стран Африки). Длясбыта фальшивых денег во Вьетнаме они злоупотребляют иммиграционными законами; используют в своих целях места массового скопления людей, недостаточность освещения, неосведомленность потребителей, смешивают фальшивые деньги с реальными и т.д.

Лица, изготовляющие, хранящие и сбывающие фальшивые деньги, часто работают в группах, имеют определенные роли и связь с соучастниками на каждой стадии преступления, состоят в сговоре с соотечественниками и иностранцами. Большая часть лиц, перевозящих, сбывающих фальсификат, имеют криминальное прошлое; их род занятий маскирует преступную деятельность, они часто меняют место жительство. Крупные сделки совершаются с помощью мобильных телефонов или с применением условных сигналов при встрече. Большая часть задержанных оказывается только сбытчиками поддельных денег (не являясь изготовителями); они используют вымышленные имена, придуманную легенду, не имеют постоянного места жительства, заявляют о своем неведении про поддельность денег и т.д.

В большинстве случаев фальшивомонетничества следственные органы не получают достаточную доказательственную базу из-за действий оперативно-розыскных служб в ходе рейдов или одиночных задержаний с поличным. Документальные и вещественные доказательства очень важны, но на практике их сбор проводится недостаточно полно или грамотно; имеются случаи злоупотребления оперативными мероприятиями, создающие условия для признания ареста необоснованным. Поэтому, начиная расследование, необходимо проведение дополнительных следственных действий, устраняю-

щих недостатки начальной оперативно-розыскной стадии.

Расследование преступлений по факту фальшивомонетничества имеет недостатки: оно бывает поверхностным, во многих случаях не устанавливается структура и цели преступной группы, ее организатор,источник происхождения поддельных денег; система мониторинга и управления информацией о фальшивомнетничестве не централизованна, в результате чего сообщение о преступлении передается не оперативно; внутриведомственное и межведомственное взаимодействие имеет множество недостатков и дублирований полномочий, что сказывается на результатах расследования. Особая проблема в том, что компетенция по расследованию подобных преступлений недостаточно ясно и логично разграничена. До 2000 г. в соответствии с положениями Уголовного кодекса 1989 г. и Положением об организации уголовного расследования 1989 г. случаи подделки денеграсследовали органы госбезопасности. После принятия Уголовного кодекса 1999 г. и Постановления об организации уголовного расследования 2004 г., в том числе положений о преступлениях с поддельными деньгами (ст. 180 и 181 УК Вьетнама), органы госбезопасности передали полномочия по делам о фальшивомонетничестве. Но фактически полномочия были переданы таможеным местным и милицейским органам провинциального и районного уровня, что привело к интенсификации расследований, суммированию опыта, специализации, усилению системы правопорядка. К расследованиюфальшивомонетничества обычно привлекается несколько органов власти в разных местах, но взаимодействие и обмен информацией между ними не явлеются эффективными. Взаимодействие между службой госбезопасности и оперативно-розыскными органами других ведомств в ходе арестов и проведения начальных следственных действий по делам о фальшивомонетничестве (дорожная, криминальная полиция и т.д.) не является тесным, не гарантирует соблюдения порядка и формальностей. Кроме того, при проведении экспертизы вещественных доказательств по делу о фальшивомонетничестве возникает ряд проблем (например, необходимость исследования каждой купюры из крупной партии поддельных денег), что увеличивает сроки и влияет на ход расследования.

Отдельные виды старых денег и иностранной валюты вызывают трудности в поиске реального образца для исследования. В некоторых районах страны экспертиза по делам о фальшивомонетничестве не проводится вовсе, т.к. органы прокуратуры считают, что она возможна только на новейшей криминали-стичекой технике.

Борьба с преступностью включает в себя выявление фальшивых денег, но имеется лишь небольшая часть правовых документов, регламентирующих полномочия и координацию действийправоохрани-тельных органов с соответствующими учреждениями (пограничная служба, Госбанк, Государственное казначейство, телекоммуникационные учреждения и т.д.) При этом механизмы правоприменения недостаточно ясны, взаимодействие между учреждениями неполноценно, не отвечает требованиям борьбы с фальшивомонетничеством. Некоторые банки, казначейство при обнаружении фальшивых денег несвоевременно уведомляют об этом следственные органы. Телекоммуникационные учреждения сталкиваются со случаями использования одноразовых предоплаченных сим-карт, что делает их отслеживание более сложным.

Взаимодействие в борьбе сфальшивомонетни-чеством при международном сотрудничестве является не частым, а эпизодическим.Поэтому по этим делам иностранные правонарушители, находящиеся на территории Вьетнама, привлекаются к ответственности, а основной источникпроизводства фальсификата, организаторы преступной группировки, находящиеся за рубежом, остаются недоступны для правосудия. Также имеются объективные причины, по которым иностранные партнеры (Китай) не сотрудничают и не координируют свою деятельность с Вьетнамом в ходе расследования фальшивомонетничества.

Благодаря последним теоретическим и практическим исследованиям по делам о фальшивомонетничестве во Вьетнаме и России, можно сделать некоторые выводы и принять решения для повышения эффективности расследования и судебного рассмотрения преступлений:

• Необходимо охарактеризовать преступления, связанные с подделкой денежных средств, как опасные, влияющие на жизнь людей, оказывающие негативное влияние на финансовую, денежно-кредитную безопасность, а также на развитие

социально-экономических сфер страны. Вместе с тем, подделка денег может являться результатом деятельности иностранных спецслужб и в ближайшем будущем нельзя исключать такую возможность, как саботаж экономики Вьетнама в политических целях. Таким образом, выявление, пресечение и расследование фальшивомонетничества является и проблемой обеспечения национальной безопасности, особенно в многоэпизодных случаях, с крупными партиями фальшивых денег, когда к ним причастны, в большинстве своем, иностранцы. Требуется создание под централизованным руководством Министерства общественной безопасности, отделов общественной безопасности провинций и городов, специализированных силовых подразделений, наделенных разведывательными полномочиями, следователи которого смогут расследовать фальшивомонетничество, взаимодействуя с соответствующими ведомствами. В ходе расследования необходимо строгое соблюдение положений закона, обеспечение оперативности и внезапности действий, соблюдение конспирации, понимание предмета деятельности, соблюдение порядка предоставления информации и отчетов. Профессиональные оперативно-розыскные подразделения, следственные органы должны тесно координировать свои действия в раскрытии новых преступлений, проведении арестов; тщательно продумывать ретроспективный сбор вещественных доказательств, особенно при расследовании резонансных дел. Следует обращать внимание на взаимодействие с розыскной технической службой и информационными центрами, изучать информацию об объектах и выделять специальных агентов для получения сведений от лиц, содержащихся под стражей. Орган расследования нуждается в активном сотрудничестве с народной прокуратурой, судом от начальной стадии расследования до передачи дела в суд в целях оценки качества сведений по делу, направления расследования, осуществления правосудия, документирования процессуальных действий, чтобы свести к минимуму вероятность приостановления или продления расследования. Ключевым моментом является требование местных властей взаимодействовать с соответствующими учреж-

дениями для предотвращения преступлений (банками, телекоммуникационными учреждениями и т.д.), что позволяет быть осведомленным о новых методах фальшивомонетничества, дифференцировать знания, просвещать население о фальшивых деньгах и т.д.

В ходе расследования фальшивомонетничества, в первую очередь, необходимо сосредотачиваться на обнаружении фальшивых денег как вещественных доказательств; дальнейшие следственные действия производятся для выяснения дополнительных обстоятельств дела. Изъятые вещественные доказательства описываются в протоколе с указанием номинала; если количество изъятого небольшое, записываются серийные номера, если количество большое, то изъятое упаковывают и опечатывают, чтобы произвести описание позже. Результаты экспертиз, вещественных доказательств можут являться основанием для проведения процессуальных и иных действий в ходе расследования и раскрытия преступления. Естественно, утрата изъятых в качестве улик денег недопустима, иначе возникнут проблемы в выявлении и расследовании преступления (в практике провинции Каобанг имелся случай утраты вещественных доказательств, возможно, поддельных денег). Необходимо использование технических средств и новых технологий для обнаружения и сбора вещественных доказательств, для контроля за субъектами преступления. Для работы по делам, связанным с иностранным государством, не охотно идущим на сотрудничество, следует использовать дипломатическую гибкость или даже легенду (например, о том, что причиной сотрудничества является наркопреступление, уклонение от ареста, торговля людьми и т.д.). Когда дело связано с разными местами совершения преступления, следует направить поручени-ядля выполнения следственных действий местным следственным органам; обмен информацией в таких случаях должен быть активизирован. По завершению расследования дел офальшиво-монетничестве, необходим организованный обмен опытом среди следователей и должностных лиц для повышения квалификации и эффективности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.