УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10104
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО
Основные причины и рекомендации по повышению эффективности профилактики и борьбы с фальшивомонетничеством во Вьетнаме
НГУЕН Тхи Хай Иен, профессор юридического факультета Полицейской народной академии Вьетнама, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье фальшивомонетничество рассматривается как исторически существующее преступление в уголовном законодательстве Вьетнама. Анализируются основные причины его возникновения во Вьетнаме.
Ключевые слова: фальшивомонетничество, фальшивомонетчик, сбыт, фальшивые деньги.
Annotation. In this article, counterfeiting is considered as a historically pre-existing crime in the criminal law of Vietnam, and also analyzed its main causes of occurrence in Vietnam.
Keywords: counterfeiting, counterfeiter, sales, counterfeit money.
Фальшивомонетничество является преступлением, существующим во Вьетнаме с давних времен, но это не такое специфичное преступление для Вьетнама, как сбыт и потребление наркотиков, проституция и коррупция. Поэтому на практике деятельность следственный органов не сосредоточена на области подделки денег, чеков и других ценныгх бумаг.
Фальшивомонетничество регламентируется в ст. 207 Уголовного кодекса Вьетнама (далее — УК Вьетнама).
Характерной чертой фальшивомонетничества является то, что фальсификат чаще всего обнаруживается на стадии сбыта. Между тем хранение и сбыт фальшивых денег часто связаны с транзитом между различными провинциями и городами по всей стране, а также с иностранными государствами.
Изучив случаи расследования фальшивомонетничества во Вьетнаме, можем отметить, что уполномоченные органы и должностные лица Вьетнама не вышвляют случаи изготовления фальсификата в пределах государства. Большинство лиц, хранивших и сбывших фальшивые деньги, утверждают, что фальсификат был завезен из
Китая, Тайваня путем перемещения через границу, в частности, через пограничный город Ланг-шон. При этом в большинстве случаев обнаружения имеется информация только о внутреннем состоянии преступности, сведения о фальшивомонетничестве за рубежом не собираются.
Следует отметить, что во Вьетнаме в целях избежания обнаружения своего преступного деяния уполномоченными органами фальшивомонетчики прибегают к различным хитростям, используют весьма изощренные способы, часто не позволяющие прямо уличить их в преступлении. Эти лица покупают, доставляют и обменивают фальшивые деньги исключительно друг с другом, связываясь в основном при помощи мобильных телефонов; при этом они могут не знать друг друга в лицо. Это обстоятельство затрудняет задержание и арест фальшивомонетчиков, особенно когда они находятся за пределами страны. Кроме того, контролирующих сил на границе не вполне достаточно, что приводит к росту фальшивомонетничества во Вьетнаме.
К основным причинам фальшивомонетничества можно отнести следующие.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
Во-первых, несмотря на то, что фальшивомонетничество является преступной деятельностью со сформированными и продвинутыми методами, хитроумными приемами, сложноорга-низованным процессом, связанным с преступными организациями и притонами не только в стране, но и с организованной зарубежной преступностью, по предварительной оценке профилактическая и непосредственная борьба с этим видом преступности властями государства осуществляется не регулярно. Фактически в последние годы во Вьетнаме внимание сосредоточено не на борьбе с фальшивомонетничеством. Данные о преступлениях сведены в департаментах, при этом нет реальных планов, нет единого представления о сложившейся ситуации, на основании которых сложилась бы основная линия борьбы с этим преступлением.
Важно отметить, что деятельность уполномоченных органов при предотвращении фальшивомонетничества дает некоторые положительные результаты, однако каждый департамент полиции Вьетнама по расследованию фальшивомонетничества исследует это преступление по-своему и не имеет общего представления о криминогенной ситуации, а также не может реально оценить причиненный преступлением вред. Кроме того, они не могут достаточном объеме и четко спланировать организационные мероприятия в сфере борьбы с фальшивомонетничеством, в итоге исследуются случаи сокрытия или избежания уголовной ответственности преступниками и т.д.
Во-вторых, внедрение и использование таких методов работы, как базовый осмотр местности, непосредственный опрос, в основном остаются нереализованными или реализованы не полностью. В некоторых местностях созданы и действуют отдельные специальные подразделения, чьи полномочия касаются только стадии транспортировки или некоторого ограниченного сбыта фальсификата в той же местности или в некоторых близлежащих населенных пунктах.
Во Вьетнаме в целях борьбы с данным видом преступления были приняты механизмы координации действий между отделами полиции, а также разработаны установки для применения гибких, передовых и оперативных мер в работе полиции как в управлении, так и в розыске, расследовании и т.д. Однако по-прежнему существуют ограничения, в особенности при предоставлении информации и поступлении отчетов; кроме того, данная работа выполняется не своевременно. До настоящего времени не отлажено взаимодействие между соответствующими органами, что отрица-
тельно влияет на управление, организацию предупреждения и борьбы с фальшивомонетничеством на национальном уровне.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 УК СРВ и статей 19—21 Закона Вьетнама «Об организации следственных органов» от 26 ноября 2015 г. № 99/2015/ОЫ13, где указаны полномочия по расследованию уголовного дела, следственные органы на уровне провинции расследуют уголовные дела, влекущие наказание в виде лишения свободы на срок от 15 лет или более строгое наказание. Согласно пределам наказания за фальшивомонетничество данные дела обычно ведутся полицейскими органами уездов и районов.
С 1 ноября 2004 г., реализуя Указ об организации уголовного розыска, местным полицейским органам был передан ряд полномочий по расследованию случаев фальшивомонетничества на уровне провинциальной полиции. Фактически же местные органы полиции не расследуют дела уровня провинции. Таким образом, взаимодействие указанных органов на практике не наблюдается, что вызывает много трудностей и препятствий в управлении, организации расследований, ведении статистики, надзора за расследованием преступления и т.д.
Снижается и степень борьбы с преступностью, когда районная полиция расследует только преступления, влекущие применение наказания в виде лишения свободы до 15 лет.
Процесс взаимодействия между уполномоченными органами (полицией) и соответствующими учреждениями, такими, как банк, казначейство, таможня, пограничная служба, прокуратура, суд, имеет ряд недостатков и упущений. Некоторые банки или казначейство при обнаружении фальшивых денег изымают фальсификат, но не своевременно уведомляют органы общественной безопасности, которые могли бы по «горячим следам» начать расследование, установить преступную группу, исполнителей, организаторов и прочих лиц.
В-третьих, в уголовно-правовом законодательстве Вьетнама, а точнее в конкретных правовых актах, непосредственно связанных с предупреждением и борьбой с контрафактной продукцией, изменения и дополнения вносятся не своевременно, в результате чего меняется реальная практическая ситуация. В силу того, что изготовление фальсификата происходит в основном за пределами Вьетнама и при условии изготовления их иностранными гражданами, осуществление мер по выявлению, проверке и преследованию соучастников фальшивомонетничества
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
за пределами страны проводить крайне сложно. Помимо этого, местные полицейские не имеют конкретных инструкций по применению уголовного закона против фальшивомонетничества за пределами страны.
Фальшивомонетничество является тяжким преступлением, оказывающим прямое негативное воздействие на социальный порядок и экономическое развитие страны, а также на жизнь людей. В связи с этим требуется более активно контролировать текущую обстановку и оценивать реальную криминогенную ситуацию, своевременно организовывать социальные меры профилактики и совершенствовать нормативную базу. Все дела, связанные с фальшивомонетничеством, должны быть раскрыты оперативно и тщательно расследованы, чтобы преступники не смогли сбыть фальсификат, который поступает в кредитные организации, банки, казначейства, учреждения, на государственные предприятия.
В процессе выявления, расследования и пресечения преступлений, связанных с поддельными деньгами, для установления изготовителей, организаторов, распространителей следует расширить следственную и розыскную работу.
Для повышения эффективности профилактики и борьбы с фальшивомонетничеством в будущем, на наш взгляд, следует принять следующие меры:
во-первых, совершенствовать систему нормативно-правовых актов, которые урегулируют деятельность уполномоченных органов по борьбе с фальшивомонетничеством. Кроме того, необходимо разработать и подписать соглашения по взаимодействию в борьбе с фальшивомонетничеством с другими странами, особенно с Китаем, Лаосом, Камбоджей, распределив полномочия соответствующих органов, взаимодействующих иностранных государств в области борьбы с фальшивомонетничеством;
во-вторых, координировать деятельность Министерства общественной безопасности с Верховной народной прокуратурой, Верховным народным судом, Министерством юстиции для эффективного применения положений УК Вьетнама в ходе расследования изготовления, хранения, транспортировки и сбыта поддельных денег. Необходимо давать рекомендации компетентным органам, указанным в Постановлении об организации уголовного розыска, проводить расследования вне зависимости от подсудности уголовного дела на момент его совершения. Должны быть приняты конкретные нормы и установлены правила применения уголовно-правовых мер местными правоохранительными орга-
нами в ходе международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства по делам о фальшивомонетничестве с целью улучшения результатов такой работы, в частности, для пресечения фальшивомонетничества;
в-третьих, банковский сектор должен повысить собственную защищенность, образованность сотрудников и ответственность, модернизировать техническое оснащение для борьбы и предотвращения изготовления, хранения, транспортировки, сбыта поддельных денег, кассиры и другие сотрудники должны умело определять фальшивые деньги, выявлять и отмечать лиц, воспользовавшихся поддельными деньгами. Государственный банк должен координировать свои действия с соответствующими учреждениями в целях последующего просвещения, широкого распространения информации среди населения, которое должно научиться различать реальные и фальшивые деньги. Нужно повышать среди населения осведомленность и бдительность по выявлению лиц, промышляющих сбытом поддельных денег, информировать о способах проверки подлинности денег и способах противодействия фальшивомонетничеству;
в-четвертых, силы безопасности должны усилить взаимодействие с соответствующими органами по выявлению, предупреждению деятельности, связанной с перемещением фальсификата через границу для сбыта внутри страны. Органы, осуществляющие охрану границ, пограничных ворот, должны увеличить собственные силы, повысить бдительность при осмотре и контроле на контрольно-пропускных пунктах, как на суше, так и на море, чтобы своевременно вышвлять перемещение поддельных денег через границу Вьетнама.
в-пятых, следует повышать уровень знаний работников следственных, розыскных и судебных органов по делам об изготовлении, хранении, транспортировке и сбыте поддельных денег, чеков и иных ценных бумаг.
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам №100/2015/QH13 от 27.11.2015 г.
2. Trinh Tien Viet (2013), Toi pham va trach nhiem hinh su, Nxb Chinh tri quöc gia, Ha Noi
3. Truong Bai hoc Luat Ha Noi (2013), Giao trinh Luat hinh su Viet Nam (tap I), Nxb Cong an nhan dan, Ha Noi.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019