Научная статья на тему 'Некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, как основа индивидуальной психокоррекции'

Некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, как основа индивидуальной психокоррекции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая коррекция / несовершеннолетний / индивидуально-психологическая коррекция / следственный изолятор / суицидальный риск / криминальная зараженность / демонстративность / psychological correction / minor / individual psychological correction / pre-trial detention center / suicidal risk / criminal contamination / demonstrativeness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Владимировна Семенова, Наталья Анатольевна Ильиных

В проведенном исследовании выявлены психологические особенности несовершеннолетних, впервые прибывших в следственный изолятор. К ним относятся сниженный уровень тревожности, эмотивности и возбудимости, низкий уровень суицидального риска и низкий антисуицидальный фактор. С использованием методов математической статистики выделены некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, которые позволили подобрать оптимальные способы и формы психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми. Психокоррекционная работа в условиях следственного изолятора должна быть направлена на снижение уровня эмоциональности и криминальной зараженности. Психологическая работа с несовершеннолетними в условиях следственного изолятора базируется на психокоррекции поведенческой триады, дистимной, возбудимой, когнитивной и циклотимной тетрадах личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор. Для осуществления индивидуально-психологической коррекции в условиях следственного изолятора используются методы убеждения и внушения с применением арт-терапевтических и сказкотерапевтических техник. Проведенная работа способствует конструктивизации поведения несовершеннолетних, повышению уровня антисуицидального фактора, изменению криминальных установок и ценностей, конструктивному планированию будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Владимировна Семенова, Наталья Анатольевна Ильиных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the psychological structure of the personality of a minor who arrived in a pre-trial detention center as the basis for individual psychocorrection

The study revealed the psychological characteristics of minors who first arrived in a pre-trial detention center. These include a reduced level of anxiety, emotionality and excitability, a low level of suicidal risk and a low anti-suicidal factor. Using the methods of mathematical statistics, some features of the psychological structure of a minor’s personality were identified, which made it possible to select the optimal methods and forms of psycho-correctional work with minor suspects and accused. Psychocorrectional work in a pre-trial detention center should be aimed at reducing the level of emotionality and criminal contamination. Psychological work with minors in a pre-trial detention center is based on psychocorrection of the behavioral triad, dysthymic, excitable, cognitive and cyclothymic tetrads of the personality of a minor who has arrived in a pre-trial detention center. To carry out individual psychological correction in a pre-trial detention center, methods of persuasion and suggestion are used together with art therapeutic and fairy tale therapeutic techniques. The work carried out contributes to the constructivization of the behavior of minors, increasing the level of the anti-suicidal factor, changing criminal attitudes and values, and constructive planning for the future.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, как основа индивидуальной психокоррекции»

УДК 159.9

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-265-6-55-64

SVETLANA V. SEMENOVA

Psychologist of the Psychological service of the FPS of Russia in the Altai Territory, Captain of Internal Service El shirinina-sveta@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4660-0668 Barnaul

NATALIA A. ILINYKH

Lecturer at the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Psychology, Major of the Internal Service M ilinykh1983@mail.ru, SPIN-код: 9841-3172, https://orcid.org/0000-0002-2795-9129

Ryazan

Некоторые особенности психологической структуры

личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, как основа индивидуальной

психокоррекции

Some features of the psychological structure of the personality of a minor who arrived in a pre-trial detention center as the basis for individual psychocorrection

Аннотация. В проведенном исследовании выявлены психологические особенности несовершеннолетних, впервые прибывших в следственный изолятор. К ним относятся сниженный уровень тревожности, эмотивности и возбудимости, низкий уровень суицидального риска и низкий антисуицидальный фактор. С использованием методов математической статистики выделены некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, которые позволили подобрать оптимальные способы и формы психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми. Психокоррекционная работа в условиях следственного изолятора должна быть направлена на снижение уровня эмоциональности и криминальной зараженности. Психологическая работа с несовершеннолетними в условиях следственного изолятора базируется на психокоррекции поведенческой триады, дистимной, возбудимой, когнитивной и циклотимной тетрадах личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор. Для осуществления индивидуально-психологической коррекции в условиях следственного изолятора используются методы убеждения и внушения с применением арт-терапевтических и сказкотерапевтических техник. Проведенная работа способствует конструктивизации поведения несовершеннолетних, повышению уровня антисуицидального фактора, изменению криминальных установок и ценностей, конструктивному планированию будущего.

Ключевые слова: психологическая коррекция, несовершеннолетний, индивидуально-психологическая коррекция, следственный изолятор, суицидальный риск, криминальная зараженность, демонстративность

Abstract. The study revealed the psychological characteristics of minors who first arrived in a pre-trial detention center. These include a reduced level of anxiety, emotionality and excitability, a low level of suicidal risk and a low anti-suicidal factor. Using the methods of mathematical

© Семенова С. В., Ильиных Н. А., 2024

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА СЕМЕНОВА

психолог психологической службы УФСИН России по Алтайскому краю, капитан внутренней службы Н shirinina-sveta@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4660-0668 Барнаул

НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА ИЛЬИНЫХ

преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, майор внутренней службы Н ilinykh1983@mail.ru, SPIN-код: 9841-3172, https://orcid.org/0000-0002-2795-9129 Рязань

statistics, some features of the psychological structure of a minor's personality were identified, which made it possible to select the optimal methods and forms of psycho-correctional work with minor suspects and accused. Psychocorrectional work in a pre-trial detention center should be aimed at reducing the level of emotionality and criminal contamination. Psychological work with minors in a pre-trial detention center is based on psychocorrection of the behavioral triad, dysthymic, excitable, cognitive and cyclothymic tetrads of the personality of a minor who has arrived in a pre-trial detention center. To carry out individual psychological correction in a pre-trial detention center, methods of persuasion and suggestion are used together with art therapeutic and fairy tale therapeutic techniques. The work carried out contributes to the constructivization of the behavior of minors, increasing the level of the anti-suicidal factor, changing criminal attitudes and values, and constructive planning for the future.

Keywords: psychological correction, minor, individual psychological correction, pre-trial detention center, suicidal risk, criminal contamination, demonstrativeness

Для цитирования

Семенова С. В., Ильиных Н. А. Некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, как основа индивидуальной психокоррекции // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 6. С. 55-64. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-265-6-55-64.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)

For citation

Semenova S. V., Ilyinykh N.A. Some features of the psychological structure of the personality of a minor who arrived in a pre-trial detention center as the basis for individual psychocorrection // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 6. P. 55-64. https: //www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-265-6-55-64.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

Вопрос изучения личности в современной науке многогранен, междисциплинарен и не имеет единообразного подхода к определению понятия «личность». В отечественной психологии существует множество научных подходов к пониманию и изучению личности. К самым распространенным относятся те, которые зародились в зарубежной психологии и имеют признание в отечественной. К подходам, стремящимся к раскрытию сущности личности, относятся:

- экзистенционально-трансперсональный или гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф, Р. Мей и другие);

- когнитивный подход (Д. Келли, Р. Кэттелл, Г. Айзенк и другие);

- поведенческий подход (Д. Уотсон, И. П. Павлов, Б. Скиннер и другие);

- психодинамический подход (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, М. Клайн, Х. Когут, К. Хорни, В. Райх, Э. Эриксон и другие);

- деятельностный подход, основоположниками которого являются отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

По заключению К. А. Абульхановой-Славской и соавторов, к подходам, представляющим собой

имплицитные позиции ученых-психологов, относятся: статичный подход, функционально-динамический подход (А. Н. Северцев и И. И. Шмальгау), генетический подход (П. Жанэ, Ж. Пиаже), подход, рассматривающий личность в динамике жизненного пути (Г. Олпорт, А. Адлер, Э. Эриксон), подход к личности как к субъекту жизненного пути (С. Л. Рубинштейн), социально-психологический подход (Б. Ф. Ломов), психосоциальный подход (Б. Г. Ананьев) [1].

Для изучении личности несовершеннолетнего, содержащегося в следственном изоляторе, мы использовали различные научные подходы, что обусловлено влиянием среды, тяжестью совершенных преступлений, особенностями и разноплановостью межличностных взаимодействий, ситуацией изоляции от общества, кардинальными изменениями условий и особенностей жизни.

В нашей работе мы рассматриваем некоторые особенности психологической структуры личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, а именно те, которые выходят на первый план при влиянии на личность условий вынужденной изоляции. Таким образом, в психологическую структуру личности несовершеннолетнего входят биологически и социально обусловленные свой-

ства личности (З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и другие).

А. В. Вэтра отмечает, что особое внимание в уголовно-исполнительной системе (УИС) в настоящее время уделяется работе с несовершеннолетними в условиях изоляции от общества [2]. Сотрудникам всех отделов и служб на начальных этапах пребывания несовершеннолетних в следственном изоляторе необходимо знать уровень суицидального риска, криминальной зараженности и особенности поведенческих реакций на новые условия жизни. В связи с этим основной задачей пенитенциарного психолога является изучение личности вновь прибывшего несовершеннолетнего и выбор оптимальных способов и средств психокоррекционно-го воздействия на его личность с целью минимизации негативного влияния окружающей среды и прогрессирования деструкции личности. При этом стоит отметить, что психокоррекционная работа в условиях следственного изолятора является одним из сложнореализуемых направлений деятельности пенитенциарного психолога, что продиктовано режимными требованиями УИС. Мы согласны с А. А. Осиповой в том, что эффективной формой психокоррекционной работы в условиях следственного изолятора является индивидуальная работа [3], так как, с одной стороны, это обусловлено недостаточным осознанием себя, демонстративностью поведения несовершеннолетнего - работой на публику с целью достижения признания в криминальной среде, стремлением занять авторитетное место в окружении сверстников, а с другой -режимными особенностями следственного изолятора.

Важнейшим для сотрудников УИС в работе с несовершеннолетними, прибывшими в следственный изолятор, является предотвращение ауто-агрессивных поведенческих реакций и усугубления криминальной зараженности. При реализации этой задачи необходимо учитывать особенности поведения, вызванные акцентуацией характера.

С целью выработки алгоритма психокоррекции суицидального риска, криминальной зараженности, деструктивных форм поведения, снижения уровня демонстративности и стабилизации психо-

эмоционального состояния несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, нами было проведено исследование некоторых особенностей психологической структуры личности с помощью следующих психодиагностических методик: методики исследования акцентуаций характера (Х. Смишек, К. Леонгард), опросника криминальной зараженности несовершеннолетних (ОКЗН) (А. М. Рябков, Е. С. Степанова, Р. Р. Муслумов), опросника суицидального риска (ОСР).

В исследовании, проведенном в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, приняли участие 16 несовершеннолетних лиц, впервые прибывших в следственный изолятор, имеющих статус подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

На момент исследования испытуемые имели следующий уровень образования: начальное образование - 44 % (7 человек) , из них в возрасте 15 лет - 31 %, 16 лет - 31 %, 17 лет - 38 %; основное общее образование имели 31 % (5 человек), все в возрасте 17 лет; 25 % (4 человека) 17-летних юношей имели среднее общее образование.

Рассмотрим результаты эмпирического исследования более подробно. С целью выявления у несовершеннолетних особенностей поведенческих реакций на меняющиеся условия жизни пенитенциарные психологи используют методику исследования акцентуаций характера (Х. Смишек, К. Леонгард), что позволяет определить вектор пси-хокоррекционной работы с несовершеннолетними в условиях следственного изолятора. В большинстве своем для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых характерен сниженный уровень тревожности, это позволяет нам утверждать, что в момент прибытия в следственный изолятор несовершеннолетние не испытывают беспокойства в связи с возможными неудачами, не переживают за свою дальнейшую судьбу (рисунок 1). Это обусловлено тем, что, по мнению несовершеннолетних, содержание их в следственном изоляторе является признанием в криминальном мире и дает им ощущение общности с данной средой.

У несовершеннолетних уровень эмотивности и возбудимости по сравнению с другими видам

Гип - гиперактивность Зас - застревание Пед - педантичность Эм - эмотивность Тр - тревожность Цик - циклотимия Воз - возбудимость Дис - дистимность Дем - демонстративность Экз - экзальтированность

Рисунок 1. Усредненный профиль несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, по методике исследования акцентуаций характера (Х. Смишек, К. Леонгард)

Л - ложь

КК - когнитивный компонент ЕК - эмоциональный компонент РК - поведенческий компонент ОК - общий уровень криминальной зараженности несовершеннолетнего

Рисунок2. Усредненный профиль несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, по опроснику криминальной зараженности несовершеннолетних (ОКЗН)

акцентуаций характера снижен, что указывает на преобладание у них эмоциональной холодности, черствости, отстраненности, эгоцентричности, осторожности в поступках и поведении, контроля над импульсивными проявлениями, демонстрации терпимости и боязливости во взаимодействии с авторитетными окружающими.

Для определения уровня криминальной зараженности несовершеннолетних, прибывших в следственный изолятор, применялся опросник криминальной зараженности несовершеннолетних (ОКЗН). Для обработки результатов мы ис-

пользовали материалы, опубликованные авторами данной методики в научном журнале «Прикладная юридическая психология» [4].

Полученные данные указывают на то, что у несовершеннолетних, прибывших в следственный изолятор, сформированы общие представления о криминальной субкультуре, которая вызывает у них интерес. Несовершеннолетние внутренне принимают криминальную субкультуру и возводят ее в ценность, что в значительной степени проявляется в поведении на начальных этапах содержания в следственном изоляторе.

Рисунок3. Психологическая структура личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор

Пед - педантичность

РК - поведенческий компонент

АФ - антисуицидальный фактор

Дис - дистимность

Цик - циклотимия

КК - когнитивный компонент

Воз - возбудимость

Зас - застревание

Гип - гиперактивность

ОК - общий уровень криминальной

зараженности несовершеннолетнего

Эм - эмотивность

Экз - экзальтированность

М - максимализм

У - уникальность

Д - демонстративность

ЕК - эмоциональный компонент

криминальной зараженности

СР - суицидальный риск

ВП - временная перспектива

Н - несостоятельность

Рисунок 4. Усредненный профиль несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, по опроснику суицидального риска (ОСР)

Д - демонстративность

А - аффективность

У - уникальность

Н - несостоятельность

СП - социальный пессимизм

КБ - слом культурных барьеров

М - максимализм

ВП - временная перспектива

АФ - антисуицидальный фактор

СР - суицидальный риск

Забегая вперед, нужно отметить, что в психологической структуре личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, криминальная зараженность не имеет целостности, которая бы выражалась во взаимосвязи поведенческого, когнитивного и эмоционального компонентов. Это дает возможность утверждать, что

криминальная зараженность несовершеннолетних на начальных этапах нахождения в следственном изоляторе носит неустойчивый характер и должна подвергаться коррекционному воздействию со стороны пенитенциарных психологов и сотрудников УИС (рисунок 3).

Самой важной задачей для психолога в уголов-

но-исполнительной системе является своевременное выявление и предотвращение суицидального поведения подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Для выявления суицидального риска пенитенциарные психологи используют опросник суицидального риска (ОСР), в том числе и в работе с вновь прибывшими несовершеннолетними.

Результаты исследования по данной методике показали, что несовершеннолетним на этапе поступления в следственный изолятор свойственен низкий уровень суицидального риска в сочетании с низким антисуицидальным фактором. Это указывает на отсутствие стремления у большинства несовершеннолетних к совершению самоубийства, но возможность такого поведения сохраняется в связи с несформированностью сдерживающих факторов в виде семьи, боязни неэстетичной смерти, инвалидности в случае неудачной попытки суицида (рисунок 4).

При комплексном рассмотрении результатов тестирования по методике ОСР мы видим, что уровень социального пессимизма и суицидально-

го риска имеет самое низкое значение по сравнению с другими диагностическими данными этой методики. Это обусловлено несформированно-стью у несовершеннолетних понимания социальных взаимоотношений и осознания первостепен-ности влияния социального окружения на жизнь человека. В понимании несовершеннолетних правонарушителей, социальные взаимоотношения сводятся к взаимоотношениям криминального сообщества, апогеем и показателем признания которого является нахождение в местах лишения свободы. Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых криминальный социум является ведущим и перспективным, это определяет их социальный оптимизм и в значительной мере снижает стремление к суицидальному поведению на момент прибытия в следственный изолятор. В сочетании с этим необходимо отметить высокий по сравнению с другими показателями этой методики уровень максимализма и временной перспективы. По мнению несовершеннолетних, они спланировали лучшее будущее в среде, признающей их

Таблица 1

Корреляционные связи элементов психологической структуры личности несовершеннолетнего,

прибывшего в следственный изолятор

Шкала Дистимность Циклотимия Когнитивный компонент Возбудимость

Застревание - - - -

Гиперактивность - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзальтированность - - - -

Циклотимия - - - -

Уникальность 0,59* 0,61* 0,61* -

Демонстративность 0,64* 0,60* 0,60* 0,57*

Эмоциональный компонент - 0,59* 0,59* 0,56*

Суицидальный риск 0,65* - - 0,53*

Временная перспектива 0,58* - - -

Несостоятельность - - - 0,57*

Когнитивный компонент - -0,62* -0,62* -

** - р < 0,05 (результаты статически значимы); * - р < 0,1 (результаты значимы на уровне тенденции).

как значимую часть криминального мира.

Для осуществления психокоррекционной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми на начальных этапах содержания в следственном изоляторе необходимо знать особенности психологической структуры их личности. Для их определения нами применялась линейная корреляция Пирсона (таблица 1).

В результате установлено, что 19 из 25 психодиагностических шкал 3 используемых нами методик находятся в прямой или отрицательной статистически значимой корреляционной связи, в том числе на уровне тенденции. Рассмотрим эти связи более подробно.

При планировании работы с несовершеннолетними в условиях следственного изолятора для сотрудников важными являются знания о криминальной зараженности, склонности к нарушению режима, уровне суицидального риска и агрессии, демонстративности и чувствительности лиц, поступивших в следственный изолятор. Пенитенциарным психологам необходимо выявить закономерности поведения несовершеннолетних, которые обусловлены особенностями психологической структуры их личности.

Предложенная нами психологическая структура личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, обусловленная корреляционной взаимосвязью, имеет 2 независимые друг от друга корреляционные плеяды. Для первой характерна взаимосвязь педантичности (Пед), поведенческого компонента (РК) и антисуицидального

фактора (АФ). Данная связь составляет личностную триаду, в которой ведущей является прямая статистически значимая (р < 0,05) взаимосвязь педантичности и поведенческого компонента. Принимая во внимание, что результаты исследования указывают на низкий уровень антисуицидального фактора и нахождение его в связи с другими элементами триады у несовершеннолетних, прибывших в следственный изолятор, правомерно утверждать, что психокоррекционное воздействие на педантичность и поведенческий компонент приведет к повышению уровня антисуицидального фактора (рисунок 3).

Более сильную связь в описанной триаде имеют педантичность и поведенческий компонент. Учитывая, что данная связь корреляционной плеяды является доминирующей, закономерно обозначить эту плеяду как поведенческую триаду личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор. Это дает нам возможность утверждать, что осуществлять психокоррекционное воздействие непосредственно на антисуицидальный фактор нецелесообразно, так как влияние на элементы «педантичность» и «поведенческий компонент» будет минимальным (таблица 2).

Осуществление психокоррекции поведения и суицидального риска целесообразно проводить через изменение принятия несовершеннолетними криминальных традиций, снижение уровня преобладания криминальных ценностей в системе их ценностных ориентаций, изменение интереса и положительного отношения к криминальным темам.

Таблица 2

Интеркорреляционная матрица поведенческой триады личности несовершеннолетнего,

прибывшего в следственный изолятор

Шкала Педантичность Поведенческий компонент Антисуицидальный фактор

Педантичность 1,00 0,67** 0,60*

Поведенческий компонент 0,67** 1,00 0,53*

Антисуицидальный фактор 0,60* 0,53* 1,00

** - р < 0,05 (результаты статически значимы); * - р < 0,1 (результаты значимы на уровне тенденции).

В психологической структуре личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, помимо поведенческой триады выделяются 4 ядра корреляционной плеяды, каждое из которых имеет по 4 пересекающиеся друг с другом устойчивые связи: дистимная тетрада, возбудимая тетрада, когнитивная тетрада, циклотимная тетрада. При этом стоит отметить, что дистимная и когнитивная тетрады находятся в отрицательной корреляционной взаимосвязи, тогда как остальные -в прямой (рисунок 3). Это указывает на то, что чем выше влияние на личность особенностей акцентуации характера по типу циклотимии, застревания, экзальтированности и гиперактивности, тем ниже уровень когнитивного компонента криминальной зараженности, при этом наиболее выраженная отрицательная связь наблюдается с гиперактивностью (рисунок 3). Несовершеннолетние, прибывшие в следственный изолятор, проявляющие повышенную активность, смешливость, находящиеся в приподнятом или хорошем настроении, стремящиеся к любым видам деятельности, оптимистично смотрящие на перспективы и дальнейшую судьбу (гиперактивность), в значительной степени по сравнению с другими поддаются профилактике криминальной зараженности, так как гиперактивность в психологической структуре личности несовершеннолетнего имеет значимые корреляционные связи с когнитивным компонентом и общим уровнем криминальной зараженности.

Необходимо учитывать, что в отрицательной корреляционной связи на уровне тенденции находятся криминальная зараженность и эмотивность (-0,56; р < 0,1), что свидетельствует о том, что повышение уровня эмотивности приведет к снижению уровня криминальной зараженности. Учитывая, что данные элементы не являются ведущими в структуре личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, можно заключить, что осуществление психокоррекционного воздействия на них не носит первостепенного характера. Изменение общего уровня криминальной зараженности и эмотивности происходит в результате коррекци-онного воздействия на когнитивную тетраду через гиперактивность (-0,52; р < 0,1) (рисунок 3).

Необходимо отметить, что элементы тетрад (ди-стимной, возбудимой, циклотимной) дистимность (Дис), уникальность (У), демонстративность (Д), суицидальный риск (СР), циклотимия (Цик), эмоциональный компонент (ЕК) и возбудимость (Воз) имеют прочную прямую корреляционную связь, которая создает структурный психологический скелет личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор (рисунок 3). Для реализации психокоррекционного воздействия необходимо учитывать, что перечисленные элементы имеют прочные взаимосвязи и воздействие на некоторые из них приведет к положительным изменениям во всей психологической структуре личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор (таблица 2). При этом стоит отметить, что 3 (циклотимия, возбудимость, дистимность) из 4 ядер корреляционной плеяды находятся в прямой связи с демонстративностью (Д). Это указывает на то, что снижение уровня демонстративности приводит к снижению уровня акцентуации по циклотимичес-кому, возбудимому и дистимному типу и наоборот, а также оказывает соответствующее влияние на всю структуру данных тетрад.

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

- демонстративность вновь прибывших несовершеннолетних, их стремление занять высокое место в преступном мире и условия содержания в следственном изоляторе обусловливают проведение индивидуальной психологической коррекции;

- у несовершеннолетних, прибывших в следственный изолятор, преобладает сниженный уровень тревожности как акцентуации характера, они не испытывают беспокойства в связи с возможными неудачами, не переживают за свою дальнейшую судьбу, так как содержание в следственном изоляторе для несовершеннолетних является признанием в криминальном мире и дает им ощущение общности с данной средой;

- у несовершеннолетних снижен уровень эмо-тивности и возбудимости, что указывает на преобладание на начальных этапах нахождения в следственном изоляторе эмоциональной холодности, черствости, отстраненности, эгоцентричности,

осторожности в поступках и поведении, контроля над импульсивными проявлениями, боязливости во взаимодействии с окружающими;

- несовершеннолетние, прибывшие в следственный изолятор, имеют общие представления о криминальной субкультуре, которая вызывает у них интерес, становится для них ценностью, что в значительной степени проявляется в поведении на начальных этапах содержания в следственном изоляторе, при этом эти знания и представления не имеют целостности;

- криминальная зараженность несовершеннолетних, прибывших в следственный изолятор, не имеет целостности, носит неустойчивый характер и должна подвергаться коррекционному воздействию со стороны пенитенциарных психологов и сотрудников УИС;

- на этапе поступления в следственный изолятор несовершеннолетним свойственен низкий уровень суицидального риска в сочетании с низким антисуицидальным фактором. Это указывает на отсутствие стремления у большинства несовершеннолетних к совершению самоубийства, но возможность такого поведения сохраняется в связи с несформированностью сдерживающих факторов;

- в поведенческую триаду личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, входят педантичность, поведенческий компонент и антисуицидальный фактор;

- в психологической структуре личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, помимо поведенческой триады выделяются дистимная, возбудимая, когнитивная и ци-клотимная тетрады;

- гиперактивные несовершеннолетние в значительной степени поддаются психологической профилактике и коррекции криминальной зараженности;

- у подростков с высокими показателями застревания, гиперактивности, циклотимии, экзальтированности минимально стремление к получению информации о криминальном мире, нет стремления к получению дополнительной информации и минимален уровень сформированности когнитивного компонента криминальной зараженности;

- психологическая структура личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, состоит из 4 связанных между собой тетрад (дистимной, возбудимой, когнитивной, ци-клотимной) и одной триады (поведенческой), что в значительной степени облегчает психокоррекци-онную работу с несовершеннолетними в условиях следственного изолятора.

Рекомендации по осуществлению психокор-рекционной работы с несовершеннолетними, прибывшими в следственный изолятор:

1. Самой оптимальной формой работы с несовершеннолетними, прибывшими в следственный изолятор, на начальных этапах содержания является индивидуально-психологическая коррекция.

2. С учетом того, что демонстративность является связующим элементом в психологической структуре личности несовершеннолетнего, прибывшего в следственный изолятор, психологическая коррекция данного элемента является пусковым механизмом для последовательных конструктивных изменений.

3. Индивидуальная психокоррекционная работа с несовершеннолетними, прибывшими в следственный изолятор, осуществляется в 3 направлениях: снижение уровня эмоциональности, снижение криминальной зараженности и снижение суицидального риска.

4. На начальных этапах содержания в следственном изоляторе эмоциональность напрямую связана с эмоциональным компонентом криминальной зараженности и выражается в стремлении к принятию криминальных традиций, проявлении интереса к криминальным темам, эмоциональной реакции на сопричастность с криминальным миром. Диапазон эмоций связан с соответствием представлений и ожиданий несовершеннолетнего его реальному положению в среде несовершеннолетних в условиях следственного изолятора. В этом случае психокоррекционная работа носит симптоматичный характер.

5. Криминальная зараженность несовершеннолетних, прибывших в следственный изолятор, не имеет целостности, носит неустойчивый характер и должна подвергаться коррекционному

воздействию со стороны пенитенциарных психологов. Под влиянием методов убеждения и внушения у несовершеннолетнего формируются конструктивные ценности и авторитеты из числа законопослушных граждан (тренер, учитель, врач, киногерой, художественный персонаж и другие). На основе этого с применением арт-терапевтичес-ких и сказкотерапевтических техник выстраивается сценарий конструктивного будущего с анализом перспектив, в том числе негативных вариантов развития событий.

6. Осуществление психокоррекции поведения и суицидального риска целесообразно проводить

через снижение уровня принятия несовершеннолетними криминальных традиций, исключение криминальных ценностей из системы их ценностных ориентаций, изменение интереса и положительное отношение к криминальным темам, через осознание полной утраты того, что дорого несовершеннолетнему.

7. Психокоррекционное воздействие на педантичность и поведенческий компонент в поведенческой триаде личности несовершеннолетнего приведет к повышению уровня антисуицидального фактора, что в значительной степени снизит уровень импульсивного (случайного) суицида.

1. Абульханова-Славская К. А., Славская А. Н., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 178-190.

2. Вэтра А. В. Самоотношение подростков в условиях принудительной изоляции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2021. 23 с.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

4. Рябков А. М., Степанова Е. С., Муслумов Р. Р. Разработка и апробация методики оценки криминальной зараженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2. С. 83.

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A., Slavskaya A. N., Levanova E. A., Pushkareva T. V. General approaches to the study of personality // Pedagogy and psychology of education. 2018. No. 4. P. 178-190.

2. Vetra A. V. Self-attitude of adolescents in conditions of forced isolation: author's abstract dissertation of Candidate of Law. M., 2021. 23 p.

3. Osipova A. A. General psychocorrection. M. : TC «Sfera», 2001. 512 p.

4. Ryabkov A. M., Stepanova E. S., Muslumov R. R. Development and testing of a methodology for assessing the criminal infestation of minors suspected, accused and convicted // Applied legal psychology. 2022. No. 2. P. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.