Научная статья на тему 'Профилактика деструктивных явлений и проявлений криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях'

Профилактика деструктивных явлений и проявлений криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
691
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / MANIFESTATION OF CRIMINAL SUBCULTURE / JUVENILE CONVICTS / ADAPTATION OF THE CONVICTS / PREVENTIVE AND PSYCHO CORRECTIONAL WORK WTH THE CONVICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шредер Ольга Борисовна

В статье рассматриваются опыт реализации психокоррекционной программы по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Анализируется приверженность криминальной субкультуре как средство социальной идентификации, способствующее включенности несовершеннолетнего в социальную микрогруппу, что продиктовано возрастной потребностью в принятии окружающей средой. Рассматривается способ профилактирования распространения криминальной субкультуры посредством снижения потребности четкой идентификации с конкретной микрогруппой, формирования устойчивой Я-концепции, а также принятия факта существования иных мнений и стратегий поведения, верных, как и собственное мнение в определенной степени. Анализируются промежуточные результаты реализации программы: общее снижение агрессивности (как негативной, так и позитивной), повышение нервно-психической устойчивости, снижение уровня невротизации факторов, обусловливающих формирование адаптивных эмоциональных реакций на значимые события, снижение аффективности, стремление к соблюдению норм и правил распорядка учреждения. Отмечается нивелирование факторов, коррелирующих с высоким уровнем подверженности влиянию криминальной субкультуры, таких как подверженность влиянию значимого лица или группы и высокий уровень эмоционального напряжения. Акцентируется внимание на формировании у подростков устойчивого принятия собственной личности как способной иметь собственное мнение и умения быть толерантным к мнению окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of realization of psycho correctional program preventing spreading of criminal subculture among convicted juveniles in young offenders’ institution is presented in the article. Adherence to criminal subculture as a way of social identification that facilitates the inclusion of under aged in social micro group is analyzed. The way of prevention of spreading of criminal subculture via declining the necessity of identification with the concrete micro group, formation of stable Self-conception as well as acceptance of the fact of existence of other opinions and behavioral strategies that are to some extent are true along with the own opinion is considered. Intermediate results of program realization are analyzed, with general decrease in aggressiveness (negative and positive), increase in neuropsychic stability, decrease in the level of neurotization, decrease in affectedness, tendency to follow the norms and rules of penal institution among them. Leveling of factors that correlate with high level of exposure to criminal subculture such as exposure to influence of significant other or group and high level of emotional tension are registered. The attention is focused on formation of stable acceptance of own personality capable of holding own opinion and accept (be tolerant) the opinion of the others.

Текст научной работы на тему «Профилактика деструктивных явлений и проявлений криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях»

УДК 159.9:343.815

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Для цитирования

Шредер, О. Б. Профилактика деструктивных явлений и проявлений криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях / О. Б. Шредер // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 3 (44). - С. 68-79.

Аннотация. В статье рассматриваются опыт реализации психокоррек-ционной программы по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Анализируется приверженность криминальной субкультуре как средство социальной идентификации, способствующее включенности несовершеннолетнего в социальную микрогруппу, что продиктовано возрастной потребностью в принятии окружающей средой. Рассматривается способ профилактирования распространения криминальной субкультуры посредством снижения потребности четкой идентификации с конкретной микрогруппой, формирования устойчивой Я-концепции, а также принятия факта существования иных мнений и стратегий поведения, верных, как и соб-

© Шредер О. Б., 2018

О. Б. Шредер

ственное мнение в определенной степени. Анализируются промежуточные результаты реализации программы: общее снижение агрессивности (как негативной, так и позитивной), повышение нервно-психической устойчивости, снижение уровня невротизации -факторов, обусловливающих формирование адаптивных эмоциональных реакций на значимые события, снижение аффективности, стремление к соблюдению норм и правил распорядка учреждения. Отмечается нивелирование факторов, коррелирующих с высоким уровнем подверженности влиянию криминальной субкультуры, таких как подверженность влиянию значимого лица или группы и высокий уровень эмоционального напряжения. Акцентируется внимание на формировании у подростков устойчивого принятия собственной личности как способной иметь собственное мнение и умения быть толерантным к мнению окружающих.

Ключевые слова: проявления криминальной субкультуры, несовершеннолетние осужденные, адаптация осужденных, профилактическая и психо-коррекционная работа с осужденными.

На сегодняшний день в российском обществе вызывают серьезную обеспокоенность угроза распространения норм криминальной субкультуры среди

несовершеннолетних, попытка криминального мира распространить свое влияние на определенную часть подрастающего поколения для использования его в преступных целях. Идеология АУЕ («арестантский уклад един») стремительно распространяется среди подростков в школах, а в отдельных регионах(Забайкалье, Бурятия, Краснодарский край, г. Чита)эта тенденция начинает приобретать угрожающий характер. В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о чрезвычайных происшествиях, совершаемых подростками под влиянием идеологии АУЕ. Несовершеннолетние в нашей стране становятся наиболее криминогенно активной частью населения, и преступность с их участием возрастает интенсивнее преступности взрослых.

Психологический механизм вовлечения самих подростков в подобную идеологию понятен, их манит своего рода тайное единство, являясь неким фактором сплочения. Произнесение этих трех букв «АУЕ» часто является неким «паролем» и означает: ты в курсе, или ты поддерживаешь блатные понятия - все зависит от контекста. Это может быть и приветствием, и угрозой, это восклицательное междометие используется и как призыв, клич.

Приобщение к криминальной субкультуре разных слоев несовершеннолетних служит одной из причин, обусловливающих их антиобщественное и криминальное поведение. Подростки, зараженные специфической идеологией, совершая противоправные поступки, рано или поздно попадают в места лишения свободы - следственные изоляторы, а затем - в воспитательные колонии, где в условиях изоляции и вынужденного соседства с такими

же личностями их криминализация все более закрепляется.

М. П. Чернышкова и М. Г. Деболь-ский подтверждают, что «анализ особенностей распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО) и ВК, показывает, что первичное «заражение» большинства несовершеннолетних происходит еще на свободе. В учреждения УИС поступают уже криминализированные личности, «зараженные» уголовной идеологией, уголовной романтикой, а порой имеющие сформированные устойчивые «воровские» взгляды и намерения. ...Далее осуществляется активное транслирование атрибутов криминальной субкультуры на ВК, препятствуя психолого-педагогическому процессу и провоцируя с их стороны нарушение режима содержания» [6, с. 42-44].

Социальная опасность распространения криминальной субкультуры в воспитательных колониях, по мнению В. Ф. Пирожкова, заключается в том, что она служит механизмом сплочения преступных групп, затрудняет процесс социализации личности, а также стимулирует дальнейшее криминальное поведение подростков [3]. Криминальная субкультура, являясь разновидностью контркультуры, активно противопоставляет свои нормы общепринятым социальным нормам и ценностям, пропагандируя осознанное нарушение ее сторонниками уголовно-правовых норм [5, с. 10]. В связи с этим задача противодействия и профилактики распространения криминальной субкультуры среди подростков в учреждениях УИС является одной из приоритетных для личного состава.

В соответствии с указаниями ФСИН России в территориальных органах ФСИН Росси проводится исследование социально-психологической обстановки (СПО) в среде несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, и воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы.

Обзор результатов изучения СПО за 2017 год показал, что влияние осужденных, придерживающихся криминальных норм поведения, на обстановку в учреждении и происходящие в нем перемены, а также высокая вероятность принятия несовершеннолетними криминальных традиций отмечены в большом количестве исправительных учреждений множества территориальных органов ФСИН России. Серьезным последствием распространения норм и ценностей криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних является их высокая готовность к поддержанию массовых акций протеста и неповиновению администрации учреждений.

Актуальная задача для уголовно-исполнительной системы, осуществляющей (помимо организации исполнения наказаний) воспитательную функцию, - разработка и проведение эффективных профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных.

В 2017 г. в психологической лаборатории ФКУ «Томская ВК-2» УФСИН России по Томской области психологами разработана программа «Мой мир» по выработке у несовершенно-

летних осужденных установок на неприятие криминальной субкультуры и создание негативного отношения к ее носителям. В учреждении содержатся несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие преступления разной степени тяжести и имеющие различные условия воспитания. В целях профилактики распространения криминальной субкультуры работа направлена на нивелирование установок и черт личности, ориентированных на дистанцирование подростков от общества, снижение потребности к включению в конкретную микрогруппу.

Приверженность криминальной субкультуре выступает как средство своеобразной социальной идентификации, способствующее включенности несовершеннолетнего в социальную микрогруппу, что связано с возрастной потребностью в принятии окружающей средой. В рамках данной работы рассматриваются особенности идентификации несовершеннолетних осужденных с социальной группой, несущей криминальную субкультуру. Механизмом профилактики распространения криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных является формирование принятия собственной личности («смелости быть собой», или философское «мужество быть») как способной иметь собственное мнение и принимать (быть толерантным) мнение окружающих.

Длядостиженияпоставленнойцели-профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных - были сформированы задачи программы, ориентированные на психокоррекци-оное воздействие на все указанные выше уровни психической деятельности.

1. Формирование адаптивной Я-концепции.

2. Обучение навыкам рефлексии, формирование представлений о свойствах личности и границах своего Я.

3. Формирование нервно-психической устойчивости личности.

4. Снижение потребности в идентификации с отдельной микрогруппой (субкультурой).

5. Снижение уровня выраженности делинквентных тенденций.

Для формирования представлений о социально-психологических особенностях криминального поведения использовались следующие методы психологической диагностики: изучение материалов личного дела; направленное интервью; методика цветовых выборов Люшера; опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разу-ваевой); психогеометрический тест С. Деллингер; характерологический тест Леонгарда - Шмишека; метод портретных выборов (МПВ) Сонди (модификация Собчик).

Для оценки эффективности применения профилактической программы применялись многофакторный личностный опросник FPI (форма В); тест «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (ЛАК), опросник определения уровня невро-тизации и психопатизации (УНП), опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП-Ж).

Для оценки эффективности психологического воздействия, а также анализа достоверности полученных результатов используются методы статистического анализа данных ^-кри-терий Стьюдента, корреляционный анализ, метод к-средних, метод Уорда (кластерный анализ), реализованные

в программе Statistica 10.0, некоторые функции статистической обработки данных программы Microsoft Office Excel. Первичная оценка данных психологической диагностики осуществляется в программе АРМ ПП «Психоме-трик-эксперт» 9.0.6.

В рамках реализации программы предусмотрены групповые занятия: 11 занятий по 1,5 часа ежедневно.

Для достижения высокой степени эффективности проведения профилактических мероприятий, использовались следующие методы: арт-терапия; элементы гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, рационально-эмотивной терапии; индивидуальная и групповая рефлексия; методы саморегуляции; драматерапия (проигрывание реально существующих и возможных проблемных ситуаций).

Работа с несовершеннолетними осужденными в рамках программы «Мой мир» осуществляется с января 2018 г. В настоящее время в исследовании приняло участие 36 подростков женского пола в возрасте 15-18 лет, содержащихся в ФКУ «Томская ВК-2» УФСИН России по Томской области. Из них по ст. 105 (убийство) прибыло 10,5 %, ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - 5,3 %, ст. 158 (кража) - 26,3 %, ст. 161 (грабеж) - 42,1 %, ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) - 10,5 %, ст. 228 (оборот психотропных и наркотических веществ) -5,2 %. Рассмотрим обобщенный социально-психологический портрет несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Согласно результатам корреляционного анализа (Statistica 10.0), при уровне значимости р = 0,05 су-

ществуют статистически значимые связи между оцениваемыми параметрами: уровень криминальной зараженности и отношение к соблюдению ПВР (-0,84790), демонстративность и уникальность (0,87307), демонстративность и аффективность (0,74434), демонстративность и суицидальный риск (0,76803), уникальность и суицидальный риск (0,77811).

Проведен статистический анализ эмпирических данных с помощью метода к-средних, метода Уорда (кластерный анализ), реализованных в программе Statistica 10.0.

Анализируя полученные результаты, можем предположить наличие двух крупных кластеров, поэтому разобьем исследуемую выборку на два кластера с помощью метода к-средних.

Кластер № 1 (в состав кластера вошли 24 человека).

Социальная характеристика исследуемых

60 % исследуемых воспитывались в полной семье, 30 % - в семье с одним родителем, 10 % - в детском доме. 50 % исследуемых имеют брата и (или) сестру. Все несовершеннолетние поддерживают социально значимые связи.

90 % респондентов курят, 70 % -злоупотребляют алкоголем, 20 % -употребляли наркотические средства.

20 % исследуемых находились в центре временной изоляции несовершеннолетних (ЦВИН), 10 % - имеют вторую судимость.

10 % - обучались в специализированной школе, 30 % - оставались в школе на второй год обучения.

9 из 10 обследованных признают свою вину, 70 % - имеют позитивные планы на будущее. 40 % - совершали попытки суицида демонстративно-шантажного характера в

прошлом. Преобладает мотивация самоутверждения. 20 % исследуемых демонстрируют низкий уровень криминальной зараженности, 30 % - средний уровень, 50 % - высокий. 50 % подозреваемых, обвиняемых характеризуются как имеющие отрицательную направленность.

Психологическая характеристика исследуемых

Преобладает мотивация самоутверждения, потребность в одобрении окружающими. Чрезмерная эмоциональная чувствительность, лабильность. Активность, целеустремленность. При отсутствии возможности быстрого удовлетворения потребностей и достижения целей склонность к агрессивным реакциям. Осужденные полагают, что жизнь может предложить больше благ и что можно упустить «свое», если не использовать каждый случай. Опасаются, что им могут помешать добиться того, что они хотят, поэтому требуют, чтобы другие признали их права. Прослеживаются также эго-центричность, обидчивость, эмоциональная холодность к переживаниям окружающих. Тревожность, восприимчивость к внешним раздражителям. Демонстративность, аффективность, суицидальный риск выше среднего. Антисуицидальный фактор недостаточно сформирован. Преобладают ги-пертимные, возбудимые, дистимные, демонстративные акцентуации, что также подтверждает наличие агрессивных, возбудимых тенденций, неустойчивость настроения, стремление к самоутверждению, склонность к риску. Реакция на стресс - страх. В случае непроявления агрессивной защитной реакции, возникает соматизация (склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням).

Таким образом, представители кластера № 1 имеют высокую мотивацию к совершению противоправного и ау-тоагрессивного поведения, что связано с высокой подвижностью нервной системы, потребностью в одобрении со стороны значимых лиц, принятии представителями криминальной субкультуры, характерной для близкого окружения.

В работе с несовершеннолетними, имеющими низкую нервно-психическую устойчивость, особый акцент был поставлен на формирование согласованности целей, мотивов, способов действия, способов достижения результатов отдельного человека и группы.

Кластер № 2 (в состав кластера входит 12 человек).

Социальная характеристика исследуемых

56 % исследуемых воспитывались в полной семье, 22 % - в семье с одним родителем, 11 % - в полной семье с отчимом. 56 % исследуемых имеют брата и (или) сестру. Все несовершеннолетние поддерживают социально значимые связи. Статистически значимых различий с кластером № 1 не выявлено.

67 % осужденных курят, 56 % - злоупотребляли алкоголем, 33 % - употребляли наркотические средства. Необходимо отметить смещение особенностей аддиктивного поведения в сторону принятия более сильных стимулирующих психоактивных средств.

11 % исследуемых находились в ЦВИН (центр временной изоляции несовершеннолетних), все исследуемые имеют первую судимость.

22 % - обучались в специализированной школе, 33 % - оставались в школе на второй год обучения.

78 % обследованных признают свою вину, 89 % - имеют позитивные планы на будущее. 22 % - совершали попытки суицида демонстративно-шантажного характера в прошлом. Преобладает мотивация самоутверждения. 33 % исследуемых имеют низкий уровень криминальной зараженности, 56 % - средний уровень, 11 % - высокий. 11 % осужденных характеризуются как имеющие отрицательную направленность. В кластере № 2 отмечается более низкий уровень криминальной зараженности.

Психологическая характеристика исследуемых

Представители кластера № 2 характеризуются внешним проявлением большей эмоциональной устойчивости. Уровень суицидального риска можно оценить как средний, ниже среднего. Антисуицидальный фактор не сформирован в полном объеме. Исследуемые заинтересованы в теплых отношениях с окружающими. Они обладают высокой сензитивностью и эм-патичностью. Выражена ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения, в конфликтных ситуациях стремятся к компромиссу. Они не заинтересованы в принятии лидерской позиции, могут проявлять ведомость. Часто это личности со склонностью к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» (гипертими-ческие, застревающие акцентуации). Проявляют смешанный тип реагирования, тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой. Им свойственна изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, ориентация на общепринятые нормы поведения и

мораль общества, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия.

Таким образом, представители кластера № 2 обладают большими способностями к волевому самоконтролю эмоционально-поведенческих реакций. Ведущей мотивацией в совершении противоправных деяний может служить пример значимого лица либо неспособность проанализировать ситуацию, в отличие от кластера № 1, представители которого совершают противоправные действия с целью эмоциональной разрядки. Для регуляции их поведения необходимо поощрять конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, формировать навыки анализа ситуации.

Промежуточные итоги и оценка эффективности осуществляемой программы позволяют сделать некоторые выводы. Сдвиг значений до и после профилактических мероприятий по многим показателям статистически значим (табл. 1). Диагностика свидетельствует о том, что в результате проводимой работы изменяются существенные факторы асоциальной личности.

Так, показатели шкалы «невротич-ность» от значений «выше среднего» стали приближаться к «среднему», что является показателем дисгармонии личности и нестабильности психоэмоционального состояния: количество значений «выше среднего» уменьшилось на 26,7 %, значений «ниже среднего» увеличилось на 43,3 %, низких значений уменьшилось на 16,7 %. Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стьюдента, р = 0,00512).

По шкале «спонтанная агрессивность» можно отметить уменьшение

количества высоких значений на 60 %. Полученные результаты свидетельствуют о наличии тенденций рационального, взвешенного реагирования на стрессовые и конфликтные ситуации. Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стью-дента, р = 0,00138).

После интервенции значения по шкале «раздражительность» изменились в сторону уменьшения: количество высоких значений уменьшилось на 20 %.

По шкале «депрессивность» количество высоких значений уровня де-прессивности уменьшилось на 16,7 %, значений «выше среднего» стало меньше на 6,7 %.

Значения по шкале «уравновешенность» сконцентрировались на уровне выше среднего (значений «выше среднего» стало на 63,3 % больше). Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности от воздействия стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стью-дента, р = 0,04318).

Показатели шкалы «реактивная агрессивность» стремятся к средним значениям: количество значений «ниже среднего» увеличилось на 40 %, количество высоких значений уменьшилось на 30 %. Изменения носят статистически значимый характер ^-кри-терий Стьюдента, р = 0,01512).

При оценке шкалы «интерес к процессу жизни» увеличилось количество значений «выше среднего» на 80 % (табл. 2). Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стьюдента, р = 0,00236). Высоких значений по шкале «удовлетворенность

Таолица 1

Сдвиг значений до и после профилактических мероприятий по Многофакторному личностному опроснику РР1 (форма В) (значения указаны в процентах)

Шкалы Низкие значения Ниже среднего Средние значения Выше среднего Высокие значения

о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг

Невротичность 16,7 0,0 -16,7 16,7 60,0 43,3 0,0 0,0 0,0 66,7 40,0 -26,7 0,0 0,0 0,0

Спонтанная агрессивность 0,0 0,0 0,0 40,0 33,3 -6,7 0,0 0,0 0,0 0,0 66,7 66,7 60,0 0,0 -60,0

Депрессивность 16,7 20,0 3,3 0,0 20,0 20,0 0,0 0,0 0,0 66,7 60,0 -6,7 16,7 0,0 -16,7

Раздражительность 0,0 0,0 0,0 20,0 50,0 30,0 0,0 0,0 0,0 60,0 50,0 -10,0 20,0 0,0 -20,0

Общительность 16,7 20,0 3,3 33,3 20,0 -13,3 0,0 0,0 0,0 33,3 40,0 6,7 16,7 20,0 3,3

Уравновешенность 50,0 20,0 -30,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 16,7 80,0 63,3 33,3 0,0 -33,3

Реактивная агрессивность 33,3 20,0 -13,3 0,0 40,0 40,0 0,0 0,0 0,0 16,7 20,0 3,3 50,0 20,0 -30,0

Застенчивость 16,7 0,0 -16,7 33,3 100,0 66,7 0,0 0,0 0,0 33,3 0,0 -33,3 16,7 0,0 -16,7

Открытость 33,3 0,0 -33,3 50,0 80,0 30,0 0,0 0,0 0,0 0,0 20,0 20,0 16,7 0,0 -16,7

Экстраверсия 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0 80,0 -20,0 0,0 20,0 20,0

Эмоциональная лабильность 0,0 20,0 20,0 33,3 0,0 -33,3 0,0 0,0 0,0 66,7 80,0 13,3 0,0 0,0 0,0

Маскулинность 16,7 20,0 3,3 16,7 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 50,0 80,0 30,0 16,7 0,0 -16,7

X Ь В) Й X |Г

5

и

Ж

о

VI

прожитой жизнью» стало на 23 % больше после проведения интервенции.

При оценке зрелости и силы личности обследуемых получены следующие результаты: количество низких значений увеличилось на 20 %, значений «ниже среднего» уменьшилось на 46,7 %, значений «выше среднего» увеличилось на 20 %. Такие результаты говорят о наличии тенденции к формированию ответственного отношения к своим решениям и поведению, повышению сознательного контроля эмоционально-поведенческих реакций. Изменения носят статистически значимый характер (t-критерий Стью-дента, р = 0,00487).

При определении предрасположенности к отклоняющемуся поведению наблюдается установка на социально желательные ответы. Однако можно отметить формирующуюся тенденцию к поддержанию доверительных отношений с психологом (табл. 3). Показатели концентрируются на значениях «ниже среднего» (50,0 % результатов). Показателей «выше среднего» стало на 22,7 % больше. Изменения носят статистически значимый характер (t-критерий Стьюдента, р = 0,04571).

Наблюдается незначительное увеличение количества показателей склонности к преодолению норм и правил (на 13,6 %), при этом происходит уменьшение количества показателей «средний уровень» (на 27,3 %) и увеличение показателей «ниже среднего» (на 9,1 %). Можно говорить о происходящих личностных изменениях, но эти изменения, скорее всего, неустойчивы. Статистически значимых изменений не выявлено.

При оценке склонности к аддиктив-ному поведению наблюдается смещение показателей в сторону средних на

18,2 %, «выше среднего» - на 4,5 %. Отсутствие высоких значений (снижение на 9,1 %) без статистически значимых изменений может говорить о происходящих интеропсихических процессах у участниц групповых занятий в результате проведения мероприятий либо влияния возрастных особенностей.

При оценке склонности к деликвент-ному поведению отмечается концентрация показателей на среднем уровне (54,5 %). Выявлено снижение показателей по шкале, изменения не носят статистически значимый характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, из значимых изменений можно выделить следующие:

1) снижение агрессивности, напористости и неуступчивости в общении, формирование толерантности к мнению окружающих, открытости и доверительного отношения к социуму - эти факторы являются показателями формирования у воспитанниц мотивации к бесконфликтному поведению, повышения мотивации на принятие мнения окружающих;

2) общее снижение агрессивности (как негативной, так и позитивной), повышение нервно-психической устойчивости, снижениеуровня невротизации-факторы, обусловливающие формирование адаптивных эмоциональных реакций на значимые события, снижение аффективности, стремление к соблюдению норм и правил распорядка учреждения;

3) повышение локус-контроля Я и локус-контроля жизни свидетельствует о стабилизации самооценки, формировании самоидентичности, определяющих уровень самосознания;

4) нивелировка факторов, коррелирующих с высоким уровнем подверженности влиянию криминальной суб-

ь

В)

и

X

т

5

Таолица 2

Сдвиг значений до и после интервенционных мероприятий по тесту «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО) (значения указаны в процентах)

Низкие значения Ниже среднего Средние значения Выше среднего Высокие значения

Шкалы о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг

Выраженность целей 16,7 20,0 3,3 16,7 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 33,3 40,0 6,7 33,3 40,0 6,7

Интерес к процессу жизни 33,3 0,0 -33,3 50,0 20,0 -30,0 0,0 0,0 0,0 0,0 80,0 80,0 16,7 0,0 -16,7

Удовлетворенность прожитой жизнью 16,7 20,0 3,3 33,3 20,0 -13,3 0,0 0,0 0,0 33,3 20,0 -13,3 16,7 40,0 23,3

Уровень локус-контроля Я 0,0 20,0 20,0 66,7 20,0 -46,7 0,0 0,0 0,0 0,0 20,0 20,0 33,3 40,0 6,7

Управляемость жизнью 16,7 20,0 3,3 0,0 40,0 40,0 0,0 0,0 0,0 50,0 20,0 -30,0 33,3 40,0 6,7

Осмысленность жизни 16,7 0,0 -16,7 33,3 60,0 26,7 0,0 0,0 0,0 16,7 0,0 -16,7 33,3 40,0 6,7

и

Ж

о э

■о

В)

ь о-

X

5

о о ь

и о и

В)

VI VI

культуры (подверженность влиянию значимого лица или группы и высокий уровень эмоционального напряжения); для оценки степени принятия воспитанницами криминальных норм поведения необходимо лонгитюдное исследование, сопровождающееся анализом не только личностных характеристик, но и показателей соблюдения правил внутреннего распорядка учреждения.

Реализация программы продолжается, предполагается поэтапное участие в ней всех несовершеннолетних осужденных, содержащихся в ФКУ «Томская ВК-2» УФСИН по Томской области (около 60 человек). Профилактика распространения криминальной субкультуры особенно актуальна для осужденных, отбывание наказания которых заканчивается в воспитательной колонии. Участие в программе может быть рассмотрено в качестве мероприятий по ресоциализации и подготовки к освобождению.

Библиографический список

1. Горьковая И. А., Павленко А. И. Распространенность криминальной субкультуры в молодежной среде // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 22-27.

2. Казберов П. Н. Характеристика криминальной субкультуры лиц, осужденных и отбывающих наказание за преступления экстремистской направ-

ленности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 66-74.

3. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. 135 с.

4. Поздняков В. М. Столкновение молодежных и криминальной субкультур в среде несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 17-24.

5. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых : метод. рек. / В. М. Поздняков [и др.] / под общ. ред. В. М. Позднякова. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. 133 с.

6. Чернышкова М. П., Дебольский М. Г. Криминальная субкультура в среде несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, и профилактика ее распространения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. С. 41-47.

7. Шишко О. Н., Шредер О. Б. О мерах профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных в ВК // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 19-20 апр. 2018 г.) : в 2 ч. / под общ. ред. В. А. Уткина. Вып. 6. Томск : ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2018. Ч. 2. С. 124-132.

Таолица 3

Сдвиг значений до и после профилактических мероприятий по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) (СОП-Ж) (значения указаны в процентах)

Шкалы Низкие значения Ниже среднего Средние значения Выше среднего Высокие значения

о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг

Установка на социально желательные ответы 22,7 13,6 -9,1 9,1 50,0 40,9 31,8 22,7 -9,1 36,4 13,6 -22,7 0,0 0,0 0,0

Склонность к преодолению норм и правил 0,0 0,0 0,0 27,3 36,4 9,1 45,5 18,2 -27,3 27,3 40,9 13,6 0,0 4,5 4,5

Склонность к аддиктивному поведению 0,0 0,0 0,0 31,8 18,2 -13,6 31,8 50,0 18,2 27,3 31,8 4,5 9,1 0,0 -9,1

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 4,5 13,6 9,1 40,9 31,8 -9,1 40,9 22,7 -18,2 9,1 27,3 18,2 4,5 4,5 0,0

Склонность к агрессии и насилию 0,0 4,5 4,5 31,8 31,8 0,0 31,8 31,8 0,0 27,3 22,7 -4,5 9,1 9,1 0,0

Волевой контроль змоциональных реакций 4,5 0,0 -4,5 9,1 9,1 0,0 27,3 27,3 0,0 27,3 59,1 31,8 31,8 4,5 -27,3

Склонность к деликвентному поведению 4,5 0,0 -4,5 31,8 27,3 -4,5 27,3 54,5 27,3 31,8 18,2 -13,6 4,5 0,0 -4,5

Принятие женской социальной роли 4,5 0,0 -4,5 9,1 18,2 9,1 45,5 54,5 9,1 36,4 13,6 -22,7 4,5 13,6 9,1

X Ь В) Й X |Г

5

и

Ж

о э

■о

В)

ь о-

X

5

о о ь

и о п

В)

VI

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.