УДК 159.9:343.815
ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Для цитирования
Шредер, О. Б. Профилактика деструктивных явлений и проявлений криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях / О. Б. Шредер // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 3 (44). - С. 68-79.
Аннотация. В статье рассматриваются опыт реализации психокоррек-ционной программы по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Анализируется приверженность криминальной субкультуре как средство социальной идентификации, способствующее включенности несовершеннолетнего в социальную микрогруппу, что продиктовано возрастной потребностью в принятии окружающей средой. Рассматривается способ профилактирования распространения криминальной субкультуры посредством снижения потребности четкой идентификации с конкретной микрогруппой, формирования устойчивой Я-концепции, а также принятия факта существования иных мнений и стратегий поведения, верных, как и соб-
© Шредер О. Б., 2018
О. Б. Шредер
ственное мнение в определенной степени. Анализируются промежуточные результаты реализации программы: общее снижение агрессивности (как негативной, так и позитивной), повышение нервно-психической устойчивости, снижение уровня невротизации -факторов, обусловливающих формирование адаптивных эмоциональных реакций на значимые события, снижение аффективности, стремление к соблюдению норм и правил распорядка учреждения. Отмечается нивелирование факторов, коррелирующих с высоким уровнем подверженности влиянию криминальной субкультуры, таких как подверженность влиянию значимого лица или группы и высокий уровень эмоционального напряжения. Акцентируется внимание на формировании у подростков устойчивого принятия собственной личности как способной иметь собственное мнение и умения быть толерантным к мнению окружающих.
Ключевые слова: проявления криминальной субкультуры, несовершеннолетние осужденные, адаптация осужденных, профилактическая и психо-коррекционная работа с осужденными.
На сегодняшний день в российском обществе вызывают серьезную обеспокоенность угроза распространения норм криминальной субкультуры среди
несовершеннолетних, попытка криминального мира распространить свое влияние на определенную часть подрастающего поколения для использования его в преступных целях. Идеология АУЕ («арестантский уклад един») стремительно распространяется среди подростков в школах, а в отдельных регионах(Забайкалье, Бурятия, Краснодарский край, г. Чита)эта тенденция начинает приобретать угрожающий характер. В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о чрезвычайных происшествиях, совершаемых подростками под влиянием идеологии АУЕ. Несовершеннолетние в нашей стране становятся наиболее криминогенно активной частью населения, и преступность с их участием возрастает интенсивнее преступности взрослых.
Психологический механизм вовлечения самих подростков в подобную идеологию понятен, их манит своего рода тайное единство, являясь неким фактором сплочения. Произнесение этих трех букв «АУЕ» часто является неким «паролем» и означает: ты в курсе, или ты поддерживаешь блатные понятия - все зависит от контекста. Это может быть и приветствием, и угрозой, это восклицательное междометие используется и как призыв, клич.
Приобщение к криминальной субкультуре разных слоев несовершеннолетних служит одной из причин, обусловливающих их антиобщественное и криминальное поведение. Подростки, зараженные специфической идеологией, совершая противоправные поступки, рано или поздно попадают в места лишения свободы - следственные изоляторы, а затем - в воспитательные колонии, где в условиях изоляции и вынужденного соседства с такими
же личностями их криминализация все более закрепляется.
М. П. Чернышкова и М. Г. Деболь-ский подтверждают, что «анализ особенностей распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО) и ВК, показывает, что первичное «заражение» большинства несовершеннолетних происходит еще на свободе. В учреждения УИС поступают уже криминализированные личности, «зараженные» уголовной идеологией, уголовной романтикой, а порой имеющие сформированные устойчивые «воровские» взгляды и намерения. ...Далее осуществляется активное транслирование атрибутов криминальной субкультуры на ВК, препятствуя психолого-педагогическому процессу и провоцируя с их стороны нарушение режима содержания» [6, с. 42-44].
Социальная опасность распространения криминальной субкультуры в воспитательных колониях, по мнению В. Ф. Пирожкова, заключается в том, что она служит механизмом сплочения преступных групп, затрудняет процесс социализации личности, а также стимулирует дальнейшее криминальное поведение подростков [3]. Криминальная субкультура, являясь разновидностью контркультуры, активно противопоставляет свои нормы общепринятым социальным нормам и ценностям, пропагандируя осознанное нарушение ее сторонниками уголовно-правовых норм [5, с. 10]. В связи с этим задача противодействия и профилактики распространения криминальной субкультуры среди подростков в учреждениях УИС является одной из приоритетных для личного состава.
В соответствии с указаниями ФСИН России в территориальных органах ФСИН Росси проводится исследование социально-психологической обстановки (СПО) в среде несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, и воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы.
Обзор результатов изучения СПО за 2017 год показал, что влияние осужденных, придерживающихся криминальных норм поведения, на обстановку в учреждении и происходящие в нем перемены, а также высокая вероятность принятия несовершеннолетними криминальных традиций отмечены в большом количестве исправительных учреждений множества территориальных органов ФСИН России. Серьезным последствием распространения норм и ценностей криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних является их высокая готовность к поддержанию массовых акций протеста и неповиновению администрации учреждений.
Актуальная задача для уголовно-исполнительной системы, осуществляющей (помимо организации исполнения наказаний) воспитательную функцию, - разработка и проведение эффективных профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных.
В 2017 г. в психологической лаборатории ФКУ «Томская ВК-2» УФСИН России по Томской области психологами разработана программа «Мой мир» по выработке у несовершенно-
летних осужденных установок на неприятие криминальной субкультуры и создание негативного отношения к ее носителям. В учреждении содержатся несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие преступления разной степени тяжести и имеющие различные условия воспитания. В целях профилактики распространения криминальной субкультуры работа направлена на нивелирование установок и черт личности, ориентированных на дистанцирование подростков от общества, снижение потребности к включению в конкретную микрогруппу.
Приверженность криминальной субкультуре выступает как средство своеобразной социальной идентификации, способствующее включенности несовершеннолетнего в социальную микрогруппу, что связано с возрастной потребностью в принятии окружающей средой. В рамках данной работы рассматриваются особенности идентификации несовершеннолетних осужденных с социальной группой, несущей криминальную субкультуру. Механизмом профилактики распространения криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных является формирование принятия собственной личности («смелости быть собой», или философское «мужество быть») как способной иметь собственное мнение и принимать (быть толерантным) мнение окружающих.
Длядостиженияпоставленнойцели-профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных - были сформированы задачи программы, ориентированные на психокоррекци-оное воздействие на все указанные выше уровни психической деятельности.
1. Формирование адаптивной Я-концепции.
2. Обучение навыкам рефлексии, формирование представлений о свойствах личности и границах своего Я.
3. Формирование нервно-психической устойчивости личности.
4. Снижение потребности в идентификации с отдельной микрогруппой (субкультурой).
5. Снижение уровня выраженности делинквентных тенденций.
Для формирования представлений о социально-психологических особенностях криминального поведения использовались следующие методы психологической диагностики: изучение материалов личного дела; направленное интервью; методика цветовых выборов Люшера; опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разу-ваевой); психогеометрический тест С. Деллингер; характерологический тест Леонгарда - Шмишека; метод портретных выборов (МПВ) Сонди (модификация Собчик).
Для оценки эффективности применения профилактической программы применялись многофакторный личностный опросник FPI (форма В); тест «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (ЛАК), опросник определения уровня невро-тизации и психопатизации (УНП), опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП-Ж).
Для оценки эффективности психологического воздействия, а также анализа достоверности полученных результатов используются методы статистического анализа данных ^-кри-терий Стьюдента, корреляционный анализ, метод к-средних, метод Уорда (кластерный анализ), реализованные
в программе Statistica 10.0, некоторые функции статистической обработки данных программы Microsoft Office Excel. Первичная оценка данных психологической диагностики осуществляется в программе АРМ ПП «Психоме-трик-эксперт» 9.0.6.
В рамках реализации программы предусмотрены групповые занятия: 11 занятий по 1,5 часа ежедневно.
Для достижения высокой степени эффективности проведения профилактических мероприятий, использовались следующие методы: арт-терапия; элементы гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, рационально-эмотивной терапии; индивидуальная и групповая рефлексия; методы саморегуляции; драматерапия (проигрывание реально существующих и возможных проблемных ситуаций).
Работа с несовершеннолетними осужденными в рамках программы «Мой мир» осуществляется с января 2018 г. В настоящее время в исследовании приняло участие 36 подростков женского пола в возрасте 15-18 лет, содержащихся в ФКУ «Томская ВК-2» УФСИН России по Томской области. Из них по ст. 105 (убийство) прибыло 10,5 %, ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - 5,3 %, ст. 158 (кража) - 26,3 %, ст. 161 (грабеж) - 42,1 %, ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) - 10,5 %, ст. 228 (оборот психотропных и наркотических веществ) -5,2 %. Рассмотрим обобщенный социально-психологический портрет несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.
Согласно результатам корреляционного анализа (Statistica 10.0), при уровне значимости р = 0,05 су-
ществуют статистически значимые связи между оцениваемыми параметрами: уровень криминальной зараженности и отношение к соблюдению ПВР (-0,84790), демонстративность и уникальность (0,87307), демонстративность и аффективность (0,74434), демонстративность и суицидальный риск (0,76803), уникальность и суицидальный риск (0,77811).
Проведен статистический анализ эмпирических данных с помощью метода к-средних, метода Уорда (кластерный анализ), реализованных в программе Statistica 10.0.
Анализируя полученные результаты, можем предположить наличие двух крупных кластеров, поэтому разобьем исследуемую выборку на два кластера с помощью метода к-средних.
Кластер № 1 (в состав кластера вошли 24 человека).
Социальная характеристика исследуемых
60 % исследуемых воспитывались в полной семье, 30 % - в семье с одним родителем, 10 % - в детском доме. 50 % исследуемых имеют брата и (или) сестру. Все несовершеннолетние поддерживают социально значимые связи.
90 % респондентов курят, 70 % -злоупотребляют алкоголем, 20 % -употребляли наркотические средства.
20 % исследуемых находились в центре временной изоляции несовершеннолетних (ЦВИН), 10 % - имеют вторую судимость.
10 % - обучались в специализированной школе, 30 % - оставались в школе на второй год обучения.
9 из 10 обследованных признают свою вину, 70 % - имеют позитивные планы на будущее. 40 % - совершали попытки суицида демонстративно-шантажного характера в
прошлом. Преобладает мотивация самоутверждения. 20 % исследуемых демонстрируют низкий уровень криминальной зараженности, 30 % - средний уровень, 50 % - высокий. 50 % подозреваемых, обвиняемых характеризуются как имеющие отрицательную направленность.
Психологическая характеристика исследуемых
Преобладает мотивация самоутверждения, потребность в одобрении окружающими. Чрезмерная эмоциональная чувствительность, лабильность. Активность, целеустремленность. При отсутствии возможности быстрого удовлетворения потребностей и достижения целей склонность к агрессивным реакциям. Осужденные полагают, что жизнь может предложить больше благ и что можно упустить «свое», если не использовать каждый случай. Опасаются, что им могут помешать добиться того, что они хотят, поэтому требуют, чтобы другие признали их права. Прослеживаются также эго-центричность, обидчивость, эмоциональная холодность к переживаниям окружающих. Тревожность, восприимчивость к внешним раздражителям. Демонстративность, аффективность, суицидальный риск выше среднего. Антисуицидальный фактор недостаточно сформирован. Преобладают ги-пертимные, возбудимые, дистимные, демонстративные акцентуации, что также подтверждает наличие агрессивных, возбудимых тенденций, неустойчивость настроения, стремление к самоутверждению, склонность к риску. Реакция на стресс - страх. В случае непроявления агрессивной защитной реакции, возникает соматизация (склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням).
Таким образом, представители кластера № 1 имеют высокую мотивацию к совершению противоправного и ау-тоагрессивного поведения, что связано с высокой подвижностью нервной системы, потребностью в одобрении со стороны значимых лиц, принятии представителями криминальной субкультуры, характерной для близкого окружения.
В работе с несовершеннолетними, имеющими низкую нервно-психическую устойчивость, особый акцент был поставлен на формирование согласованности целей, мотивов, способов действия, способов достижения результатов отдельного человека и группы.
Кластер № 2 (в состав кластера входит 12 человек).
Социальная характеристика исследуемых
56 % исследуемых воспитывались в полной семье, 22 % - в семье с одним родителем, 11 % - в полной семье с отчимом. 56 % исследуемых имеют брата и (или) сестру. Все несовершеннолетние поддерживают социально значимые связи. Статистически значимых различий с кластером № 1 не выявлено.
67 % осужденных курят, 56 % - злоупотребляли алкоголем, 33 % - употребляли наркотические средства. Необходимо отметить смещение особенностей аддиктивного поведения в сторону принятия более сильных стимулирующих психоактивных средств.
11 % исследуемых находились в ЦВИН (центр временной изоляции несовершеннолетних), все исследуемые имеют первую судимость.
22 % - обучались в специализированной школе, 33 % - оставались в школе на второй год обучения.
78 % обследованных признают свою вину, 89 % - имеют позитивные планы на будущее. 22 % - совершали попытки суицида демонстративно-шантажного характера в прошлом. Преобладает мотивация самоутверждения. 33 % исследуемых имеют низкий уровень криминальной зараженности, 56 % - средний уровень, 11 % - высокий. 11 % осужденных характеризуются как имеющие отрицательную направленность. В кластере № 2 отмечается более низкий уровень криминальной зараженности.
Психологическая характеристика исследуемых
Представители кластера № 2 характеризуются внешним проявлением большей эмоциональной устойчивости. Уровень суицидального риска можно оценить как средний, ниже среднего. Антисуицидальный фактор не сформирован в полном объеме. Исследуемые заинтересованы в теплых отношениях с окружающими. Они обладают высокой сензитивностью и эм-патичностью. Выражена ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения, в конфликтных ситуациях стремятся к компромиссу. Они не заинтересованы в принятии лидерской позиции, могут проявлять ведомость. Часто это личности со склонностью к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» (гипертими-ческие, застревающие акцентуации). Проявляют смешанный тип реагирования, тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой. Им свойственна изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, ориентация на общепринятые нормы поведения и
мораль общества, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия.
Таким образом, представители кластера № 2 обладают большими способностями к волевому самоконтролю эмоционально-поведенческих реакций. Ведущей мотивацией в совершении противоправных деяний может служить пример значимого лица либо неспособность проанализировать ситуацию, в отличие от кластера № 1, представители которого совершают противоправные действия с целью эмоциональной разрядки. Для регуляции их поведения необходимо поощрять конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, формировать навыки анализа ситуации.
Промежуточные итоги и оценка эффективности осуществляемой программы позволяют сделать некоторые выводы. Сдвиг значений до и после профилактических мероприятий по многим показателям статистически значим (табл. 1). Диагностика свидетельствует о том, что в результате проводимой работы изменяются существенные факторы асоциальной личности.
Так, показатели шкалы «невротич-ность» от значений «выше среднего» стали приближаться к «среднему», что является показателем дисгармонии личности и нестабильности психоэмоционального состояния: количество значений «выше среднего» уменьшилось на 26,7 %, значений «ниже среднего» увеличилось на 43,3 %, низких значений уменьшилось на 16,7 %. Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стьюдента, р = 0,00512).
По шкале «спонтанная агрессивность» можно отметить уменьшение
количества высоких значений на 60 %. Полученные результаты свидетельствуют о наличии тенденций рационального, взвешенного реагирования на стрессовые и конфликтные ситуации. Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стью-дента, р = 0,00138).
После интервенции значения по шкале «раздражительность» изменились в сторону уменьшения: количество высоких значений уменьшилось на 20 %.
По шкале «депрессивность» количество высоких значений уровня де-прессивности уменьшилось на 16,7 %, значений «выше среднего» стало меньше на 6,7 %.
Значения по шкале «уравновешенность» сконцентрировались на уровне выше среднего (значений «выше среднего» стало на 63,3 % больше). Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности от воздействия стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стью-дента, р = 0,04318).
Показатели шкалы «реактивная агрессивность» стремятся к средним значениям: количество значений «ниже среднего» увеличилось на 40 %, количество высоких значений уменьшилось на 30 %. Изменения носят статистически значимый характер ^-кри-терий Стьюдента, р = 0,01512).
При оценке шкалы «интерес к процессу жизни» увеличилось количество значений «выше среднего» на 80 % (табл. 2). Изменения носят статистически значимый характер ^-критерий Стьюдента, р = 0,00236). Высоких значений по шкале «удовлетворенность
Таолица 1
Сдвиг значений до и после профилактических мероприятий по Многофакторному личностному опроснику РР1 (форма В) (значения указаны в процентах)
Шкалы Низкие значения Ниже среднего Средние значения Выше среднего Высокие значения
о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг
Невротичность 16,7 0,0 -16,7 16,7 60,0 43,3 0,0 0,0 0,0 66,7 40,0 -26,7 0,0 0,0 0,0
Спонтанная агрессивность 0,0 0,0 0,0 40,0 33,3 -6,7 0,0 0,0 0,0 0,0 66,7 66,7 60,0 0,0 -60,0
Депрессивность 16,7 20,0 3,3 0,0 20,0 20,0 0,0 0,0 0,0 66,7 60,0 -6,7 16,7 0,0 -16,7
Раздражительность 0,0 0,0 0,0 20,0 50,0 30,0 0,0 0,0 0,0 60,0 50,0 -10,0 20,0 0,0 -20,0
Общительность 16,7 20,0 3,3 33,3 20,0 -13,3 0,0 0,0 0,0 33,3 40,0 6,7 16,7 20,0 3,3
Уравновешенность 50,0 20,0 -30,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 16,7 80,0 63,3 33,3 0,0 -33,3
Реактивная агрессивность 33,3 20,0 -13,3 0,0 40,0 40,0 0,0 0,0 0,0 16,7 20,0 3,3 50,0 20,0 -30,0
Застенчивость 16,7 0,0 -16,7 33,3 100,0 66,7 0,0 0,0 0,0 33,3 0,0 -33,3 16,7 0,0 -16,7
Открытость 33,3 0,0 -33,3 50,0 80,0 30,0 0,0 0,0 0,0 0,0 20,0 20,0 16,7 0,0 -16,7
Экстраверсия 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0 80,0 -20,0 0,0 20,0 20,0
Эмоциональная лабильность 0,0 20,0 20,0 33,3 0,0 -33,3 0,0 0,0 0,0 66,7 80,0 13,3 0,0 0,0 0,0
Маскулинность 16,7 20,0 3,3 16,7 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 50,0 80,0 30,0 16,7 0,0 -16,7
X Ь В) Й X |Г
5
и
Ж
о
VI
(Л
прожитой жизнью» стало на 23 % больше после проведения интервенции.
При оценке зрелости и силы личности обследуемых получены следующие результаты: количество низких значений увеличилось на 20 %, значений «ниже среднего» уменьшилось на 46,7 %, значений «выше среднего» увеличилось на 20 %. Такие результаты говорят о наличии тенденции к формированию ответственного отношения к своим решениям и поведению, повышению сознательного контроля эмоционально-поведенческих реакций. Изменения носят статистически значимый характер (t-критерий Стью-дента, р = 0,00487).
При определении предрасположенности к отклоняющемуся поведению наблюдается установка на социально желательные ответы. Однако можно отметить формирующуюся тенденцию к поддержанию доверительных отношений с психологом (табл. 3). Показатели концентрируются на значениях «ниже среднего» (50,0 % результатов). Показателей «выше среднего» стало на 22,7 % больше. Изменения носят статистически значимый характер (t-критерий Стьюдента, р = 0,04571).
Наблюдается незначительное увеличение количества показателей склонности к преодолению норм и правил (на 13,6 %), при этом происходит уменьшение количества показателей «средний уровень» (на 27,3 %) и увеличение показателей «ниже среднего» (на 9,1 %). Можно говорить о происходящих личностных изменениях, но эти изменения, скорее всего, неустойчивы. Статистически значимых изменений не выявлено.
При оценке склонности к аддиктив-ному поведению наблюдается смещение показателей в сторону средних на
18,2 %, «выше среднего» - на 4,5 %. Отсутствие высоких значений (снижение на 9,1 %) без статистически значимых изменений может говорить о происходящих интеропсихических процессах у участниц групповых занятий в результате проведения мероприятий либо влияния возрастных особенностей.
При оценке склонности к деликвент-ному поведению отмечается концентрация показателей на среднем уровне (54,5 %). Выявлено снижение показателей по шкале, изменения не носят статистически значимый характер.
Таким образом, из значимых изменений можно выделить следующие:
1) снижение агрессивности, напористости и неуступчивости в общении, формирование толерантности к мнению окружающих, открытости и доверительного отношения к социуму - эти факторы являются показателями формирования у воспитанниц мотивации к бесконфликтному поведению, повышения мотивации на принятие мнения окружающих;
2) общее снижение агрессивности (как негативной, так и позитивной), повышение нервно-психической устойчивости, снижениеуровня невротизации-факторы, обусловливающие формирование адаптивных эмоциональных реакций на значимые события, снижение аффективности, стремление к соблюдению норм и правил распорядка учреждения;
3) повышение локус-контроля Я и локус-контроля жизни свидетельствует о стабилизации самооценки, формировании самоидентичности, определяющих уровень самосознания;
4) нивелировка факторов, коррелирующих с высоким уровнем подверженности влиянию криминальной суб-
ь
В)
и
X
т
5
Таолица 2
Сдвиг значений до и после интервенционных мероприятий по тесту «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО) (значения указаны в процентах)
Низкие значения Ниже среднего Средние значения Выше среднего Высокие значения
Шкалы о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг
Выраженность целей 16,7 20,0 3,3 16,7 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 33,3 40,0 6,7 33,3 40,0 6,7
Интерес к процессу жизни 33,3 0,0 -33,3 50,0 20,0 -30,0 0,0 0,0 0,0 0,0 80,0 80,0 16,7 0,0 -16,7
Удовлетворенность прожитой жизнью 16,7 20,0 3,3 33,3 20,0 -13,3 0,0 0,0 0,0 33,3 20,0 -13,3 16,7 40,0 23,3
Уровень локус-контроля Я 0,0 20,0 20,0 66,7 20,0 -46,7 0,0 0,0 0,0 0,0 20,0 20,0 33,3 40,0 6,7
Управляемость жизнью 16,7 20,0 3,3 0,0 40,0 40,0 0,0 0,0 0,0 50,0 20,0 -30,0 33,3 40,0 6,7
Осмысленность жизни 16,7 0,0 -16,7 33,3 60,0 26,7 0,0 0,0 0,0 16,7 0,0 -16,7 33,3 40,0 6,7
и
Ж
о э
(В
■о
(В
В)
ь о-
X
|Г
5
о о ь
(В
и о и
В)
VI VI
культуры (подверженность влиянию значимого лица или группы и высокий уровень эмоционального напряжения); для оценки степени принятия воспитанницами криминальных норм поведения необходимо лонгитюдное исследование, сопровождающееся анализом не только личностных характеристик, но и показателей соблюдения правил внутреннего распорядка учреждения.
Реализация программы продолжается, предполагается поэтапное участие в ней всех несовершеннолетних осужденных, содержащихся в ФКУ «Томская ВК-2» УФСИН по Томской области (около 60 человек). Профилактика распространения криминальной субкультуры особенно актуальна для осужденных, отбывание наказания которых заканчивается в воспитательной колонии. Участие в программе может быть рассмотрено в качестве мероприятий по ресоциализации и подготовки к освобождению.
Библиографический список
1. Горьковая И. А., Павленко А. И. Распространенность криминальной субкультуры в молодежной среде // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 22-27.
2. Казберов П. Н. Характеристика криминальной субкультуры лиц, осужденных и отбывающих наказание за преступления экстремистской направ-
ленности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 66-74.
3. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. 135 с.
4. Поздняков В. М. Столкновение молодежных и криминальной субкультур в среде несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 17-24.
5. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых : метод. рек. / В. М. Поздняков [и др.] / под общ. ред. В. М. Позднякова. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. 133 с.
6. Чернышкова М. П., Дебольский М. Г. Криминальная субкультура в среде несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, и профилактика ее распространения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. С. 41-47.
7. Шишко О. Н., Шредер О. Б. О мерах профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных в ВК // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 19-20 апр. 2018 г.) : в 2 ч. / под общ. ред. В. А. Уткина. Вып. 6. Томск : ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2018. Ч. 2. С. 124-132.
Таолица 3
Сдвиг значений до и после профилактических мероприятий по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) (СОП-Ж) (значения указаны в процентах)
Шкалы Низкие значения Ниже среднего Средние значения Выше среднего Высокие значения
о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг о а после сдвиг
Установка на социально желательные ответы 22,7 13,6 -9,1 9,1 50,0 40,9 31,8 22,7 -9,1 36,4 13,6 -22,7 0,0 0,0 0,0
Склонность к преодолению норм и правил 0,0 0,0 0,0 27,3 36,4 9,1 45,5 18,2 -27,3 27,3 40,9 13,6 0,0 4,5 4,5
Склонность к аддиктивному поведению 0,0 0,0 0,0 31,8 18,2 -13,6 31,8 50,0 18,2 27,3 31,8 4,5 9,1 0,0 -9,1
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 4,5 13,6 9,1 40,9 31,8 -9,1 40,9 22,7 -18,2 9,1 27,3 18,2 4,5 4,5 0,0
Склонность к агрессии и насилию 0,0 4,5 4,5 31,8 31,8 0,0 31,8 31,8 0,0 27,3 22,7 -4,5 9,1 9,1 0,0
Волевой контроль змоциональных реакций 4,5 0,0 -4,5 9,1 9,1 0,0 27,3 27,3 0,0 27,3 59,1 31,8 31,8 4,5 -27,3
Склонность к деликвентному поведению 4,5 0,0 -4,5 31,8 27,3 -4,5 27,3 54,5 27,3 31,8 18,2 -13,6 4,5 0,0 -4,5
Принятие женской социальной роли 4,5 0,0 -4,5 9,1 18,2 9,1 45,5 54,5 9,1 36,4 13,6 -22,7 4,5 13,6 9,1
X Ь В) Й X |Г
5
и
Ж
о э
(В
■о
(В
В)
ь о-
X
|Г
5
о о ь
(В
и о п
В)
VI
ш