Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
УДК 34; 504:330 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10483
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Муслимат Айдабековна АЛИВЕРДИЕВА, старший преподаватель кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Камилла Рамизовна МУРТАЗАЛИЕВА, студентка 4-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;
экологическое право; аграрное право
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования осуществления хозяйственной деятельности, создания охранных зон на землях историко-культурного назначения, а также затрагиваются проблемы ответственности за нарушение использования таких земель по целевому назначению. Авторы обращают внимание на то, что предусмотренная законодательством невозможность изменения целевого назначения данных земель является гарантией обеспечения особого правового режима рассматриваемой категории земель.
Ключевые слова: правовой режим, историко-культурные земли, охранные зоны, объекты культурного наследия, ответственность.
Annotation. The article deals with the issues of legal regulation of economic activities, the creation of protective zones on lands of historical and cultural purpose, as well as the problems of responsibility for violation of the use of such lands for their intended purpose. The authors draw attention to the fact that the impossibility of changing the purpose of these lands provided for by the legislation is a guarantee of ensuring a special legal regime for this category of land.
Keywords: legal regime, historical and cultural lands, protected zones, cultural heritage objects, responsibility.
г^емли историко-культурного назначения ""^относятся к категории земель особо охра-Ч«^няемых территорий, правовой режим которых установлен Земельным кодексом Российской Федерации. Особая ценность данных земель обусловлена нахождением на них объектов культурного наследия народов Российской Федерации; достопримечательностей (например, районов, где расположены древние ремесла); мест военного и гражданского захоронений.
Немаловажное значение имеет положение законодательства, указывающее на невозмож-
ность изменения целевого использования земель историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК РФ), что, несомненно, выступает гарантией обеспечения особого правового режима рассматриваемой категории земель. Однако запрет на изменение целевого назначения может привести и к запрету на изменение данной категории земель, что противоречит положениям ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предоставляющих такую возможность.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
Помимо ЗК РФ правовой режим рассматриваемых земель определен ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в котором обозначен состав историко-культурных объектов, представляющих собой важное наследие различных народов, проживающих на территории страны и свидетельствующих об особенностях эпох и развития древних цивилизаций.
Зачастую земли этой категории, особенно в случае образования новых участков или расширения существующих, подлежат соответствующему исследованию и сохранению, что исключает возможность осуществления хозяйственной деятельности на них.
Тем не менее на земельных участках, на которых расположены объекты культурного наследия, допускается хозяйственная деятельность (земляные, мелиоративные, строительные работы), но с условием согласования с уполномоченными органами проектов осуществления данных работ и проведением историко-культурной экспертизы. Между тем хозяйственная деятельность разрешается только в том случае, если на земельном участке не будут выявлены объекты, включенные в реестр объектов культурного наследия, а также при условии соблюдения заказчиком требований о сохранности данных объектов. Кроме того, может быть ограничено или запрещено движение транспортных средств при наличии угрозы порчи объектов культурного наследия.
Следует отметить, что на землях историко-культурного назначения, не расположенных на территориях населенных пунктов, в соответствии с градостроительными документами вводится дифференцированный правовой режим землепользования, запрещаются действия, несовместимые с поставленной целью (п. 3 ст. 99 ЗК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что особый правовой режим устанавливается не только на тех земельных участках, на которых непосредственно расположен охраняемый историко-культурный объект, но и на прилегающих. Так, в целях охраны данных земель в течение двух лет со дня включения таких объектов в реестр объектов культурного наследия создаются охранные зоны, в частности, зона охраны культурных объектов; зона регулирования хозяйственной деятельности и застройки; зона охраняемого природного ландшафта.
В зоне охраны культурных объектов ограничивается хозяйственная деятельность, устанавливается запрет на строительство, за исключением принятия особых мер, направленных на восстановление и сохранение исторической и природной среды объектов культурного наследия. При установлении зоны регулирования хозяйственной деятельности и застройки ограничиваются строительство и хозяйственная деятельность, устанавливаются требования к восстановлению существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается в целях сохранения природного ландшафта объектов культурного наследия (леса, долины рек, водоемы).
Создание данных зон и их состав определяются проектом о создании зон охраны объектов культурного наследия. Законом предусматривается создание единой охранной зоны для обеспечения сохранности нескольких исторических объектов. После исключения данных объектов из единого государственного реестра объектов культурного наследия охранные зоны прекращают существовать.
Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия создание охранных зон недостаточно, требуется и разработка градостроительных регламентов, документов территориального планирования, правильное внесение в реестр.
Как справедливо отмечается в литературе, к выявленным объектам культурного наследия требование о создании охранных зон не предъявляется. Это значит, что не будут подлежать охране те историко-культурные объекты, которые не занесены в реестр либо находятся на стадии внесения1. Такое положение дел, безусловно, может привести к негативным последствиям. В связи с этим представляется целесообразным восполнить данный пробел правового регулирования.
Действенной мерой обеспечения охраны таких земель является также предусмотренная ответственность за нарушение их целевого использования.
В статье 54 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» установлена ответственность в виде изъятия такого объекта или участка у собственника с выплатой стоимости после продажи данных объектов с публичных торгов. Эта норма применяется в отношении собственника объекта культурного наследия либо собственника зе-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
мельного участка, на котором расположен объект археологического наследия2.
Помимо этого, также предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243 УК РФ) и административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (ст. 7.13 КоАП РФ) и за незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16 КоАП РФ).
Примечательно, что судебная практика по привлечению лиц к уголовной ответственности отсутствует.
Таким образом, особый правовой режим земель историко-культурного назначения устанавливается в целях обеспечения сохранности и восстановления объектов историко-культурного наследия посредством создания охранных зон и привлечения к юридической ответственности за нарушение требований законодательства в данной сфере.
1 Аверина Л.В., Мямина И.С. Проблемы установления зон охраны объектов культурного наследия и пути их
решения // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 4. С. 50.
2 Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Совр. право. 2016. № 1. С. 78.
Библиографический список
1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33773/
2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37318/
3. Аверина Л.В., Мямина И.С. Проблемы установления зон охраны объектов культурного наследия и пути их решения // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 4. С. 50—63.
4. Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Совр. право. 2016. № 1. С. 72—81.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020