Использование земельных участков для популяризации объектов культурного наследия посредством создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа
И.В. Богомяков
преподаватель кафедры политологии и правоведения экономического факультета федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства», аспирант кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
Илья Владимирович Богомяков, ilbogomyakov@mail.ru
Согласно пунктам 1 и 2 статей 94 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации1 (далее - ЗК РФ) характер и содержание правового режима земель историкокультурного назначения как вида земель особо охраняемых территорий и объектов предопределяется не только необходимостью обеспечить физическую сохранность недвижимого объекта культурного наследия. Правовой режим земель историкокультурного назначения не ограничивается только охраной памятников истории и культуры. Объект культурного наследия используется и в хозяйственных целях, также осуществляется его популяризация. В этом отношении Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»2 (далее - Закон об объектах культурного наследия) выходит за рамки правового режима земель историко-культурного назначения, очерченного статьями 94 и 99 ЗК РФ, дополняя норму, согласно которой,
помимо охраны памятников истории и культуры, осуществляются их использование и популяризация.
По мнению А.А. Рождествиной и С.Н. Бра-тановского [2], популяризация объекта культурного наследия представляет собой деятельность, направленную на организацию его общественной доступности и восприятия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие реализации государственной охраны, сохранению и использованию объекта культурного наследия. По смыслу положений Закона об объектах культурного наследия популяризация объекта культурного наследия включает несколько направлений:
• обеспечение общественной доступности объекта культурного наследия его собственниками и пользователями;
• туристическая деятельность в отношении объекта культурного наследия, его территорий, историко-культурных
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 17; № 10, ст. 763; № 30, ст. 3122, 3128; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279, 5282; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31, ст. 4009; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418, 30, 3597, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5554; 2008, № 20, ст. 2251; № 30 (ч. 2), ст. 3616.
заповедников и исторических территорий;
• музеефикация объекта культурного наследия3.
Однако в настоящее время федеральным земельным законодательством и законодательством об объектах культурного наследия не урегулированы вопросы осуществления популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в особенности посредством познавательного (историко-культурного) туризма. С юридической точки зрения популяризация памятника истории и культуры является смежным понятием по отношению к таким дефинициям, как «использование объекта культурного наследия» и «охрана объекта культурного наследия». Ведь обеспечение общественной доступности (в том числе в целях осуществления общественного контроля за использованием объекта культурного наследия) объекта культурного наследия, с одной стороны, предполагает установление ограничений (обременений) прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в отношении земельных участков из земель историко-культурного назначения. С другой стороны, физическое состояние недвижимого объекта культурного наследия и земельного участка, на котором он расположен, становится известными неопределенному кругу лиц, что приобретает принципиальное значение для осуществления юридического механизма государственной охраны объектов культурного наследия (включая занимаемые ими земельные участки). Отсутствие информации о состоянии объекта культурного наследия препятствует осуществлению полноценного государственного контроля в сфере использования таких объектов, включая занимаемые ими земельные участки. То есть использование недвижимого памятника истории и культуры ограничивается (обременяется) необходимостью обеспечения общественной
доступности к объекту культурного наследия. В то же время и собственники объектов культурного наследия, и граждане, реализующие право на доступ к памятникам истории и культуры, обязаны обеспечивать сохранность недвижимых памятников истории и культуры и их территорий как существенное требование и элемент юридического механизма государственной охраны объектов культурного наследия. Одновременно популяризация объекта культурного наследия выступает одной из форм его использования. В общей форме такого рода соотношение и взаимосвязь указанных юридических понятий отражены в статьях 7, 33, 46 и 52 Закона об объектах культурного наследия. Однако наиболее полно коррелятивный характер юридических понятий «популяризация», «использование» и «охрана объектов культурного наследия» выражается в пункте 56 Положения об использовании и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 8654 (в настоящее время применяется в части, не противоречащей Закону об объектах культурного наследия), согласно которому использование памятников истории и культуры в туристско-рекреационных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительских целях может осуществляться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной и иной среды. Из указанной нормы, в частности, следует, что недвижимые памятники истории и культуры и земельные участки, в границах которых они расположены, используются в том числе в целях популяризации, однако такое использование осуществляется в рамках требований государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия, включая земельные участки, на которых они располагаются. Эта позиция подтверждается и некоторыми положениями Закона об объектах культур-
3 Братановский С. Н., Рождествина А. А. Комментарий к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Собрание постановлений Правительства СССР, 1982, № 26, ст. 133.
ного наследия. Так, согласно статье 46 этого закона физические и юридические лица обязаны соблюдать режим использования территории объекта культурного наследия. Под территорией объекта культурного наследия следует понимать земельный участок как неотъемлемую часть недвижимого памятника истории и культуры (п. 3 ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).
В настоящее время вопросы, связанные с использованием земельных участков из земель историко-культурного назначения в целях популяризации недвижимых памятников истории и культуры посредством осуществления туристско-рекреационной деятельности, частично урегулированы нормами Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»5 (далее -Закон об ОЭЗ). Этот законодательный акт определяет условия и порядок создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. По смыслу статьи 2 Закона об ОЭЗ особая экономическая зона -определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства отдельных видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории Российской Федерации могут создаваться промышленнопроизводственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 2.1 ст. 4 Закона об ОЭЗ). Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимается Правительством Россий-
ской Федерации. На момент создания такой зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда), могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц. Согласно статье 3 Закона об ОЭЗ земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.
Возникает вопрос: могут ли быть созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны в границах земель историко-культурного назначения? Ведь последние являются подкатегорией категории земель особо охраняемых территорий и объектов (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). Для того чтобы ответить на вопрос, могут ли быть созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны в границах земельных участков из земель историко-культурного назначения, необходимо ответить на вопросы, что представляет собой туризм и не противоречит ли осуществление туристской (туристско-рекреационной) деятельности целевому назначению земель историкокультурного назначения - обеспечивать физическую сохранность памятников истории и культуры.
Возможность осуществления в границах земель историко-культурного назначения туристско-рекреационной деятельности предусмотрена рядом законодательных и подзаконных нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и ее субъектов. Так, например, согласно пунктам 51 и 56 Положения об использовании и охране памятников истории и культуры [11] памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического и идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Использование памятников истории и культуры в
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3127; 2006, № 23, ст. 2383; 2007, № 45, ст. 5417; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.
туристско-рекреационных, экспозиционновыставочных и других культурно-просветительских целях может осуществляться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной и иной среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Курской области от 29 декабря 2005 года № 120-ЗКО «Об объектах культурного наследия Курской области»6 земли объектов культурного наследия в Курской области устанавливаются в целях обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
В законодательных актах субъектов Российской Федерации также предусматривается возможность использования земель историко-культурного назначения в целях популяризации объектов культурного наследия посредством туризма. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона Курской области популяризация объектов культурного наследия включает:
1) обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия его собственниками и пользователями;
2) организацию туристической деятельности в отношении объектов культурного наследия и исторических поселений Курской области;
3) экспонирование объектов культурного наследия в целях обеспечения его восприятия путем создания специальных видовых точек, смотровых площадок, зон обзора, специального освещения в темное время суток, установки специальных обозначений, формирования исторического облика объектов культурного наследия;
4) музеефицирование объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»7 приоритетными целями использования недвижимых памятников истории и культуры являются
развитие науки, образования и культуры, туризма, духовно-нравственное и эстетическое воспитание граждан.
Что же представляют собой туризм, туристская, туристско-рекреационная деятельность? В соответствии с пунктом
2.1 статьи 10 Закона об ОЭЗ резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в такой зоне туристско-рекреационную деятельность. При этом под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Легальное определение понятия «туристская деятельность» дано в абзаце 3 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»8 (далее - Закон о туризме), согласно которому туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. В соответствии с абзацем 2 этой же статьи туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебнооздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью,
6 См.: // Курская правда. 2006. № 7, № 97; 2007. № 149; 2008. № 44.
7 См.: // Ведомости Московской городской Думы. 2000. № 9; 2002. № 1.
8 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2004, № 35, ст. 3607.
связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
В названной норме отсутствует легальное определение понятия «объекты туристского показа». Однако систематическое научное толкование положений статьи 99 ЗК РФ, абзацев 3 и 4 статьи 3 и пункта 3 статьи 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре9, статей 1, 6, 7 и 13 Закона о туризме позволяет утверждать, что к объектам туристского показа относятся как сами объекты культурного наследия, так и территории, на которых они находятся (территории достопримечательных мест, включая исторические территории и т. д.). Такой вывод также подтверждается и статьями 3 и 5 Закона об объектах культурного наследия, согласно которым единичные и ансамблевые памятники истории и культуры как недвижимые объекты культурного наследия включают и земельные участки, которые связаны с памятниками не только функционально, но и исторически. Из этого следует, что земельные участки, занятые объектами культурного наследия, внесенными в единый государственный реестр, а также занятые выявленными объектами культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения.
Кроме того, ряд положений Закона о туризме корреспондирует регулятивным и одновременно охранительным по своей сути нормам статьи 99 ЗК РФ и стати 33 Закона об объектах культурного наследия. Так, например, согласно статье 4 этого закона основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
• обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
• охрана окружающей среды;
• сохранение объектов туристского показа;
• рациональное использование природного и культурного наследия.
В соответствии со статьей 6 Закона о туризме при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право:
• на необходимую и достоверную информацию о памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, о состоянии окружающей среды;
• на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.
Согласно статье 7 Закона о туризме во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания.
Возможность создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа в границах земельных участков из земель историко-культурного назначения следует и из содержания положений некоторых подзаконных нормативных актов, в частности, тех, которые конкретизируют нормы Закона об ОЭЗ. Так, например, согласно пункту
35.1 Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 56310, для оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационной особой экономической зоны должны учитываться следующие критерии:
9 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 38, ст. 3821.
1) обеспеченность территории особой экономической зоны объектами туристской и курортной инфраструктур;
2) характеристика туристско-рекреационного потенциала территории особой экономической зоны, наличие сложившейся туристско-рекреационной специализации территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 11 и 13 Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 56411, заявка на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа кроме сведений, указанных в пункте 9 Правил, должна содержать:
а) сведения о состоянии объектов туристской и курортной инфраструктур и перспективах их развития;
б) сведения о характеристике туристско-рекреационного потенциала территории особой экономической зоны;
в) оценку экологического состояния территории и оценку воздействия на окружающую среду особой экономической зоны.
К заявке прилагается паспорт участка, на котором предполагается создание особой экономической зоны, заполняемый по такому показателю обеспеченности и характеристикам, как наличие особо охраняемых территорий, округов санитарной охраны, объектов культурного наследия, а также лечебных природных ресурсов, зоны охраны которых примыкают к границам предполагаемой к созданию особой экономической зоны или находятся внутри нее (п. 8 Приложения № 2 к Правилам оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны).
Таким образом, туристско-рекреационная деятельность в том смысле, который придается ей пунктом 2.1 статьи 10 Закона об ОЭЗ, не противоречит целевому назначению земель особо охраняемых территорий,
в частности земель историко-культурного назначения, закрепленному в статьях 94 и 99 ЗК РФ, и может осуществляться на указанных землях за некоторыми исключениями, обусловленными установлением пределов оборотоспособности земельных участков.
Следовательно, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа могут быть созданы в границах земельных участков из земель историко-культурного назначения.
Между тем в федеральном земельном законодательстве и законодательстве об объектах культурного наследия до сих пор не получили правового регулирования вопросы, связанные с заключением не только соглашений о создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа, но и договоров, предметом которых является аренда в целях осуществления туристско-рекреационной деятельности недвижимых объектов культурного наследия, включая земельные участки, на которых они находятся. Такие договоры должны быть заключены между уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления и юридическими или физическими лицами - резидентами особой экономической зоны (статьи 32-35 Закона об ОЭЗ). Не исключена, правда, возможность заключения договоров аренды как самих земельных участков, так и находящихся на них объектов культурного наследия с последующим их выкупом у государства или муниципальных образований путем заключения приватизационных сделок (статьи 28 и 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»12).
И здесь возникает следующий вопрос: в границах каких видов земель историко-культурного назначения могут быть созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа? Этот вопрос
11 Там же. 2005, № 38, ст. 3822.
12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2003, № 9, ст. 805; 2005, № 25, ст. 2425; 2006, № 1, ст. 10; № 2, ст. 172; № 17, ст. 1782; 2007, № 7, ст. 834; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4009; № 46, ст. 5557; № 49, ст. 6079; 2008, № 20, ст. 2251; № 20, ст. 2253; № 30 (ч. 1), ст. 3615; № 30 (ч. 2), ст. 3616, ст. 3617.
при-обретает особую правовую актуальность с точки зрения пределов оборотоспо-собности земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения.
Статья 27 ЗК РФ определяет виды земельных участков из земель историкокультурного назначения, которые не могут находиться в частной собственности, и тем самым очерчивает круг объектов частной собственности. Земельные участки, которые не подлежат приватизации, делятся на две группы: земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не могут предоставляться в частную собственность, однако федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из этого правила13.
Определение перечня земельных участков, которые не могут быть приватизированы - основание для вывода о том, что все земельные участки, не включенные в этот перечень, могут быть объектами частной собственности14. Такой вывод вполне можно сделать и в отношении земельных участков из земель историко-культурного назначения.
Согласно пункту 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки из земель историко-культурного назначения, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями. В соответствии с пунктом
5 этой же статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список Всемирного наследия, историкокультурными заповедниками и объектами археологического наследия. Пункт 1 статьи 50 Закона об объектах культурного на-
следия, дополняющий положения пунктов 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ, устанавливает, что объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в список Всемирного наследия, историкокультурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что если не подлежат приватизации недвижимые памятники истории и культуры, то не подлежат отчуждению и земельные участки, на которых они находятся, поскольку не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу (абз. 5 п. 4 ст. 35 ЗК РФ). Важно учитывать и то, что земельный участок, в границах которого располагается объект культурного наследия, является неотъемлемой частью памятника истории и культуры (п. 2 ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).
Функционирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа сопряжено не только с предоставлением земельных участков, но и с осуществлением хозяйственной деятельности (строительные, земляные, мелиоративные, дорожные, землеустроительные работы) на соответствующем земельном участке. По этой причине одним из требований государственной охраны объектов культурного наследия (включая их территории) является проведение государственной историко-культурной экспертизы намечаемой хозяйственной и иной деятельности по использованию земельного участка из земель историко-культурного назначения, поэтому представляется вполне обоснованным предусмотреть и в статье 29 Закона об
13 Крассов О. И. Земельное право : учебник. М. : Юристъ, 2007. С. 143.
14 Там же. С. 144.
объектах культурного наследия, и в статье 3 Закона об ОЭЗ обязательность проведения государственной историко-культурной экспертизы с целью обоснования соответствия планируемой при создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа хозяйственной и иной деятельности на земельном участке из земель историкокультурного назначения требованиям сохранения объектов культурного наследия, включающим обязанность физических и юридических лиц соблюдения режима использования территории объекта культурного наследия (ст. 46 Закона об объектах культурного наследия).
Г осударственная историко-культурная экспертиза организуется и проводится Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять государственную охрану объектов культурного наследия (статьи 6 и 10 Закона
об объектах культурного наследия). Следовательно, положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы может являться одним из оснований для предоставления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа земельных участков из земель историко-культурного назначения, а также земельных участков в границах земель населенных пунктов (например исторических поселений), занятых недвижимыми памятниками истории и культуры, для создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крассов О. И. Земельное право : учебник. М. : Юристъ, 2007.
2. Братановский С. Н., Рождествина А. А. Комментарий к Федеральному закону от
25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» : Комментарии законодательства.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.
4. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ.
6. Основы законодательства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 3612-1.
7. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ.
8.О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.
9. Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон : постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 563.
10. Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны : постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 564.
11. Об утверждении Положения об использовании и охране памятников истории и культуры : постановление Совета Мин истров СССР от 1 6 сен тября 1 982 года № 865.
12. Об объектах культурного наследия Курской области : Закон Курской области от 29 декабря 2005 года № 120-ЗКО.
13. Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры : Закон города Москвы от 14 июля 2000 года № 26.