Научная статья на тему 'Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект'

Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5175
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / OBJECT OF CULTURAL HERITAGE / ENVIRONMENT / GROUND AREAS / THE EARTHS OF HISTORICAL AND CULTURAL APPOINTMENT / SUBJECT OF PROTECTION OF OBJECT OF A CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богомяков Илья Владимирович

Автором статьи исследовано содержание юридического понятия «предмет охраны объекта культурного наследия», выявлено его значение для установления правового режима земель историко-культурного назначения. Представлен системный анализ норм земельного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия, даны предложения по его совершенствованию. Предложены толкование понятия «предмет охраны объекта культурного наследия», условия и порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия как одной из основ установления правового режима земель историко-культурного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT PROTECTION OF OBJECT OF CULTURAL HERITAGE: THE LAND-LEGAL ASPECTS

The author of the article examined the contents of the legal concept of «object of cultural heritage sites», revealed its importance for establishing a legal regime of land of historical and cultural destination. Presented a systematic analysis of the norms of land legislation and legislation on cultural heritage sites, are given suggestions for improvement. Proposed interpretation of the concept object of cultural heritage sites, conditions and procedure for determining the subject of protection of cultural heritage as a pillar of the establishment of the legal regime of land of historical and cultural destination.

Текст научной работы на тему «Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект»

Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект

И.В. Богомяков

преподаватель кафедры политологии и правоведения экономического факультета федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства» (г. Москва)

Илья Владимирович Богомяков, [email protected]

«Предмет охраны объекта культурного наследия» - термин, отражающий в федеральном законодательстве юридически значимые признаки недвижимого памятника истории и культуры как объекта правовой охраны, а соответствующих земельных участков - как земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения. Два названных компонента и составляют содержание правового значения этого понятия. Правовое значение предмета охраны объекта культурного наследия для установления правового режима земель историко-культурного назначения четко отражено в федеральном законодательстве. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1 (далее - Закон об объектах культурного наследия) земельные участки в границах территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр и выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения. Статья 15 этого же закона предусматривает, что включению в единый государственный реестр (далее - реестр) подлежат сведения о предмете охраны объекта культурного наследия, то есть о тех особенностях объекта недвижимого имущества, имеющего историко-культурную ценность, которые и

послужили основанием для включения его в реестр.

Следовательно, в основе содержания понятия «предмет охраны объекта культурного наследия» лежит термин «объект культурного наследия». Определение понятия «объект культурного наследия» дается в статье 3 Закона об объектах культурного наследия. Согласно указанной в этой статье норме к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Этим же законом предусматривается классификация объектов культурного наследия на памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Таким образом, объект культурного наследия по смыслу приведенных норм включает в себя и земельный участок, связанный с ним исторически.

1 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2003, № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 27, ст. 3213; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5554; 2008, № 20, ст. 2251; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616.

По смыслу пункта 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф32 (далее -ЗК РФ) земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Какая-либо деятельность, противоречащая такому назначению, не запрещается. В основе выделения земель историко-культурного назначения как вида категории земель особо охраняемых территорий и объектов лежит их историко-культурное значение (пункт 1 статьи 94 ЗК РФ). В свою очередь, историкокультурное значение таких земель предопределяется характером располагающихся на них объектов. Это, в свою очередь, означает, что целевое назначение земель историко-культурного назначения заключается в том, что они служат пространственнотерриториальным базисом для обеспечения физической сохранности располагающихся на них объектов культурного наследия. По этой причине земельные участки на землях историко-культурного назначения связаны с объектами культурного наследия не только исторически, но и функционально. Такой вывод подтверждается и рядом корреспондирующих пункту 2 статьи 99 ЗК РФ положений Закона об объектах культурного наследия.

Согласно статье 46 Закона об объектах культурного наследия одним из условий сохранения объекта культурного наследия является соблюдение режима использования территории объекта культурного наследия (то есть земельного участка или совокупности земельных участков).

Пункт 1 статьи 52 Закона об объектах культурного наследия, наполняя нормативным содержанием положения статьи 46 этого закона, предусматривает, что физи-

ческие и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Понятия ряда терминов, используемых в названной норме, определяются в статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 (далее - Закон об ООС).

Так, например, природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона об объектах культурного наследия отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулиру-

2 Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 // Со-

брание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 17; № 10, ст. 763; № 30, ст. 3122, 3128; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279,

5282; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31, ст. 4009;

№ 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418; ст. 3597, 3616; № 52, ст. 6236;

2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3582, 3601; № 52 (ч. 1), ст. 6416, 6441.

3 Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 26, ст. 3012; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52 (ч. 1), ст. 6450.

ются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Следовательно, под природной средой понимается прежде всего такой важный ее компонент, как земля. Юридическое понятие «земля» имеет важное значение для уяснения содержания правового режима земель историко-культурного назначения. Это объясняется в первую очередь тем, что в земле как природном объекте и природном ресурсе могут находиться объекты археологического наследия, а также участки археологического культурного слоя, иные предметы, представляющие собой историческую, художественную, культурную ценность и прочно связанные с землей. На земле могут располагаться памятники природы, памятники садово-паркового искусства, уникальные природные и культурные ландшафты. Таким образом, следует согласиться с И.О. Красновой, которая полагает, что понятие «земля» используется в законодательстве для определения прав и обязанностей любых субъектов земельных правоотношений, правового режима земель, необходимых процедур предоставления земель, требований по охране земель4.

В ЗК РФ отсутствует легальное определение термина «земля», содержатся лишь юридически значимые признаки указанного понятия: основа недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1), дифференцированный характер использования (подпункты 7, 8 и 10 пункта 1 статьи 1, статьи 7 и 8), пространственная ограниченность (статья 33) и другие. Не раскрывается содержание этого понятия и в Законе об ООС.

Между тем уяснение содержания юридического понятия «земля» имеет важное значение для установления правового режима земель историко-культурного назначения. Значение земли для обеспечения физической сохранности объектов куль-

турного наследия особо подчеркивается в пункте 1 статьи 33 и пункте 2 статьи 52 Закона об объектах культурного наследия. Прежде всего следует сказать о том, что согласно пункту 1 статьи 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Названная норма имеет первостепенное значение для обеспечения сохранности земель историкокультурного назначения. Во-первых, потому что особой экосистемой может выступать и историко-культурная территория, включающая земельный участок и объект культурного наследия. Во-вторых, земля как основа осуществления хозяйственной и иных видов деятельности может использоваться в целях популяризации объектов культурного наследия (в частности, в целях обеспечения публичной доступности к ним с помощью земельных участков), их музее-фикации, то есть использование объектов культурного наследия и земельного участка как их неотъемлемой части в туристско-рекреационных, музейных и иных целях. Объект культурного наследия не только исторически, но и функционально связан с землей. Следовательно, сохранность земель должна обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, однако от характера использования объекта культурного наследия будет зависеть состояние земель историко-культурного назначения.

Применительно к землям историкокультурного назначения согласно ЗК РФ земля выступает в трех взаимосвязанных значениях: как природный объект, как природный ресурс и как объект недвижимости (объект юридических прав, включая их ограничения и обременения). Как природный объект и природный ресурс земли историкокультурного назначения характеризуются в пунктах 1 и 2 статьи 94 ЗК РФ и в пункте 1 статьи 52 Закона об объектах культурного наследия, как объект недвижимости в виде земельного участка - в пункте 1 статьи 130

4 Земельное право : учебник / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова [и др.]. М. : Проспект, 2006. С. 82.

Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ5 (далее - ГК РФ), статье 99 ЗК РФ, статьях 3, 5,

7, 15-17, пункте 2 статьи 33, статьях 34-38, 46, пунктах 3 и 4 статьи 52, пункте 1 статьи 53, статье 54 Закона об объектах культурного наследия, статье 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-16 . Названные положения определяют правовое регулирование режима использования и охраны земель историко-культурного назначения как комплексное, межотраслевое с учетом того, что земля является непременной и исключительной основой любой недвижимости. Следовательно, принцип исторического и функционального единства объекта культурного наследия и земельного участка, в границах которого он расположен, основан на многофункциональной характеристике земли, отраженной в федеральном земельном законодательстве.

Принцип исторического и функционального единства недвижимого объекта культурного наследия и земельного участка, на котором он расположен, вытекает не только из федерального земельного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия, но и из законодательства некоторых субъектов Российской Федерации.

Так, например, в соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»7 (далее - Закон города Москвы) и преамбулой к нему недвижимые памятники истории и культуры подлежат государственному учету, охране и использованию

как единое целое с их территориями, а также исторически и композиционно связанными с ними недвижимыми и движимыми объектами. Согласно пункту 1 статьи 47 этого закона недвижимые памятники истории и культуры и относящиеся к ним охраняемые земли историко-культурного назначения составляют единый и неделимый комплекс. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закон города Москвы территории недвижимых памятников истории и культуры могут быть использованы только с учетом функционального назначения и использования недвижимых памятников, к которым они относятся. Анализ приведенных положений Закона города Москвы позволяет сделать вывод о том, что в основе правового регулирования использования и охраны объектов культурного наследия лежит все то же триединое и многофункциональное значение земли, о котором говорилось ранее.

Пунктом 1 статьи 54 Закона города Москвы устанавливается, что земельный участок, занятый объектом культурного наследия, является его неотъемлемой частью. Между тем систематическое доктринальное толкование норм пунктов 1 и 2 статьи 94, пунктов 1 и 2 статьи 99 ЗК РФ, статей 2,

3, 5, 7, 17, 33, 35-38, 46, 48, 52 и 54 Закона об объектах культурного наследия и статьи 1 Закона об ООС приводит к выводу, что формально законодатель не включает в содержание понятия «предмет охраны объекта культурного наследия» земельный участок на землях историко-культурного назначения. Однако законодательные акты некоторых субъектов Российской Федерации четко определяют, что в предмет охраны объекта культурного наследия входит и

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; № 9, ст. 773; 1996, № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 12, ст. 1093; № 48, ст. 4737, 4746; 2003, № 52 (ч. 1), ст. 5034; 2004, № 31, ст. 3233; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 43; № 27, ст. 2722; № 30 (ч. 2), ст. 3120; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3993; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2253; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 14, 19, 23; № 7, ст. 775.

6 Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615 ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.

7 Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры : закон города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 // Тверская, 13. 2000. № 41; 2001. № 51; 2009. № 81 ; Вестник мэрии Москвы. 2000. № 27, 2001. № 47; 2009. № 37 ; Ведомости Московской городской Думы. 2000 № 9, 2002. № 1 (ст. 214).

земельный участок, на котором такой объект расположен, например статья 3 Закона Нижегородской области от 3 июля 2007 года № 86-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области»8.

Таким образом, определение предмета охраны объекта культурного наследия является одним из важнейших условий отнесения земельных участков, занятых объектами культурного наследия, к землям историко-культурного назначения. Содержанием предмета охраны объекта культурного наследия являются внешний облик (фасады) памятника истории и культуры, внутренние интерьеры объекта культурного наследия, а также земельный участок, на котором такой объект расположен. Определение предмета охраны объекта культурного наследия имеет большое значение для установления правового режима земель историко-культурного назначения. Требования охраны объекта культурного наследия включают в себя и требования к охране земель историко-культурного назначения (при проведении работ по хозяйственному освоению земельного участка на землях историко-культурного назначения и т. д.). Сведения о предмете охраны объекта культурного наследия подлежат обязательному государственному учету посредством включения сведений о нем в единый государственный реестр объектов культурного наследия (статья 17 Закона об объектах культурного наследия). К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, занятые объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (статья 5 Закона об объектах культурного наследия). Следовательно, отсутствие в едином государственном реестре объектов культурного наследия сведений о предмете охраны объекта культурного наследия означает, что объект

культурного наследия не может считаться включенным в реестр, а соответствующий земельный участок отнесенным к землям историко-культурного назначения.

Правовое значение определения предмета охраны культурного наследия для целей установления правового режима земель историко-культурного назначения состоит в том, что на основе определения предмета охраны объекта культурного наследия устанавливаются вид и пределы использования объекта культурного наследия, а поскольку земельный участок исторически и функционально связан с объектом культурного наследия и является его неотъемлемой частью, соответственно - вид и пределы использования земельного участка, занятого таким объектом.

Поскольку без определения предмета охраны объекта культурного наследия невозможно отнести земельные участки, занятые объектами культурного наследия, к землям историко-культурного назначения, статью 6 Закона об объектах культурного наследия, раскрывающую понятие государственной охраны объектов культурного наследия, целесообразно дополнить абзацами 2, 3 и 4 следующего содержания: «2. Для каждого объекта недвижимого имущества, имеющего историко-культурную ценность, а также исторически и функционально связанного с занимаемым им земельным участком, устанавливается предмет охраны. Для целей регулирования правового режима земель историкокультурного назначения, в частности для установления и изменения видов использования земель и (или) земельных участков в границах указанных земель, под предметом охраны объекта культурного наследия понимается совокупность существенных элементов объекта недвижимости, имеющего историко-культурную ценность, служащих основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории

8 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области : Закон Нижегородской области от 3 июля 2007 года № 86-З // Нижегородские новости. 2007. № 128 (3780) [Правовая среда. 2007. № 50 (838)] ; Нижегородские новости. 2008. № 108 (4000) [Правовая среда. 2008. № 47 (930)] ; Нижегородские новости. 2009. № 128 (4260) [Правовая среда. 2009. № 64 (1050)].

и культуры) народов Российской Федерации. К таким элементам относятся внешний облик объекта культурного наследия (фасады), внутренний интерьер и правовой режим земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия, в части, касающейся определения видов, содержания и пределов использования указанного земельного участка.

3. Предмет охраны объекта культурного наследия определяется для каждого объекта культурного наследия исходя из его историко-культурной ценности (значения) и основанных на ней его типологической и видовой принадлежности, устанавливаемых на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

4. Без определения предмета охраны объекта недвижимости, имеющего историко-культурную ценность, такой объект не подлежит включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, - отнесению к землям историко-культурного назначения».

Также в Законе об объектах культурного наследия целесообразно предусмотреть порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия. В связи с этим указанный закон следует дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

«6.1. Определение предмета охраны объекта культурного наследия.

Определение предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется государственным органом охраны объектов культурного наследия в пределах его полномочий в течение 1 месяца со дня установления границ земельного участка, занимаемого таким объектом. Предмет охраны объекта культурного наследия может определяться на основании результатов историко-культурных исследований».

Поскольку содержание предмета охраны объекта культурного наследия может быть изменено, Закон об объектах культурного наследия целесообразно дополнить статьей 6.2 следующего содержания:

«6.2. Изменение предмета охраны объекта культурного наследия.

Предмет охраны объекта культурного наследия может быть изменен в отношении части земельного участка, в границах которого расположен памятник или ансамбль, в случае если один из составляющих его или ее единичных памятников истории и культуры исключен из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) по решению государственного органа охраны объектов культурного наследия. Предмет охраны достопримечательного места и предмет охраны исторического поселения определяются с учетом градостроительных регламентов, принимаемых соответственно для достопримечательных мест и исторических поселений.

Со дня исключения объекта культурного наследия из реестра из предмета охраны объекта культурного наследия исключается та часть земельного участка, которая была занята исключенным из реестра объектом культурного наследия, и прекращается действие ограничений и обременений прав на земли историко-культурного назначения, предусмотренных настоящим Федеральным законом и земельным законодательством Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА

1. Земельное право : учебник / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова [и др.]. М. : Проспект, 2006.

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1 992 года. № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615 ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; № 9, ст. 773; 1996, № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471;

2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 12, ст. 1093; № 48, ст. 4737, 4746; 2003, № 52 (ч. 1), ст. 5034; 2004, № 31, ст. 3233; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 43; № 27, ст. 2722; № 30 (ч. 2), ст. 3120; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498;

2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3993; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2253; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 14, 19, 23; № 7, ст. 775.

4. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 17; № 10, ст. 763; № 30, ст. 3122, 3128; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279, 5282; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31, ст. 4009; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418; ст. 3597, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3582, 3601; № 52 (ч. 1), ст. 6416, 6441.

5. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213;

2008, № 26, ст. 3012; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52 (ч. 1), ст. 6450.

6. Об объектах культурного наследия

(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2003, № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10, № 52 (ч. 1), 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 27, ст. 3213; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5554; 2008, № 20, ст. 2251; № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616.

7. Основы законодательства Российской федерации о культуре // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615 ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.

8. Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры : закон города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 // Тверская, 13. 2000. № 41, 2001. № 51; 2009. № 81 ; Вестник мэрии Москвы. 2000. № 27, 2001. № 47, 2009. № 37 ; Ведомости Московской городской Думы. 2000 № 9, 2002. № 1 (ст. 214).

9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области : Закон Нижегородской области от 3 июля 2007 года № 86-З // Нижегородские новости. 2007. № 128 (3780) [Правовая среда.

2007. № 50 (838)] ; Нижегородские новости.

2008. № 108 (4000) [Правовая среда. 2008. № 47 (930)] ; Нижегородские новости. 2009. № 128 (4260) [Правовая среда. 2009. № 64 (1050)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.