НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА, УСТАНАВЛИВАЕМОГО В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Вологина Марина Валерьевна, соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин.
Место работы: Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье исследуется понятие правового режима. Дается его характеристика, выявляются отличительные признаки. Особое внимание уделяется рассмотрению режимов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации. Определяются их характерные особенности.
Ключевые слова: правовой режим, чрезвычайная ситуация, чрезвычайное положение.
SOME FEATURES OF THE LEGAL REGIME ESTABLISHED IN CASE OF OCCURRENCE OF AN EMERGENCY SITUATION
Vologina Marina Valerevna, the competitor of chair of civil-law disciplines.
Place of employment: St.-Petersburg university GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. In article the concept of a legal regime is investigated. Its characteristic is given, distinctive signs come to light. The special attention is given to consideration of modes of state of emergency and an emergency situation. Their prominent features are defined.
Keywords: legal regime, emergency situation, state of emergency.
Динамика возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловлена рядом факторов. К наиболее распространенным следует отнести развитие технического прогресса, изменение климата, обострение экономических и политических процессов в мире. Стихийные бедствия, катастрофы могут возникнуть на различной территории и их последствия могут быть краткосрочными и долгосрочными, причиняя вред, как населению, так и экологии.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации, на территории ее возникновения, для ликвидации последствий устанавливается особый правовой режим. Иногда, в средствах массовой информации, ошибочно, его называют режимом чрезвычайного положения. Но, режим введения чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения существенно отличаются друг от друга. Но объединяет их прежде всего то, что чрезвычайная ситуация может стать причиной, или правильнее сказать, юридическим фактом для установления режима чрезвычайного положения. Таким образом, они взаимосвязаны. И, поэтому оба этих режима относятся к особым, чрезвычайным режимам.
Понятие правового режима часто встречается в научной литературе, как одной из важнейших категорий правоведения. Все чаще можно встретить в норматив-
ных правовых актах указание на «таможенный режим», «режим секретности», «льготный режим» и т.п. Но определения понятия правового режима законодательно не закреплено. Слово «режим» многозначно по своему содержанию. В переводе с французского и латинского оно означает:
1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;
2) строго установленный распорядок жизни;
3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности;
4) определенное состояние, положение, статус.
Таким образом, можно определить, что правовой
режим, это разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он по определению, создается, закрепляется, регулируется правом. Вне правовой сферы он немыслим- там действуют иные режимы, не регулируемые юридическими нормами. Также невозможно представить понятие правового режима вне связи с политическими процессами и событиями.
В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;[1.С.258-259] и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;[2.С.185] и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.[3.С.123]
В науке принято различать жесткие и льготные правовые режимы. Как пишет С.С.Алексеев « каждый правовой режим есть все же именно режим: следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».[4.С.244]
Нельзя не согласиться с мнением Н.И. Матузова и А.В. Малько, которые определяют правовой режим, как « не столько результат, сколько систему условий и методик осуществления правового регулирования, определенный « распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей».[5.С.18]
Мы определяем правовой режим как особый способ правового регулирования, выражающийся в особом применении юридических средств, при котором создается определенное социальное состояние и при котором для удовлетворения интересов субъектов права определена степень благоприятности или неблагопри-ятности. Следует выделить основные признаки правового режима:
Правовой режим может быть установлен только Федеральным законом.
Для установления правового режима должна быть сформулирована цель, а также определены временные и пространственные границы, а также субъекты и объекты права.
В условиях действия правового режима должны быть законодательно определены благоприятные или не-
Вологина М.В.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА
благоприятные последствия для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовой режим обусловлен, прежде всего, интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового регулирования, своеобразного правового механизма. Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений.[6. С. 243]
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.
Институт чрезвычайного положения является важным элементом системы конституционного права, что подчеркивает значимость и важность этого института при возникновении экстремальных ситуаций техногенного, экономического и социально-политического характера и необходимостью их правового урегулирования актами высшей юридической силы.
В теории и практики конституционного строительства принято различать понятия «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация».
Современная концепция чрезвычайного положения разработана применительно к демократическому обществу, в котором указанный институт призван выступать в роли средства, способствующего разрешению социально-политических и этно-национальных конфликтов (кризисов).
Поэтому в рамках международного сотрудничества разработаны соответствующие рекомендации для учета их государствами в национальном законодательстве. Весьма аргументированными в этом отношении представляются принципы, определенные в принятом в 1984 г. на Парижской конференции Международной ассоциации юристов (МАЮ) докладе «Минимальные стандарты норм об основных правах человека при исключительном положении»[7.С.24]. Обозначим основные из них:
— провозглашение чрезвычайного положения в государстве, которое официально объявляется и в зависимости от обстановки распространяется на всю территорию государства или ее часть, может быть оправдано лишь действительным наличием критической ситуации для государства или общества, угрожающей жизни нации;
— все нормы, регулирующие чрезвычайное положение, должны быть закреплены в законодательстве заранее, до его объявления;
— в конституции каждого государства должна быть определена процедура объявления чрезвычайного положения. В случае если исполнительная власть имеет конституционную возможность компетентно объявлять о введении чрезвычайного положения, подтверждение об этом законодательной властью должно быть осуществлено в возможно короткие сроки;
— заявление о сроках чрезвычайного положения никогда не должно переходить границы периода, строго требуемого для восстановления нормальной обстановки, причем максимальный срок действия чрезвычайного положения (исключая случаи военной агрессии) узаконивается конституцией;
— законодательная власть должна в равной степени иметь право аннулировать как решение о введении чрезвычайного положения, так и возможность изменить срок его действия. Каждое продление срока чрезвычайного положения должно утверждаться органом законодательной власти и декларироваться до конца истечения первоначально определенного срока;
— в период чрезвычайного положения законодательные функции представительной власти должны оставаться нетронутыми независимо от применения ограничительных мер. Если подошел срок перевыборов, то он переносится до нормализации обстановки и возможности организации выборов согласно конституции;
— чрезвычайное положение не может служить основанием для отступлений государства от положений ст. 6—8 (п. 1 и 2), II, 15, 16 и 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (недопустимость посягательств на «абсолютные» права и свободы);
— акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, должны утрачивать силу одновременно с его прекращением без специального о том уведомления;
— отмена чрезвычайного положения влечет за собой автоматическое восстановление всех прав и свобод, которые были отменены (ограничены), и никакие чрезвычайные меры не должны сохраняться.
Содержание декларативных принципов наводит на мысль, что сам термин «чрезвычайное положение» свидетельствует не столько об обусловленности данного правового режима чрезвычайными обстоятельствами, сколько о специфическом знаке международной общественности: « На территории государства (либо отдельной его части) ограничены конституционные права и свободы граждан!»
Нельзя не признать, что изучению идей концепции чрезвычайного положения в государстве, их становлению и развитию в прошлом не уделялось должного внимания. Следует признать, что институт чрезвычайного положения изначально проявил себя как особая форма диктата, предназначенная для подавления политической активности народных масс и (или) борьбы с политической оппозицией. Еще на закате Римской республики в крайне критических ситуациях сенат издавал senatus consultum ultirnuum ^х.^), который уполномочивал высших магистров прибегать к любым средствам, в том числе и неконституционным, чтобы овладеть ситуацией и сохранить соответствующий политический режим.
Анализ зарубежного законодательства свидетельствует о том, что ограничения прав и свобод в период чрезвычайного положения, как правило: а) не распро-
страняются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.
Исходя из этого даже при введении чрезвычайного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.
Введение чрезвычайного положения сопровождается установлением особого правового режима, практическая реализация которого позволяет быстрее нормализовать обстановку, восстановить законность и правопорядок.
Правовой режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции существующих органов государственной власти и управления по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо возложении этих обязанностей и предоставленных прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения. При этом отступления от существующего правового режима допускаются лишь в определенных рамках, не противоречащих международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения чрезвычайного положения.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате стихийного бедствия или другого опасного природного явления, пожара, аварии, катастрофы, террористического акта, массовых беспорядков, вооруженного или иного опасного конфликта, создающая реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В зависимости от причин (источников) возникновения чрезвычайные ситуации делятся на три вида - природного, техногенного и социального характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера возникают при землетрясениях, наводнениях, ураганах, смерчах, цунами, лавинах, оползнях, лесных и торфяных пожарах, эпидемиях, эпизоотиях и других опасных природных явлениях.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают при крупных промышленных пожарах, взрывах, авариях и катастрофах, влекущих значительное осложнение обстановки. Сюда же следует отнести и экологические катастрофы технологического (технического) происхождения.
Чрезвычайные ситуации социального характера возникают во время массовых беспорядков, при диверсиях и террористических актах, вооруженных мятежах, могут быть обусловлены действиями незаконных вооруженных формирований, крупными конфликтами на почве межнациональных, этнических и религиозных отношений, военными конфликтами и иными экстраординарными обстоятельствами.
Классификация чрезвычайных ситуаций производится с учетом количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушен-
ными условия жизнедеятельности, размеров материального ущерба, границ распространения поражающих и иных негативных факторов. Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094(114), чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Чрезвычайное положение как особый правовой режим вводится в соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. Условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения регулируются вышеназванным конституционным законом.
Условия и порядок введения чрезвычайной ситуации регулируется широким спектром федерального законодательства, что осложняет порядок охраны и защиты конституционных прав граждан. Принимая во внимание, что и чрезвычайное положение и чрезвычайная ситуация относятся к особым, или чрезвычайным, правовым режимам, в которых могут быть ограничены и ограничиваются конституционные права граждан, полагаем необходимым принятие Федерального Конституционного закона «О правовом режима чрезвычайной ситуации».
Список литературы:
1. Исаков В.Б. Механизма правового регулирования и правовые режима //Проблемы теории государства и права. М., 1987.
2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве .М., 1989.
3. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
4. Алексеев С.С. Теория права.2-е изд. М., 1995.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики.//Правоведение.-1996.-№ 1.
6. Алексеев С.С. Теория права.2-е изд. М., 1995.
7. Subrata R.C. The rule of law in a state of emergency: the Paris minimum standarts of human rights norms in a tate of emergency, 1989.