УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10029
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
И ЭКСТРЕМИЗМУ
Азамат Мухажидович ФАКОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье при анализе юридической литературы и нормативных правовых актов о подготовке сотрудников полиции высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномочий сотрудников полиции, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; все иные федеральные законы РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты в части регулирования полномочий сотрудников полиции не могут противоречить Федеральному закону РФ от 28 января 2011 г.; полномочиями по противодействию экстремизму и терроризму могут наделяться наиболее подготовленные сотрудники полиции; полномочия сотрудников полиции по противодействию экстремизму и терроризму предполагают специальную подготовку, в том числе и с овладением основных положений теологии.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г., сотрудник полиции, экстремизм, терроризм, противодействие, теология.
Annotation. In the article, when analyzing the legal literature and regulatory legal acts on the training of police officers, several judgments have been expressed: a normative legal act specifically designed to regulate the powers of police officers is the Federal law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011; all other Federal laws of the Russian Federation, as well as subordinate normative legal acts in terms of regulating the powers of police officers may not contradict the Federal law of January 28, 2011; the powers to counter extremism and terrorism may be vested in the most trained police officers; the powers of police officers to counter extremism and terrorism including mastering the basic provisions of theology.
Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Federal law «On police» of January 28, 2011, Federal law «On education in the Russian Federation» of December 21, 2012, police officer, extremism, terrorism, counteraction, theology.
Предметом данной статьи являются полномочия сотрудников полиции по противодействию терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномо-
чий сотрудников полиции и по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ1, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.2.
О специальной подготовке сотрудников полиции речь идет в нескольких статьях Федераль-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
ного закона РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.: ст. 11 «Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем», ст. 28 «Основные права сотрудника полиции»; подп. 11 ст. 28 — «...на подготовку и дополнительное профессиональное образование».
Положения Федерального закона РФ от 28 января 2011 г. детализированы в подзаконных нормативных правовых актах, также специально предназначенных для регулирования полномочий сотрудников полиции.
В первую очередь обращаем внимание на Указ Президента РФ «Вопросы организации полиции» от 1 мая 2011 г. № 2503.
Приведем и иные подзаконные нормативные правовые акты: постановление Правительства РФ «О безвозмездной подготовке сотрудников органов внутренних дел (полиции) африканских государств в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 14 февраля 2009 г. № 1294; постановление Правительства РФ «Об установлении ежегодных квот приема на обучение на безвозмездной и льготной основе сотрудников органов внутренних дел (полиции) государств — участников Содружества Независимых Государств в образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 30 марта 2009 г. № 2585.
Всякая специальная подготовка сотрудников полиции предполагает учет и еще одного федерального закона — Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.6.
Среди полномочий сотрудников полиции особо выделяем полномочия по противодействию7 терроризму и экстремизму8.
Названные полномочия предполагают специальную подготовку сотрудников полиции, в том числе и с овладением основных положений теологии.
На это же обращает внимание и А.В Целуй-ко: «Современное состояние преступности требует от международного сообщества разработки и реализации комплекса мер по противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность объектов транспорта. От тех, кто находится на острие борьбы с преступностью, во всех ее проявлениях, в том числе и на объектах транспорта, зависят во многом и безопасность государства, и жизнь конкретных людей. Все это
напрямую касается и Российской Федерации, для которой обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры является проблемой гораздо более важной, чем для большинства стран мира, вследствие размеров территории, наличия всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного). Кроме того, исторически предопределено место России в международном разделении труда как государства-транзитера, являющегося связующим звеном между Европой и Азией, а также Северной Америкой через небольшое пространство Берингова пролива. Вступление России в ВТО делает еще более актуальным развитие транспортной инфраструктуры, поскольку нагрузка на транспортные каналы возрастет в несколько раз в течение ближайших лет, в связи с этим можно предполагать возрастание числа посягательств на перевозимые грузы. Следовательно, возрастает роль обеспечения транспортной безопасности на территории Российской Федерации»9.
Представляют несомненный интерес суждения известнейшего в Российской Федерации специалиста в области истории государства и права И.А. Исаева: «Процессы исчезновения традиционных ценностей приводят к применению содержания права в целом. Учитываются формальные элементы и происходит искажение правовой реальности. Понятие «благо» сближается с категориями целесообразности в ущерб причинам законности. Из сферы права исчезают этическая составляющая и нравственные ориентиры. «Обилие блага» становится фактором, подчиняющим себе индивидуальные интересы и личность»; «Кризис ценностей, соотношение добра и зла касался не только ценностей, но и самого бытия. Только рациональный порядок нереален; он может царствовать только «в мире теней, образов, абстрактных фигур, видимостей». Реально лишь разумное»; «Замена ценностей интересом, этой ведущей мотивацией либеральной эпохи, могла произойти только в контексте тотальной индивидуализации и отчуждения»10.
Ныне в Российской Федерации11 роль теологии возрастает, что подтверждается целым рядом нормативных правовых актов.
Так, в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном приказом Министра образования и науки РФ № 1061 от 12 сентября 2013 г.12, обнаруживаем следующую запись: «48.00.00 — Теология».
Приказ Министра образования и науки РФ № 1061 от 12 сентября 2013 г. фактически дета-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
лизирован в одноименном подзаконном нормативном правовом пакте: в приказе Министра образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» № 317 от 15 апреля 2014 г.13: «В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 ... и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 ... приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
По существу аналогичными являются и иные подзаконные нормативные правовые акты: приказ Министра образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)» № 124 от 17 февраля 2014 г.14; приказ Министра образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 Теология (уровень магистратуры)» № 125 от 17 февраля 2014 г.15; приказ Министра образования и науки РФ «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» № 1027 от 23 октября 2017 г.16.
Таким образом, полномочия сотрудников полиции по противодействию экстремизму и терроризму предполагают специальную подготовку, в том числе и с овладением основных положений теологии.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномочий сотрудников полиции, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.
Во-вторых, все иные федеральные законы РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты в части регулирования полномочий
сотрудников полиции не могут противоречить Федеральному закону РФ от 28 января 2011 г.
В-третьих, полномочиями по противодействию экстремизму и терроризму могут наделяться наиболее подготовленные сотрудники полиции.
В-четвертых, полномочия сотрудников полиции по противодействию экстремизму и терроризму предполагают специальную подготовку, в том числе и с овладением основных положений теологии.
1 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30;
Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.
2 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2018. № 11. Ст. 1591.
3 Там же. № 10. Ст. 1336; 2016. № 50. Ст. 7078.
4 Там же. 2009. № 8. Ст. 990.
5 Там же. № 14. Ст. 1644.
6 Там же. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598; 2018. № 11. Ст. 1591.
7 Мы разделяем суждение тех ученых, которые в качестве альтернативы доктрине борьбы с преступностью предлагают иную доктрину — доктрину противодействия преступности (см. об этом, напр.: Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35—36).
8 Подроб. об этом см., напр.: Терроризм. Борьба и проблемы противодействия: Учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. / Под ред. С.А. Солодовникова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, Закон и право, 2015;
Методика расследования преступлений экстремистской направленности: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016;
Галузо В.Н, Эриашвили Н.Д. О противодействии терроризму (финансово-правовой и сравнительно-правовой аспекты) // Междунар. журнал «Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики». 2016. № 2. С. 19—25.
9 Целуйко А.В. К вопросу о подготовке квалифицированных сотрудников транспортной полиции к действиям в условиях проведения массовых спортивных мероприятий // Транспортное право. 2013. № 2. С. 2—4.
10 Исаев И.А. Выветривание ценностей: благо и законность // История государства и права. 2014. № 13. С. 3—10.
11 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).
12 Рос. газ. 2013. 1 ноября.
13 Там же. 2014. 22 мая.
14 Там же. 7 мая.
15 Там же. 14 мая.
16 http://www.pravo.gov.ru
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018